Мир занимательной информатики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 2 от 31.08.2021 г

Утверждено
Приказом Директора
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Е.В. Лемешевой
№ 44/1 от 01.09.2021 г

Дополнительная общеразвивающая
программа технической направленности
«Мир занимательной информатики»
возраст обучающихся: 7-11 лет
срок реализации: 4 года

Программу составил и реализует:
Харина Полина Викторовна,
педагог дополнительного образования

2021 год

Содержание
1

Основные характеристики программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи Программы

6

1.3.

Учебный (тематический) план на первый год обучения.

7

1.4.

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения

10

1.5.

Планируемые результаты первого года обучения

12

1.6.

Учебный (тематический) план на второй год обучения

13

1.7.

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения

15

1.8.

Планируемые результаты второго года обучения

17

1.9.

Учебный (тематический) план на третий год обучения

19

1.10. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения

21

1.11. Планируемые результаты третьего года обучения

23

1.12. Учебный (тематический) план на четвертый год обучения

25

1.13. Содержание учебного (тематического) плана четвертого года

27

обучения
1.14. Планируемые результаты четвертого года обучения
2

Организационно – педагогические условия реализации

29
31

программы
2.1.

Календарный учебный график

31

2.2.

Условия реализации программы

31

2.3.

Формы аттестации

40

2.4.

Критерии усвоения программного материала

41

Аннотация

43

Список литературы

44

Приложение

2

1.

Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир занимательной
информатики» составлена для обучающихся 7-11 лет, технической
направленности, способствует формированию начальных и базовых
навыков работы на компьютере.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир занимательной
информатики» разработана в соответствии с нормативной базой
документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 года № 273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года
№ 1008 г. Москва. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
3.Приложение к Приказу Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
Данная программа опирается на возрастные возможности и
образовательные потребности обучающихся младшего звена, специфику
развития их мышления, внимания. Программа ориентирована на развитие
логического и комбинаторного мышления, на развитие навыков работы с
компьютером (восприятие информации с экрана, еѐ анализ, управление
мышью и клавиатурой). Формирование понятий информации, знакомство с
функциональной структурой компьютера и его основными устройствами.
Знакомство с основными приѐмами работы в среде Windows, со
стандартными приложениями: для вычислений, набора и редактирования
текста, а также знакомство с графическим редактором Paint, созданием и
редактированием графических изображений, с текстовым редактором
Блокнот, Microsoft Word и с табличным процессором Microsoft Exсel.
Актуальность программы.
1. Самым замечательным изобретением XX века стал компьютер. В
наше время компьютер играет огромную роль в жизни человека, ведь в
современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками
самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Но любой
инструмент становится незаменимым помощником только в том случае,
если человек умеет им пользоваться. Сегодня все больше детей вырастает,
так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети
3

играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях,
просматривают множество бесполезной информации. Таким образом,
бесконтрольное
времяпрепровождение
детей
за
компьютером
способствует
искажению
представления
обучающихся
об
«информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве
получения этой информации. В результате компьютер остается для них
нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить
воздействие компьютера как средства познания окружающего мира,
источника знаний и эмоциональных впечатлений, для реализации своего
творческого потенциала. Реализации данной потребности способствует
обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Мир
занимательной информатики».
2. Обучающиеся начальной школы принимают участие в научноисследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо
так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить
еѐ значимость и необходимость. Чтобы донести до окружающих подобную
информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая
поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и
достичь, в конечном счете, требуемых результатов. Формированию
навыков создания презентаций дети обучаются на занятиях по программе
«Мир занимательной информатики».
Отличительные особенности программы
Программа помогает овладеть обучающимся навыками работы на
компьютере, работать с разного вида информацией в программах Paint,
Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point,
а также во всемирной сети Интернет.
Педагогическая целесообразность начала изучения информатики в
младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации
школьного образования, широкого использования знаний и умений по
информатике в других учебных предметах, обусловлена также
следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения
информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом.
Во-вторых,
положительной
ролью
изучения
информатики
в
психологическом развития детей, формировании личности, научного
мировоззрения школьников, повышении их самооценки. В-третьих,
знакомством с учебным предметом информатика в процессе изучения
основ компьютерной грамоты, который в дальнейшем раскроет перед
обучающимися ещѐ более удивительные возможности компьютера.
Принципы построения
дополнительной образовательной
программы
«Мир занимательной информатики»:
- систематичность и последовательность обучения;
- связь теории и практики;
4

- учѐт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Адресат программы
Программа рассчитана на
обучающихся младших классов,
испытывающих интерес к компьютеру и обладающих психологической
готовностью к активной «встрече» с ним. В объединение принимаются все
желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
От педагога требуется хорошее знание возрастных особенностей
младших школьников, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в
работе.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная
особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость
использования на занятиях конкурсов, загадок, игровых моментов,
физминуток. Это снимает эмоционально и физическое напряжение,
повышает интерес к изучаемому материалу. Для того, чтобы занятия были
интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды
деятельности: творческая, исследовательская, игровая, проектная.
Основные методы и формы работы:
При реализации программы используются следующие методы:
1. Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при
объяснении теоретического материала.
2. Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при
объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых
действий. Используются электронные презентации, видеоматериалы,
наглядные пособия и другие дидактические материалы;
3. Практическая работа (выполнение упражнения по образцу,
самостоятельная отработка навыков работы с программами).
Формы организации обучающихся на занятии:
- групповые – при изучении теоретического материала;
- работа в парах – при изучении нового материала;
- индивидуально-групповые – при проведении практических занятий.
Формы проведения занятий:
- рассказ;
- беседа;
- практическое занятие;
- викторина.
Уровень: 1 год обучения стартовый, 2-4 год обучения – базовый.
Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная
общеразвивающая программа «Мир занимательной информатики»
рассчитана на 4 года обучения –136 часов, 34 – недели.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность
занятий- 40 минут.
Формы обучения – очная.
Формы отслеживания и фиксирования результатов:
5







Мониторинг развития качеств личности
Мониторинг результативности обучения по программе
Журнал посещаемости
Материалы анкетирования и тестирования
Грамоты, дипломы.



1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: формирование у обучающихся творческих качеств
личности через обучение начальным знаниям в области информатики,
элементарным навыкам работы на ПК, освоение языка Лого, развитие
логического и алгоритмического мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить обучающихся с устройством ввода информации клавиатурой;
 способствовать формированию представлений обучающихся о
современном
информационном
обществе,
информационной
безопасности личности и государства;
 способствовать формированию первоначального представления о
компьютере и современных информационных и коммуникационных
технологиях;
 научить обучающихся работать с программами Paint, Microsoft Office
Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Калькулятор,
ЛогоМиры;
 углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера
для основной учебной деятельности.
Развивающие:
 развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся
путем использования знания компьютерных технологий;
 формировать эмоционально-положительного отношения к компьютерам.
- способствовать развитию внимания, памяти;
 способствовать
развитию
конструктивного
мышления
и
сообразительности;
 способствовать развитию самоконтроля.
Воспитательные:
 способствовать воспитанию доброжелательного отношения к
окружающим:
 способствовать воспитанию общительности, отзывчивости, стремления
и помощи;
 способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели,
терпения и упорства;
6

 способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия.
1.3.Содержание программы первого года обучения
Цель первого года обучения - формирование первоначальных
представлений у обучающихся о свойствах информации и способах работы
с ней, так же о компьютере и сферах его применения.
№
п/п

1.
2.

2.1.
3.
3.1.

3.2.
3.3.

3.4.
3.5.
3.6.

3.7.

4.

Учебный (тематический) план первого года обучения
Название разделы, темы
Количество часов
Формы
Всего Теория
Пра аттестации
кти / контроля
ка
Вводное занятие.
Беседа
Знакомство с детьми.
1
1
«Здравствуй, класс
Тестирова
компьютерный».
1
1
- ние
Правила поведения в
Рефлексия
компьютерном классе.
Техника безопасности.
1
1
«Наш компьютер –
Творческа
верный друг».
8
4
4 я работа
Когда появился
Рефлексия
компьютер.
Какие бывают
компьютеры.
1
1
Применение компьютера.
1
1
- Рефлексия
Компьютер и его
Рефлексия
основные устройства.
Мышь.
1
1
Клавиатура. Работа на
Рефлексия
клавиатуре.
1
1
Работа с текстовым
Рефлексия
редактором Блокнот.
2
1
1
Повторение по разделу:
Рефлексия
«Наш компьютер – наш
друг».
1
1
Самостоятельная работа
Рефлексия
по разделу: «Наш
компьютер – верный
друг».
1
1
Знакомство с
Создание
возможностями
12
5
7 и
7

графического
редактора. Рисование.

4.1.
4.2.
4.3.

4.4.
4.5.
4.6.
4.7.

4.8.

Графика.
Раскрашивание
компьютерных рисунков.
Знакомство с
инструментами для
рисования.
Создание простейших
рисунков.
Моделирование.
Конструирование.
Повторение по разделу:
«Знакомство с
возможностями
графического редактора.
Рисование».
Самостоятельная работа
по разделу: «Знакомство с
возможностями
графического редактора.
Рисование».

2

1

1

1

-

1
Рефлексия

2

1

1
Рефлексия

1
2
2

1
1

1
1
1

1

1

-

5.3.

5.4.
5.5.

Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия

Рефлексия

1

-

1

5.

5.1.
5.2.

раскраши
вание
рисунка
при
помощи
графичес
кого
редактора
Рефлексия
Рефлексия

«Мир, в котором мы
живѐм».
Информация вокруг нас.
Как мы получаем
информацию.
Способы представления и
передачи информации.
Виды информации.
Элементы логики.
Суждение: истинное и
ложное.
Множества, его элементы.
Повторение по разделу:
«Мир, в котором мы

7
1

5
1

2
-

1

1

-

Самостоя
тельная
работа
Рефлексия
Рефлексия

Рефлексия

8

1
2

1
1

1

1

1

-

Рефлексия
Рефлексия

5.6.

живѐм».
Самостоятельная работа
по разделу: «Мир, в
котором мы живѐм».

Рефлексия
1

-

1

6.

6.1.

6.3.
6.4.
7.

Знакомство с ПервоЛого
Интерфейс программы.
Мультимедийные
возможности.
Анимации.
Создание черепашки.
Промежуточная
аттестация. Подведение
итогов.
Всего:

9

4

1

3

1
1
2

1
-

1
2

1
34

17

1
17

Создание
анимиров
анного
рисунка
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Итоговая
провероч
ная
работа
Зачѐт

1.4. Содержание учебного (тематического) плана первого года
обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми (1 ч.)
Цель: данный раздел предполагает знакомство с воспитанниками.
Раздел 2. «Здравствуй, класс компьютерный». (1 ч.)
Цель: знакомство с
детьми.
Объяснение
правил
поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе,
технику безопасности.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе,
применять правила по технике безопасности.
Раздел 3. «Наш компьютер – верный друг». (8ч.)
Цель: познакомить детей с историей появления компьютера, с
видами компьютеров, а также с основными устройствами компьютера.
Научить детей работать с компьютерными развивающими играми.
Теория: должны знать основные определения (клавиатура, мышь,
пиктограммы), виды компьютеров, основные клавиши, основные действия
при работе мышкой.
Практика: должны уметь включать и выключать компьютер,
работать с мышкой и клавиатурой.
Раздел 4. Знакомство с возможностями графического редактора.
Рисование. (12ч.)
Цель: познакомить детей с графическим редактором Paint. Научить
детей создавать простейшие компьютерные рисунки.
Теория: должны знать основные элементы интерфейса графического
редактора, команду (отменить) для редактирования рисунка, команду
(очистить) чтобы очистить рабочее поле, понятие моделирование,
конструирование.
Практика: должны уметь пользоваться инструментами, создавать
компьютерные рисунки, открывать графический редактор Paint.
Раздел 5. «Мир, в котором мы живѐм». (7ч.)
Цель: познакомить детей с понятием информация, с видами
информации, со способами представления информации. Элементами
логики: суждение истинное и ложное. С понятием множество.
Теория: должны знать понятие информация, как человек получает
информацию, виды информации, понятие множество.
Практика: должны уметь отличать истинное суждение от ложного,
сравнивать множества.
Раздел 6. Знакомство с ПервоЛого. (4ч.)
Цель: познакомить детей с программой ПервоЛого.
Теория: должны знать основные элементы интерфейса программы,
их функции. Практика: должны уметь работать в программе ПервоЛого,
создавать альбомы, анимации, уметь изменять вид черепашки, работать с
10

закладками, должны уметь использовать в работе мультимедийные
возможности, а также программировать.
Раздел 7. Промежуточная аттестация. Подведение итогов. (1ч.)
Цель: данный раздел предполагает проведение тестирования для
проверки знаний, умений и навыков, приобретѐнных в течение учебного
года.
Теория: должны знать основные понятия.
Практика: должны уметь применять полученные знания на
практике.

11

1.5. Планируемые результаты первого года обучения:
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся знают:
• правила техники безопасности;
• правила работы за компьютером;
• основные устройства компьютера;
• основные действия работы с мышкой;
• понятие информация, виды информации;
• способы представления и передачи информации;
• назначение и работу графического редактора PAINT;
• назначение и работу стандартных программ «Блокнот»;
• понятие множества, моделирование, конструирование;
• основные элементы интерфейса программы
К концу обучения обучающиеся умеют:
• соблюдать требования безопасности труда и пожарной
безопасности;
• включить, выключить компьютер;
• работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь,
дисководы);
• набирать информацию на русском регистре;
• запускать нужную программу, выбирать пункты меню, правильно
закрыть программу.
• работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор.
Метапредметные результаты:
• работают в сотрудничестве;
• умеют находить пути поиска информации.
• положительно относятся к учению, к познавательной
деятельности, желают приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
• осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена
общества, признавать для себя общепринятые морально-этических
нормы;
• определяют и формулируют цель деятельности с помощью
учителя;
• умеют высказывать своѐ предположение (версию) на основе
работы с материалом;
• умеют работать по предложенному учителем плану.
• делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
• оформляют свои мысли в устной форме;
12

•
•
•

слушают и понимают речь других;
умеют работать в паре, группе;
выполняют различные роли (лидера, исполнителя).
1.6. Содержание программы второго года обучения

Цель второго года обучения – ознакомление обучающихся с
историей развития компьютерной техники; формирование навыков работы
с компьютером и его устройствами на начальном уровне.
Учебный (тематический) план второго года обучения
№
п/п

Название разделы, темы

1.

Вводное занятие.
Повторение.

2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

2.8.

Учимся работать на
компьютере.
Меню – возможность
выбора.
Знакомство с текстовым
редактором WordPad.
Набор и редактирование
текста.
Что скрывается в строке
меню.
Действия с фрагментами
текста.
Калькулятор – помощник
всех Математиков.
Повторение по разделу:
«Учимся работать на
компьютере».
Самостоятельная работа по
разделу: «Учимся работать
на компьютере».

Количество часов
Формы
Всего: Теория Практ аттестации/
контроля
ика
Беседа
1
1
Самостояте
льная
8
1
7
работа
Рефлексия
1
1
Рефлексия
1
1
Рефлексия
1
1
Рефлексия
1
1
Рефлексия
1
1
Рефлексия
1
1
Рефлексия
1

1

Рефлексия

1

-

1

3.

3.1.
3.2.

Компьютерная графика.
Редактирование
компьютерного рисунка.
Фрагмент рисунка.
13

10

3

7

2
1

1
-

1
1

Создание
графическог
о рисунка
Рефлексия
Рефлексия

Сборка рисунка из деталей.
Построение с помощью
клавиши Shift.
3.5. Эллипс и окружность.
3.6. Что такое пиксель?.
3.7. Что такое пиктограммы?
3.8. Повторение по разделу:
«Компьютерная графика».
3.9. Самостоятельная работа по
разделу: «Компьютерная
графика».
Алгоритмы. Свойства
4. алгоритмов.
Алгоритм в нашей жизни.
Виды алгоритмов.
Способы записи
4.1. алгоритмов.
4.2. Координаты.
Компьютерная среда и
4.3. алгоритм.
Действия с фрагментами
4.4. рисунка.
Повторяющиеся элементы
4.5. вокруг нас.
Повторение по разделу:
«Алгоритмы. Свойства
4.6. алгоритмов».
Самостоятельная работа по
разделу: «Алгоритмы.
4.7. Свойства алгоритмов».
3.3.
3.4.

1

-

1

1
1
1
1

1

1
1
1
-

1

1

-

Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия

1

-

1

7

6

1

1
1

1
1

-

1

1

-

Тестирован
ие
Рефлексия

Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия

1

-

1
Рефлексия

1

1

Рефлексия

1

1

Рефлексия

1

Знакомство с программой
5. ЛогоМиры.
Интерфейс программы.
5.1. Основные команды.
5.2. Создание декораций.
Технология организации
5.3. движения Черепашки.
5.4. Рекурсия, бегунок.
Назначение и виды
5.5. датчиков.
Повторение по разделу:
5.6. «Знакомство с программой

-

1

7

2

5

1
1

1
-

1

1
1

-

1
1

1

-

1

Самостояте
льная
работа
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия

1
14

1

-

ЛогоМиры»

5.7.

Самостоятельная работа по
разделу: «Знакомство с
программой ЛогоМиры.»

Рефлексия
1

Промежуточная
аттестация. Подведение
6. итогов.
Всего:

1
34

-

1

13

1
21

Итоговая
проверочна
я работа
Зачѐт

1.7. Содержание учебного (тематического) плана второго года
обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение. (1ч.)
Цель: повторить основные понятия, изученные в предыдущем году
обучения
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе,
технику безопасности, владеть основными понятиями.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе,
применять правила по технике безопасности, выполнять задания,
используя знания, полученные в прошлом году обучения.
Раздел 2. Учимся работать на компьютере. (8ч.)
Цель: данный раздел предполагает ознакомление детей с историей
развития компьютерной техники, знакомство с компьютером и его
устройствами. Воспитанники учатся пользоваться панелью задач. Они
знакомятся с текстовым редактором Блокнот, учатся набирать,
редактировать, а также работать с фрагментом текста.
Теория: должны знать понятие клавиатура основные клавиши,
основные элементы компьютерного окна, понятие фрагмент, основные
приѐмы работы с мышью, основные объекты рабочего стола.
Практика: должны уметь работать мышью, работать на клавиатуре,
пользоваться строкой, набирать и редактировать текст, работать с
фрагментом текста, работать с калькулятором, работать с панелью задач.
Раздел 3. Компьютерная графика. (10ч.)
Цель: данный раздел предполагает, что у детей есть начальные
навыки работы с графическим редактором Paint. Воспитанники
вспоминают, как создавать простейшие графические рисунки, но с учѐтом
редактирования (изменения, добавления) рисунков.

15

Теория: должны знать основные элементы графического редактора
Paint, понятие пиксель, команды (отменить, очистить, масштаб и др.)
расположенные в строке меню, историю развития компьютерной техники.
Практика: должны уметь работать с элементами интерфейса
графического редактора, пользоваться и настраивать инструменты,
создавать компьютерные рисунки, редактировать компьютерные рисунки,
собирать рисунок из деталей, сохранять и открывать сохранѐнные рисунки,
рисовать с помощью клавиши Shift.
Раздел 4. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. (7ч.)
Цель: данный раздел предполагает ознакомление детей с понятием
алгоритм. Знакомит воспитанников с видами алгоритмов и способами их
записи. Учит выполнять действия с фрагментами рисунка.
Теория: должны знать понятие алгоритм, виды алгоритмов.
Практика: должны уметь записывать алгоритмы, выполнять
действия с фрагментами рисунка.
Раздел 5. Знакомство с программой ЛогоМиры. (7ч.)
Цель: данный раздел предполагает ознакомление детей с программой
ЛогоМиры.
Теория:
должны
знать основные объекты интерфейса
программы, технологию организации Черепашки.
Практика: должны уметь управлять движением Черепашки,
разрабатывать программы.
Раздел 6. Промежуточная аттестация. Подведение итогов. (1ч.)
Цель: диагностировать изученный материала за год.
Теория: должны знать основные понятия.
Практика: должны уметь применять полученные знания на
практике.

16

1.8. Планируемые результаты второго года обучения:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся знают:
правила техники безопасности и правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора PAINT;
назначение и работу стандартных программ «Блокнот» и
«Калькулятор»;
возможности текстового редактора WORD;
понятие информации, свойства информации;
назначение и работу программы PowerPoint;
основные блоки клавиш;
понятие
информации,
свойства
информации;
необходимую
терминологию;
историю развития компьютерной техники; основные объекты рабочего
стола;
основные элементы компьютерного окна;
понятие алгоритм, редактирование, меню, фрагмент рисунка,пиксель,
пиктограмма;
назначение и виды датчиков.
К концу обучения обучающиеся умеют:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор
работать со стандартными приложениями Windows;
создавать презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации на компьютере;
набирать текст, редактировать и работать с фрагментом текста;
создавать компьютерные рисунки, редактировать и работать с
фрагментами рисунка;
составлять простейшие алгоритмы;
работать с датчиками, настраивать команды;
писать программы и подпрограммы.
Метапредметные результаты:
освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
используют различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том
числе умеют вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализируют
изображения;
17

• готовят своѐ выступление;
• соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• умеют слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий.
Личностные результаты
• положительно относятся к учению, к познавательной деятельности,
приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся;
• осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, осваивают
новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном
процессе;
• определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;
• умеют высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
материалом;
• находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• преобразовывают информацию из одной формы в другую.
• оформляют свои мысли в устной форме;
• слушают и понимают речь других;
• пользуются приѐмами слушания: фиксируют тему (заголовок),
ключевые слова;
• умеют работать в паре, группе;
• выполняют различные роли (лидера, исполнителя).

18

1.9. Содержание программы третьего года обучения
Цель третьего года обучения - формирование элементарных навыков
у обучающихся в работе с текстовыми процессорами Microsoft Word и
Microsoft Excel, с их интерфейсами.
Учебный (тематический) план третьего года обучения
№
п/п

1.
2.
3.

4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

4.5.

5.
5.1.
5.2.
5.3.

Название разделы, темы

Количество часов
Формы
Всего: Тео Практик аттестаци
и/
рия а
контроля
Вводное занятие.
Беседа
Повторение.
1
1
Исполнители. Пример
Тестиров
исполнителя.
1
1
ание
Настройка параметров
Тестиров
рабочего стола.
1
1
ание
Создание
текстово
го
Текстовой процессор
документ
Microsoft Word.
10
4
6
а
Рефлекси
Назначение программы.
1
1
я
Рефлекси
Интерфейс программы.
2
1
1
я
Элементы форматирования
Рефлекси
печатных документов.
3
1
2
я
Создание и редактирование
Рефлекси
текстового документа.
3
1
2
я
Самостоятельная работа по
Рефлекси
разделу: « Текстовый редактор
я
Microsoft Word.»
1
1
Самосто
Работа с папками и
ятельная
файлами.
6
3
3
работа
Рефлекси
Понятие и параметры файла.
1
1
я
Назначение и параметры
Рефлекси
папки.
2
1
1
я
Действия над папками и
2
1
1
Рефлекси
19

файлами.
Самостоятельная работа по
разделу: «Работа с папками и
5.4. файлами».
Табличный процессор
6.
Exсel.
Интерфейс программы.
6.1. Знакомство с элементами окна.
Создание и редактирование
6.2. табличного документа.
Форматирование табличного
6.3. документа
6.4. Создание таблиц.
Работа с графическими
6.5. объектами.
Создание диаграмм и
6.6. графиков.
Совместная работа с
6.7. редакторами Word и Excel.
Повторение по разделу:
6.8. «Табличный процессор Exсel».
Самостоятельная работа по
разделу: «Табличный
6.9 процессор Exсel».

7.

Промежуточная аттестация.
Подведение итогов.
Всего:

20

я
Рефлекси
я
1

-

1

13

1

12

1

1

-

1

-

1

1

-

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

1

-

1

1

-

1

2
34

1
10

1
24

Самосто
ятельная
работа
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Рефлекси
я
Итогова
я
провероч
ная
работа
Зачѐт

1.10. Содержание учебного (тематического) плана третьего года
обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение. (1 ч.)
Цель: повторить ранее изученный материал.
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе,
технику безопасности, основную терминологию.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе,
применять правила по технике безопасности, выполнять задания,
используя знания, приобретѐнные в предыдущем году обучения.
Раздел 2. Исполнители. Пример исполнителя. (1 ч.)
Цель: познакомить воспитанников с понятием исполнитель.
Теория: должны знать понятие исполнитель, примеры исполнителя.
Практика: должны уметь выполнять действия исполнителем.
Раздел 3. Настройка параметров рабочего стола. (1 ч.)
Цель: научить воспитанников настраивать рабочий стол.
Теория: должны знать, как настраивать монитор, как аккуратно
расставит значки, как заменить картинку на рабочем столе, как выбрать
заставку.
Практика: должны уметь сменить картинку рабочего стола, выбрать
заставку экрана, аккуратно расставит значки.
Раздел 4. Текстовой процессор Microsoft Word. (10 ч.)
Цель: познакомить детей с текстовым процессором Microsoft Word, с
его интерфейсом, научить создавать, редактировать и форматировать
текстовые документы. Так же научить оформлять текст в виде таблицы,
вставлять в текстовой документ графические объекты.
Теория: должны знать назначение программы, элементы
форматирования печатных документов.
Практика: должны уметь создавать, редактировать и форматировать
текстовой документ, оформлять текст в виде таблицы, включать в
текстовой документ графические объекты.
Раздел 5. Работа с папками и файлами. (6 ч.)
Цель: познакомить учащихся с понятием папка, файл, с параметрами
файла, папки, так же познакомить воспитанников с назначением папки.
Теория: должны знать понятие папка, понятие файла, назначение
папки.
Практика: должны уметь выполнять действия над папками,
файлами, настраивать параметры папки.
Раздел 6. Табличный процессор Microsoft Excel. (13 ч.)
Цель: познакомить обучающихся с возможностями табличного
процессора.
Теория: должны знать общую характеристику табличного
процессора.
21

Практика: должны уметь создавать и редактировать табличный
документ, форматировать табличный документ.
Раздел 7. Промежуточная аттестация. Подведение итогов. (2 ч.)
Цель: проверить знания, умения и навыки.
Теория: проведение тестирования на знание основных понятий,
изученных за учебный год.
Практика: должны уметь выполнять задания, используя
накопленные знания.

22






























1.11. Планируемые результаты третьего года обучения:
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся знают:
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером;
возможности текстового редактора WORD;
основные блоки клавиш, устройства ввода и вывода информации;
основные операционные системы и их отличия;
определение файла и файловой системы;
основные элементы рабочего стола;
понятия исполнитель, редактирование, форматирование, папка, файл;
общую характеристику табличного процессора Microsoft Exсel.
К концу обучения обучающиеся умеют:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
запускать нужную программу, выбирать пункты меню, правильно
закрывать программу.
работать с программами WORD, Exсel;
работать со стандартными приложениями Windows, создавать
презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации на компьютере;
осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего
списка нужные фрагменты;
работать с разными видами информации;
решать логические задачи;
находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их
к компьютеру;
писать программу для исполнителя;
редактировать текст, форматировать текст;
оформлять текст в виде таблицы, вставлять в текст графические
объекты;
собирать модели по схемам,писать программы;
работать с папками и файлами, создавать, редактировать и
форматировать табличный документ,оформлять текст в виде таблицы;
включать в табличный документ графические объекты.

Метапредметные результаты:
 работают в сотрудничестве;
23

 умеют находить и анализировать информацию;
 освоили начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
 активно используют речевые средства и средства информационных и
коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
 используют различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том
числе умеют вводить текст с помощью клавиатуры и соблюдают нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
 умеют слушать собеседника и вести диалог;
 признают возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагают своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
Личностные результаты:
 положительно относятся к учению, к познавательной деятельности,
желают
 приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся,
осознают
 свои трудности и стремятся к их преодолению, осваивают новые виды
деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе;
 осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена
общества, признают для себя общепринятые морально-этических
нормы;
 осознают себя как гражданина, как представителя определѐнного
народа, определѐнной культуры, интерес и уважение к другим народам.
 самостоятельно формулируют тему и цели урока;
 составляют план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работают по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою
деятельность;
 в диалоге с педагогом вырабатывают критерии оценки и определяют
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
 перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в
другую (составляют план, таблицу, схему).

24

1.12. Содержание программы четвертого года
обучения
Цель четвертого года обучения - формирование элементарных
навыков у обучающихся в работе с графическими редакторами Paint и
PowerPaint.
Учебный (тематический) план четвертого года обучения
№
Название разделы, темы
Количество часов
Формы
п/п
Всего: Теор Практ аттестац
ии/
ия
ика
контрол
я
1.
Вводное занятие. Повторение.
1
1
Беседа
2.
Настройка параметров
1
1
Тестиро
рабочего стола.
вание
3.
Графический редактор Paint.
15
0
15
Творчес
кая
работа
3.1. Знакомство с графическим
1
1
Рефлекс
редактором Paint.
ия
Строение окна графического
редактораPaint.
3.2. Обучение работе в редакторе
1
1
Рефлекс
инструментом «кисть».
ия
3.3. Обучение работе в
1
1
Рефлекс
редакторе Paint инструментом
ия
«заливка».
3.4. Обучение работе в редакторе
1
1
Рефлекс
инструментом «ластик».
ия
3.5. Освоение навыков создания
1
1
Рефлекс
геометрических фигур, фиксация
ия
их на странице.
3.6. Построение ломаных линий.
1
1
Рефлекс
ия
3.7. Работа с графическими
1
1
Рефлекс
примитивами: линия, овал,
ия
прямоугольник.
Построение простейших
композиций с инструментами
овал и прямоугольник.
3.8. Знакомство с инструментом
1
1
Рефлекс
«распылитель».
ия
25

Знакомство с инструментом
карандаш.
3.9. Знакомство с инструментом
заливка.
3.10 Знакомство с командой поворот.
.
Вставка текста в редактор Paint.
3.11 Создание рисунка «Лягушка».
.
3.12 Создание рисунка с
.
использованием инструментов:
распылитель и кисть, заливка.
Вставка надписи в рисунок.
3.13 Выбор изображения, извлечение
.
его, изменение размеров,
перемещение.
3.14 Итоговая работа на тему
.
«Пейзаж».
4.
Графический редактор
PowerPaint.
4.1.

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

Рефлекс
ия

2

-

2

15

5

10

1

1

3

1

2

4

1

3

3
4

1
1

2
3

Рефлекс
ия
Творчес
кий
проект
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия

2

-

2

6

28

Назначение программы.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.

Интерфейс программы.
Создание слайда и его
оформление.
Создание движущихся
изображений PowerPoint.
Создание проекта «Загадка
мыльных пузырей».
Итоговая аттестация.
Подведение итогов.

Всего: 34

26

Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия

1

Итоговая
проверочн
ая работа
Защита
авторской
творческой
работы
Зачѐт

1.13.Содержание учебного (тематического) плана четвертого года
обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Повторение. (1 ч.)
Цель: повторить ранее изученный материал.
Теория: должны знать правила поведения в компьютерном классе,
технику безопасности, основную терминологию.
Практика: должны уметь вести себя в компьютерном классе,
применять правила по технике безопасности, выполнять задания,
используя знания, приобретѐнные в предыдущем году обучения.
Раздел 2. Настройка параметров рабочего стола. (1 ч.)
Цель: научить воспитанников настраивать рабочий стол.
Теория: должны знать, как настраивать монитор, как изменить
масштаб и вид значков рабочего стола, где проверять задачи процессора на
рабочем столе, как установить заставку с автоматической сменой
картинок.
Практика: должны уметь менять масштаб и вид значков рабочего
стола, открывать окно с задачами процессора, выбрать заставку и разный
формат показа еѐ на рабочем столе.
Раздел 3. Графический редактор Paint. (15 ч.)
Цель: данный раздел предполагает, что у детей есть начальные
навыки работы с графическим редактором Paint. Они вспоминают, как
создавать простейшие графические рисунки, но с учѐтом редактирования
(изменения, добавления) рисунков.
Теория: должны знать основные элементы графического редактора
Paint, понятие карандаш, заливка, распылитель, графические примитивы,
команды (отменить, очистить, масштаб и др.) расположенные в строке
меню.
Практика: должны уметь работать с элементами интерфейса
графического редактора, пользоваться и настраивать инструменты,
создавать компьютерные рисунки, редактировать компьютерные рисунки,
добавлять на них надпись, собирать рисунок из деталей, заливая каждую
при помощи заливки и распылителя, сохранять и открывать сохранѐнные
рисунки, рисовать.
Раздел 4. Графический редактор PowerPaint. (15 ч.)
Цель: развитие творческих способностей воспитанников, дать
представление о простейших способах создания движущихся
изображений, закрепить навыки обработки графической информации, дать
представление о программном средстве обработки графических
изображений, познакомить с созданием проекта при помощи программы
Power Paint.
27

Теория: должны написать коллективный проект на тему «Загадка
мыльных пузырей».
Практика: должны изготовить комбинированный проект с
использованием всей изученный технологий.
Раздел 5. Раздел 4. Итоговая аттестация. Подведение итогов. (2
ч.)
Цель: проверить знания, умения и навыки.
Теория: проведение тестирования на знание основных понятий,
изученных за учебный год.
Практика: должны уметь выполнять задания, используя
накопленные знания.

28

1.14. Планируемые результаты четвертого года обучения:
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся знают (умеют):
 правила техники безопасности;
 правила работы за компьютером;
 назначение и работу графического редактора PAINT, необходимую
терминологию;
 понятие информации, свойства информации;
 общую характеристику, назначение и работу программы PowerPoint.
 требования безопасности труда и пожарной безопасности;
 пошагово выполняют алгоритм практического задания;
 осуществляют поиск информации на компьютере;
 осуществляют поиск информации в интернете, выделяют из общего
списка нужные фрагменты;
 решают логические задачи;
 находят сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
 работают с основными блоками компьютера, и подключают их;
 пользуются устройствами ввода и вывода информации, подключают их
к компьютеру;
 работают с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
 создают проект.
Метапредметные результаты:
 освоили начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
 активно используют речевые средства и средства информационных и
коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
 открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умеют вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксирут (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализируют изображения, звуки, готовят своѐ
выступление и выступают с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
 соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 слушают собеседника и ведут диалог;
 признают возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
 излагают своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
29

 определяют общие цели и пути еѐ достижения;
 умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
 осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих;
 конструктивно разрешают конфликты посредством учѐта интересов
сторон и сотрудничества;
 овладели базовыми предметными и межпредметными понятиями,
окружающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
 умеют работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии
с содержанием конкретного ученого предмета.
Личностные результаты:
 положительно относятся к учению, к познавательной деятельности;
 приобрели новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, освоили
новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном
процессе;
 осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена
общества, признают для себя общепринятые морально-этических
нормы;
 осознают себя как гражданина, как представителя определѐнного
народа, определѐнной культуры, интерес и уважение к другим народам.

30

2. Организационно – педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность учебных занятий - 34 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме– 5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения (см. Приложение №2).
2.2 Условия реализации программы
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем
требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности,
санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически
проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для
оказания первой медицинской помощи.
Для реализации программы необходимо материальнотехническое оснащение:

учебный кабинет на 20 посадочных мест.
Минимальная модель электронно-программного обеспечения:

один компьютер на рабочем месте учителя;

презентационное оборудование;

выход в Интернет (выход в открытое информационное
пространство сети Интернет ;

цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем
месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических
задач, компьютерное моделирование в учебных средах).

31

Методическое обеспечение программы
- обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, занятий, бесед и т.п.);
- рекомендации по проведению практических работ и т.п.;
- дидактический
и
лекционный
материал, методика
по
исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской
работы;
- олимпиадные и конкурсные задания, ребусы;
- методики расслабляющих упражнений при работе с компьютером
(для глаз);
- таблицы (наглядные пособия);
- интернет - пособия по Информатике и ИКТ для 1-4 классов;
- Прикладная программа Paint (графический редактор);
- Текстовой редактор Блокнот, Microsoft Word;
- Табличный процессор Microsoft Excel.
Кадровое обеспечение программы: Программу реализует педагог
дополнительного образования с высшим или средне- специальным
педагогическим
образованием,
соответствующий
требованиям
профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Методические условия реализации программы
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности
По
По
логике
По степени
По степени
источнику
передачи
и самостоятельности управления
передачи и восприятия
мышления
учебной работой
восприятия
информации
учебной
деятельности
Словесн
Индуктивные
Репродуктивн
Под
ые
(от частного к ые
руководством
общему)
преподавателя
Нагляд
Дедуктивные
ПроблемноСамостояте
ные
(от общего к поисковые
льная
работа
частному)
обучаемых
Практи
ческие
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы
стимулирования
Методы
стимулирования
интереса к учению
ответственности и долга
Познавательных игр
Убеждения
в
значимости
учения
32

Учебных дискуссий
Предъявления требований
Создание
эмоциональноПоощрения и наказания
нравственных ситуаций
Организационнодеятельностные игры
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности

наблюдение

устный опрос

письменный опрос

письменная проверка знаний (проверочная работа)

комбинированная проверка

беседа

анкетирование

тестирование
Программа предполагает использование различных форм:
комбинированные занятия, занятия-игры, занятия-викторины, занятияэкскурсии, практикумы, дискуссии, беседы и др.
Программа имеет вариативное содержание и дает возможность
выбора и построения индивидуальной образовательной траектории для
каждого обучающегося.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретическая часть занимает примерно 1/3 времени
занятия (в зависимости от сложности и новизны учебного материала),
практическая работа занимает большую часть занятия.
В процессе практической работы последовательно обучающиеся
осваивают отдельные приемы и методы обработки различных материалов.
Целью каждой практической работы ставится законченный значимый
результат.
При организации занятий максимально применяются наглядные,
интерактивные и технические средства.
Работа по данной программе позволяет использовать в оптимальном
сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
При обучении используется интегрированный подход. Параллельно с
овладением компьютерной грамотой обучающиеся повторяют знания
родного языка: учатся осуществлять набор уже изученных букв, тренируя
память и анализируя образы.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена
ведущей деятельности, переход от игры к учебе. Дети при восприятии
материала обращают внимание на его яркую подачу, эмоциональную
окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является
демонстрация.
33

Программные средства, используемые в программе, обладают
разнообразными графическими возможностями, понятным даже
первокласснику интерфейсом. Эти программы русифицированы, что
позволяет легко и быстро их освоить. Так как программы строятся по
логическим законам, возможна организация разнообразной интересной
деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с
конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет
развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные
особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому
программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ученику.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания
и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы
ребенка.
Комбинированные занятия предусматривают смену методов
обучения и деятельности обучающихся. В комбинированном занятии
можно выделить основные этапы.
1.
Организационный момент.
2.
Активизация мышления и актуализация ранее изученного
(разминка, повторение ранее изученного материала).
3.
Объяснение нового материала.
4.
Работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажѐре,
выполнение работ компьютерного практикума, логические игры).
5.
Подведение итогов.
Данный тип занятий наиболее актуален для младших воспитанников,
осваивающих программу «В мире информатики».
Программа предусматривает широкое применение информационнокоммуникационных технологий, что позволяет повысить практическую,
навыкообразующую направленность содержания, а также разнообразить
формы организации деятельности.
Психолого-педагогические принципы
построения занятий по программе

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста
на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип гуманности, предполагает отбор и использование
гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих
ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип
основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во
главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие
и позицию фасилитации педагога и психолога.

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа
«скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к
предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
34


Принцип научности отражает важнейший выбор в пользу
современных научных методов диагностики, коррекции развития личности
школьников.

Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся
интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций
других участников учебно-воспитательного процесса;

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным
становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать
проблемы самостоятельно, создать способности для становления
способности ребенка к саморазвитию;

Принцип системности предполагает, что психологопедагогическое сопровождение носит непрерывный характер и
выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит
внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в
области педагогики и методики преподавания, взаимосвязь и
взаимообусловленность отдельных компонентов.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм
и методов психологического взаимодействия и обуславливает
необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности,
информативности и пользы для ребенка.
Педагогические технологии

Технологии
развивающего
обучения
(образовательная
программа «Мир занимательной информатики» направлена на развитие
ребѐнка в сфере компьютерной грамотности);

технологии продуктивного обучения (продуктом деятельности
объединения являются знания и навыки при работе на компьютере, а также
детские творческие работы-шедевры, выполненные в графическом
редакторе Paint);

технологии игрового обучения (в практике часто используются
мультимедийные диски с компьютерными развивающими играми,
соответствующие возрастным особенностям детей);

технологии коллективного взаимообучения;

тестовые технологии (по окончании определенного раздела
проверка знаний, умений, навыков у воспитанников объединения
проводится в тестовой форме);

здоровье сберегающие технологии. (уделяется внимание
сохранению физического здоровья детей, используются различные приѐмы
здоровье сберегающих технологий в виде физкультминуток, прогулок на
свежем воздухе, подвижных игр; важен психологический настрой в начале
занятия и создание благоприятного психологического климата в течение
всего занятия);

информационно - коммуникационные технологии (ежедневное
применение в практике компьютеров и данной технологии; при изучении
35

определенных тем курса, например, «Пиктограммы», через телевизор или
экран воспроизводятся картинки-пиктограммы, которые встречаются в
повседневной жизни);

технологии проблемного обучения.
Методическое обеспечение
Первый год обучения
№

1

2

3

4

5

6

7

Название
раздела

Формы
занятий

Приѐмы и
методы

Дидактический
Формы
материал,
подведени
техническое
я итогов
оснащение
НаглядноБеседа
иллюстративный
материал

Вводное
занятие.
Знакомство с
детьми.
«Здравствуй,
класс
компьютерный
».
«Наш
компьютер –
верный друг».
Знакомство с
возможностям
и
графического
редактора.
Рисование.

Беседа

Словесный

Занятиепрезентация

УчебноНаглядноТестирова
познавательный, иллюстративный ние
наглядный
материал

Занятиепрезентация

Наглядный,
Практический

Занятие –
презентация

«Мир, в
котором мы
живѐм».
Знакомство с
ПервоЛого.

Виртуальная
экскурсия

Промежуточна
я аттестация.
Подведение

Занятиезачѐт

Создание
и
раскраши
вание
рисунка
при
помощи
графическ
ого
редактора.
Словесный,
НаглядноСамостоят
наглядный,
иллюстративный ельная
практический
материал
работа.
Словесный,
КарточкиСоздание
наглядный,
задания,
анимиров
практический,
компьютер,
анного
репродуктивный проектор
рисунка.
УчебноКарточкиИтоговая
познавательный задания,
проверочн
компьютер,
ая работа

Занятиепрезентация

Наглядноиллюстративный
материал
УчебноКарточкипознавательный, задания,
практический
компьютер,
проектор

36

Творческа
я работа.

итогов.

проектор

Зачѐт

Методическое обеспечение
Второй год обучения
№

1

Название
раздела
Вводное
занятие.
Повторение.

Беседа

Приѐмы и
методы
Словесный

Беседа, занятие Наглядный,
– презентация, практический
комбинаторное

2

3

Формы занятий

Учимся
работать
на
компьютере.
Компьютерная Беседа,
Учебнографика.
демонстрация, познавательный,
занятие
– практический
презентация,
комбинаторное

4

Алгоритмы.
Свойства
алгоритмов.

Беседа, занятие Учебно– презентация, познавательный,
комбинаторное практический,
продуктивный

5

Знакомство
программой
ЛогоМиры.

Словесный,
наглядный,
практический,
репродуктивный

6

с Беседа,
демонстрация,
занятие
–
презентация,
комбинаторное
Промежуточная Комбинаторное
аттестация.
Подведение
итогов.

Учебнопознавательный,
практический

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Наглядноиллюстративный
материал
Наглядноиллюстративный
материал,
компьютер,
проектор
Наглядноиллюстративный
материал,
карточкизадания,
компьютер,
проектор
Наглядноиллюстративный
материал,
компьютер,
проектор
Наглядноиллюстративный
материал,
компьютер,
проектор
Карточкизадания,
компьютер,
проектор

Методическое обеспечение
Третий год обучения
37

Формы
подведения
итогов
Беседа
Самостоятельная
работа

Создание
графического
рисунка

Тестирование

Самостоятельная
работа

Итоговая
проверочная
работа
Зачѐт

№

1

Название
раздела
Вводное
занятие.
Повторение.

2

3

Исполнители.
Пример
исполнителя.
Настройка
параметров
рабочего
стола.

Формы
занятий
Беседа
Занятиепрезентация
Комбиниро
ванное
Комбиниро
ванное

4
Текстовой
процессор
Microsoft
Word.
5
Работа с
папками и
файлами.
6

Табличный
процессор
Exсel.
7
Промежуточн
ая аттестация.
Подведение
итогов.

Приѐмы и
методы

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Словесный
Наглядноиллюстративный
материал
УчебноНагляднопознавательн иллюстративный
ый,
материал
наглядный
Наглядный,
Нагляднопрактически иллюстративный
й
материал,
компьютер
УчебноНагляднопознавательн иллюстративный
ый,
материал,
словесный,
компьютер
Наглядный,
практически
й
Словесный,
Нагляднонаглядный,
иллюстративный
практически
материал,
й
компьютер,
проектор

Беседа,
занятие –
презентация
,
комбиниров
анное
Беседа,
УчебноДемонстрац познавательн
ия,
ый,
Занятиесловесный,
презентация Наглядный,
,
репродуктив
Комбиниро
ный,
ванное
практически
й
ЗанятиеУчебнозачѐт
познавательн
ый,
практически
й
38

Формы
подведения
итогов
Беседа
Тестирован
ие
Тестирован
ие
Создание
текстового
документа

Самостояте
льная
работа

Наглядноиллюстративный
материал,
компьютер,
проектор

Самостояте
льная
работа

Карточкизадания,
компьютер,
проектор

Итоговая
проверочна
я работа
Зачѐт

Методическое обеспечение
Четвертый год обучения
№

Название
раздела

1

Вводное
занятие.
Повторени
е.
Настройка
параметро
в рабочего
стола.

Беседа,
Словесный
Занятие
–
презентация

3

Графическ
ий
редактор
Paint.

Занятие –
презентация,
комбинирован
ное

4

Графическ
ий
редактор
PowerPaint
.

Занятие –
презентация,
демонстрация,
комбинирован
ное

5

Итоговая
Комбинирован
аттестация ное
.
Подведени
е итогов.

2

Формы занятий

Беседа,
комбинирован
ное

Приѐмы и
методы

Дидактически
Формы
й материал, подведения
техническое
итогов
оснащение
НаглядноБеседа
иллюстративн
ый материал

Наглядный,
Нагляднопрактический иллюстративн
ый материал,
компьютер,
проектор
УчебноНагляднопознавательн иллюстративн
ый,
ый материал
наглядный,
карточкипрактический задания,
,
компьютер,
продуктивны проектор
й
Словесный,
Нагляднонаглядный,
иллюстративн
практический ый материал
,
карточкирепродуктивн задания,
ый
компьютер,
проектор
УчебноКарточкипознавательн задания,
ый
компьютер,
проектор

39

Тестирован
ие

Творческая
работа

Творческий
проект

Итоговая
проверочна
я работа
Творческая
работа
Зачѐт

2.3. Формы аттестации
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный,
текущий, тематический, годовой и итоговый контроль учащихся.
Вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на
повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль
может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме
выполнения практических заданий.
Текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный
на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи.
Тематический контроль проводится по завершении изучения
раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения
самостоятельных работ.
Годовой контроль - в форме выполнения годовых авторских работ
по изученным в течение года разделам программы, участие в конкурсах
различного уровня.
Итоговый контроль - по окончании изучения всей программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
В конце первого, второго, третьего годов обучения проводится
промежуточная аттестация уровня обученности и воспитанности
обучающихся, которая помогает отслеживать приобретаемые знания
воспитанников за прошедший учебный год. Промежуточная аттестация
имеет коррекционную функцию – помогает педагогу своевременно
выявить и устранить недостатки учебно – воспитательного процесса. В
завершении четвѐртого года обучения проводится итоговая аттестация,
которая является основной формой контроля за качеством образования,
воспитания и личностного развития детей и освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Мир занимательной информатики».
Итоговая аттестация позволяет
всем участникам образовательного
процесса
оценить
реальную
результативность образовательной,
воспитательной и творческой деятельности детей.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и
личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной общеразвивающей программы.
Возможны следующие формы аттестации: анкетирование,
тестирование, зачѐт, самостоятельная работа, проверочная работа, защита
авторской работы.
При подведении итогов аттестации учитывается наблюдение за
обучающимися на занятиях в течение года.
40

Сроки проведения аттестации:
- промежуточная аттестация обучающихся проводится в апреле мае;
- итоговая аттестация проводится в мае.
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки
результативности обучения являются уровень теоретической и
практической подготовки обучающихся.
2.4. Критерии усвоения программного материала
После прохождения крупных разделов программы, обучающиеся
выполняют творческие работы. Оценка работ производится, как правило, в
форме их коллективного просмотра с обсуждением их особенностей и
достоинств.
Основной формой подведения итогов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе является аттестация.
В конце каждого года обучения выполняются зачѐтные
проверочные работы, состоящие из теоретической и практической частей.
По завершении программы обучения воспитанники сдают итоговый зачѐт,
включающий проверочную работу и защиту творческих авторских работ в
области информационных технологий.
Уровень усвоения программы оценивается как высокий (более
70%), если обучающиеся полностью овладели теоретическими знаниями,
правильно их используют и систематически применяют. Качество
выполнения практических работ соответствует техническим и
технологическим требованиям. В работе - максимально самостоятельное
изготовление изделий. Обучающиеся могут объяснить значение, смысл
выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях,
правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности.
Уровень усвоения программы оценивается как средний (от 50% до
70%), если обучающиеся овладели не всей полнотой теоретических
знаний, но усвоенный материал могут правильно использовать и
применять. Качество выполнения практических работ не всегда
соответствует техническим и технологическим требованиям. Присутствует
самостоятельная работа, но возникают затруднения при выполнении
изделий. Обучающиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых
работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно
организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.
Время, затраченное на выполнение определѐнной работы, не превышает
нормативных требований, отведѐнных на выполнение данного вида работ.
Уровень усвоения программы оценивается как низкий (менее
50%), если обучающиеся овладели частью теоретических знаний, но
41

систематически их не применяют, не могут правильно использовать.
Качество выполнения практических работ не соответствует техническим и
технологическим
требованиям.
Требуется
индивидуально
–
дифференцированный подход со стороны педагога. Обучающиеся могут
правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности, но не всегда могут объяснить значение, смысл выполняемых
работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, периодически
не укладываются вовремя, отведенное для выполнения определѐнной
работы.

42







Аннотация к программе
Дополнительная общеразвивающая программа«Мир занимательной
информатики» является программой технической направленности,
ориентирована на творческое развитие обучающихся.
Программа адресована обучающимся от 7 до 11 лет.
Уровень: 1 год –стартовый, с 2- 4 год обучения - базовый
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа «Мир занимательной информатики» рассчитана на 4 года
обучения – 136 часов (1 час 1 раза в неделю).
Срок реализации -4 год.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 711 лет.
Цель программы: формирование у детей творческих качеств личности
через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным
навыкам работы на ПК, освоение языка Лого, развитие логического и
алгоритмического мышления.
Задачи программы:
познакомить обучающихся с устройством ввода информации клавиатурой;
способствовать формированию представлений
обучающихся о
современном информационном обществе, информационной безопасности
личности и государства;
способствовать формированию первоначального представления о
компьютере и современных информационных и коммуникационных
технологиях;
обучить обучающихся работать с программами Paint, Microsoft Office
Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Калькулятор,
ЛогоМиры;
углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера
для основной учебной деятельности.
Результатом освоения программы
является формирование
творческих качеств обучающихся в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10
балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, практическая
работа, анализ контрольного задания.
Сведения о разработчике:
Харина Полина Викторовна, педагог дополнительного образования
МКОУ «Троицкая СОШ №50».
Образование – средне-профессиональное, ГАПОУ ТО «Колледж
цифровых и педагогических технологий».
Педагогический стаж – 3 года.
43

Список литературы
Программа дополнительного образования «Мир занимательной
информатики» технической направленности составлена на основании
нормативно-правовых документов:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании
Российской Федерации".
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
4. СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года.
5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ
От 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» .
6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
7. КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей.
8. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ развития дополнительного образования детей
до 2030 г.
9. ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
10. ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
11. ПАСПОРТ приоритетного проекта "Доступное дополнительное
образование для детей".
12. ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 196 от 09.11.2018 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
13. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
44

14. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие
критерии
оценки
качества
условий
осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального
образования, основным программам профессионального обучения,
дополнительным общеобразовательным программам».
Литература для педагога:
1.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2010 г.;
2. Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной
школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
Информатика и ИКТ. 2-4 классы: методическое пособие. 2-е изд., испр. и
доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебники для 2-4 классов/М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2013.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочие тетради для 2-4
классов: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
6. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 2-4
классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11
классы.-2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
8. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф.
Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г
Литература для обучающихся и родителей:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: учебник для 3 класса в 2 ч. Ч.
1, Ч. 2. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса.
Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Информатика: контрольные работы для 3
класса. Ч.1, Ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронное сопровождение УМК:

ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др.
«Информатика», 1-4 классы (http://school-collection.edu.ru/)

ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)

Авторская мастерская Н.В. Матвеевой
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
45

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Глоссарий
Активное окно – это окно, в котором в данный момент ведѐтся работа.
Алгоритм - последовательность действий, направленных на решение
какой-либо задачи.
Буфер обмена – это часть оперативной памяти, используемая для
временного хранения информации.
Информация – это сведения об окружающем нас мире. Клавиатура – это
устройство, позволяющее вводить в компьютер тексты, знаки и управлять
работой
компьютера.
Компьютерная мышь – это устройство, позволяющее вводить в компьютер
команды.
Калькулятор – это небольшое устройство, позволяющее выполнять
определѐнные действия над числами.
Компьютер – это электронная машина для обработки информации.
Информатика – это наука об информации, аппаратных и программных
средствах компьютера, информационных и коммуникационных технологиях.
Компьютерное меню - это список команд, которые можно выполнять.
Компьютерное окно – это ограниченное рамкой пространство экрана для
размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними.
Рабочий стол – область экрана, на которой отображаются окна, значки и
меню.
Редактирование текста – это действие, направленное на создание
текста, а также позволяющее внести изменения или исправить ошибки.
Фрагмент текста/рисунка – это выделенная часть текста/рисунка.

2

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
в 1-х классах – 33 недели;
во 2 –4-х классах – 34 недели; в 5-11 классах -35 недель;
в 9-12 классах (заочная форма обучения) – 36 недель
Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебной недели в 1-12 классах - 5 дней.
Режим работы заочной формы обучения – 3 сессии.
Продолжительность четвертей (1-4 классы)
Учебная

Количество

Начало

Окончание

I

01.09.2021

29.10.2021

9

II

08.11.2021

29.12.2021

8

III

13.01.2022

18.03.2022

10

IV

30.03.2022

20.05.2022

8

четверть

учебных недель

Всего

34

Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов 14.02.202120.02.2021
Продолжительность четвертей (5-11 классы)
Учебная

Количество

Начало

Окончание

I

01.09.2021

29.10.2021

8

II

08.11.2021

29.12.2021

8

III

13.01.2022

18.03.2022

10

IV

30.03.2022

27.05.2022

9

четверть

Всего

учебных недель

35

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».