Критерии и нормы оценивания по русскому языку

РУССКИЙ ЯЗЫК (5-11 классы)
«Нормы оценки» призваны обеспечивать одинаковые требования к
знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, в них
устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и
письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания,
содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам,
над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках
русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний
учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять
собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему,
показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик
- полно излагает изученный материал, дает правильное определение
языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик
- дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5»,
но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 -2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения
и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик
- обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
- Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые
являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный
ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока
(выводится поурочный балл).
Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые
должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными
по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по
определенной теме, должен включать основные орфограммы или
пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее
приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют
подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых
изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены
не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм
включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом
количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать
соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс

Объѐм текста
(количество
слов)

Количество
орфограмм

Количество
пунктограмм

Количество
слов
с
непроверяемыми
и
труднопроверяемыми
написаниями

5

90-100

12

2-3

не более 5 слов

6

100-110

16

3-4

не более 7 слов

7

110-120

20

4-5

не более 7 слов

8

120-150

24

10

не более 10 слов

9

150-170

24

15

не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь
изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее
чем на двух- трѐх предыдущих уроках).
До конца первого триместра (а в 5 классе - до конца I полугодия)
сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические
и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
К негрубым1 относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за
одну.
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации;
6) описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова,
например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля»
(вместо земля).
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании ы и и после приставок;
5) в случаях трудного различия не и ни

(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать
ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как
и др.);
6) в собственных именах нерусского происхождения;
7) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
8) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также п о в т о р я е м о с т ь и
о д н о т и п н о с т ь ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же
слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют,
борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить,
резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая
следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном
непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за
одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на
пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление
неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная
оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант
оценивается одной отметкой.
Контрольная работа (диктант)
Оценка орфографические / пунктуационные ошибки дополнительные
задания (фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)
«5» 0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая) выполнены верно все
задания
«4»
2/2; или 1/3; или 0/4;
3/0 (если среди них есть однотипные) правильно выполнено не менее %
заданий
«3»
4/4; или 3/5; или 0/7;
в 5 кл. допускается: 5/4;
6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые) правильно выполнено
не менее половины заданий

«2» до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 не выполнено более половины
заданий
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и
дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке
контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Класс Количество слов
Оценка
Критерии оценивания контрольного
словарного диктанта
5

15-20

«5»

нет ошибок

6

20-25

«4»

1-2 ошибки

7

25-30

«3»

3-4 ошибки

8

30-35

«2»

5-7 ошибок

9

35-40
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и

последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С
помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,
темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Класс

Примерный
объѐм
подробного изложения

5

100 - 150 слов

0,5 - 1страница

6

150 - 200 слов

1 - 1,5 страницы

7

200 - 250 слов

1,5 - 2 страницы

8

250 - 350 слов

2 - 3 страницы

9

350 - 450 слов

3 - 4 страницы

текста

для Примерный
сочинений

объѐм

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах
может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не
проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к
примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая
ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки
считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда
проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом
случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим
критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки творческой работы (сочинение, изложение)
Оценка
Содержание и речь ( 0 недочѐт в содержании - Грамотность 0 орф.
0 речевой недочѐт)
ош.- 0 пунк. ош. - 0
гр ош.
1.
Содержание
работы
полностью
соответствует
теме.
Допускается: 1 - 0 - 0
«5»

«4»

2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность
текста.
В целом в работе допускается: 1 недочѐт в содержании
и — 1-2 речевых недочѐта

или 0 - 1 - 0 или 0 - 0
-1

1. Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
3.
Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.

Допускается: 2 - 2 - 0
или 1 - 3 - 0 или 0 - 4
-2

«3»

«2»

4.
Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается: 2 недочета в содержании
— 3-4 речевых недочета
1. В работе допущены существенные отклонения от
темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
3.
Допущены
отдельные
нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается: 4 недочета в содержании
— 5 речевых недочетов
1. Работа не соответствует теме.
2.
Допущено
много
фактических
неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь между ними,
часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабовыраженной
связью между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в
работе допущено:
6 недочетов в содержании — до 7 речевых недочетов

Допускается: 4 - 4 - 0
или 3 - 5 - 0 или 0 - 7
- 4 в 6 классе: 5 - 4 - 4

Допускаются: 7 - 7 0 или 6 - 8 - 0 или 5 9 - 0 или 8 - 6 - 0 а
также 7
грамматических
ошибок

Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность
замысла
ученического
сочинения,
уровень
его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один
балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в
настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов,
увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.
Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2
пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2- 3- 2;
2- 2- 3; «3» ставится при соотношениях: 6- 4- 4; 4- 6- 4; 4- 4- 6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,
если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно
написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях,
приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного
характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5»
и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или
допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при
одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а
также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объѐм диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя
может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа
возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ
соответствующего или близкого вида.
Оценивание тестов
При выставлении оценки учитывается количество процентов
выполненных правильно заданий:
отметка «5» - 90% -100% - оценка "5"
отметка «4» - 75% - 89 % - оценка "4"
отметка «3» - 60% - 74 % - оценка "3"
отметка «2» - 45% - 59 % - оценка "2"
В тематических тестах или комплексных тестах небольшого объема
соотношение следующее:
отметка «5» - 100%
отметка «4» - 75% - 99 %
отметка «3» - 60% - 74 %
отметка «2» - 45% - 59 %

Примечание: в процентах можно высчитывать любые работы, в том числе
проверочные, самостоятельные, развернутые ответы и т.д.
Выведение итоговых оценок
За четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой
и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому
языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое
развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее
арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении
следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко
времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать
серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года,
при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей
успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается
оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими,
пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не
может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство
контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую,
пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».