Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Протокол № 2 от 31.08.2021 г Утверждено Приказом Директора МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Е.В. Лемешевой № 44/1 от 01.09.2021 г Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансовая грамотность» возраст обучающихся: 12-13 лет срок реализации: 1 год Программу составил и реализует: Алкина Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования 2021-2022 г. Содержание 1. Основные характеристики программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Учебный (тематический) план 8 1.3. Содержание учебного (тематического) плана 10 1.4. Планируемые результаты 12 1.5. Примерный календарный учебный график 14 2. Организационно – педагогические условия реализации программы 16 2.1. Условия реализации программы 16 2.2. Формы аттестации 17 2.3. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации 18 Аннотация 24 Нормативно-правовое обеспечение программы 26 Список литературы 28 2 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения долгосрочных в области интересов, личных избегать финансов, излишней исходя личной из своих задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. Данная программа необходима и соответствует потребностям времени, так как содержит достаточное количество тем для формирования и поддержания естественной познавательной мотивации детей 12-13 летнего возраста к изучению финансов. Направленность программы: социально-гуманитарная Актуальность программы: Финансовая грамотность современном мире, - поскольку необходимое финансовый условие рынок жизни в предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники 3 финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Новизна программа: Новизной данной программы является направленность на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Возрастные особенности: обучающимся данного возраста характерна заинтересованность в разнообразных сферах жизнедеятельности. При реализации программы «Финансовая грамотность» они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, приобретут новых друзей и знакомых, узнают много нового и интересного. Курс предполагает разработку теоретических и методических основ включения знаний финансовой грамотности в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи. Значимой особенностью мышления является критичность. Обучающимся интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Педагогическая целесообразность: Освоение содержания Финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. 4 Отличительные особенности: Отличительной особенностью программы является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Цель программы: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи программы: Образовательные • приобретать знания о финансовых институтах современного общества; • формировать представления о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; • развить умения пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений. Воспитательные • повысить мотивацию обучающихся к освоению финансовой грамотности и организовать их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния; • освоить навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту • формировать бережливость и уважение к личному, школьному, семейному и другому имуществу 5 Развивающие • усвоить обобщенные способы проектирования и планирования действий при решении финансовых задач; • развить предприимчивость, расчетливость, самостоятельность • развить ответственность за экономические решения Основные методы и формы работы: В процессе реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания: • Словесный; • Наглядный; • Практический; • Игровой; • Убеждение; • Поощрение; • Упражнение; • Мотивация. При организации программы «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий: Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса программы; используется для формирования определѐнных умений и компетенций. Учебные кейсы, которые используются в данной программе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приѐмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. 6 Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определѐнным правилам, которые сообщаются участникам. Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности. Формы организации деятельности обучающихся разнообразны: - индивидуальная; - групповая; - парная; Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 12 до 13 лет. Уровень: стартовый Срок реализации программы и режим занятий: Программа «Финансовая грамотность» рассчитана на 1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю). Формы отслеживания и фиксирования результатов: Мониторинг развития качеств личности Мониторинг результативности обучения по программе Журнал посещаемости Материалы анкетирования и тестирования Грамоты, дипломы Фото, видео отчеты 7 1.2. Учебный (тематический) план № Наименование Количество часов раздела раздела, тема ВСЕГО Теория Практика 1. Введение 1 ч. 1 0 1.1 Введение. Почему так 1 1 0 важно изучать финансовую грамотность 2. Доходы и расходы 9 ч. 4 5 семьи 2.1 Деньги 1 1 0 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 Игра-конкурс «Тратим разумно» Доходы семьи Расходы семьи. Работа со статистикой Викторина «Предметы первой необходимости» Викторина «Товары длительного пользования» Услуги. Коммунальные услуги. Решение практических задач Ролевая игра «Семейный бюджет» Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады» Как сохранить финансы? Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Решение практических задач Сюжетно-ролевая игра «Страховые услуги» Страхование. Страховой полис Ролевая игра «Страховая компания» Формы аттестации Собеседование, фронтальный опрос Собеседование, наблюдение Практические задания, опрос Собеседование Собеседование, тестирование Практические задания, опрос 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 1 0 1 Практические задания, опрос 1 1 0 1 0 1 1 0 1 Собеседование, тестирование, практические задания Практические задания Анкетирование, практические задания 7 ч. 3 4 1 1 0 Собеседование, фронтальный опрос 1 0 1 1 1 0 1 0 1 Опрос, тестирование Опрос, тестирование Собеседование, фронтальный 8 3.5-3.6 Страхование имущества, здоровья, жизни 2 1 1 3.7 Практическая работа «Принципы работы страховой компании» Семья и государство Налоги 1 0 1 5 ч. 1 2 1 3 0 Виды налогов. Аналитическая работа Викторина «Социальные пособия» 1 1 0 1 0 1 Решение экономических задач «Социальные выплаты» Проект «Государство – это мы» Финансовый бизнес Как спасти деньги от инфляции 1 0 1 1 0 1 12 ч. 1 5 1 7 0 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 Банковские услуги 1 1 0 5.3 Викторина «Банковские вклады» 1 0 1 5.4 Кредит. Залог 1 1 0 5.5 Составление бизнесплана «Собственный бизнес» Возможности работы по найму и собственного бизнеса «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Сюжетно- 1 0 1 1 1 0 1 0 1 5.6 5.7 опрос Собеседование, наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Собеседование, фронтальный опрос Собеседование, тестирование Наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания, опрос Практические задания, опрос Собеседование, фронтальный опрос Наблюдение, фронтальный опрос, собеседование Практические задания, тестирование Собеседование, наблюдение Практические задания Собеседование, фронтальный опрос Практические задания, анкетирование 9 5.8 ролевая игра Разработка бизнесплана 1 0 1 5.9 Валюта разных стран 1 1 0 5.10 Игра-конкурс «Валюта в современном мире» Мини-проект «Благотворительность» 1 0 1 1 0 1 5.12 Проект «Личный финансовый план» 1 0 1 6. Заключительное занятие Итоговая работа «Финансовая грамотность» ИТОГО 1 ч. 0 1 1 0 1 35 ч. 15 ч. 20 ч. 5.11 6.1 1.3. Итоговая аттестация Содержание учебного (тематического) плана: I. 1.1. Собеседование, практические задания Собеседование, тестирование Практические задания Собеседование, наблюдение, практические задания Наблюдение, практические задания Введение (1ч.) 1ч. теория; 0ч практика Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность? (1 ч. – теория) Вводный инструктаж. План работы на год. Принятие норм и правил групповой работы. Знакомство с понятиями «финансы», «грамотность». Беседа на тему необходимости изучения финансовой грамотности. II. Доходы и расходы семьи (9ч.) 4ч теория; 5ч практика 2.1. Деньги (1 ч. – теория) 2.2. Игра-конкурс «Тратим разумно» (1 ч. – практика) 2.3. Доходы семьи (1 ч. – теория) 2.4. Расходы семьи. Работа со статистикой (1 ч. – теория) 2.5. Викторина «Предметы первой необходимости» (1 ч. – практика) 2.6. Викторина «Товары длительного пользования» (1 ч. – практика) 10 2.7. Услуги. Коммунальные услуги. Решение практических задач (1 ч. – теория) 2.8. Ролевая игра «Семейный бюджет» (1 ч. – практика) 2.9. Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады» (1 ч. – практика) III. 3.1. Как сохранить деньги? (7ч.) 3ч теория; 4ч практика Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Решение практических задач (1 ч. – теория) 3.2. Сюжетно-ролевая игра «Страхование услуги» (1 ч. – практика) 3.3. Страхование. Страховой полис (1 ч. – теория) 3.4. Ролевая игра «Страховая компания» (1 ч. – практика) 3.5. Страхование имущества, здоровья, жизни (1 ч. – теория) 3.6. Страхование имущества, здоровья, жизни (1 ч. – практика) 3.7. Практическая работа «Принципы работы страховой компании» (1 ч. – практика) IV. Семья и государство (5ч.) 2ч теория; 3ч практика 4.1. Налоги (1 ч. – теория) 4.2. Виды налогов. Аналитическая работа (1 ч. – теория) 4.3. Викторина «Социальные пособия» (1 ч. – практика) 4.4. Решение экономических задач «Социальные выплаты» (1 ч. – практика) 4.5. Проект «Государство – это мы» (1ч. – практика) V. Финансовый бизнес (12ч.) 5ч. теория, 7ч. практика 5.1. Как спасти деньги от инфляции (1 ч. – теория) 5.2. Банковские услуги (1 ч. – теория) 5.3. Викторина «Банковские вклады» (1 ч. – практика) 5.4. Кредит. Залог (1 ч. – теория) 5.5. Составление бизнес-плана «Собственный бизнес» (1 ч. – практика) 5.6. Возможности работы по найму и собственного бизнеса (1 ч. – теория) 5.7. «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Сюжетно-ролевая игра (1 ч. – практика) 5.8. Разработка бизнес-плана (1 ч. – практика) 11 5.9. Валюта разных стран (1 ч. – теория) 5.10. Игра-конкурс «Валюта в современном мире» (1 ч. – практика) 5.11. Мини-проект «Благотворительность» (1 ч. – практика) 5.12. Проект «Личный финансовый план» (1 ч. – практика) VI. 6.1. Заключительное занятие (1ч.): 1ч практика Итоговая работа по программе «Финансовая грамотность». Итоговая аттестация (1ч. – практика) 1.4. Планируемые результаты: Личностные: осознал себя как члена семьи, общества и государства; понимает экономические проблемы семьи и участие в их обсуждении; понимает финансовые связи семьи и государства; овладел начальными отношений: навыками сопоставляет доходы адаптации и в расходы, мире расчѐт финансовых процентов, сопоставляет доходности вложений на простых примерах; развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; планирует собственный бюджет, предлагает варианты собственного заработка; развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участвует в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметные: освоил способы решения проблем творческого и поискового характера; использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; 12 сформированы умения представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладел логическими обобщения, действиями классификации, сравнения, установления анализа, аналогий и синтеза, причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладел базовыми предметными и межпредметными понятиями; понимает цели своих действий; планирует действия с помощью учителя и самостоятельно; проявляет познавательной и творческой инициативы; оценивает правильность выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное воспринимает предложения товарищей, учителей, родителей. составляет тексты в устной и письменной формах; готов слушать собеседника и вести диалог; готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеет излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определяет общую цель и пути еѐ достижения; умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Предметные: понимает основные принципы экономической жизни общества: имеет представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимает и правильное использует экономические термины; 13 освоил приѐмы работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проводит простые финансовые расчѐты; приобрел знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знает источники доходов и направления расходов семьи и умеет составлять простой семейный бюджет; знает направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах; развиты способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определяет элементарные проблемы в области семейных финансов и находит пути их решения; развит кругозор в области экономической сформирован познавательный интерес жизни общества и к изучению общественных дисциплин. 1.5. Примерный календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебного года без учета каникул -35 учебных недель. Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. Продолжительность четвертей (5-11 классы) Учебная четверть Начало Окончание I II III IV Всего 01.09.2021 08.11.2021 13.01.2022 30.03.2022 29.10.2021 29.12.2021 18.03.2022 27.05.2022 Количество учебных недель 8 8 10 9 35 14 Продолжительность каникул Дата начала каникул Осенние 01.11.2021 Зимние 30.12.2021 Дополнительные 14.02.2022 Весенние 21.03.2022 Дата окончания каникул 07.11.2021 12.01.2022 20.02.2022 29.03.2022 Продолжительность в днях 7 14 7 9 30/37 Всего 15 2. Организационно – педагогические условия реализации программы 2.1. Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение. 1. 2. 3. 4. 5. Видеоматериалы по темам программы; Дидактические материалы; Наглядные пособия; Мультимедиа презентации; Методические разработки викторин, конкурсов Материально-техническое обеспечение программы. 1. Столы 2. Стулья 3. Классная доска 4. Бумага и канцелярские принадлежности 5. Компьютер 6. Мультимедийный проектор 7. Интерактивная доска Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог дополнительного образования со средним или высшим педагогическим образованием. Методы и приѐмы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный; практический; самостоятельная работа; теоретический; проблемный; обсуждение результатов; демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным темам; дискуссия, конференция. Структура занятия: 1. организационное начало - приветствие обучающихся; 16 2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия; 3. повторение основных правил работы; 4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики); 5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками). 6. выполнение работы; 7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся; 8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов. 2.2. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выполнение практического задания; фронтальный опрос; тестирование; опрос; деловая игра; соревнование; викторина; защита проекта; итоговая аттестация Результативность освоения программы систематически отслеживается в течение года. С этой целью используются разнообразные виды контроля: входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний, обучающихся на начало обучения по программе; текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практического задания: успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных заданий; промежуточный контроль проводится в середине года по итогам практической работы «Принципы работы страховой компании»; итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме теста 17 «Финансовая грамотность», позволяет выявить изменения образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения. 2.3. уровня Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Баллы 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1.Теоретические знания (по основным разделам программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Минимальный уровень 1 (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) 3 Максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных 5 программой за конкретный период) 1.2.Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологией Минимальный уровень 1 (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (обучающийся сочетает специальную 3 терминологию с бытовой) Максимальный уровень 18 (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) 5 Вывод: Уровень теоретической подготовки Низкий До 2 Средний 3-6 Высокий 7-10 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Минимальный уровень 2 (обучающийся овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 3 1/2) Максимальный уровень(обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения пр работе с оборудованием); 7 2 Средний уровень (работает с оборудованием с 19 помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 2.3.Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий 3 7 Начальный 2 (элементарный уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) 3 Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) 7 Вывод: Уровень практической подготовки Низкий До 6 Средний 7-14 Высокий 15-21 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебноинтеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную Самостоятельность Минимальный уровень 3 в подборе и анализе (обучающийся литературы испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 20 литературу Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя) 6 Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 8 3.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.2.Учебнокоммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Уровни - По аналогии с п. 3 3.1.1. 7 10 Уровни - По аналогии с п. 2 3.1.1. 6 8 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией Свобода владения и Уровни - По аналогии с п. 3 подачи ребенком 3.1.1. 6 подготовленной информации 9 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Самостоятельность Уровни - По аналогии с п. 3 в построении 3.1.1. 7 дискуссионного выступления, 10 логика в построении доказательств 3.3. Учебноорганизационные умения и навыки: Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к 3.3.1. Умение Уровни - По аналогии с п. 3 3.1.1. 6 8 21 организовать свое рабочее место деятельности и убирать за собой 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); 3 Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2) 6 Максимальный уровень (обучающийся овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу Вывод: Заключение Аккуратность и ответственность в работе 8 Удовлетворительно 3 Хорошо 6 Отлично 8 Низкий До 24 Средний 25-50 Высокий 51-69 Результат Низкий обучения ребенка Средний по дополнительной образовательной Высокий программе До 46 Уровень общеучебных умений и навыков 47-89 90-100 Формами отслеживания результативности являются: 1) Входящая и выходящая диагностика (проводится 2 раза в год в течение 22 всего срока обучения, с целью отслеживания результативности и эффективности работы объединения, развития качеств личности воспитанников) 2) Тестирование 3) Собеседование 4) Качество выполнения творческих и исследовательских проектов. Выполнение практических работ 5) Рефлексивный контроль 23 Аннотация к программе «Финансовая грамотность» Разработчик: Алкина Ольга Викторовна педагог дополнительного образования МКОУ «Троицкая СОШ №50» Дополнительная общеразвивающая программа является программой социальногуманитарной направленности, ориентирована на развитие финансовой грамотности обучающихся. Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 12 до 13 лет. Уровень: стартовый Срок реализации программы и режим занятий: Программа «Финансовая грамотность» рассчитана на 1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю). Срок реализации -1 год. Форма обучения - групповая. Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 12-13 лет. Цель программы: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи программы: • формировать представления о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители; • развить умения пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений. • повысить мотивацию обучающихся к освоению финансовой грамотности и организовать их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния; Результатом освоения программы являются формирование умения соизмерять свои потребности и возможности; контролировать свои потребности в соответствии с возрастом; формирование ценностного отношения к предметному миру, как результату труда людей; уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги 24 Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, анализ контрольного задания, защита проекта. Сведения о разработчике: ФИО: - Алкина Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования МКОУ «Троицкая СОШ №50» Образование – высшее, ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия», специалитет Педагогический стаж – 1 год 25 Нормативно-правовое обеспечение: Нормативно-правовой следующие документы: базой создания программы послужили ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации". ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ От 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ развития дополнительного образования детей до 2030г. ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". 26 ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". ПАСПОРТ приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». 27 Список литературы Список литературы для педагогов: 1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995. 2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. МариинскоПосадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. 3. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с. 4. Вигдорчик Е, Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5— 7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Вигдорчик Е, Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5— 7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. 6. Корлюгова Ю, Вигдорчик Е, Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. 7. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. Список литературы для обучающихся: 1. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. 2. Горяев А.П., Чумаченко В.В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2009. 122 с. 3. Детский экономический словарь: маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / сост. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова. М.: Просвещение, 1997. 96 с. 4. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: ИнтеллектЦентр, 2010 28 5. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Список литературы для родителей: 1. Вигдорчик Е, Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5— 7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Горяев А.П., Чумаченко В.В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2009. 122 с. Интернет-источники 1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru; 2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru; 3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabotai-zarplata; 4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.ru; 5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi- strahovaniay.php 29