Критерии и нормы оценивания по ИЗО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (1-4 классы)
Отметка «5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает
между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка «4»
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при
изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее
характерное.
Отметка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка «2»
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Отметка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в
начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть
приравнена к оценке «2».
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма
программного материала;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного
материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы.
- Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний)
и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации.
- Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать

материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя.
- Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,
справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные
знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала, материал
излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает
одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на
практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры
устной речи, использовать научные термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой,
учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает
медленно).
Отметка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в
усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Отметка «2» ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;

- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
- По окончанию устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение
других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Практическая работа оценивается по нескольким показателям:
а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;
б) графические выразительные особенности, композиционное решение,
живописное решение (можно поставить две оценки).
Отдельно оценивается трудолюбие — это добросовестное отношение к
домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы,
бережное и экономное отношение к художественным материалам и
инструментам, выполнение отдельных поручений (работа лаборанта, роль
главного художника и т.п.).
Отметка «5» ставится, когда ученик:
- - уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу
обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;
- полностью овладел программным материалом, связывает графическое и
цветовое решение с основным замыслом изображения;
- правильно решает композицию, правила перспективы, передачу
пропорций и объема, отражает в своих рисунках единство формы и декора;
- интересуется учебным предметом, творчески подходит к выполнению
задания, своевременно выполняет задания;
- отстаивает свое мнение по поводу рассматриваемого произведения,
ведет поисковую работу по подбору иллюстративного материала;
- ошибок в изображении не делает, но допускает неточности.
Отметка «4» ставится, когда ученик:
- уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения
(допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу
выполнена;
- полностью овладел программным материалом, связывает графическое и
цветовое решение с основным замыслом изображения, допуская затруднения в
решении композиции, построения перспективы, передачи пропорций и объема;
- проявляет интерес к учебному предмету, своевременно выполняет
задания;
- допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых
требует периодической помощи учителя.
Отметка «3» ставиться, когда ученик:
- уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу
обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не
полностью);

- основной материал знает нетвердо, при выполнении задания нуждается
в помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной
части учебного материала.
Отметка «2» ставится, когда ученик:
- уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения,
и учебная задача по методу не выполнена
Критерии, определяющие степень усвоения базовых знаний, умений,
навыков в области изобразительного искусства
Для рисунка с натуры:
Композиционное расположение изображения (1-4 классы): изображение
не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется на листе
бумаги).
Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке (1
- 4 классы): правильное изображение, соответствующее действительному
общему пространственному положению объекта, его направлению в
пространстве.
Передача в рисунке пропорций объекта изображения (1-4 классы):
правильная передача пропорций (пропорции на изображении
соответствуют реальным пропорциям натуры в зависимости от конкретной
точки зрения).
Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов)
изображения (1 -4 классы): правильная передача в рисунке конструктивного
строения объекта изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа
строения натуры).
Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения (4
класс): правильная передача в рисунке перспективного сокращения объекта
(рисунок выполнен в угловой или фронтальной перспективе, правильно
определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения
плоскостей).
Передача в рисунке цвета натуры (1-4 классы): правильная передача цвета
(цвет изображения соответствует действительному цвету натуры), отношений
цветовых тонов, которые являются результатом восприятия действительного
цвета натуры, обусловленного особенностями освещения, воздушной
перспективы, окраской окружающих предметов и т.д.
Передача светотени в рисунке (4 класс): правильная передача светотени
(наличие в рисунке градаций светотени - света, тени, полутени, рефлексов,
бликов, соответствующих действительным градациям светотени в натуре).
Передача в рисунке объема изображаемого объекта (4 класс): объем
изображаемого объекта передается с помощью светотени, перспективного
сокращения формы в пространстве, с использованием закономерностей
воздушной перспективы.

Для рисунков на темы и эскизов иллюстраций:
Композиционное
решение
темы
(1-4
классы):
правильное
композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь
элементов композиции, выявлен сюжетно-композиционный центр, действие
компонуется в заданном формате листа бумаги).
Изображение пространства в рисунке (1-4 классы): правильное
изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов
изображаются ниже, дальних предметов - выше относительно нижнего края
листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам,
но удаленных предметов).
Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (4
класс): правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов
изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения
изображаемых объектов).
Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов
(4 класс): правильная передача в рисунке перспективного сокращения
изображаемых объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта,
точка схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых
объектов).
Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов (1-4 классы):
правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в
тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в
действительности).
Передача в рисунке цвета объектов (1-4 классы): правильная передача
цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов
соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции
наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен).
Передача в рисунке светотени (4 класс): правильная передача светотени
(наличие на изображаемых объектах градаций светотени - света, тени,
полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям
светотени на этих объектах).
Передача в рисунке объема изображаемых объектов (4 класс): объем
изображаемых объектов передается с помощью светотени, использования
закономерностей линейной и воздушной перспективы.
Для декоративных рисунков (1-4 классы): Композиционное решение
орнамента (узора): правильное композиционное решение орнамента (в рисунке
выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее
движение элементов узора).
Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного
мира в декоративные.
Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный.
Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы
узора линию симметрии и ритм.

Общими критериями для всех видов рисунков (1-4 классы) являются:
Самостоятельность в выполнении рисунка.
Выразительность рисунка.
Способ выполнения рисунка: правильный (эффективный) способ
выполнения рисунка - от общего к частному и от частного снова к общему;
выполнение предварительного эскиза, использование схем, линий построения
рисунка.
Эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку.
Отметка «5» - точное и полное выполнение всех заданий
Отметка «4» - неполные, но правильные ответы на все вопросы, или
невыполнение одного из заданий при точных и развѐрнутых ответах на
остальные.
Отметка «3» - неточное выполнение трѐх и более заданий, выполнение
двух заданий при точном выполнении остальных.
Отметка «2» - невыполнение трѐх заданий и более заданий.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(5-7 классы)
Система
оценивания
художественно-творческих
достижений
обучающихся позволяет:
- формировать основы художественной культуры обучающихся, как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения;
- освоить художественную культуру во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей воплощенных в пространственных формах (фольклорное
художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- приобретать опыт работы различными художественными материалами в
разных техниках и видах визуально-пространственных искусств;
- осознать значение искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности, к
умению выполнять проектную деятельность.
Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна
обучающемся.
Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки
художественной работы перед выполнением творческого задания.
На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация
обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое,
нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При

освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод
копирования.
5 класс
Отметка «4» и «5» ставится, если обучающийся:
- умеет
самостоятельно
выделять
особенности
уникального
крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов и
мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- демонстрирует знания по стилистическим особенностям декоративного
искусства разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней
Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- имеет представление о техниках и материалах исполнения современных
видов декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика,
ковка, литье, гобелен, и т. д.);
- самостоятельно выделяет в произведениях декоративно-прикладного
искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных,
декоративных, изобразительных элементов, а также видит единство материала,
формы и декора;
- умело пользуется языком декоративно-прикладного искусства,
принципами декоративного обобщения,
- самостоятельно составляет декоративные, орнаментальные композиции
в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных
или геометрических элементов;
- применяет полученные знания в создании художественно-декоративных
объектов предметной среды, объединенных единой стилистикой (предметы
быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- усвоил истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
- узнает несколько народных художественных промыслов России;
- владеет навыками копирования в процессе создания плоскостных
декоративных композиций;
- понимает место и значение декоративно-прикладного искусства в жизни
человека и общества.
6 класс
Отметка «4» и «5» ставится, если обучающийся:
- показывает глубокие, всесторонние знания о месте и значении
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- имеет представление о многообразии образных языков искусства и
особенностях видения мира в разные эпохи;

устанавливает
взаимосвязь
реальной
действительности
с
художественным изображением в искусстве и воплощением еѐ в
художественный образ;
- знает и излагает имена выдающихся художников, произведений
искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и
отечественном искусстве;
- выделяет особенности творчества великих русских художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- свободно владеет красками (гуашь и акварель), несколькими
графическими материалами (карандаш, тушь), навыками лепки, коллажными
техниками;
- применяет полученные знания в построении конструктивной формы
предмета, плоского и объемного изображения предмета;
- демонстрирует первичные знания по правилам построения линейной и
воздушной перспективы;
- владеет общими понятиями построения головы человека;
- самостоятельно использует в качестве средств выразительности
соотношения пропорций и характера освещения предмета, цветовые отношения
при изображении с натуры, по представлению и памяти;
- самостоятельно создает творческие композиционные в разных
материалах с натуры, по памяти и воображению;
- воспринимает произведения искусства и аргументировано анализирует.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- усвоил основные виды и жанры изобразительного искусства,
- имеет представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и
натюрморта в истории искусства;
- показывает недостаточность знаний в основных средствах
художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно,
тон, цвет, форма, перспектива), особенностях ритмической организации
изображения;
- имеет затруднения в создании художественного образа, выполняя
изображение по образцу.
7 класс
Отметка «4» и «5» ставится, если обучающийся:
- демонстрирует знания о жанровой системе в изобразительном искусстве
и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения
мира, а следовательно, и способов его изображения;
- показывает всесторонние знания композиции, как целостном и образном
строе произведения, выразительном значении размера произведения, значении
каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- умеет видеть поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в
творчестве художников;
- выделяет существенные признаки в историческим художественном
процессе, в существовании стилей и направлений в искусстве ,а так же роли
творческой индивидуальности художника;
- реализует собственную индивидуальность при передаче пропорций и
движения фигуры человека с натуры и представлению;
- развивает навыки наблюдательности, способности образного видения
окружающей ежедневной жизни, формирующих чуткость и активность
восприятия реальности;
- самостоятельно использует творческий опыт в построении тематических
композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала,
- применяет авторскую позицию выбранной тематике и поиску способа ее
выражения в творческой работе.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- усвоил знания о роли и истории тематической картины в
изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр
в искусстве);
- имеет затруднения в использовании полученных знаний, необходимых
для выполнения творческой деятельности;
- копирует пропорции фигуры человека по образцу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся 5,6,7 классов:
- не знает и не понимает значительною часть (более половины) учебного
материала;
- не умеет применять предметные и универсальные учебные действия
выполнении самостоятельной творческой деятельности;
- выполнил творческую самостоятельную работу не по теме урока,
небрежно - не приступал к выполнению творческой работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».