Лепка из соленого теста

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 2 от 31.08.2021 г

Утверждено
Приказом Директора
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Е.В. Лемешевой
№ 44/1 от 01.09.2021 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Лепка из соленого теста»
Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся:7-8лет
Количество детей в группе:16
Срок реализации: 1год
Количество часов в год: 68 ч

Составитель:
учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
Зубкова Татьяна Васильевна

1

п.Троицкий, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

2

Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный (тематический) план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.3.3. Планируемые результаты
Комплекс организационно -педагогических условий
2.1 Примерный календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
Список литературы
Приложения

2

3
3
6
6
6
8
12
16
16
16
18
18
19
21

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лепка

из

соленого

теста»

(далее-

Программа)

художественной

направленности, рассчитана на стартовый уровень освоения. Программа
составлена

в

соответствии

с

требованиями

следующих

нормативных

документов:
1. Конвенцией о правах ребенка;
2. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3. Законом РФ «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998г. №124 ФЗ;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября
2014г. № 1726р);
5. Приложением к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
Содержание

данной

Программы

направлено

на

освоение

обучающимися искусства тестопластики – одного из видов декоративноприкладного искусства, формирующего художественный вкус, создающего
эстетически

полноценную

среду,

определяющую

творческий

потенциал

личности.
Актуальность Программы
Формирование творческой личности–одна из важнейших задач на
современном этапе. Одним из эффективных и наиболее востребованных средств

3

еѐ решения в младшем школьном возрасте является лепка.
Наряду с традиционными материалами, используемыми в данном виде
творчества (пластилином и глиной),сегодня все более популярным становится
соленое тесто, экологически чистый материал, по своим свойствам обладающий
особой живой энергетикой, мягкостью и упругостью.
Данный вид деятельности представляет безграничные возможности для
развития и творчества детей. Благодаря работе с соленым тестом ребенок
чувствует себя создателем, испытывает удовлетворение, гордость и массу
положительных эмоций за свои достижения.Поскольку лепка связана с
самостоятельной, практической и творческой деятельностью, то она является
одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического
восприятия.
Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по Программеобеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее

развитие

(эстетическое,

интеллектуальное,

нравственно-

трудовое, физическое); работа над лепным орнаментом положительно влияет на
развитие мелких мышц кисти ребенка, делает более чувствительными кончики
пальцев, синхронизирует работу обеих рук,

т.е. повышает сенсорную

чувствительность; способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета,
веса, пластики .Обучение по данной Программе способствует формированию
умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный
замысел.
Как

всякое

искусство,

воспитывает чуткое
наблюдательность

занятие

данным

отношение к прекрасному,
и

эстетическое

восприятие,

видом

деятельности

совершенствует
художественный

вкус

и

творческие способности, необходимые в любой сфере жизнедеятельности.
Отличительные особенности Программы
При разработке программы изучены, проанализированы использованы
следующие программы: дополнительная общеразвивающая программа «Лепим
4

из теста» Д.А Шубиной, ГБОУ Школа №887,г.Москва, 2016 г; «Пышка»
О.У.Башановой,МАОУ
с.Кваркено,

2015

ЦРТДиЮг.Алексин,

ДОД

год;

«КваркенскийЦнтр

«Краски

2013

соленого

год;

внешкольной

теста»,

«Волшебное

Т.В.

работы»,
Козыревой,

превращение

теста»

А.А.Нягашкиной МБУ детский сад № 104 «Соловушка», 2016 год; «Лепка из
соленого теста»,

И.Н. Килиной, г. Усть- Илимск, 2017 год. Изучена и

проанализирована методическая литература имеющаяся отношение к этому виду
деятельности.
Характерной
нацеленность
использование

на

особенностью

данной

общехудожественноеи

методик,

связанных с

Программы

эстетическое
включением

являетсяеѐ

развитие
в

ребѐнка,

каждую

тему

разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих формированию и
поддержанию у младших школьников мотивации к творчеству; отсутствие слова
«нельзя»: дети могут лепить различные изделия из солѐного теста и даже
придумывать свою необычную технику. Это позволяет детям чувствовать себя
раскованнее,смелее,

независимо

от

своих

способностей

ощущать

себя

волшебником, творцом, художником.
Адресат программы - обещающиеся 7-8 лет, желающие заниматься в
объединении.
Объем и срок реализации программы-1 год, 68 часов, 1 раз в неделю,
по 2 академических часа.
Форма обучения- очная.
Основной формой организации образовательного процесса являются
теоретические и практические занятия.
Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо
специальной подготовки не требуется.
Режим

занятий.

Занятия

проводятся

по

группам,

согласно

нормСанПина 2.3/2.4.3590-20. Продолжительность учебного часа – 40 минут.

5

1.2.

Цель и задачи Программы

Цель: формирование эстетического вкуса, развитие творческих
способностей и проектного мышления обучающихся посредством изготовления
изделий из соленого теста.
Задачи:
Обучающие
- обучить основам изготовления классического и цветного соленого теста;
-обучить основным приемам работы с соленым тестом;
-обучить основным приемам работы со стеками;
-обучить основным приемам работы с различными художественными
материалами и красками;
- обучить основам цветоведения.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать ассоциативное, образное и логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;
-воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое
общение в процессе обучения.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1.Учебный (тематический)план
Формы
аттестации/контроля

Практика

Количество часов
Теория

Название разделов/тем

Всего

№
п/п

1

Вводное занятие

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

2

Технология работы с солѐным
тестом

8

3

5

Педагогическое
наблюдение

6

2.1.

Особенности работы с солѐным
тестом

2

1

1

Выполнение
практической работы

2.2.

Плоские и объемные поделки из
солѐного теста

2

0,5

1,5

Выполнение
практической работы

2.3.

Основные этапы изготовления
поделок из солѐного теста

2

0,5

1,5

Выполнение
практической работы

2.4.

Основы цветоведения

2

1

1

Выполнение
практической работы

Плоские поделки из соленого
теста

38

4

34

Анализ выполненных
работ. Выставка и
защита творческих
работ

Праздничное чаепитие

4

0,5

3,5

Выполнение

3

3.1

Практической работы
3.2

Панно «Рябиновая гроздь»

4

0,5

3,5

Выполнение
практической работы

3.3.

Подводный мир

4

0,5

3,5

Выполнение
практической работы

3.4.

Золотой петушок

4

0,5

3,5

Выполнение
практической работы

3.5.

Новогодняя фантазия

4

0,5

3,5

Выполнение
практической работы

3.6.

Подарки своими руками

2

2

Выполнение
практической работы.
Праздник

3.7.

В гостях у сказки«Теремок».

10

0,5

7.5

Выполнение
практической работы

3.8.

Подарок папе. Праздничная
открытка

4

0,5

3,5

Выполнение
практической работы

3.9.

Подарок маме. Кулон

4

0,5

3,5

Выполнение
практической работы.
Праздник

Объѐмные поделки из солѐного
теста

18

3

15

Выставка и защита
творческих работ

4.1.

Букет роз

6

1

5

Выполнение
практической работы

4.2.

Пасхальные подарки

6

1

5

Выполнение
практической работы

4.3.

Корзина с полевыми цветами

6

1

5

Выполнение
практической работы

4

7

5.

Итоговое занятие

2

Всего:

2

68

10

Открытое занятие.
Викторина. Выставка
работ

58

1.3.2.Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Виды декоративно-прикладного искусства.

Творческий

процесс

создания предметов декоративно-прикладного творчества. Инструктаж по
технике безопасности. Правила работы с материалами и инструментами,
необходимыми для основных и отделочных работ. Знакомство с основами
санитарии и гигиены. Культура труда, организация рабочего места. Изучение
правил предупреждения травм рук и глаз.
Практика. Викторина.
Раздел 2. Технология работы с соленым тестом
Тема 2.1. Особенности работы с соленым тестом
Теория

Виды

и

назначение

соленого

теста.Основные

рецепты

приготовления классического солѐного теста. Цветное соленое тесто. Виды
красителей, используемых для окрашивания соленого теста. Полезные советы
по работе с солѐным тестом (приложение№2).
Практика. Замес цветного солѐного теста до пластического состояния с
использованием пищевых красителей, гуаши и акварели. Выполнение простых
изделий из солѐного цветного теста.
Тема 2.2. Плоские и объемные поделки из соленого теста
Теория. Понятие о плоской и объемной композиции. Основные элементы
формообразования в лепке. Приемы

лепки: раскатывание, скатывание,

сплющивание, защипывание. Способы лепки: конструктивный пластический.
Изготовление поделок на основе базовых элементов.
Практика.Деление теста на части, соединение деталей.Лепка геометрических
фигур из цветного теста(круг, цилиндр, конус). Изделие «Гусеница»
Тема 2.3.Основные этапы изготовления поделок из солѐного теста
Теория. Приготовление классического солѐного теста. Лепка изделия. Способы
8

оформления изделий дополнительными деталями из подручных материалов
(бусины,

пуговицы,

природногоматериала

нитки,

кусочки

(гвоздика,

ткани)

чѐрный

и

с

использованием

перец-горошек, сухоцветы,

пѐрышки ит.п.).
Виды

сушки

изделий

(основная,

после

окрашивания,

после

лакирования).Способы и время сушки изделий (в духовке электроплиты, в
духовке газовой плиты, воздушная сушка, комбинированная сушка). Условия,
необходимые

для

обжига

изделий.

Температурный

режим,

меры

предосторожности.
Технология и последовательнность раскрашивания, лакирования и
глазурирования изделий. Материалы и инструменты, используемые при работе с
лаком. Правила техники безопасности при работе с лаком. Средства
индивидуальной защиты (респиратор, перчатки)
Практика. Лепка пирамидки из классического теста с последующей
сушкой.
Тема 2.4. Основы цветоведения
Теория .Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и
холодные

цвета.

Хроматические

и

ахроматические

цвета.

Оттенки,

насыщенность цвета и контрастность.Понятие «Цветовое решение»
Практика. Раскрашивание высохшей поделки «Пирамидка» гуашью.
Подбор цветового решения.
Раздел 3. Плоские поделки из соленого теста
Тема 3.1. Праздничное чаепитие
Теория. Беседа-игра о предметах, используемых для праздничного
чаепития: вазы, чашки, блюдца, торт, конфеты, сласти, чайник, самовар.Форма
каждого предмета, его строение, пропорции .Просмотр иллюстраций и образцов
по теме «Праздничное чаепитие». Правила составления эскиза.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в
альбоме. Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму. Лепка
вручную скульптурным способом или вырезание формами для выпечки.
Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев.Роспись изделия.
9

Тема 3.2 .Панно «Рябиновая гроздь»
Теория. Рассматривание иллюстраций и образцов с изображением рябины.
Рябина в поэзии и песнях, загадки о рябине (приложение№3). Понятие
«композиция». Правила составления эскиза.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в
альбоме. Лепка листьев, ягод, веток. Сборка композиции. Роспись панно.
Тема 3.3. Подводный мир
Теория. Беседа-игра о многообразии подводного мира :рыбы, крабы,
осьминоги, ракушки, морские коньки. Просмотр иллюстраций и образцов по
теме «Подводный мир». Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в
альбоме. Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую форму.
Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия.
Тема 3.4. Золотой петушок
Теория. Чтение и обсуждение сказок, в которых героем является петушок.
Просмотр иллюстраций и образцов готовых изделий.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы.Составление эскиза в
альбоме.Лепка головы, туловища и пышного хвоста.Соединение их с помощью
воды.Украшение петушка путем вдавливания в тесто бисера, круп, вилки,
пуговиц и т.д. с целью получения оттиска. Высушивание поделки. Роспись
петушка.
Тема 3.5. Новогодняя фантазия
Теория. Беседа –игра о праздновании Нового года. Зимние забавы.
Персонажи: Дед Мороз и внучка Снегурочка, снеговик. Украшения на елку.
Животные –символы Нового года. Форма каждого предмета, его строение,
пропорции.
Практика. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Новогодние
фантазии». Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в
альбоме. Лепка елочных игрушек, ѐлочных украшений. Декорирование изделия
с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия. Украшение ѐлки.
Тема 3.6. Подарки своими руками
10

Практика. Лепка новогодних подарков (на выбор учащихся); их
декоративное оформление по замыслу. Праздник друзей с вручением подарков,
сделанных своими руками.
Тема 3.7.В гостях у сказки «Теремок»
Теория. Игра «Узнайте сказку». Обсуждение сюжета русской народной
сказки «Теремок».Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о характерных
особенностях главных героев. Графические рисунки сказочных героев.
Практика. Составление общего эскиза панно. Работа по подгруппам:
составление эскиза теремка и сказочных персонажей; лепка теремка и сказочных
персонажей (мышки, зайки, лягушки, волка, лисы и медведя). Сушка. Роспись
гуашью или акварелью. Сборка панно согласно эскизу из готовых элементов.
Декорирование.
Тема 3.8. Подарок папе. Праздничная открытка
Теория. Беседа о праздновании Дня защитников Отечества, о ценности
подарков, сделанных своими руками. Широкое применение в быту изделий из
солѐного

теста

как

изделий

декоративно-прикладного

характера

(украшение интерьера, подарки, игрушки т .д.).
Практика. Изготовление праздничной открытки: составление эскиза
открытки; лепка деталей, сборка титульного листа открытки из готовых
элементов; текст поздравления; декорирование изделия.
Тема 3.9.Подарок маме. Кулон
Теория. Беседа о праздновании Международного женского дня 8 Марта.
История

сувениров,

требования

к

современному

сувениру.

Технология изготовления сувениров и плоских украшений, выполненных с
помощью шаблона.
Практика..Лепка

кулонов

с

орнаментом

(конструктивным

способом).Декорирование. Праздник для мам, вручение подарков, сделанных
своими руками
Раздел 4. Объѐмные поделки из солѐного теста
Тема 4.1.Букет роз
Теория. Рассматривание цветов на картинах.Виды цветов( полевые и
11

садовые) и их названия.Строение цветка.Характерные внешние особенности
розы; ее цвета.Строение цветка.Технология выполнения объемной поделки.
Практика.Составление эскиза в альбоме. Лепка роз: цветов, стеблей,
листьев. Сборка. Сушка. Декорирование. Составление букета.
Тема 4.2. Пасхальные подарки
Теория. Беседа об истории возникновения праздника Пасхи. Обычаи и
традиции. Пасхальные подарки: корзинки, подставки под яйца, крашенки
(расписанные яйца), куличи, цыплята и др.
Практика. Составление эскизов изделий. Лепка подставки под яйца,
крашенок и цыплят. Сушка. Декорирование.
Тема 4.3. Корзина с полевыми цветами
Теория. Просмотр иллюстраций и образцов различных видов корзинок.
Технология

изготовления

объемной

корзинки

из

солѐного

теста.

Характерные особенности полевых цветов (ромашек и васильков).
Практика .Составление эскиза работы. Лепка корзины и полевых цветов
(ромашек и васильков).Сушка. Декорирование. Сборка готовых изделий в
композицию.
Раздел 5. Итоговое занятие
Практика.

Открытое

занятие.

Викторина.

Итоговая

выставка

творческих работ. Подведение итогов.
1.3.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Критерии оценки учебных результатов Программы указываются в
диагностической таблице (приложение№1). При необходимости (выявлении
нецелесообразности какого-либо критерия), количество и содержательная
составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем
порядке.
В конце учебного года проводится комплексный анализ достижений
учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается
вывод о степени освоения ребенком программного материала. При
аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах.
12

Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:
-высокий уровень(8-10 баллов);
- средний уровень(4-7 баллов);
-минимальный уровень(1-3 балла)
Параметры
развития

Высокий
уровень

(8-10баллов)
Овладение
Полностью
техническими
владеет
навыками
и техническими
умениями лепки
навыками и
из солѐного теста, умениями;
приемам и
самостоятельно
использует
декорирования
разнообразные
приемы

Средний уровень

Низкий уровень

(4-7баллов)

(1-3балла)

Испытывает
затруднения в
применении
технических
навыков и умений;
использует в
неполном объеме
приемы
декорирования;

Пользуется
помощью
педагога
в применении
технических
средств
и приемов
декорирования; не
умеет

13

декорирования;
грамотно
передает форму
предмета и его
пропорции

Допускает
незначительные
ошибки в передаче
формы предмета и
его пропорций

Самостоятельно
определить форму
предмета и его
пропорции

Овладение
навыками работы
с красками,
цветовым
восприятием

Грамотно
работает с
гуашью и
акварелью;
использует всю
цветовую гамму

Допускает
незначительные
ошибки при работе
с акварелью и
гуашью;
ограниченно
использует
цветовую гамму

Нуждается
в
помощи педагога
при работе с
акварелью
и
гуашью;
использует не
более 2-3-х цветов

Эмоциональнохудожественное
восприятие,
творческое
воображение

Видит
красоту
окружающего
мира,
художественного
произведения;
отражает свое
эмоциональное
состояние в
работе;
самостоятельно
создает
художественный
образ, используя в
полной мере
приобретенные
навыки и умения

Выражает
заинтересованность
к художественному
произведению;
затрудняется в
передаче своего
эмоционального
состояния в работе
при создании
художественного
образа;
недостаточно
использует
необходимые
навыки и умения

Непроявляет
эмоциональной
отзывчивости на
произведение
искусства;

Ребенок
последовательно
и самостоятельно
выделяет этапы
выполнения
работы; дорожит
результатом
своего труда;
проявляет

Ребенок допускает
незначительные
ошибки при
выделении этапов
выполнении
работы; оценка
своего труда
складывается
под
влияниемпедагога

Пользуется
помощью
педагога
при
планировании
своих действий;
преимущественно
равнодушен к
результатам

Умение
планировать
свою
деятельность,
самостоятельнос
ть и активность
на занятиях.

14

работает только
по образцу с
помощью
педагога

активность
при обсуждении
результатов
своего труда

и его сверстников

своего труда

Выявление результатов развития и воспитания
Способом проверки результатов развития и воспитания являются
систематические

педагогические

наблюдения

за

учащимися

и

собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности
учащихся

и

их

интереса

к

занятиям,

уровень

гражданской

ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и
изучение результатов продуктивной деятельности и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как
осознанное

позитивно-значимое

когнитивной,

операциональной

изменение
и

в

мотивационной,

эмоционально-волевой

сферах,

обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности.
Способы фиксирования результатов
Отметка уровня достижений детей в диагностической таблице
(приложение№1).


Записи в журнале учета о результативности участия детей в

выставках и конкурсах

разного вида и уровня (диплом, грамота,

благодарность).


Видеозаписи занятий, праздничных мероприятий,

выставок.


Портфолио учащихся.

15

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Примерный календарный учебный график
Продолжительность учебных занятий 34 недели. Учебный процесс
организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. В течение
учебного года предусматриваются каникулы в объеме 5 недель. Конкретные
даты

начала

и

окончания

учебных

четвертей,

каникул

ежегодно

устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым
приказом директора учреждения.
Продолжительность четвертей (1-4 классы)
Учебная четверть

Начало

Окончание

I
II
III
IV
Всего

01.09.2021
08.11.2021
13.01.2022
30.03.2022

29.10.2021
29.12.2021
18.03.2022
20.05.2022

Количество
учебных недель
9
8
10
8
34

Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов 14.02.2021-20.02.2021
Продолжительность каникул
Дата начала каникул
Осенние
Зимние
Дополнительные
Весенние

01.11.2021
30.12.2021
14.02.2022
21.03.2022

Дата окончания
каникул
07.11.2021
12.01.2022
20.02.2022
29.03.2022

Продолжительность
в днях
7
14
7
9
30/37

Всего

Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет,
независимо от уровня подготовки
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1год обучения, 68часов.
Формы организации и образовательной деятельности и режим
занятий
16

Форма организации и образовательной деятельности–групповая.
Количество детей в группе– от10 до15.
Занятия проводятся–1раз в неделю по2часа; продолжительность
одного занятия составляет 45минут, время перерыва между занятиями–
15минут.
2.2 Условия реализации программы
Занятия строятся таким образом, что сначала дается теоретический
материал по данной теме, который затем ложится в основу изображаемого
сюжета.Благодаря правильно подобранному художественному слову и
наглядному материалу создается настрой, который вызывает желание
самостоятельно передать образ в своей работе.
При выполнении практических работ обучающиеся, кроме освоения
технологических приѐмов, включаются в решение задач, направленных на
создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и
эстетическим требованиям.В процессе творческой деятельности ребѐнок
постоянно сравнивает, сопоставляет разные элементы и детали, подмечает
общее, что объединяет их , и индивидуальное, что разобщает. Тематика
занятий строится с учетом интересов обучающихся и возможности их
самовыражения.
учитывается

В

ходе

усвоения

детьми

содержания

Программы

темп развития специальных умений и навыков, уровень

самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать

сложные

работы.

При

этом

обучающий

и

развивающий смыслы работы сохраняются. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни
творить и создавать.
Программа построена

с использованием методик, связанных с

включением в каждую тему разнообразных зрелищно- игровых приемов,
способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей
младшего

школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные

сказочные

ситуации,

игровые

задания,
17

театрализованные

действия

стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый
обучающийся,

независимо

от

своих

способностей,

ощущает

себя

волшебником, творцом, художником. Творческое развитие обучающихся
осуществляется и через знакомство

с произведениями декоративно-

прикладного искусства, через знакомство с традициями народных ремѐсел.
В Программе предусмотрен цикл творческих работ, приуроченных к
праздничному

календарю.

Занятия

соответственно

тематике

праздника

данного
и

цикла

включены

проводятся
в

учебный

(тематический)план согласно календарному времени.
Программой предусмотрено выполнение художественных поделок как
индивидуально, так и коллективно. Коллективные сюжетно-тематические
композиции вводятся в Программу с целью формирования у учащихся
коммуникативных действий: опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят
применение в оформлении развивающего пространства образовательной
организации, т.е. в интерьере, а так же используются в качестве подарков
при

проведении

культурных

мероприятий.Общественное

значение

результатов декоративно-прикладной деятельности обучающихся играет
определяющую роль в их воспитании.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
заданий и внесение изменений в Программу, исходя из опыта детей и
степени усвоения ими учебного материала
2.3 Формы аттестации
Для подведения итогов обучения по Программе используются
разнообразные формы и средства контроля:


эскизы;



выставки защита творческих работ;



викторины;
18



праздники;

выставки и конкурсы по профилю обучения, проводимые
сторонними организациями.
2.4.Оценочные материалы
Виды контроля.
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся
на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные
виды контроля:
предварительный контроль проводится в начале учебного года для
определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по
программе;


текущий

контроль

ведется

на

каждом

виде педагогического наблюдения за
выполнения

эскизов,

изделий;

успешность

занятии

в

правильностью
освоения

материала

проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа
выполненных работ в начале самими детьми, затем педагогом;


промежуточный контроль проводится 2раза в год в форме

выставок и защиты творческих работ учащихся; прежде всегоучитываются
индивидуальные особенности обучающихся, их личный творческий рост.
Детям предоставляется возможность сопоставить разнообразные работы,
объединенные общей темой, сравнить свои работы с работами своих
товарищей, проявить «зрительское» умение оценить художественный труд;


итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме

викторины, итоговой выставки творческих работ; позволяет выявить
изменения образовательного

уровня

учащегося,

и развивающей составляющей обучения.
2.5. Методические материалы
19

воспитательной

Педагогические методики и технологии
В ходе обучения используются следующие педагогические технологии:
 развивающее обучение – цепь усложняющихся предметных задач,
которые

вызывают

у

учащегося

потребность

в

овладении

специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы
решения, новых способов действия. На первый план выступает не
только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия,
но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального
плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем
использования

самостоятельно

подмеченных

новых

связей

и

зависимостей между известным и неизвестным.
 Коллективная система обучения – форма организации учебных
занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым,
выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Применяется на
практических занятиях.
 Технология использования в обучении игровых методов – форма
учебного

процесса

воссоздание и

в

условных

ситуациях,

усвоение общественного

направленная

опыта во

всех

на
его

проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной
деятельности. Применяется на практических занятиях.
 Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) – это
совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате
которого обучающихся работают вместе, коллективно конструируя,
продуцируя новые знания. Применяется при изучении нового
учебного материала, закреплении изученного.
 Информационно-коммуникационные

технологии

–

в

процессе

обучения используются программное обеспечение, электронные
презентации, фото- и видеоматериалы.

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04сентября
2014г.№1726-р);
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г.№1008
«Об утверждении
Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерацииот18.11.15№09-3242);
5.«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы
образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Приложение
№3 кСан ПиН 2.4.4.3172-14).
Список литературы, используемой при написании Программы
21

1.

Деревянко Т. Фигурки из солѐного теста. М.,«АСТ-пресс»,2009.

2.

ДиброваА., ШкваряЖ. Солѐное тесто. Ростов-на-Дону,«Феникс»,2012.

3.

Маслова Н.В. Лепим из соленого теста.
Подарки,сувениры,украшения.-М.:«Астрель»,2008.
Список литературы для педагогов

1.

БерсеневаГ.К.Ткань.Тесто.Бумага. Домашнее рукоделие.М.:«Астрель»,2001.

2.

ГавринаС.Е., КутявинаН. Л. Развиваем руки–чтобучиться и писать, и
красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль:«Академияразвития»,1998.

3.

КискальтИ.Соленое тесто .-М.:«АСТ -пресс»,2001.

4.

Кискальт И. Соленое тесто: Увлекательное моделирование
/пер.снем.ЧекмаеваО.-М.:«Профиздат»,2007.

5.

КолльМ.Э.Глинаи тесто/пер.сангл.ХаныковойМ.Е.-М.:2004.

6.

Комарова Т.С.,СавенковА. И.Коллективное творчество детей.М.:«Педагогическоеобщество России»,2000.

7.

Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста. -М.:«Эксмо»,2007.

8.

СилаеваК., Михайлова А. Солѐное тесто.М., «Эксмо»,2004.

9.

СкребцоваТ.О., Данильченко А.А.Солѐноетесто. Лепим поделки и
сувениры. Ростов-на-Дону,«Феникс»,2009.

10.ХалезоваН.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду:
Пособие для воспитателя.-М.:«Просвещение»,1984.
11.Халезова Н.Б .Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского
сада.-М.: «Просвещение»,1986.
12.ХанановаИ. Солѐное тесто.-М., «АСТ-пресс»,2008.
13.Цирулина Л.Н., ПросняковаТ.Н. Технология.Урокитворчества.-Самара:
«Учебная литература»,2011.
22

14.Энциклопедия «Подарки».Москва,«АСТ-пресс»,1999.
Список литературы для обучающихся:
1.

Альда.Соленое тесто. Ребята–мастерята.- М.:«Росмэн-Пресс»,2008.

2.

Гусева И. Соленое тесто.-М.:«Моймир»,2006.

3.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Москва,«Эксмо»,2008.

4.

Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста.- СПб:«Кристалл»,2001.

5.

Лыкова И.А. Лепим с мамой.- М.:«Литера»,2007.

6.

Лыкова

И.А.Лепим

из

пластилина,

глины,теста.-М.:

«Олмамедиагрупп»,2007.
7.

Лыкова И.А., Грушина Л.В. Лепка из соленого теста. Подарки. 5-8лет.
/Серия: Шаг за шагом/-М.: Карапуз–дидактика,«Сфера»,2008.

8.

Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных
материалов./пер.спольск. ПрушковскойМ.-М.:«Мой мир»,2006.

9.

Пицык А.А. Игрушки из соленого теста.-М.:«Ниола–Пресс»,2010.

10.

Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто.- М.:«МСП»,2006.

11.

ТеронимусТ.Я. Я все умею делать сам. Москва,«АСТ- пресс»,2011.

12.

ЧаяноваГ.Н .Соленое тесто. Для начинающих.- М.:«ДрофаПлюс»,2009.
Электронные образовательные ресурсы:

1.Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебное превращение
соленого теста»: [Электронный ресурс]
URL:https://solncesvet.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB
%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%
B0%D1%8F23

%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B
2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3/.(Дата обращения:30.04.2021).
2.Дополнительнаяобщеразвивающая
программа
«Пышка»[Электронныйресурс] URL: https://infourok.ru/dopolnitelnayaobscherazvivayuschaya-programma-testoplastika-pishka783269.html.(Датаобращения:30.04.21).
3.Конспект занятия по лепке из солѐного теста «Герои нашего
теремка»:[Электронныйресурс]URL:http://www.maam.ru/detskijsad/lepkaiz-sol-nogo-testa-kolektivnaja-rabota-geroi-nashegoteremka.html.(Датаобращения:30.04.21).
4.Мастер-класс «Подарки к Пасхе» в технике лепки из цветного солѐного
теста:[Электронный ресурс]URL:http://kladraz.ru/blogs/tatjana-nikolaevnanazarova/master-klas-podarki-k-pashe-v-tehnike-lepka-iz-cvetnogo-solyonogotesta.html.(Датаобращения:30.04.21).
5.Мастер-класс «Роза из солѐного
теста»:[Электронныйресурс]URL:https://www.youtube.com/watch?v=AT9u
QE570mc
6.Методические рекомендации по технологии изготовления изделий из
соленого
теста:
[Электронный
ресурс]
URL:https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskiie-riekomiendatsii-potiekhnologhii-izghotovlieniia-izdielii-iz-so.html.(Датаобращения:30.04.21).
7.Обучение
детей
лепке
из
солѐного
теста:
[Электронныйресурс]URL:http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-izsolenogo-testa.html.(Датаобращения:30.04.21).
8.Объемные
фигурки
из
солѐного
теста:[Электронныйресурс]URL:http://detskayapodelka.ru/obemnye-figurkiiz-solenogo-testa/.(Дата обращения:30.04.21).
9.Сказка «Теремок» из соленого теста–мастер-класс по изготовлению
кукол:[Электронныйресурс]URL:http://kladraz.ru/blogs/marija-trofimovnamurygina/skazka-teremok-iz-solenogo-testa-master-klas-izgotovlenijakukol.html.(Дата обращения:30.04.21).

24

Приложение №1
Диагностическая таблица

Фамилия, имя
№ п/п ребенка

Овладение
техническими
навыками и
умениями,
приемами
декорирования

Овладение
навыками
работы с
красками,
цветовым
восприятием

Эмоционально художественное
восприятие,
творческое
воображение

1

2

1

2

1

2

полуг.

полуг.

полуг.

полуг.

полуг.

полуг.

Умение
планироват
ь свою
деятельнос
ть,
самостояте
льность и
активность
1
2
на занятиях
полуг. пол
уг.

Приложение№2
Полезные советы.


Воду для замешивания нужно использовать очень холодную.
25

Добавляйте ее порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от
выбранной Вами муки, воды может потребоваться разное количество.
Чтобы тесто в процессе лепки не рвалось и не крошилось, его
нужно хорошо вымесить и размять.


Тесто недолжно приставать к рукам или крошиться. Если оно
плохо лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет– немного муки.


Излишки теста во время работы накрываем салфеткой,чтобы
тесто не сохло.


Лепить изделия из теста и украшения для них нужно на
противне :в этом случае обратная сторона изделия останется ровной.


Чтобы избежать трещин, сушите поделки в помещении без
перепадов влажности.




Если изделие треснуло присушке:

1- й способ: Нужно замазать трещину тем же соленым тестом и
ПВА.Чтобы замаскировать замазку (заплатку),намочите палец и
потрите место замазки, чтобы скрыть следы маскировки и получить
ровную поверхность.
2- й способ: Прячем трещину за элементами декора. Треснутое место
можно закрыть веточкой, цветочком, камушком и т.д., по сюжету
вашей поделки.
Изделия из теста очень хорошо впитывают влагу и со временем имеют
свойство разрушаться, поэтому для сохранности их покрывают лаком. При
этом лак должен быть достаточно густой, иначе он впитается, и на изделии
останутся пятна. Лучше всего для этой цели подходит лодочный лак или
паркетный. Но и лаки бывают разные–матовыеили глянцевые.

26

Аннотация
Разработчик:
категории
теста»

Зубкова Татьяна Васильевна, педагог

первой

МКОУ «Троицкая СОШ №50». Программа «Лепка из соленого

разработана

проектированию

на

основе

«Методических

дополнительных

рекомендаций

общеразвивающих

по

программ»,

направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
Программа художественной направленности.
Уровень освоения- стартовый
Объем и срок освоения программы. Выполнение программы
рассчитано на 1 учебный год. Продолжительность 68 учебных часов
Режим занятий: Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2
часа.
Форма обучения. Очная
Цель: формирование эстетического вкуса, развитие творческих
способностей и проектного мышления обучающихся посредством
27

изготовления изделий из соленого теста.
Задачи: обучить основам изготовления классического и цветного соленого
теста обучить основным приемам работы с различными художественными
материалами и красками; способствовать развитию творческих
способностей; развивать ассоциативное, образное и логическое мышление ;
воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству воспитывать
умение работать в коллективе, организовывать творческое общение в
процессе обучения .
Результатом освоения программы является
формирование и поддержание у детей младшего

школьного возраста

мотивации к творчеству.
Оценка качества реализации программы осуществляется по различным
формам и средствам контроля
Формы:


наблюдения;



выставки защита творческих работ;



викторины;



праздники;

выставки и конкурсы по профилю обучения, проводимые
сторонними организациями.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».