Финансовая грамотность 7-10 лет

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 2 от 31.08.2021 г

Утверждено
Приказом Директора
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Е.В. Лемешевой
№ 44/1 от 01.09.2021 г

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Возрастной состав: 7-10 лет

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Балашова Галина Николаевна

п. Троицкий 2021

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Основные характеристики программы………………………………….3
1.1.
Пояснительная записка………………………………………………..3
1.2.
Учебный (тематический план)………………………………………..5
1.3. ................................................................................................................... С
одержание учебного (тематического) плана………………………6
1.4.
Планируемые результаты……………………………………………..6
1.5.
Примерный календарный учебный график ...................................... 11
2.
Организационно-педагогические условия реализации программы ...13
2.1.
Условия реализации программы .........................................................13
2.2.
Формы аттестации ................................................................................14
2.3.
Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения
уровня подготовки обучающихся по дополнительной общеобразовательной
программе
при
проведении
итоговой
аттестации……………………………………………………………..14
Аннотация к программе .........................................................................................20
Нормативно-правовое обеспечение программы ...............................................21
Список литературы ................................................................................................ 22

2

Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка
Курс «Основы финансовой грамотности» пропедевтический и является частью
школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса
основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных
простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому,
имея социально – гуманитарную направленность, данная программа создает условия
для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей
детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят
уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы экономической
грамотности» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
•
Конвенцией о правах ребенка;
•
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
•
Законом РФ «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998г. №124 ФЗ;
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. №
1726р);
•
Приложением к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Методическим рекомендациям по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших
задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций,
экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей
в мир экономических понятий и категорий.
Актуальность программы заключается в том, что младшие школьники
получат возможность сформировать представление о богатстве, воплощенном не
только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах
труда людей.
Отличительные особенности программы от уже существующих заключается
в систематизации полученных знаний в процессе перехода от одной ступени
образования к другой.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что основное внимание в
программе направлено на развитие практического мышления, логических и
математических
способностей
каждого
обучающегося,
занимающегося
в объединении. В современном мире экономическая грамотность неотделима от
знания нескольких программных пакетов, которым в первую очередь и уделяется
3

большое внимание.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда.
Новизна программы « Основы экономической грамотности» основана на
комплексном подходе в подготовке обучающихся к современным социальноэкономическим условиям. Занятия программы помогают повысить интерес к учебе, к
жизни, повышается творческая активность младших школьников.
Уровень усвоения программы – стартовый.
Адресат программы. Набор обучающихся в объединение – свободный.
Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется. Возраст детей,
участвующих в реализации данной общеобразовательной программы от 7 до 10 лет.
Сроки реализации программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предполагает создание для
обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и
чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм
и средств образовательного процесса.
Основные содержательные линии курса:
деньги, их история, виды, функции;
семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, игры, мини - исследования и проекты. В процессе изучения
курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами,
схемами, диаграммами, а также поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой-либо
специальной подготовки не требуется.
Возраст 7-10 лет, занятия - 1 раз в неделю по 1 академическому часу (согласно
санитарным требованиям к возрасту детей младшего школьного возраста) – что
составляет 34 часа в год;
Продолжительность учебного часа, согласно Прил. 3 СанПиН 2.4.4.3172-14, –
40 мин., перерыв –10 мин.
Для обучающихся 1-го класса продолжительность занятия составляет 30 минут.
Наполняемость групп от 15 человек.
Цель программы – создание условий для развития у обучающихся
экономического образа мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
1. дать первоначальные сведения об экономике;
2. формировать экономическое мышление;
3. учить решать экономические задачи на практике;
4. формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
4

Развивающие:
1.
развивать деловые
качества, такие как самостоятельность,
ответственность, активность, любознательность, умение работать в группе, паре;
2. развивать индивидуальные способности обучающихся;
3. развивать навыки креативного мышления.
Воспитательные:
1.
воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
2.
развивать навыки сотрудничества и культуру общения;
3.
формировать активную жизненную позицию.

1.2. Учебный (тематический план)
№
п/п

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Форма проведения

1

Беседа
Беседа, Игра

1. Что такое деньги и какими они бывают (16 ч)
1
2

Как появились деньги
Как появились деньги. Игра «Обмен товарами».

3
4

История монет. Коллекция нумизмата
История монет. Решение задач с денежными расчетами

1
1
1

5

6

Представление творческих работ. Игра - путешествие 1
«Сказочная страна финансов»
Представление творческих работ. Пословицы и
поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны.
1

7

Бумажные деньги

8
9
10

1

Бумажные деньги Современные купюры России и других 1
стран.
Безналичные деньги
1
Безналичные деньги. (Электронные деньги, пластиковые
карты.)
1

5

Беседа
Беседа,
Практическое
занятие
Беседа, Игра

Беседа,
Презентация,
Практическое
занятие
Беседа-диалог
Презентация
Беседа-диалог
Беседа,
Презентация,
Практическое
занятие

11

Представление результатов исследований
1

12

Представление результатов исследований
1

13
14
15
16

Валюты России и других стран
Валюты России и других стран
Валюты. Викторина
Тест по теме «Деньги»

1
1
1
1

Беседа,
Практическое
занятие
Беседа,
Практическое
занятие
Беседа
Беседа
Беседа, Викторина
Беседа, тест

2. Из чего складываются доходы в семье (4 ч)
17

Откуда в семье
наследство.

берутся

деньги.

Клады,

лотерея, 1

18
Откуда в семье берутся деньги. Заработная плата. 1
Инсценировка сказки «Заработанный рубль»
19

20

Откуда в семье берутся деньги. Пенсии, пособия,
стипендии. Мини- исследование «Основные доходы в 1
семье»
Откуда в семье берутся деньги. Тест
1

Беседа-диалог
Презентация,
Практическое
занятие-игра
Беседа-диалог,
Презентация,
Практическое
занятие
Беседа, Тест

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 ч)
21

На что семьи тратят деньги. Необходимые расходы

1

Беседа-диалог
Беседа, Игра

22
На что семьи тратят деньги. Откладывание денег и
непредвиденные расходы. Игра «Магазин».
23
На что семьи тратят деньги. Хобби. Вредные привычки.

1

1

24
На что семьи тратят деньги. Расходы и доходы. 1
Составление примерной сметы на неделю.

Практическое
занятие
Беседа-диалог,
Практическое
занятие

4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (10 ч)
25
Беседа
Как правильно планировать семейный бюджет. Что такое
экономия? Кого называют банкротом?

1

26
Как правильно
планировать семейный бюджет.
Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами

1

Беседа-диалог,
Практическое
занятие
Беседа, Игра

27
Как правильно планировать семейный бюджет. Игра 1
«Распредели семейный бюджет»
28

29

Как правильно планировать семейный
«Путешествие в страну Капиталия»
Как накопить на мечту

6

бюджет. 1
1

Беседапутешествие
Беседа-диалог

30

Карманные деньги

31

Итоговая работа

32

Обзорный урок. Рефлексия

33
34

Обзорный урок. Рефлексия
Путешествие по стране финансов

1

Беседа-диалог,
Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1
1
2

7

Практическое
занятие
Беседа-диалог
Беседа-диалог

1.3. Содержание учебного (тематического плана) (34ч)
1. Что такое деньги и откуда они взялись
Тема 1. Как появились деньги.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление монет. Первые монеты разных государств
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате
обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с
несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги
облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались
разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из
которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и
безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег
может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты
(банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
•
Объяснять выгоды обмена.
•
Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
•
Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
•
Описывать ситуации, в которых используются деньги.
•
Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
•
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
•
Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью.
Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии
были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили
княжества. При образовании централизованного государства монеты стали
едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге.
Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник.
Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
•
Объяснять, почему появились монеты. Описывать устройство монеты.
•
Приводить примеры первых монет.
•
Описывать старинные российские деньги.
•
Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные
деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII
8

веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее
долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых
денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры.
Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
•
Объяснять, почему появились бумажные деньги.
•
Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
•
Приводить примеры первых бумажных денег.
•
Описывать первые российские бумажные деньги.
•
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка
деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги
являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют
пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик.
Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пинкод. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
•
Сравнивать виды денег.
•
Объяснять роль банков.
•
Объяснять условия вкладов и кредитов.
•
Рассчитывать проценты на простых примерах*. Объяснять
принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы
иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами.
Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для
международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте,
называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар.
Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
•
Приводить примеры валют.
•
Объяснять, что такое резервная валюта.
•
Объяснять понятие валютного курса.
•
Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
9

Основным источником дохода современного человека является заработная
плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы,
отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии,
стипендии, пособия.Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный
размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум.
Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции.
Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
•
Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
•
Объяснять причины различий в заработной плате.
•
Объяснять, как связаны профессии и образование.
•
Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
•
Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить
примеры пособий.
3.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого
избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные
услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование,
отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные
и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные,
ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги.
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы.
Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные
расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
•
Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
•
Описывать направления расходов семьи.
•
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
•
Сравнивать и оценивать виды рекламы.
•
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о
покупке.
•
Составлять собственный план расходов.
4.
Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он
не пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,
чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы,
образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В
10

этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный
источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо
делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации.
Сбережения
(накопления). Долг. Компетенции
•
Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять
последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных
примерах.
1.4. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
 овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развить самостоятельность и осознание личной ответственности за свои
поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных
проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

понимать цели своих действий;

составлять простые планы с помощью учителя;

проявлять познавательную и творческую инициативу;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные
Обучающийся научится:

освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений;

формирование навыков сбора и критического анализа информации;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные
Обучающийся научится:

составлять текст в устной и письменной формах;

слушать собеседника и вести диалог;

признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
11

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Обучающийся научится:

понимать и правильно использовать экономические термины;

иметь представление о роли денег в семье и обществе;

уметь характеризовать виды и функции денег;

знать источники доходов и направлений расходов семьи;

уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;

определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
путей их решения;

проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» отобрано с учетом
возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса
помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации,
периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном Эконом (2 класс), друг Бурундук и его компания(3–4 классы).
Формированию самостоятельности и развитию способностей детей при
изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих тетрадей.
Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется
видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно,
способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Результат обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
что изучает экономика;
отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и
современные, деньги разных стран;
Должны уметь:
пользоваться деньгами;
классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
определять цену товара.


Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной
школы должны знать:
–
какие виды денег;
–
что такое деньги; их роль в жизни человека;
–
что такое доходы и расходы;
–
где можно приобрести товары и услуги;
–
что такое «источники доходов»;
–
что такое « «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
12

о взаимоотношениях продавца и покупателя;
значение труда в удовлетворении потребностей;
Обучающиеся должны уметь:
–
пользоваться деньгами;
–
определять источники доходов и расходов;
–
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
–
совершать элементарные покупки в магазине;
–
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении
потребностей.
–
–

13

Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими
понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с
русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром.
Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает
прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
решение математических задач с экономическим содержанием;
сравнение нескольких величин;
нахождение части от числа и числа по его части;
решение задач на сообразительность.
Русский язык:
написание сочинений;
подготовка сообщений;
обогащение словарного запаса детей;
ведение словаря экономических терминов;
разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
раскрашивание;
конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
экология родного края;
природные ресурсы;
потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
обычаи и жизнь народов разных стран;
города и страны.
1.5. Примерный календарный учебный график
Продолжительность
учебного года составляет 34
недели.
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4
недель. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно
устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом
директора учреждения.
Продолжительность четвертей (1-4 классы)
Учебная четверть

Начало

Окончание

I

01.09.2021

29.10.2021
14

Количество
учебных недель
9

II
08.11.2021
29.12.2021
8
III
13.01.2022
18.03.2022
10
IV
30.03.2022
20.05.2022
8
Всего
34
Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов 14.02.2021-20.02.2021
Продолжительность каникул
Продолжительно
Дата
начала
Дата окончания
сть
каникул
каникул
в днях
Осенние
01.11.2021
07.11.2021
7
Зимние
30.12.2021
12.01.2022
14
Дополнительные
14.02.2022
20.02.2022
7
Весенние
21.03.2022
29.03.2022
9
30/37
Всего

15

2.

Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Условия реализации программы
Помещение, в котором проводится учебные занятия - проветриваемое и хорошо
освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту (росту) обучающихся.
Предоставляются необходимые для занятий в объединении материально технические средства и инструменты, а также дидактические и методические
материалы - видеофильмы, наглядные пособия, презентации.
Материально-техническое оснащение программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
составляющих:
1.Кабинет для проведения занятий.
2.Технические средства обучения (по требованию к занятию)
3.Методическое обеспечение (дидактические материалы; наглядные пособия;
мультимедиа презентации; методические разработки викторин, конкурсов и др.).
Кадровое обеспечение программы
Программу может реализовать педагог дополнительного образования со
средним или высшим педагогическим образованием.
2.2 Формы аттестации
Усвоение программы будет определяться посредством разных форм контроля:
устных и письменных опросов, тестирования, демонстрации практических знаний и
умений на занятиях, выполнение практических работ, самостоятельных работ,
реализация и защита мини-проектов и проектов. Предполагается, что в течение курса
каждый
обучающийся
один
раз
выступит
с докладом перед классом.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
творческие задания;
проектная, исследовательская деятельность;
конкурсы;
деловые и ролевые игры;
олимпиады.
2.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня
подготовки обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе
при проведении итоговой аттестации

16

Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

1. Теоретическая подготовка ребенка.
1.1.Теоретические
Соответствие
Минимальный
знания
(по
основным теоретических знаний уровень (обучающийся
разделам программы)
обучающегося
овладел менее чем ½
программным
объема
знаний,
требованиям
предусмотренных
программой); Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более ½)

1.2.Владение
специальной
терминологией

Максимальный
уровень
(освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период
Осмысленность
Минимальный
и уровень (как правило
правильность
избегает употреблять
использования
специальные
специальной
термины);
терминологией
Средний
уровень
(сочетает специальную
терминологию
с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их
содержанием)

17

Баллы

1

3

5

1

3

5

Вывод:

Уровень
Низкий
теоретической
Средний
подготовки
Высокий

2. Практическая подготовка обучающегося
2.1. Практические
Соответствие
Минимальный
умения
и
навыки, практических умений уровень
(овладел
предусмотренные
и навыков менее чем ½ объема
программой
(по
программным
знаний,
основным
разделам требованиям
предусмотренных
учебно-тематического
программой); Средний
плана программы)
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более
½)
Максимальный уровень
(освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренн
ых
программой за
конкретный
период
2.2.
Креативность в
Начальный
Творческиенавыки выполнении
(элементарный
практических заданий уровень
развития
креативности
(в
состоянии выполнить
лишь
простейшие
задания
педагога);
Репродуктивны
й уровень (выполняет в
основном задания на
основе
образца);
Творческий уровень
(выполняет
практические задания

До 2
3-6
7-10
1

3

5

2

3

7

с элементами
творчества)
Вывод:

Уровень
практической
подготовки

Низкий
Средний
Высокий

3. Общие учебные умения и навыки обучающегося

18

До 6
7-14
15-21

3.1.УчебноСамостоятельно
Минимальный
интеллектуальныеумения сть в подборе и анализеуровень (испытывает
литературы
серьезные
затруднения
при

3

работе
с
литературой,
нуждается
в
постоянной помощи и
контроле
педагога);
Средний
уровень
(работает
с
литературой

6

3.2.Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1 Умение
слушать и
слышать педагога

с
помощью
педагога
или
родителя)
Максимальный
уровень (работает с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает особых
трудностей)
Умение
Адекватность
Уровни –
перед восприятия
аналогиис п. 3.1.1.
информации, идущей
от педагога

по

3.2.3. Умение вести
Свобода
Уровни –
полемику, участвовать в владения и подачи аналогиис п. 3.1.1.
дискуссии
обучающимся
подготовленной
информации

по

3.3.
УчебноСамостоятельно
Уровни –
организационные умения и сть
в построении аналогиис п. 3.1.1.
навыки:
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств

по

3.2.2.
выступать
аудиторией

19

8

3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее место

3.3.3.
аккуратно
работу

Способность
Уровни –
самостоятельно
аналогиис п. 3.1.1.
готовить
свое
рабочее
место к
деятельности
и
убирать
за
собой

по

Умение
Аккуратность и
Удовлетворите
выполнять ответственность
в льноХорошо
работе
Отлично

Вывод:

Уровень
общеучебных
умений и навыков

Заключение

Результат
обучения
дополнительной
образовательной
программе

Низкий
Средний
Высокий
по

Низкий
Средний
Высокий

3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100

Методы проведения занятий:
•
объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой
информации);
•
репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных
способов деятельности);
•
частично-поисковый (участие в
коллективном
поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом)
•
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
•
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
педагогом);
•
практический (выполнение работ).
•
фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
•
индивидуально-фронтальный (чередование
индивидуальных и
фронтальных форм работ);
•
групповой (организация работы в группах);
•
индивидуальный (индивидуальное выполнение
работы).
Педагогические
программы

технологии,

применяемые

в

процессе

реализации

При обучении по данной программы реализуются следующие педагогические
технологии:
•
технологии развивающего обучения;
20

•
•
•
•
•

технологии продуктивного обучения
технологии коллективного взаимообучения;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии диалогового обучения.

Структура занятий (может варьироваться)
№
1

Содержание
Организационный этап. Мотивация к деятельности и
положительный настрой

2
3

Этап постановки целей и задач занятия
Этап изучения новых знаний (закрепление материала) и
способов деятельности

4
5
6

Этап деятельности – практическая работа
Этап рефлексии
Заключительный этап

Методические рекомендации
Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так
как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего
коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки,
знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.

21

Аннотация
«Основы экономической грамотности» – дополнительная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности.
Программа предназначена для обучающихся от 7 до 10 лет. Срок реализации
– 1 год.
Актуальность программы заключается в том, что современные дети должны
владеть необходимыми знаниями о богатстве, воплощенном не только в денежном
выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Цель данной программы: создание условий для развития у обучающихся
экономического образа мышления.
Для реализации цели предполагается решение основных задач:
Задачи программы:
Обучающие:
1. дать первоначальные сведения об экономике;
2. формировать экономическое мышление;
3. учить решать экономические задачи на практике;
4. формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Развивающие:
1.
развивать деловые
качества, такие как самостоятельность,
ответственность, активность, любознательность, умение работать в группе, паре;
2. развивать индивидуальные способности обучающихся;
3. развивать навыки креативного мышления.
Воспитательные:
1.
воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
2.
развивать навыки сотрудничества и культуру общения;
3.
формировать активную жизненную позицию.
Формы реализации программы: групповые занятия.
В результате освоения программы обучающиеся повысят уровень
экономической грамотности:
будут понимать и правильно использовать
экономические термины, иметь представление о роли денег в семье и обществе, уметь
характеризовать виды и функции денег, знать источники доходов и направлений
расходов семьи, уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет, определять элементарные проблемы в области семейных
финансов и путей их решения, проводить элементарные финансовые расчеты.
Сведения об авторе
ФИО: Балашова Галина Николаевна
Место работы, должность: Муниципальное казенное образовательное
учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»
Образование: высшее педагогическое Категория: высшая.
Стаж работы: 34года.
22

Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовая база дополнительного образования детей (перечень
основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере
дополнительного образования детей)
1.
Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12. 2012 г.
2.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8
декабря 2011 г. № 2227-р.
3.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
4.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020
годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
2015 г. № 497.
5.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р.
6.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р.
7.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов.
8.
Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного
образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27мая 2015 г.
9.
Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа
2016 г. № 2.
10.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016
г. № 11).
11.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816"Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ"(Зарегистрировано в Минюсте России
18.09.2017 N 48226
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
23

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8
декабря 2011г. № 2227-р
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014г. № 295.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016- 2020годы,
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
2015г. № 497.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации на период до 2025года,
утвержденная Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р.
Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного
образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015г.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016г.
№ 11)
Список литературы
Список литература для педагогов:
Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11
классов. Московская экономическая школа.
2.
Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для
учителя. М.: Вита-пресс; 2016.
3.
Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для
учащихся начальной школы»
4.
Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
5.
Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной
школы. Самара; 2019.
6.
Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика,
2017.
7.
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией
И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
8. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина.
Список литературы для обучающихся:
1.

1. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 2018.
2. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке
Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение;
2015.
24

Список литература для родителей:
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М.:
Академия, 2015.- 560

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».