Критерии и нормы оценивания по истории и обществознанию

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Формы контроля: устный ответ на уроке, анализ иллюстрации, работа с картой, работа с
текстом, сообщение, тест, проект, понятийный диктант, составление таблиц, подготовка
реферата, эссе, сообщения, познавательные задания, проверка домашнего задания по
вопросам.
Критерии оценки знаний учащихся по истории
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет
предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому
источнику;
• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России
и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь
принципом историзма;
• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей
(значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое
мнение;
• применять исторические знания при анализе различных проблем современного
общества;
• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической
лексики;
• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе
допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;
• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими
умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует общие представления об историческом процессе;
• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на
основе частичного использования необходимых умений;
• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких
знаний либо отказался отвечать.
Требования к оценке:
оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,
оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
оценка должна быть всесторонней.
Критерии оценки тестового задания:
100-85% - отлично «5»;
84--75% - хорошо «4»
74-51% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• установил тип источника и время (дату) его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и
раскрыл поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей
(география, искусство и т.д.)
для объяснения содержания исторического источника;
• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с
использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный
жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• определил тип источника и историческую эпоху его появления;
• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и
пояснил поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с
аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на
информацию источника;
• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на
вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2»выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;
• или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую
терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.),
пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя
картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и
явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической
информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.
Критерии оценивания решения познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы
следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между

существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и
обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность
предлагаемого решения; предвидеть последствия определенных социальных действий.
Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения
соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без
использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный
опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с
обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием
исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании
исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на
бытовом уровне без аргументации.
Критерии оценивания исторических диктантов.

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-5 ошибки или 50-60% правильных ответов

«2»

6 и более ошибок или 15-39% правильных ответов

Критерии оценивания сочинений (эссе).
При оценивании данного вида работы необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии
проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или
без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или
собственный опыт.
Отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция , отношение)
при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с
обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция,
отношение)при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием
исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования
не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты.
Отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция,
отношение)при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта при формальном
использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на
бытовом уровне без аргументации.
Критерии оценивания проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
1.
2.
3.
4.
5.

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
Проект оформлен в соответствии с требованиями.
Проявлены творчество, инициатива
Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.

Повышенный уровень - Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные
ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в
оформлении.
3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)
Высокий уровень -Отметка «5»
Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и
установок, качественно, творчески и эстетично.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются
незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3»
Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или
неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.

Низкий уровень - Отметка «2»
Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении
допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Критерии оценивания сообщения учащихся
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:
1.Соответствие содержания заявленной теме
2.Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.
3.Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

4.Свободное владение монологической литературной речью.
5.Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение,удовлетворяющий темже
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
базовый уровень (Отметка «3») ставится,если ученик обнаруживает знание ипонимание
основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает
неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет
монологической речью.
Низкий уровень (Отметка «2»)ставится,если ученик обнаруживает незнание
большейчасти излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Формы дополнительного оценивания.
Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по
предмету и не являются обязательными, потому оценивается только положительными
отметками «5», «4», «3».
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний
(порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов
человеческой деятельности.
Творческие задания (проекты) оцениваются по следующим критериям:













самостоятельность работы над проектом;
обоснование выбора темы и ее актуальность;
практическая значимость работы;
оригинальность решения проблемы;
артистизм и выразительность выступления;
глубина и широта знаний по проблеме;
компетентность докладчика (ответы на вопросы);
использование наглядности и технических средств;
грамотное использования терминологии;эстетическое оформление работы с
рисунками, фотографиями;
презентация по выбранной теме, найденная в Интернете должна быть творчески
переработана, дополнена учащимся, иллюстрации и сочинения должны быть
созданы самими детьми
успешная презентация перед одноклассниками.

Виды проектов:




учебно-познавательные (стенгазеты, публичные выступления с сообщениями,
докладами, самостоятельно найденными справочными материалами и др.);
сценарии постановок, внеклассных мероприятий, конкурсов и т.д.;
иллюстрации к изученной теме;



сочинения на изученную тему.

Отметка зависит от количества набранных баллов:
Требования к составлению проектов-кроссвордов и нормы их оценивания.
Объѐм, количество слов (учитель заранее оговаривает необходимое количество
слов) – до 2 баллов.
Оформление – до 3 баллов.
Аккуратность оформления – до 2 баллов.
Умение презентовать – до 2 баллов.
Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов.
Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов. Если кроссворд
составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться.
Орфографическая правильность – до 1 балла.
Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2
баллов.
Ключи к кроссворду – до 1 балла.
Нормы оценивания кроссвордов.
17 – 15 баллов – оценка “отлично”
13-15 баллов – оценка “хорошо”
10-13 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на
отметку “3” позволяет решить кроссворд).

Рефераты по специально заданным темам или по выбору учащихся.
Отметка «5»:





умение выбрать главное и конкретное
работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует
исторические и обществоведческие термины, понятия, хорошо знает
деятельность изучаемых личностей,
разбирается в исторических событиях, умеет их анализировать, высказывает
личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает
рисунки – при необходимости).

Отметка «4»:



работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в
формулировке исторических и обществоведческих понятий, терминов,
учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».