ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (1-4 классы) Отметка «5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Отметка «4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; - умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее характерное. Отметка «3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; - допускает неточность в изложении изученного материала. Отметка «2» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока. Отметка «1» Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2». Устный ответ Отметка «5» ставится, если ученик: - Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; - Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. - Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. - Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. - Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; - Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Отметка «4» ставится, если ученик: - Показывает знания всего изученного программного материала, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. - Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать научные термины; - Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Отметка «3» ставится, если ученик: - Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; - Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; - отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Отметка «2» ставится, если ученик: - не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - не делает выводов и обобщений. - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; - или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. - По окончанию устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Практическая работа оценивается по нескольким показателям: а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность; б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки). Отдельно оценивается трудолюбие — это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (работа лаборанта, роль главного художника и т.п.). Отметка «5» ставится, когда ученик: - - уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена; - полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; - правильно решает композицию, правила перспективы, передачу пропорций и объема, отражает в своих рисунках единство формы и декора; - интересуется учебным предметом, творчески подходит к выполнению задания, своевременно выполняет задания; - отстаивает свое мнение по поводу рассматриваемого произведения, ведет поисковую работу по подбору иллюстративного материала; - ошибок в изображении не делает, но допускает неточности. Отметка «4» ставится, когда ученик: - уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу выполнена; - полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения, допуская затруднения в решении композиции, построения перспективы, передачи пропорций и объема; - проявляет интерес к учебному предмету, своевременно выполняет задания; - допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя. Отметка «3» ставиться, когда ученик: - уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью); - основной материал знает нетвердо, при выполнении задания нуждается в помощи учителя и частичного применения средств наглядности; - обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала. Отметка «2» ставится, когда ученик: - уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу не выполнена Критерии, определяющие степень усвоения базовых знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства Для рисунка с натуры: Композиционное расположение изображения (1-4 классы): изображение не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется на листе бумаги). Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке (1 - 4 классы): правильное изображение, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве. Передача в рисунке пропорций объекта изображения (1-4 классы): правильная передача пропорций (пропорции на изображении соответствуют реальным пропорциям натуры в зависимости от конкретной точки зрения). Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов) изображения (1 -4 классы): правильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения натуры). Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения (4 класс): правильная передача в рисунке перспективного сокращения объекта (рисунок выполнен в угловой или фронтальной перспективе, правильно определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения плоскостей). Передача в рисунке цвета натуры (1-4 классы): правильная передача цвета (цвет изображения соответствует действительному цвету натуры), отношений цветовых тонов, которые являются результатом восприятия действительного цвета натуры, обусловленного особенностями освещения, воздушной перспективы, окраской окружающих предметов и т.д. Передача светотени в рисунке (4 класс): правильная передача светотени (наличие в рисунке градаций светотени - света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени в натуре). Передача в рисунке объема изображаемого объекта (4 класс): объем изображаемого объекта передается с помощью светотени, перспективного сокращения формы в пространстве, с использованием закономерностей воздушной перспективы. Для рисунков на темы и эскизов иллюстраций: Композиционное решение темы (1-4 классы): правильное композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь элементов композиции, выявлен сюжетно-композиционный центр, действие компонуется в заданном формате листа бумаги). Изображение пространства в рисунке (1-4 классы): правильное изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов - выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов). Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (4 класс): правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения изображаемых объектов). Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (4 класс): правильная передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта, точка схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов). Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов (1-4 классы): правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности). Передача в рисунке цвета объектов (1-4 классы): правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен). Передача в рисунке светотени (4 класс): правильная передача светотени (наличие на изображаемых объектах градаций светотени - света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени на этих объектах). Передача в рисунке объема изображаемых объектов (4 класс): объем изображаемых объектов передается с помощью светотени, использования закономерностей линейной и воздушной перспективы. Для декоративных рисунков (1-4 классы): Композиционное решение орнамента (узора): правильное композиционное решение орнамента (в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора). Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные. Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный. Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора линию симметрии и ритм. Общими критериями для всех видов рисунков (1-4 классы) являются: Самостоятельность в выполнении рисунка. Выразительность рисунка. Способ выполнения рисунка: правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному и от частного снова к общему; выполнение предварительного эскиза, использование схем, линий построения рисунка. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку. Отметка «5» - точное и полное выполнение всех заданий Отметка «4» - неполные, но правильные ответы на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развѐрнутых ответах на остальные. Отметка «3» - неточное выполнение трѐх и более заданий, выполнение двух заданий при точном выполнении остальных. Отметка «2» - невыполнение трѐх заданий и более заданий. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (5-7 классы) Система оценивания художественно-творческих достижений обучающихся позволяет: - формировать основы художественной культуры обучающихся, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; - освоить художественную культуру во всем многообразии ее видов, жанров и стилей воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); - приобретать опыт работы различными художественными материалами в разных техниках и видах визуально-пространственных искусств; - осознать значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; - сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности, к умению выполнять проектную деятельность. Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна обучающемся. Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки художественной работы перед выполнением творческого задания. На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое, нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод копирования. 5 класс Отметка «4» и «5» ставится, если обучающийся: - умеет самостоятельно выделять особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); - демонстрирует знания по стилистическим особенностям декоративного искусства разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века); - имеет представление о техниках и материалах исполнения современных видов декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, и т. д.); - самостоятельно выделяет в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видит единство материала, формы и декора; - умело пользуется языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, - самостоятельно составляет декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - применяет полученные знания в создании художественно-декоративных объектов предметной среды, объединенных единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи). Отметка «3» ставится, если обучающийся: - усвоил истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - узнает несколько народных художественных промыслов России; - владеет навыками копирования в процессе создания плоскостных декоративных композиций; - понимает место и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. 6 класс Отметка «4» и «5» ставится, если обучающийся: - показывает глубокие, всесторонние знания о месте и значении изобразительного искусства в жизни человека и общества; - имеет представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; устанавливает взаимосвязь реальной действительности с художественным изображением в искусстве и воплощением еѐ в художественный образ; - знает и излагает имена выдающихся художников, произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - выделяет особенности творчества великих русских художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; - свободно владеет красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), навыками лепки, коллажными техниками; - применяет полученные знания в построении конструктивной формы предмета, плоского и объемного изображения предмета; - демонстрирует первичные знания по правилам построения линейной и воздушной перспективы; - владеет общими понятиями построения головы человека; - самостоятельно использует в качестве средств выразительности соотношения пропорций и характера освещения предмета, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и памяти; - самостоятельно создает творческие композиционные в разных материалах с натуры, по памяти и воображению; - воспринимает произведения искусства и аргументировано анализирует. Отметка «3» ставится, если обучающийся: - усвоил основные виды и жанры изобразительного искусства, - имеет представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; - показывает недостаточность знаний в основных средствах художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностях ритмической организации изображения; - имеет затруднения в создании художественного образа, выполняя изображение по образцу. 7 класс Отметка «4» и «5» ставится, если обучающийся: - демонстрирует знания о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; - показывает всесторонние знания композиции, как целостном и образном строе произведения, выразительном значении размера произведения, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; - умеет видеть поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; - выделяет существенные признаки в историческим художественном процессе, в существовании стилей и направлений в искусстве ,а так же роли творческой индивидуальности художника; - реализует собственную индивидуальность при передаче пропорций и движения фигуры человека с натуры и представлению; - развивает навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующих чуткость и активность восприятия реальности; - самостоятельно использует творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, - применяет авторскую позицию выбранной тематике и поиску способа ее выражения в творческой работе. Отметка «3» ставится, если обучающийся: - усвоил знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр в искусстве); - имеет затруднения в использовании полученных знаний, необходимых для выполнения творческой деятельности; - копирует пропорции фигуры человека по образцу. Отметка «2» ставится, если обучающийся 5,6,7 классов: - не знает и не понимает значительною часть (более половины) учебного материала; - не умеет применять предметные и универсальные учебные действия выполнении самостоятельной творческой деятельности; - выполнил творческую самостоятельную работу не по теме урока, небрежно - не приступал к выполнению творческой работы.