Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Протокол № 2 от 31.08.2021 г Утверждено Приказом Директора МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Е.В. Лемешевой № 44/1 от 01.09.2021 г Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Гитарная песня» Возраст обучающихся: 9 - 18 лет Срок реализации: 4 года Программу составил и реализует педагог Отрадных Т.Н. п. Троицкий 2021г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 2. 2.1 2.2 2.3 2.5 Основные характеристики программы Пояснительная записка………………………………………… 3 Учебный (тематический) план 1 год обучения (1 час в 8 неделю) Содержание учебного плана 1год обучения (1 час в неделю) 10 Планируемые результаты первого года обучения 13 Учебный (тематический) план 2 год обучения (1 час в 14 неделю) Содержание учебного плана 2 год обучения (1 час в 16 неделю) Планируемые результаты второго года обучения 19 Учебный (тематический) план 3 год обучения (1 час в 20 неделю) Содержание учебного плана 3 год обучения (1 час в 21 неделю) Планируемые результаты третьего года обучения 24 Учебный (тематический) план Творческая группа (1 час в 26 неделю) Содержание учебного плана Творческая группа (1 час в 27 неделю) Планируемые результаты Творческой группы 31 Организационно – педагогические условия реализации программы Календарный учебный график 33 Условия реализации программы 33 Формы аттестации 34 Методические материалы 38 Аннотация к программе 39 Сведения об авторе 39 Список литературы 43 Приложения 43 Годовой календарный график 44 Учебный план 45 Оценочные материалы 2 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка. Музыка — искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества. Богатство песенного фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму. Музыкальный инструмент гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. И именно гитарная песня позволяет в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту отечественной песенкой культуры. Гитарная песня — это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и сохранения народных традиций. Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня» направлена на приобщение обучающихся к основам песенной культуры, к пению под гитару и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Программа «Гитарная песня» составлена в соответствии требованиями основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере дополнительного образования детей: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1725-р «Концепция развития доп. образования детей» • «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. № 41) Дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня»относится к программам художественной направленности. Срок реализации программы – 4 года. Она является многоуровневой: 1годстартовый уровень, 2- 3 год – базовый уровень, 4 год – продвинутый уровень. Актуальность программы. Творчество подростков — это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее 3 индивидуальную самобытность каждого. Дети, обучившиеся играть на гитаре, привыкшие петь хорошие, «умные» и красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение хороших песен в молодежную среду. Опосредованно деятельность ребят, исполняющих хорошие песни под гитару, оказывает благотворное влияние и на других детей и взрослых. Большие возможности для развития детей содержат включенные в программу творческие вечера, разной формы развлекательно-познавательные музыкально-игровые программы, концертная деятельность, участие в конкурсах. Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества. Педагогическая целесообразность. Данная программа адресована тем, кто любит песню и общение, и решил научиться аккомпанировать своему пению и пению других по буквенным обозначениям аккордов. Курс обучения является составной частью общего музыкально-поэтического воспитания молодого поколения, не противоречит общей программе обучения в системе музыкалъноэстетического образования. Новизна дополнительной образовательной программы. Идея противопоставления «плохому — хорошего» обусловила появление детского объединения любителей гитарной песни «Аккорд», работающего по программе «Гитарная песня», как организации культурно-музыкальной среды, в которой дети и находят альтернативу асоциальному, пустому времяпрепровождению. Занятия в клубе для обучающихся — это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе. Отличительные особенности данной программы. Специфика занятий в детском объединении по программе «Гитарная песня», требует особой их фиксации процесса и результатов занятия. Поэтому педагог должен вести кроме журнала, записи занятий с каждым обучающимся, в которых отражается содержание учебной работы детей, подготовки и участию в мероприятиях. На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, разбор текстов с аккордами, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с сопровождением, что не позволяет детям уставать. За счет такого переключения они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно. Часть учебного плана отводится на подготовку тематических музыкальных встреч, мероприятий, концертных номеров, проектной деятельности. Сравнительный анализ данной программы с другими программами и методическими пособиями говорит о том, что многие программы для обучения игре на шестиструнной гитаре предполагают обучение игре по нотам, с 4 ориентацией на исполнение классических пьес. Это требует настойчивости для достижения профессиональной подготовки, а также длительного процесса обучения. Большое количество нотного материала и трудности овладения гитарой в этом жанре чаще настораживают и отпугивают подростков. Для обучения формируются разные возрастные группы по 5-7 человек. Объединение обучающихся на групповых занятиях делается для того, чтобы они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнении песен, а также для работы в ансамбле. Поэтому, для создания данной составительской программы были взяты программы: «Гитарная песня» (автор - педагог дополнительного образования Н. В. Борисенко, ЦДТ «Гармония» Ленинского района МО), образовательная программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор - педагог дополнительного образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр дополнительного образования детей» п. Тюльган Оренбургской области), дополнительная общеобразовательная программа «Основы вокала и игры на гитаре» (автор - педагог дополнительного образования Волкова Е.В., Зеленоградский Дворец творчества детей и молодѐжи, г. Москва). Программа «Гитарная песня» предполагает обучение в более легком жанре песенном, с основной ориентацией на схемное построение аккордов, хотя и предполагает изучение элементарных музыкальных терминов. Такой подход позволяет добиться хороших результатов за минимальное время, сделать обучение более массовым и доступным. Кроме того, программа строится по принципу от простого к сложному, что позволяет уже на начальном этапе обучения, добиться положительных результатов и, почти сразу, исполнять песни и, даже, выступать. Преимуществом данной программы является и то, что она ориентирована на слуховое восприятие материала, что способствует развитию у обучающихся музыкального слуха, а также голоса. Адресат программы. Обучающиеся 9-18 лет. Единственное ограничение для занятий возрастное, не раньше 9 лет, т. к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. Набор, обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. В группе предполагается от 4 до 12 обучающихся Режим занятий. Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14. 1 год обучения (стартовый уровень) Часов в год - 35 Занятия 1час 1 раз в неделю 2 год обучения (базовый уровень) Часов в год - 35 Занятия 1час 1 раз в неделю 3 год обучения (базовый уровень) Часов в год - 35 5 Занятия 1час 1 раз в неделю 4 год обучения (творческая группа) продвинутый уровень Часов в год - 35 Занятия 1 ч, 1 раз в неделю 1.2.Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в освоении мира музыкальной культуры. Одним из условий является осуществление нравственно-эстетического, патриотического воспитания подростков средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте, изучения музыкальной культуры своего народа, при котором развиваются у подростков творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, Воспитательные задачи: Формировать гражданскую позицию, патриотизм Воспитывать активного участника в общественно - полезной деятельности Вырабатывать у детей социально - ценные навыки поведения и общения Воспитывать чувство товарищества, коллективизма Развивать трудолюбие, чувство личной ответственности Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания песен, романсов, воспитания критического отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям. Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, ветеранами войн, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках посѐлка, города и района. Образовательные задачи: • Способствовать овладению инструментом; для этого обучить ребенка основным приемам и навыкам игры на шестиструнной гитаре. • Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории музыки, развивающих кругозор ребенка. Развивающие задачи: Развивать слух, голос, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти; Вовлекать детей в мир хороших песен, способствовать освоению информации по истории песенного творчества; Развивать аналитическое мышление, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром; Приобщать к историческим и искусствоведческим (музыковедческим) знаниям; прививать литературный вкус в процессе ознакомления с поэзией, являющейся основой песен. 6 Формы занятий: Формы занятий определяются: 1) количеством детей, участвующих в занятии - коллективные (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами) - групповые - иногда индивидуальные 2) особенностями материала (например, если занятие теоретическое или тематическое – приглашается вся группа одновременно, если ребѐнок испытывает затруднения в практической работе – он занимается индивидуально. Одарѐнные дети при освоении материала повышенной трудности или подготовке сольного номера, тоже занимаются индивидуально) 3) применяемыми средствами 4) по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся используются: рассказ, беседа, практикум, экскурсия, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.; 5) по дидактической цели используются: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Кроме того форма занятий определяется в зависимости от деятельности обучающихся: - творческая работа - самостоятельная работа и т.д. 7 1.3. Содержание программы Цели 1 -го года обучения: формирование эмоционально-положительной атмосферы для мотивации к творческой деятельности, выявления музыкальных способностей обучающихся; освоения первоначальных навыков исполнительского мастерства. Учебный (тематический) план 1 год обучения (1 час в неделю) Колво часов теория 1 1 2 4 2 3 Знакомство с песенными жанрами и 2 тематикой песен под гитару Виды песенных жанров. Песенные жанры на гитаре. Тематика песен под гитару Народные песни Композиторские песни Бардовские (авторские) песни Тематические песни Патриотические песни 2 Диагностическая беседа Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями, творчеством групп Творчество Бардов (Авторовисполнителей) Творчество композиторов Творчество групп Афганской песни Творчество Уральских поэтов (через песни на стихи поэтов) 5 Диагностическая беседа № тема 1 Вводное занятие: Знакомство с инструментом Основные понятия аккордной техники 2.1 Основные понятия и термины 2.2 Изучение аккордов 2.3 Изучение приѐмов для правой руки: 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 8 практика Формы аттестации Опрос 2 Опрос Освоение аккордной техники игры на гитаре в тональности ЛЯ-минор и ДОмажор (без ФА-мажора) и пение 5.1 Освоение новых аккордов в песнях 5.2 Освоение приѐмов для правой руки ритмические рисунки - в песнях 14 6 Исполнительское мастерство 6.1 Работа над концертным репертуаром 6.2 Подготовка к музыкальным мероприятиям 6 5 14 Практическое задание Прослушивание 7 Итоговое занятие 1 8 Концерт 2 ИТОГО: 35 9 6 1 2 11 24 Практическое задание Прослушивание Контрольное задание Исполнение материала Содержание первого года обучения 1.Введение в программу. Знакомство с инструментом Теория: Знакомство педагога с обучающимися. Анкетирование (для выявления мотивации к обучению игре на гитаре). О программе «Гитарная песня». Что необходимо для занятий. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности и охраны труда. Обзорный рассказ о значении гитары в жизни человека и особенно молодых людей, о демократичности этого инструмента. Слушание песен под гитару разных жанров и тематики. Необходимы сведения о гитаре: Место гитары в ряду других музыкальных инструментов. Принцип звучания струнных инструментов, в том числе гитары. Историческая справка о гитаре. Происхождение слова ГИТАРА. Виды гитар. Устройство гитары. Понятие лад. Как считать лады, струны, пальцы левой руки. Посадка, положение гитары при игре. Способы настройки гитары: на слух, с использованием Тюнера, с помощью приложения в Интернете. Практика: Пробы посадки. Пробы способа настройки гитары с использованием Тюнера. Упражнения для разминки пальцев и рук. 2.Основные понятия аккордной техники. Теория. В начале учебного года изучаются: Понятие Гитарный аккомпанемент. Понятие Аккордная техника. Понятие Аккорд. Знакомство с тремя основными видами аккордов: мажорными, минорными, септаккордами. Обозначение аккордов (буквенная система). Общая схема аккорда. Понятие Аппликатура. Обозначение пальцев левой руки. Постановка левой руки. Правило взятия аккордов. Правила перестановки аккордов. Понятие тональность. Мажорные и минорные тональности. Основные аккорды в тональностях. Виды приѐмов для правой руки: ритмический рисунок (гитарный «бой») и арпеджио («перебор»). Общая схема Ритмического рисунка («боя»). Постановка правой руки при исполнении ритмического рисунка (боя). В течение учебного года изучаются: схемы 7 аккордов - Am (ЛЯ-минор), E (МИмажор), Dm (РЕ-минор), A7 (ЛЯ-септ), C (ДО-мажор), G (СОЛЬ-мажор), H7 (СИсепт), схемы ритмических рисунков : ритма «Марш», Ритмического рисунка №1, Ритмического рисунка №2, Ритмического рисунка №4, Ритмического рисунка №5 (вальс). Основные аккорды тональности Am (ля-минор). Основные аккорды тональности С (до-мажор). Каподастр. Практика: Упражнения на определение вида аккорда. Постановка аккордов Am (ЛЯ-минор), E (МИ-мажор), Dm (РЕ-минор), A7 (ЛЯ-септ), C (ДО-мажор), G (СОЛЬ-мажор), H7 (СИ-септ). Упражнения на перестановку аккордов без Ритма. Тренировка изученных ритмических рисунков. Упражнения на перестановку аккордов с использованием ритмических рисунков. 10 Использование каподастра. 3. Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару Теория. Знакомство с видами песенных жанров. Песенные жанры на гитаре. Народные песни (понятие, виды). Композиторские песни. Бардовские (авторские) песни (понятие «бардовская песня», история бардовской песни, тематика бардовских песен). Знакомство с тематикой песен под гитару: песни из кинофильмов, песни о детях и для детей, песни о маме, новогодние песни, песни о дружбе и друзьях. Особое внимание песням Патриотического содержания: песни о России, военные песни (песни времѐн Великой Отечественной войны, песни Бардов о войне, афганские песни) в первую очередь в рамках месячника военно-патриотической работы в феврале и накануне Дня Великой Победы. 4. Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями, творчеством групп. Теория. Имена известных бардов. Знакомство с творчеством В.Высоцкого, Б. Окуджавы, (краткая биография, военные песни). Авторы известных песен для детей. Как пример популярной эстрадной песни, в том числе детской, исполняемой под гитару, изучается творчество В. Шаинского. Авторы патриотических песен (о России, песни времѐн Великой Отечественной войны). Композиторы (кратко): М. Блантер, К. Листов, М. Фрадкин, В. Соловьѐв-Седой. Поэты (кратко): Р. Рождественский, М. Исаковский, Е. Долматовский. В рамках знакомства с «Афганской» песней - творчество группы «Каскад». Знакомство с творчеством Уральских (в т.ч. Талицких) авторов: песенное сотворчество Отрадных Т.Н. с Талицким поэтом В. Волнушкиным и поэтом из Пышмы Ю. Суховым. 5. Освоение аккордной техники игры на гитаре в тональности ЛЯ-минор и ДОмажор (без ФА-мажора) и пение. Практика: Изученные 7 аккордов отрабатываются в песнях разных жанров и разной тематики в тональности ЛЯ-минор и ДО-мажор (без ФА-мажора) по принципу добавления аккордов: сначала песни на 2-3-х аккордах, затем на 4-х аккордах и т.д. Песни исполняются разными ритмическими рисунками: сначала простым Ритмом №1, после изучения Ритмического рисунка №2, песни исполняются этим Ритмом, в том числе и ранее изученные песни, и так далее по мере изучения Ритмических рисунков песни исполняются разными ритмами. Для отработки техники исполнения на гитаре и пения используется учебный материал (учебные сборники), созданные по разным направлениям: по изучаемым новым аккордам и приѐмам для правой руки, по жанрам (бардовские, рок-песни, 11 эстрадные, романсы, народные), по тематике (о маме, военные, об осени, о России, новогодние), по исполнителям. Часть песен, для развития музыкальной памяти, разучивается наизусть (по заданию педагога или по выбору). Работа ведѐтся индивидуально и (или) в ансамбле. После знакомства с творчеством авторов, историей создания песен, слушания песен – разбор, отработка и исполнение наиболее известных песен и песен по выбору обучающихся и по их голосовым данным. Знакомство с Каподастром и его использованием. 6.Исполнительское мастерство. Работа над концертным репертуаром. Практика: Полученные навыки исполнения песен на гитаре используются для подготовки концертных номеров для мероприятий в школе, для подготовки тематических музыкальных встреч со взрослыми слушателями или с ровесниками. Песни для концертных номеров выбираются из имеющегося учебного и тематического материала или готовятся новые, согласно теме праздника или концерта (они потом пополняют учебный материал, т.е. выбор становится шире) Подготовка к тематическим и музыкальным мероприятиям. Календарные: День пожилых, День матери, День Бардовской песни, Новогодний праздник, День защиты детей, Мероприятия патриотической направленности (День неизвестного солдата, День героев Отечества, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы), Дни рождения Бардов, композиторов, поэтов. Для программы разработаны сценарии: «День бардовской песни», «Военные песни в творчестве бардов», «Песни, опалѐнные войной», «Родной уголок» (песни о родных местах), и др. Разрабатываются новые сценарии. Используются также сценарии, публикуемые в печати, в интернете. 7. Итоговое занятие. Итоги работы детского объединения в целом (выполняемость программы, участие детского объединения в мероприятиях и концертах) и каждого в отдельности (личные успехи). Награждение грамотами. Планируемые результаты 1 года обучения. Личностные результаты: - умение слушать педагога. - умение сотрудничать со сверстниками на занятии, в т.ч. во время ансамблевой работы; - эмоциональная восприимчивость; - усидчивость, внимание; - участие в музыкальной жизни детского объединения; - этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные результаты: 12 – способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; –умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях и в музыкально-эстетической деятельности; – позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере песен. Предметные результаты: – представление о роли гитарной песни в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; – устойчивый интерес к песенному искусству и исполнению песен под гитару; – умение воспринимать песню, различать еѐ характер и выражать свое отношение к ней; - знание краткой истории и устройства инструмента - знание теоретических понятий и терминов, правильное их использование; - знание правил записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента - осмысленное и выразительное исполнение простых песни освоенными приѐмами для правой руки - знание песенных жанров, тематику песен под гитару; - умение настраивать инструмент с помощью тюнера; - признаки музыкального вкуса 13 Второй год обучения Целью программы второго года обучения является развитие и закрепление навыков исполнительского мастерства; приобретение опыта творческой деятельности, становления личностных качеств через взаимодействие в коллективе. Учебный (тематический) план 2 год обучения (1 часа в неделю) Колво часов теория практика Формы аттестации Вводное занятие. Продолжение знакомства с инструментом. 1 1 0 Опрос Основные понятия аккордной техники 3.1 Новые понятия и термины 3.2 Изучение новых аккордов 3.3 Изучение новых приѐмов для правой руки 4 3 Опрос № тема 1 3 1 2 2 0 Диагностическая беседа 5 Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями, творчеством солистов и групп 5.1 Творчество Бардов (Авторовисполнителей) 5.2 Творчество композиторов и поэтовпесенников 5.3 Творчество групп Афганской песни 4 4 0 Диагностическая беседа Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение 6.1 Освоение новых аккордов в песнях в тональностях ЛЯ-минор, ДО-мажор, 12 12 Практическое задание Прослушивание 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару Тематические песни Патриотические песни Бардовские песни Рок-песни 6 14 МИ-минор, СОЛЬ - мажор 6.2 Освоение новых приѐмов для правой руки в песнях: Ритмических рисунков, «Арпеджио» 7 Исполнительское мастерство 7.1 Работа над концертным репертуаром 7.2 Подготовка к музыкальным мероприятиям 6 6 8 Итоговое занятие 1 9 Концерт 5 ИТОГО: 35 15 1 5 9 26 Практическое задание Прослушивание Контрольное задание Исполнение материала Содержание второго года обучения 1.Вводное занятие. Продолжение знакомства с инструментом. Теория. Повторение: о программе «Гитарная песня», что необходимо для занятий, правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности и охраны труда, главное о гитаре, основные понятия, 7 аккордов, 4 ритмических рисунка, 2 тональности. Цель и задачи на 2-й год обучения, основная тема учебного года. Из истории струнных инструментов: древние струнные инструменты, вклад разных стран в совершенствование струнных инструментов. Подробное устройство гитары. Материалы для изготовления гитары. Процесс изготовления гитары. Интересные факты о гитаре Практика. Исполнение песен под гитару разных жанров и тематики, изученных, подготовленных и представленных в прошедшем году. 2.Основные понятия аккордной техники. Теория. Новые понятия и термины: Знаки альтерации. Диез. Бемоль. Определения. Обозначения. Понятие «баррэ». Тональность. Новые мажорные и минорные тональности. Основные аккорды в новых тональностях Основные аккорды тональности Еm (ми-минор) Основные аккорды тональности G ( соль -мажор) Понятие модуляция. Когда и как применяется. Таблица модуляции. Новые аккорды. Схемы аккордов: D7 (ре-септ) , Em (ми-минор), Е7 (ми-септ), D (ре-мажор), Аккорды с «Баррэ». Схемы аккордов: F (фа-мажор), F# (фа- диез-мажор), Hm (СИ-минор) Приѐмы для правой руки. Новые ритмические рисунки. Схема Ритмического рисунка №3 Схема Ритмического рисунка №7 (с приглушением) Приѐм для правой руки Арпеджио («Перебор»). Обозначение пальцев правой руки. Общая схема «Перебора». Басы. Схемы: Арпеджио №1 (четырѐхзвучное), Арпеджио № 6, Арпеджио № 3 (вальсовое), Арпеджио №2 (шестизвучное). Практика: Постановка аккордов D7 (ре-септ) , Em (ми-минор), Е7 (ми-септ), D (ре-мажор), аккордов с «баррэ» F (фа-мажор), F# (фа-диез-мажор), Hm (СИ-минор) Упражнения на перестановку аккордов без Ритма. Тренировка изученных ритмических рисунков. Упражнения на перестановку аккордов с использованием ритмических рисунков. Тренировка изученных арпеджио. Упражнения на перестановку аккордов с использованием арпеджио. 16 Тренировка использования таблицы Модуляции. 3. Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару Теория. Бардовская песня (песни, популярные в детских лагерях, в том числе Всероссийском детском Центре «Орлѐнок» и лагере «Артек», фестивали Бардовской песни). Продолжение знакомства с тематикой песен под гитару: песни о школе и учителях, песни об осени, песни о мире на Земле. Продолжается знакомство с песнями Патриотического содержания: песни о Родных местах (Родной уголок), военные песни (об Афганистане и других локальных конфликтах, о современной армии), песни советских композиторов о Великой Отечественной войне. 4. Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями, творчеством групп. Теория. Имена известных бардов. Знакомство с творчеством В.Высоцкого (продолжение), Б. Окуджавы (продолжение), Ю. Визбора, В. Берковского. Авторы известных песен для детей. Композиторы: Е. Крылатов, Ю. Чичков. Поэты: Ю. Энтин, М. Пляцковский Авторы патриотических песен (о России и родных местах, военной тематики). Композиторы: Я. Френкель, Ю. Антонов, Н. Богословский Поэты: И. Шаферан, С. Островой, М. Матусовский. В рамках знакомства с «Афганской» песней краткое знакомство с творчеством группы «Голубые береты». 5. Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение. Практика. Изученные новые 7 аккордов отрабатываются в песнях разных жанров и разной тематики сначала в тональности ЛЯ-минор, затем в новой минорной тональности МИ-минор и новой мажорной тональности СОЛЬмажор по принципу добавления аккордов. Песни исполняются новыми ритмическими рисунками и арпеджио по мере их изучения в течение года. Для отработки техники исполнения песена гитаре и пения используется учебный материал (учебные сборники), созданный по разным направлениям: по изучаемым новым аккордам и приѐмам для правой руки, по жанрам, по тематике, по исполнителям. Часть песен для развития музыкальной памяти разучивается наизусть (по заданию педагога, по выбору, для выступлений). Работа ведѐтся индивидуально и (или) в ансамбле. 17 После знакомства с творчеством авторов, историей создания песен, слушания песен – разбор, отработка и исполнение наиболее известных песен и песен по выбору обучающихся и по их голосовым данным. 6.Исполнительское мастерство Работа над концертным репертуаром. Полученные навыки исполнения песен на гитаре используются для подготовки концертных номеров, для праздников в школе, для участия в конкурсах и фестивалях посѐлка и района, а также для подготовки тематических музыкальных мероприятий. Песни для концертных номеров выбираются из имеющегося учебного и тематического материала или готовятся новые, согласно теме праздника, концерта или конкурса (они потом пополняют учебный материал, т.е. выбор становится шире) Подготовка к музыкальным мероприятиям (вечера, концерты, гостиные). Календарные: День Мира, День пожилых, День матери, Декада инвалидов, День Бардовской песни, Новогодний праздник, День защиты детей, Мероприятия патриотической направленности ( День неизвестного солдата, День героев Отечества, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы). Поселковые мероприятия: Музыкально-поэтические фестивали с Поэтическим Клубом «Светлые ключи», мероприятия в Троицком музее. Районные мероприятия: Районный Фестиваль-конкурс Солдатской песни «Вернусь я, мама», Районный Фестиваль-конкурс Патриотической песни «Я люблю тебя, Россия, мероприятия в районной библиотеке. Для программы разработаны сценарии: «День бардовской песни», «Военные песни в творчестве бардов», «Песни, опалѐнные войной», «Поэт с гитарой» (о В.ЦОЕ), «Родной уголок» (песни о родных местах), «У нас в каждой песне Берѐза» и др. Разрабатываются новые сценарии. Используются также сценарии, публикуемые в печати, в интернете. 7. Итоговое занятие. На последнем в году занятии подводятся итоги работы Клуба в целом (выполняемость программы, участие Клуба АККОРД в мероприятиях, концертах, конкурсах) и каждого в отдельности (личные успехи). Награждение грамотами. Планируемые результаты второго года обучения Личностные результаты: - развитие мотивов учебной деятельности - овладение навыками сотрудничества с педагогом внеучебной деятельности 18 и сверстниками во - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, на основе изучения лучших образцов патриотической песни - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеучебной деятельности, их понимание и оценка Метапредметные результаты: – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки песен разных жанров и тематики; – умение выстраивать продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеучебной музыкальноэстетической деятельности; - умение анализировать свои действия и результат творческой деятельности в целом, объективно их оценивать; - умение работать с литературой, сборниками песен и материалами в электронном виде Предметные результаты: - ориентироваться в записи аккомпанемента песен; - владение техническими и исполнительскими навыками игры на гитаре, необходимыми для исполнения песен в двух минорных и двух мажорных тональностях; - умение пользоваться таблицей Модуляции - умение характеризовать исполняемые песни , давать оценку разным песням; - исполнение песен под гитару эмоционально, осмысленно и выразительно; - исполнение песен в ансамбле; - знание обязательных произведений бардов-классиков, песен военнопатриотического содержания; - умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокальноансамблевых произведений, - устойчивый интерес к музыке в целом. 19 Целью программы на третий год обучения является развитие личностных качеств и творческих способностей обучающихся, на основе использования лучших образцов романсов, авторской, патриотической песни, через подготовку и участие в мероприятиях различного уровня. Учебный (тематический) план 3 год обучения (1 час в неделю) Колво часов теория Водное занятие. Знакомство с инструментом (продолжение) 1 1 Опрос Основные понятия аккордной техники 2.1 Новые понятия и термины 2.2 Изучение новых аккордов 2.3 Изучение новых приѐмов для правой руки 4 4 Опрос 2 2 Диагностическая беседа Знакомство с творчеством авторов 4 песен, авторами-исполнителями, творчеством солистов и групп Творчество Бардов (Авторовисполнителей) Авторы патриотических песен ( композиторы, поэты, авторыисполнители) Авторы-исполнители Афганской песни Творчество Уральских, в т.ч. Талицких, поэтов 4 Диагностическая беседа № 1 тема 2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару Тематические песни Патриотические песни Бардовские песни Романсы Православные песни Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение 5.1 Освоение новых аккордов в песнях в 5 12 20 практика Формы аттестации 12 Практическое задание Прослушивание тональности ЛЯ-минор, ДО-мажор, МИ-минор, СОЛЬ-мажор, РЕ-минор, ФА-мажор 5.2 Освоение новых приѐмов для правой руки в песнях (ритмических рисунков, арпеджио) 6 Исполнительское мастерство 6.1 Работа над концертным репертуаром 6.2 Подготовка к музыкальным мероприятиям 6 6 8 Итоговое занятие 1 9 Концерт 5 ИТОГО: 35 1 5 12 Практическое задание Прослушивание Контрольное задание Исполнение материала 23 Содержание третьего года обучения 1.Введение в курс обучения. Знакомство с инструментом (продолжение) Теория. Повторение: о программе «Гитарная песня», что необходимо для занятий, правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности и охраны труда, главное о гитаре, основные понятия, 14 аккордов, 6 ритмических рисунка, 4 тональности, Цель и задачи на 3-й год обучения, основная тема учебного года. Классификация гитар. По способу усиления звука. По стране (месту) происхождения. По жанру музыки. По роли в исполняемом произведении. По числу струн Электрогитара. Появление. Применение. Практика. Исполнение песен под гитару разных жанров и тематики, изученных, подготовленных и представленных в концертах и мероприятиях в прошедшем учебном году. 2.Основные понятия аккордной техники. Теория. Новые понятия и термины: Новые мажорные и минорные тональности. Основные аккорды в новых тональностях Основные аккорды тональности Dm (РЕ-минор) Основные аккорды тональности F (ФА -мажор) Новые аккорды. Схемы аккордов: Gm (СОЛЬ-минор) , В (СИ-бемоль-мажор), С7 (ДО-септ), G7 (СОЛЬ-септ) Приѐмы для правой руки. Новые ритмические рисунки. 21 Схема Ритмического рисунка №6 Схема Ритмического рисунка №8 Приѐм для правой руки Арпеджио («Перебор»). Схемы: Арпеджио №4 (четырѐхзвучное), Арпеджио №5 (восьмизвучное). Практика: Постановка аккордов Gm (СОЛЬ-минор), В (СИ-бемоль - мажор), С7 (ДО-септ), G7 (СОЛЬ-септ). Упражнения на перестановку аккордов без Ритма. Тренировка изученных ритмических рисунков. Упражнения на перестановку аккордов с использованием разных ритмических рисунков, в том числе новых. Тренировка новых изученных арпеджио. Упражнения на перестановку аккордов с использованием разных арпеджио, в том числе новых. 3. Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару Теория. Современная Бардовская (Авторская песня) песня. Романсы (история, виды). Продолжение знакомства с тематикой песен под гитару: песни о школьной любви. Продолжается знакомство с песнями Патриотического содержания: песни о Берѐзе (Берѐза – символ России), песни о Рябине (Рябина – символ Урала), военные песни (песни ВОВ на службе у Афганской войны ), Рокмузыканты о войнах, современные песни (песни 21 века) о Великой Отечественной войне. 4.Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями, творчеством групп, солистов. Теория. Имена известных бардов. Знакомство с творчеством В.Высоцкого (продолжение), Б. Окуджавы (продолжение), Ю. Визбора (продолжение), Ю. Кима, А Городницкого, С. Никитина, В. Егорова. Авторы патриотических песен (о России и родных местах, военной тематики). Композиторы: И. Дунаевский, Л. Афанасьев, С. Туликов, Э. Колмановский. Поэты: А. Дементьев, Е. Евтушенко, Л. Ошанин. В рамках знакомства с «Афганской» песней знакомство с творчеством авторов-исполнителей Ю. Слатова, И. Морозова, Ю. Кирсанова. В рамках знакомства с песенным жанром Романс, кратко изучается творчество авторов Романсов. Поэты: А. Пушкин, М. Лермонтов. Композиторы Е. Шашина, А. Варламов, М. Глинка, Б. Шереметьев. 5. Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение. Практика. Изученные новые 4 аккорда отрабатываются в песнях разных жанров и разной тематики сначала в тональности ЛЯ-минор, затем в новой минорной тональности РЕ-минор и новой мажорной тональности ФА-мажор по принципу добавления аккордов. Песни исполняются разными ритмическими рисунками и арпеджио, в том числе новыми по мере их изучения в течение года. Для отработки техники исполнения песен на гитаре и пения используется учебный материал (учебные сборники), созданный по разным направлениям: по 22 изучаемым новым аккордам и приѐмам для правой руки, по жанрам, по тематике, по исполнителям. Часть песен для развития музыкальной памяти разучивается наизусть (по заданию педагога, по выбору, для выступлений). Работа ведѐтся индивидуально и (или) в ансамбле. После знакомства с творчеством авторов, историей создания песен, слушания песен – разбор, отработка и исполнение наиболее известных песен и песен по выбору обучающихся и по их голосовым данным. 6.Исполнительское мастерство Работа над концертным репертуаром. Полученные новые навыки исполнения песен на гитаре используются для подготовки концертных номеров для праздников в школе, для участия в конкурсах и фестивалях посѐлка и района, а также для подготовки тематических музыкальных мероприятий. Песни для концертных номеров выбираются из имеющегося учебного и тематического материала или готовятся новые, согласно теме праздника, концерта или конкурса (они потом пополняют учебный материал, т.е. выбор становится шире) Подготовка к музыкальным мероприятиям (вечера, концерты, фестивали, гостиные). Календарные: День Мира, День пожилых, День матери, Декада инвалидов, День Бардовской песни, Новогодний праздник, День поэзии, День защиты детей, Мероприятия патриотической направленности (День неизвестного солдата, День героев Отечества, День вывода войск из Афганистана, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы). Поселковые и городские мероприятия: Музыкально-поэтические фестивали с Поэтическим Клубом «Светлые ключи», мероприятия в Троицком музее. Районные мероприятия: Районный Фестиваль-конкурс Солдатской песни «Вернусь я, мама», Районный Фестиваль-конкурс Патриотической песни «Я люблю тебя, Россия, мероприятия в районной библиотеке. Для программы разработаны сценарии: «День бардовской песни», «Военные песни в творчестве бардов», «Песни, опалѐнные войной», «Поэт с гитарой» (о В.ЦОЕ), «Родной уголок» (песни о родных местах), «У нас в каждой песне Берѐза» и др. Разрабатываются новые сценарии. Используются также сценарии, публикуемые в печати, в интернете. 7. Итоговое занятие. На последнем в году занятии подводятся итоги работы детского объединения в целом (выполняемость программы, участие объединения в мероприятиях, концертах, конкурсах) и каждого в отдельности (личные успехи). Награждение грамотами. Планируемые результаты третьего года обучения Личностные результаты: - развитие мотивов личностного смысла учения; 23 - умение быть эмоционально отзывчивым к просьбам педагога и другими обучающимися; - умение быть активным и инициативным при разработке коллективного проекта; - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России на основе изучения лучших образцов фольклора, патриотической песни, православной песни; - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни посѐлка и района; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально- ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: - умение работать с интернет ресурсами и обучающей литературой; - способность поиска средств осуществления задач в разных формах и видах музыкальной деятельности; - умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Предметные результаты: - владение техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программы третьего года обучения; - умение сыграть песню в разных тональностях; - подбирать подходящий приѐм для правой руки для исполнения песен разного жанра; - работать над преодолением технических трудностей; - использование собственного репертуара любимых песен; - знание и умение исполнять обязательные произведения (песни) на стихи Талицких поэтов; - устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; - умение эмоционально и осознанно относиться к песням различных направлений: народным песням, православным песням, ретро-песням, бардовским песням, современным песням; - понимание содержания, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; 24 - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и литературно- песенных композиций. 25 4-ый год обучения Целью программы на четвѐртый год обучения является развитие организаторских способностей и коммуникативных навыков в социальных практиках, для овладения обучающимися основами опытнопоисковой деятельности в сфере поэтического и музыкального творчества. Учебный (тематический) план 4–й год обучения (6 часов в неделю) Колво часов теория 1 1 Опрос Теория и практика аккордной 4 техники Новые понятия и термины Виды минорных и мажорных аккордов с «баррэ» Виды септаккордов 2.5 Новые минорные и мажорные тональности (только знакомство) Новые приѐмы для правой руки (Арпеджио) 3 Знакомство с творчеством авторов 4 песен (романсов), авторамиисполнителями, творчеством исполнителей и групп (кратко) 3.1 3.2 Творчество Авторов-исполнителей (бардов) 3.3 Творчество поэтов-классиков и поэтов 3.4 Серебряного века (романсы) Творчество Советских поэтов3.5 песенников Творчество композиторов-авторов 3.6 старинных романсов Творчество Советских и современных композиторов Творчество авторов Православных песен 8 4 Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение (Работа над техникой исполнения на инструменте и 4 Опрос 4 Диагностическая беседа № тема 1 Вводное занятие. Продолжение знакомства с инструментом 2 2.1 2.2 2.3 2.4 26 практика Формы аттестации 8 Диагностическая беседа 4.1 пение) Освоение видов минорных и мажорных 4.2 аккордов с «баррэ» в песнях 4.3 Освоение новых септаккордов в песнях 4.4 Освоение новых приѐмов Арпеджио в песнях Аккомпанемент и исполнение с модулированием в пределах одной песни 5 Исполнительское мастерство 5.1 Работа над концертным репертуаром 5.2 Подготовка к музыкальным мероприятиям 10 10 Практическое задание Прослушивание Практическое задание Прослушивание Контрольное задание Исполнение материала 6 Концерт 6 6 7 Итоговая аттестация 1 1 8 Итоговое занятие 1 1 ИТОГО: 35 10 25 Содержание программы 4 года обучения 1.Вводное занятие. Продолжение знакомства с инструментом. Теория. Повторение и обобщение пройденного курса за предыдущие периоды: основное о гитаре, основные термины и понятия, 18 аккордов, 10 ритмических рисунков, 6 арпеджио, 6 тональностей. Цель и задачи учебного года. Классические гитаристы прошлого и настоящего. Российские гитаристы. Мудрые мысли о гитаре. Стихи о гитаре. Песни о гитаре Практика. Исполнение песен в минорных (ЛЯ-минор, МИ-минор, РЕ-минор) и мажорных (ДО-мажор, СОЛЬ-мажор, ФА-мажор) тональностях 2.Теорияи практика аккордной техники 27 Аккорды с Баррэ. Обучающиеся приводят в систему знания о видах мажорных аккордов на барре (варианты аппликатуры) и видах минорных аккордов на барре (варианты аппликатуры), а также Видах септаккордов. Минорные. Первый способ аппликатуры, основанный на схеме Em (МИ-минор): Fm (ФА-минор), Gm (СОЛЬ- минор), Am (ЛЯ-минор) - закономерность, схемы Второй способ аппликатуры основанный на схеме основанные на схеме Am(ЛЯ-минор): Bm (СИ-бемоль- минор), Hm(СИ-минор), C(ДО -минор), Dm (РЕ-минор), Em (МИ-минор) – закономерность, схемы Мажорные Первый способ аппликатуры, основанный на схеме E (МИ-мажор): ФА-мажор, СОЛЬ-мажор, ЛЯ-мажор, СИ-бемоль-мажор, СИ-мажор – закономерность, схемы Второй способ аппликатуры, основанный на схеме A (ЛЯ-мажор): СИ-бемоль-мажор, ДО-мажор, РЕ-мажор, МИ-мажор - Закономерность, схемы Септаккорды. Способ аппликатуры от 5-й струны: ДО-септ, РЕ-септ, МИ-септ. Закономерность, схемы Знакомство с новыми тональностями. Основные аккорды в тональностях: Минорные тональности: Сm (ДО -минор) Н m (СИ-минор), (ФА-МИНОР), (СОЛЬ-минор) Мажорные тональности : ( РЕ-мажор), (МИ-мажор), (СОЛЬ-мажор), (ЛЯмажор), ( СИ-МАЖОР) Новые Арпеджио. 3.Знакомство с творчеством авторов песен (романсов), авторамиисполнителями, творчеством исполнителей и групп Теория. Творчество современных Авторов-исполнителей (бардов). О. Митяев, Е. Фролова, З. Ященко, Т. Шаов, Е. Решетняк, М. Щербаков, Л. Сергеев, А. Суханов. Творчество авторов романсов. Поэты-классики А. Фет. Ф. Тютчев, Е. Баратынский. Поэты Серебряного века М. Цветаева, А. Ахматова, С. Есенин, М. Лохвицкая. Композиторы-классики А. Алябьев, А. Гурилѐв, П. Булахов. Композиторы первой половины 20-го века Б. Прозоровский, Б. Фомин, Н. Харито. Творчество авторов песен Советского периода. Советские поэты-песенники: Н. Добронравов, М. Исаковский, И. Шаферан, Е.Долматовский, Л.Ошанин, М.Матусовский, Н. Доризо. Советские композиторы: А. Пахмутова, О.Фельцман, Б. Мокроусов, Е. Родыгин, В. Мигуля, А. Морозов Авторы Православных песен. Песни Иеромонаха Романа, С. Копыловой, И. Скорик 4.Освоение аккордной техники игры на гитаре пение. Практика. 28 Освоение изученных видов минорных и мажорных аккордов с «баррэ» в песнях. Освоение септаккордов в новой аппликатуре в песнях. Отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами и конкретные примеры применения аккордов. Материал закрепляется разучиванием песен с новыми аккордами по учебным сборникам. Осваиваются примеры применения модуляции в пределах одной песни. 6. Исполнительское мастерство Практика. Подготовка сольных и ансамблевых номеров для концертов, фестивалей, конкурсов, мероприятий. Подготовка или участие в традиционных мероприятиях (районных, поселковых, школьных, детского объединения «Аккорд») Участие в Районных мероприятиях: - Районный фестиваль «Солдатской песни», посвящѐнный Герою Афганской войны Ю. Исламову - Районный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, РОССИЯ - Районные Музыкально-поэтические фестивали - Районный Туристический слѐт (туристические (бардовские) песни для школьной команды) Участие в школьных мероприятиях - Школьные концерты ко Дню пожилых - Школьные концерты ко Дню учителя - Школьные, классные концерты ко Дню матери - Итоговый школьный Фестиваль Подготовка мероприятий в КЛУБЕ «Аккорд» - Романсовые программы: например, «Его величество РОМАНС», «Два Романса», «Два романса на музыкальном ринге». - Программы «Союз Музыки и слова» (песни Отрадных Т.Н. на стихи Талицких и Уральских поэтов), например «Родной уголок». - День бардовской песни - Итоговый праздник в детском объединении «Аккорд». 7.Итоговая аттестация. Формы проверки знаний и умений используются разные: мини-экзамен, зачѐт, тесты и др. Используются оценочные материалы. 8.Итоговое занятие. Анализ работы творческой группы в целом и каждого члена группы за год. Награждение. Планируемые результаты четвѐртого года обучения Личностные результаты: 29 - ответственность за результаты своей работы в коллективной творческой деятельности; - осознание себя творчески развитой личностью; - сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. - представление о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; Метапредметные результаты: - умение самостоятельно разрабатывать алгоритм действий во время работы над проектом; - умение анализировать продукт своей деятельности и защищать проект; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) с людьми старшего поколения при решении различных задач во внеучебной творческой деятельности; – начальные формы познавательной и личностной рефлексии; –– владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа песен и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). Предметные результаты: - знание общих аппликатурных закономерностей, основных способов звукоизвлечения - знание разных вариантов постановки одного аккорда; - умение самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен; - умение сочинять мелодии и подбирать к ним аккорды - умение выбирать хорошие стихи для сочинения мелодий; - умение воплощать музыкальные образы в импровизациях; - музыкальный мелодический и гармонический слух; - музыкальный вкус и музыкальный кругозор, - сценическое мастерство: навыки сценического поведения и исполнительства, чувство меры на сцене 30 - владение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа песен и других видов музыкально-творческой деятельности; - потребность в занятиях музыкой в свободное время; 2. Организационно - педагогические условия реализации программы 2.1 Календарный учебный график. Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий 35 недель. Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения (см. Приложение). 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение аудитория для занятий (проветриваемая и хорошо освещенная); столы, стулья (соответствующие возрасту обучающихся), шкафы обучающий стенд; Оборудование, инструменты и материалы музыкальные инструменты (гитары) (личные и в кабинете); пюпитры; ремни для гитар каподастры тюнеры 31 Информационное обеспечение. Видео и аудиопродукция: - компакт-диск «Самоучитель игры на гитаре. Песни под гитару», авт. С.Притворов - Компакт-диски романсов (сборники, тематические) - Компакт-диски песен патриотической направленности: (Сборники песен о Великой Отечественной войне и Времѐн, Афганских песен, песен из кинофильмов, песен о России) - Серия компакт-дисков (с текстовыми рассказами об исполнителях) Бардовской песни – 30шт. - Серия компакт-дисков бардовского проекта «Песни нашего века» - фонд Видеофильмов (видеозаписи концертов, посвящѐнных Ю. Визбору, Б. Окуджаве, В. Высоцкому, концертов проекта «Песни нашего века», видеозаписи гр. «Голубые береты», гр. «Каскад», видеозаписи документальных фильмов о бардах, композиторах, поэтах); - интернет-ресурсы: 1Портал для гитаристов «Play-Guitar.Ru»;http://www.playguitar.ru/index/lessons/samouch_bare.shtml 2Сайт для начинающих гитаристов «Guitar-Man.Ru»; http://www.guitarman.ru/barre.php 3 Тексты, аккорды, табы к популярным песням, видеоуроки»; http://akkord-gitar.com/poleznoe/vse_progs/GuitarPro_5.2.htm Кадровое обеспечение программы. Программу может реализовать педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием, владеющий музыкальным инструментом Гитара. 2.3. Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации) - Предварительный / входящий контроль: устный опрос, диагностическая беседа - Текущий контроль (проводится периодически, после изучения части темы): контрольные практические задания, контрольный опрос, письменный опрос, диагностическая беседа, наблюдение; при этом оцениваются усвоение и качество выполнения изучаемых на занятиях приемов и навыков, выявление ошибок и успехов в работе. - Промежуточная аттестация – аттестационные занятия проводятся за каждую четверть по пройденным темам, осуществляется при помощи практических заданий и устного опроса по теории. При оценке результатов также учитывается участие обучающихся в концертах и мероприятиях, качество исполнения песен, уровень творческой деятельности. По окончании промежуточной аттестации 32 заполняется протокол результативности освоения программы, в котором фиксируется уровень теоретической и практической подготовки по четвертям. - Итоговая аттестация - в конце последнего года выводится общий итоговый уровень. Используются диагностические карты, анкетирование, критерии освоения образовательной программы на каждый год обучения. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме фестиваля, отчетного концерта, защиты проекта. Также в конце учебного года подводится педагогический анализ Мониторинга развития качеств личности обучающихся по таким качествам личности как активность, организаторские способности; коммуникативные навыки, коллективизм; ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, гуманность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности. Результаты заносятся в диагностическую карту. 2.4. Оценочные материалы Материалы входного контроля На входном контроле оцениваются музыкальные способности обучающегося по следующим критериям: Музыкальный слух: чистота интонации в исполняемой песне, точное повторение предложенной мелодии или отдельных звуков Чувство ритма: точное повторение ритмического рисунка исполняемой мелодии или предложенного ритмического упражнения. Музыкальная память: умение запомнить и точно повторить мелодию и ритмический рисунок после первого проигрывания или прохлопывания предложенной мелодии, ритмического рисунка. Эмоциональность: выразительность исполнения, общительность, способность идти на контакт. Материалы промежуточной и итоговой аттестации Основная форма - концертное выступление Количество и сложность произведений соответствует уровню развития учащегося. Высокий уровень: - понимание стиля произведения; - осмысленность исполнения; 33 - владение звукоизвлечением; - выразительность исполнения; - сценическая выдержка. Средний уровень: - допустимы более умеренные темпы; - менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов присутствует; - допускаются стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения. Низкий уровень: - погрешности в качестве исполнения; - неровная, замедленная техника; - зажатость в аппарате; - отсутствие пластики; - некачественное легато, отсутствие интонирования; - непонимание характера исполняемого произведения; - жесткое звукоизвлечение, грубая динамика. Методические материалы Организация образовательного процесса – очная Формы организации учебного занятия: Основные формы: теоретические занятия, на которых обучающимся дается новый материал; практические занятия, на которых отрабытываются умения, навыки, проходит работа с песнями; а также комбинированные занятия, на которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на практике во второй части занятий. В течение учебного года используются и другие виды занятий (или часть занятия проходит в ином виде): встреча с интересными людьми, гостиная, защита проектов, игра, концерт, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм», открытое занятие, посиделки, поход, праздник, представление, презентация, ринг, салон, фестиваль, экскурсия. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: - групповая; - индивидуально-групповая. Основная форма организации деятельности обучающихся - групповая. Методы и приѐмы организации учебно-воспитательного процесса. Методы обучения: Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ; разбор, оценивание; 34 Объяснительно-иллюстративный Практические методы: работа с обучающими сборниками (в текстовом и в электронном виде), работа с текстом песни с аккордами, упражнения (под руководством педагога, упражнения самостоятельно), разучивание произведения по частям, разучивание произведения в целом, самостоятельная отработка исполняемых произведений Игровые методы: дидактическая игра Наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, показ презентаций, видеоматериалов, использование обучающего стенда, показ, исполнение педагогом Проектный Методы воспитания: мотивация, убеждение, стимулирование, поощрение, упражнение Используемые педагогические технологии: по преобладающему методу: - объяснительно - иллюстративные - развивающие - игровые - проблемно-поисковые - творческие по подходу к ребенку: - личностно – ориентированные Дидактическое обеспечение: - Опорные карты понятий, терминов - Опорные карты с обозначениями аккордов, со схемами аккордов, со схемами ритмических рисунков, со схемами арпеджио - Тренировочные упражнения на карточках: исполнение аккордовых последовательностей разными приѐмами для правой руки - Тексты проверочных работ - Кроссворды и ребусы по изучаемым терминам, по песенным жанрам, по Бардовской песне, по Патриотической песне, по Народной песне Разработки педагога: - тематических занятий - творческих вечеров (фестивали, бенефисы, гостиные и т.д.) - игровых программ разных форм («Своя игра», «Крестики-нолики», «7x 7x 7», «Музыкальная шкатулка») Репертуарные сборники: Созданные педагогом и членами клуба по следующим направлениям: по изучаемым аккордам по приѐмам для правой руки тематические 35 жанровые Всего около 300 произведений. Издательские сборники песен разных направлений Сборники стихов Набор старых виниловых дисков для изучения истории песни и творчества авторов. Нормативно-правовые основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации". ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ От 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» . ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ развития дополнительного образования детей до 2030 г. ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 36 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". ПАСПОРТ приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». Список литературы для педагога 1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 2005. 2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 2009. 3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебное пособие. – М., 2000. 4. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 20с. 5. Иванова В. А. Я учусь играть на гитаре. – М.: Пресс, 2003. 6. Кабалевский Д. Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Просвещение, 1973. 7. Кабалевский Д. Д. Воспитание ума и сердца. – М.:Просвещение, 1984. 8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2005 9. Лихачев Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с. 10.Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с. 11.Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. 12.СафроноваЕ.М.,ПоповаЕ.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. Воспитание школьников. - 2011. - №2. 37 13.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Ю. А. Стрельцов. - М., 2002. 14.Сухомлинский В. А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. 15.Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Методика использования технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методические рекомендации. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. 16.Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2000г. Периодика: 28.Журнал «Музыка в школе». М. 29.Журнал «Искусство в школе»,М. 30.Журнал «Дополнительное образование», М. Список литературы для учащихся 1.Агеев Д., «Песенник гитариста», Лучшие песни из кинофильмов,Питер, 2014 2.Баранчикова Е., «Булат Окуджава», «Феникс», 2000 год. 3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005 4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003 5. Истомин С., Денисенко Д., «Самые знаменитые барды России», Москва,«Вече», 2002 год. 6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991 7.Петров П.В., Самоучитель игры на гитаре по аккордам и песням. Безнотный метод., «Феникс», Ростов- на-Дону, 2013 8. Пузикова Л., Сборник «Песни о России», Феникс, Ростов-на-Дону, 2013 9.Сапегин С., Самоучитель игры на гитаре.Как подобрать любимую песню на слух. Питер., 2014 10 Сборник «Песни о России», 11..Сухарев Д., Аннинский А., Ревич В. и др. «Юрий Визбор. «Когда все были вместе», «Киноцентр» 1989 год. 12 . Формин Ю. «Алый парус надежды» - песни для юношества. 2007 Список литературы для родителей 1. Аршавский И. Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 2003. 2. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 20с. 3. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: 38 Амрита-Русь, 2005. – 352с. 4. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2007 5. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с. 6. Ципоркина И. В., Кабанова Е. А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с. 7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с. 8. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 2001. Электронные образовательные ресурсы 1.МЕТОДКАБИНЕТ.РФ Всероссийский педагогический портал// http://www.методкабинет.рф/ 2.Социальная сеть работников образования «Наша сеть»//http://nsportal.ru/ 3.Учебно-методический кабинет //http://ped–kopilka.ru/ 4.Портал для гитаристов «Play-Guitar.Ru»;http://www.playguitar.ru/index/lessons/samouch_bare.shtml 5.Сайт для начинающих гитаристов «Guitar-Man.Ru»; http://www.guitarman.ru/barre.php 6. Тексты, аккорды, табы к популярным песням, видеоуроки»; http://akkord-gitar.com/poleznoe/vse_progs/GuitarPro_5.2.htm 39 Аннотация к программе Разработчик: Отрадных Т.Н., педагог первой квалификационной категории. Программа детского творческого объединения «Гитарная песня» разработана на основе следующих программ: 1) дополнительная общеразвивающая программа «Гитарная песня» (автор - педагог дополнительного образования Н. В. Борисенко, ЦДТ «Гармония» Ленинского района МО), 2) дополнительная общеразвивающая программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор - педагог дополнительного образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр дополнительного образования детей» п. Тюльган Оренбургской области), 3) дополнительная общеразвивающая программа «Основы вокала и игры на гитаре» (автор - педагог дополнительного образования Волкова Е.В., Зеленоградский ДТ, г. Москва). Программа художественной направленности. В группе 4-12 обучающихся Срок реализации – 4 года Форма обучения: очная. Продолжительность занятий 1 год обучения (стартовый уровень) - 35ч Занятия 1час 1 раз в неделю. 2 год обучения (базовый уровень) - 35ч Занятия1час 1 раз в неделю. 3 год обучения (базовый уровень) - 35ч Занятия 1час 1 раз в неделю. 4 год обучения (творческая группа) продвинутый уровень - 35ч 1раз в неделю. Продолжительность учебного часа, согласно Прил. 3 СанПиН 2.4.4.3172-14, 40 мин., перерыв –10 мин. Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в освоении мира музыкальной культуры. Задачи программы: 40 Дать представление о роли гитарной песни в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; Сформировать устойчивый интерес к песенному искусству и исполнению песен под гитару; Способствовать овладению инструментом; для этого дать знания обучающимся об основных приемах и навыках игры на шестиструнной гитаре. Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории музыки, развивающих кругозор ребенка. Результатом освоения программы являются: Умение использовать полученные знания и умения в музыкальнотворческой деятельности; владение инструментом. Умение организовать продуктивное сотрудничество при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях и в музыкально-эстетической деятельности. Оценка качества реализации программы осуществляется через промежуточную и итоговую аттестации. 41 Оценочные материалы Приложение № 1. "Определение результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Гитарная песня» Показатели Критерии Степень выраженности Баллы (оцениваемые оцениваемого качества параметры) 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические Соответствие Минимальный уровень (ребенок 1 знания (по теоретических овладел менее чем 1/2 объема основным разделам знаний ребенка знаний, предусмотренных программы) программным программой); требованиям Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) 3 Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный 5 период) 1.2. Владение Осмысленность и Минимальный уровень (ребенок, 1 специальной правильность как правило, избегает терминологией использования употреблять специальные специальной термины); терминологией Средний уровень (ребенок сочетает специальную 3 терминологию с бытовой) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном 5 соответствии с их содержанием) Уровень Низкий До 2 теоретической Средний 3-6 Вывод: подготовки Высокий 7-10 42 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические Соответствие умения и навыки, практических предусмотренные умений и навыков программой (по программным основным разделам требованиям учебнотематического плана программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений использовании специального оборудования оснащения 2.3. Творческие Креативность навыки выполнении практических заданий Вывод: Уровень практической подготовки Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень(ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) Минимальный уровень (ребенок в испытывает серьезные затруднения пр работе с оборудованием); и Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) в Начальный (элементарный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Низкий Средний Высокий 43 2 3 7 2 3 7 2 3 7 До 6 7-14 15-21 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно- Самостоятельность интеллектуальные в подборе и анализе литературы умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.2. Учебнокоммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 6 8 3 7 10 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 2 6 8 Свобода владения и Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. подачи ребенком подготовленной 3 6 9 Адекватность восприятия информации, идущей от педагога 44 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебноорганизационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 7 10 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 6 8 Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) 3.3.3. Умение Аккуратность и Удовлетворительно аккуратно ответственность в Хорошо выполнять работу работе Отлично Вывод: Уровень Низкий общеучебных Средний умений и навыков Высокий Заключение Результат Низкий обучения ребенка Средний по Высокий дополнительной образовательной программе 45 3 6 8 3 6 8 До 24 25-50 51-69 До 46 47-89 90-100