Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Протокол № 2 от 31.08.2021 г Утверждено Приказом Директора МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Е.В. Лемешевой № 44/1 от 01.09.2021 г Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные инспектора дорожного движения» возраст обучающихся: 10-14 лет срок реализации: 1 год Программу составил и реализует: Чистякова Мария Юрьевна, педагог дополнительного образования 2021 г. Содержание 1. Основные характеристики ……………………………………………...2 1.1.Пояснительная записка……………………………………………..2 1.2. Учебный (тематический) план……………….................................7 1.3.Содержание учебного (тематического) плана…………………..10 1.4.Планируемые результаты ...............................................................14 1.5. Примерный календарный учебный график.................................16 2. Организационно-педагогические условия реализации программы ................................................................................................17 2.1.Условия реализации программы....................................................17 2.2.Формы аттестации...........................................................................18 2.3.Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации...............................................................................................28 Аннотация…………………………………………………………………….32 Нормативно-правовое обеспечение программы.......................................34 Список литературы........................................................................................36 1 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожнотранспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Направленность программы: социально– гуманитарная направленность. Актуальность программы. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и наличие дорожно-транспортных происшествий. Статистика утверждает, что примерно 10% происходит с участием детей. Чаще, это связанно с невыполнением правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах, в транспорте. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет автомобиль или другое транспортное средство. В программе излагаются основные направления работы по воспитанию безопасного поведения на улице. Она состоит из следующих разделов: пояснительной записки, тематического плана и содержания программы, форм и методов работы по пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ. 2 В воспитание безопасного поведения на улицах входят как теоретические, так и практические занятия: по фигурному вождению, разборки и сборки велосипедов, работа с макетами, оказание первой медицинской помощи, решение ситуационных задач. Рейды и дежурства на опасных участках в часы начала и окончания занятия. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на знание правил дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании в РФ», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Новизна программы: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Педагогическая целесообразность: заключается в том, что данная программа направлена на воспитание и разностороннее развитие обучающихся, расширение их кругозора, наблюдательности с учетом возрастных и обучения по индивидуальных особенностей. Отличительные особенности программы. Во время программе «ЮИДД» обучающиеся получают углубленные знания, умения и навыки ПДД, овладевают методами предупреждения ДДТТ и навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП, знакомятся с оперативнотехническими средствами дорожного движения, которые непосредственно связаны с безопасным передвижением по дороге, а значит, влияют на качество жизни детей в селе и городе. Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения в различных дорожных ситуациях. 3 Задачи: Образовательные: создать условия для изучения правил дорожного движения для - пешехода,пассажира автотранспорта, велосипедиста; познакомить с правилами дорожного движения для пешехода, - пассажира, водителя; - познакомить с группами дорожных знаков; - научить безопасному вождению велосипеда; - научить выбирать оптимально безопасный маршрут следования; - научить оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим. Воспитательные: - формировать культуру поведения пешехода и пассажира; - формировать навыки коллективной деятельности; - формировать чувство ответственности при нахождении на дороге; - создать команду, способную к совместным действиям в условиях прикладных соревнований. развивать коммуникативные навыки; - формировать морально-психологическую устойчивость в преодолении трудностей. Развивающие: -развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие; -развивать наблюдательность; -развивать настойчивость и усидчивость; -развивать кругозор учащихся. Основные методы и формы работы. Формы занятий: Тематические занятия, Беседы; Объяснения;Рассказы; Практические работы; Игровые тренинги Разбор дорожных ситуаций на настольных играх 4 Конкурсы; Игры; Встречи с сотрудниками ГИБДД; Выпуск памяток, листовок. Экскурсии Изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; Просмотр видеофильмов Методы обучения: Словесные - рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, видеофильмов. Практические - выполнение практических заданий, с помощью которых формируются знания Правил дорожного движения, игры, тестирование, экскурсии. Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 10-14 лет. Набор обучающихся - свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, без медицинских противопоказаний. Программу отличают следующие моменты: - программа ориентирована на обучающихся среднего звена; - программа реализуется 1 раз в неделю, то есть 35 часов в год и рассчитана на 1 года обучения; Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной общеразвивающей программы 10-14 лет. Уровень: стартовый. Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 35 часов в год. Форма обучения. Очная. 1 час в неделю по 40 минут. Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть. Количество обучающихся участвующих в программе – от 5 до 19 человек. Формы отслеживания и фиксирования результатов: Мониторинг развития качеств личности 5 Мониторинг результативности обучения по программе Журнал посещаемости Материалы анкетирования и тестирования Грамоты, дипломы Фото, видео отчет 6 1.2. Учебный (тематический) план № Количество часов Всего Теория Практик а Название раздела (блока), темы Введение в программу Положение об отрядах юных инспекторов движения. 1.2 Знакомство с работой ГИБДД. Исторические сведения о развитии ПДД 2 Дорожная азбука 2.1-2.2 Мы - пешеходы . Общие обязанности пешеходов и пассажиров 1 1.1 2 1 2 1 1 1 12 2 6 1 6 1 2.3-2.4 Пешеходные переходы и остановки общественного Транспорта. Общие обязанности пассажиров 2 1 1 2.5-2.6 Дорожная разметка и ее характеристики 2.7 Светофоры. Сигналы светофора 2 2.8-2.9 Сигналы регулировщика 2.10- Дорожные знаки и их 2.11 характеристики 2 2 1 1 1 1 2.12 1 1 Скорость и дистанция 7 Формы аттестации/ контроля Опрос Педагоги ческое наблюден ие 1 1 1 1 Педагоги ческое наблюден Ие, решение ситуацио нных задач Опрос, решение ситуацио нных задач Опрос Беседа Тестиров ание Опрос Решение билетов по ПДД Решение задач 3 Транспортное средство 3.1-3.2 Виды транспортных средств 3.3 Техническое состояние и оборудование транспортных средств 4 2 1 3 1 1 3.4 Правила пользования транспортом 1 1 4 Безопасность и правила безопасности на дороге 6 3 3 4.1-4.2 Начало движения, Маневрирование. Обгон 2 1 1 Остановка и стоянка. Остановочный путь транспорта 4.4 Регулируемые и нерегулируемые перекрестки 4.5-4.6 Движение учащихся группами и в колоннах 1 1 4.3 5 5.1 5.2 1 1 1 1 2 1 1 Оказание первой доврачебной помощи Поведение учащихся при ДТП. 5 1 4 1 1 Практические занятияпо оказанию 1-й медицинской помощи. Виды кровотечений. Остановка кровотечений. 1 8 Опрос Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюдение Опрос Решение Билетов Опрос Решение Задач Опрос Опрос Беседа Интеракт ивная викторин а Опрос Тестирование Опрос 1 Ситуационны е задания Опрос 5.3 Практические занятияпо оказанию 1-й медицинской помощи. Ожоги. Обморожения 1 1 Ситуационны е задания Опрос 5.4. Практические занятияпо оказанию 1-й медицинской помощи. Переломы 1 1 Ситуационны е задания Опрос 5.5. Практические занятияпо оказанию 1-й медицинской помощи. Транспортировка пострадавших 1 1 Ситуационны е задания Опрос 6 6.1 5 1 6.2 Велосипеды, мопеды. Дополнительные требованияк движению велосипедистов. Элементы технического обслуживания и ремонта велосипеда. Вождение велосипеда. 1 1 6.3. Вождение велосипеда 1 1 6.4. Вождение велосипеда 1 1 6.5. Вождение велосипеда 1 1 7.0 Заключительное занятие. 1 1 ИТОГО: 35 9 1 1 16 4 Решение Билетов Опрос 19 Педагоги ческое наблюдение, игра Педагоги ческое наблюдение Педагоги ческое наблюдение Педагоги ческое наблюдение Итоговая аттестация 1.3. Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение в программу (2 часа) 2 часа : теория Тема 1.1. Теория: Положение об отрядах юных инспекторов движения /1ч./. Теория. Знакомство юных инспекторов с положением об отрядах движения,построение, названием отряда. Тема 1.2. Знакомство с работой ГИБДД. Исторические сведения о развитии ПДД /1ч./. Теория. Вспомнить правила поведения на улице и рассказ о том, что за соблюдением ПДД пешеходами и водителями зорко следят работники ГИБДД. Рассказ о службе и работе автоинспектора. Экскурсия в ГИБДД – встреча с работниками ГИБДД, знакомство с их работой. 2. Дорожная азбука (12 часов) 6 часов: теория; 6 часов: практика Тема 2.1. -2.2 Мы - пешеходы. Общие обязанности пешеходов (2ч.). Теория. «Легко ли быть пешеходом?», «Правила культурного пешехода». Практика. Экскурсия «Мы - пешеходы». Тема 2.3. -2.4 Пешеходные переходы и остановки общественного транспорта. Общие обязанности пассажиров– (2 ч.) Теория. Рассказ руководителя о том, в каких случаях водитель транспортного средства уступает дорогу транспортному средству перед регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходом. Практика: Тренинг «Пешеходные переходы, обязанности пассажиров» Тема 2.5. -2.6 Дорожная разметка и ее характеристика (2 ч.) Теория. Беседа о дорожной разметке и ее назначении, характеристике. Огоризонтальной и вертикальной разметке. Практика. Экскурсии, решение билетов категории В, С. Тема 2.7. Светофоры. Сигналы светофора (1 ч.) Практика. Работа на тренажере «регулируемый перекресток» решение билетов категории В, С. Игра для обучающихся начальной школы. Тема 2.8-2.9 Сигналы регулировщика (2 ч.) 10 Теория. Рассказ о сигналах регулировщика, их значении. Водители и пешеходы должны подчиняться сигналам регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам, разметке. Практика. Упражнение с жезлом, разводкой транспортных средств на макете, тренажере. Тема 2.10-2.11 Дорожные знаки и их характеристики (2 ч.) Теория. Беседа: о группах дорожных знаков и их характеристике. Просмотр фильмов: «Дорожные знаки запрещающие», «Дорожные знаки предписывающие», «Дорожные знаки сервиса, информационно- указательные». Практика. Решение билетов по теме: «Дорожные знаки». Игры и соревнования для начальной школы: «Знак, найди свою группу», «Назови знак», «Дорисуй знак», «Говорящие знаки», «По названию нарисуй знак», «Изобрази знак». Тема 2.12. Скорость и дистанция (1 ч.) Теория. Рассказ о том, что скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства или выполнения требований, правил. Соблюдать дистанцию, которая бы позволила избежать столкновения и, необходимый интервал, обеспечивая безопасность движения. 3. Транспортное средство (4 часов) 3 часа: теория; 1 час: практика Тема 3.1. -3.2 Виды транспортных средств (2 ч). Теория. Беседа: история транспорта. Виды транспортных средств и их предназначение. Практика. Просмотр фильма «Внимание! Спецмашины». Проведение конкурса рисунков для начальной школы «Спецмашины». Тема 3.3. Техническое состоите и оборудование транспортных средств (1 ч.) Теория. Рассказ о техническом состоянии и оборудовании участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должен отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Тема 3.3. Правила пользования транспортом (1 час) 11 Теория. Беседа: повторить материал о правилах поведения в транспорте. 4. Безопасность и правила безопасности на дороге (6 часов) ) 3 часа: теория; 3 часа: практика Тема 4.1. -4.2 Начало движения, маневрирование. Обгон (2 ч.) Теория. Рассказ о том, что перед началом движения, перестроением, поворотом /разворотом/ и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или не исправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не должен создавать помех другим участникам движения. Рассказ о том, что полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. После завершения обгона водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Просмотр фильма «ПДД начало движений, маневрирование». Практика. Решение билетов. Тема 4.3. Остановка и стоянка. Остановочный путь транспорта (1 ч.) Теория. Рассказ о том, что где и как запрещается и разрешается остановка и стоянка транспортных средств. Просмотр фильма «Остановка, стоянка». Тема 4.4. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки - (1 ч.) Практика. Работа с макетом «Перекресток», решение задач. Тема 4.5-4.6. Движения учащихся группами и в колоннах (2 ч.) Теория. Рассказ о движении организованных пеших колон и групп детей. Практика. Экскурсии, игры. 5. Оказание первой доврачебной помощи (5 часов) 1 час: теория; 4 часа: практика Тема 5.1. Поведение учащихся при ДТП. Практические занятия по оказанию первоймедицинской помощи (5 ч.) Теория. Знакомство с поведением учащихся при ДТП. Виды травматизма, первая 12 медицинская помощь при ДТП. Тема 5.2 Практика. Оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечений Тема 5.3 Практика. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях. Тема 5.4 Практика. Оказание первой медицинской помощи при переломах. Тема 5.5 Практика. Оказание первой медицинской помощи. Т р а н с п о р т и р о в к а пострадавших. 6. Велосипеды, мопеды (5 часов) 1 час: теория; 4 часа: практика Тема 6.1. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Элементы технического обслуживания и ремонта велосипеда. (1 час) Теория. Рассказ: велосипед - самый распространенный вид транспорта, его история.Устройство велосипеда. Правила велосипедиста. Мопед, устройство мопеда. Рассказ о дополнительных требованиях к движению велосипедов, мопедов. Тема 6.2. -6.5 Вождение велосипеда (4 часа). Практика. Вождение велосипеда. 7.0 Заключительное занятие. ( 1 час) практика : 1 час Практика. Подведение итогов. Итоговая аттестация. 13 1.4. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы: У обучающихся будут сформированы личностные результаты: Самостоятельность в принятии правильного решения; Убеждѐнность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; Здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования; Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо». Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. 14 Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: знание основных частей дорог, общие правила ориентации, правила перехода дорог; знание названий, назначений и возможные места установки изучаемых дорожных знаков; знание значений сигналов светофора и регулировщика. определение наиболее опасных участков дорог; определение безопасного маршрута «Дом-школа-дом»; знание правил безопасного поведения обучающихся при движении группой и колонной по дороге 15 1.5. Примерный календарный учебный график Продолжительность учебного года -35 учебных недель. Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. Продолжительность четвертей (5-11 классы) Учебная четверть Начало Окончание I II III IV Всего 01.09.2021 08.11.2021 13.01.2022 30.03.2022 29.10.2021 29.12.2021 18.03.2022 27.05.2022 Количество учебных недель 8 8 10 9 35 Продолжительность каникул Осенние Зимние Дополнительные Весенние Дата начала каникул 01.11.2021 30.12.2021 14.02.2022 21.03.2022 Дата окончания каникул 07.11.2021 12.01.2022 20.02.2022 29.03.2022 Всего 16 Продолжительность в днях 7 14 7 9 30/37 2. Организационно-педагогические условия 2.1 Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение. 1. Презентации, видеоматериал по темам программы. 2. учебные плакаты; наглядные пособия Материально-техническое обеспечение программы. 1. Столы 2. Стулья 3. Бумага, карандаши, ластик, линейки, ножницы, картон, цветные карандаши, клей карандаш 4. Компьютер 5. Мультимедийный проектор Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог дополнительного образования со средним или высшим педагогическим образованием. Методы и приѐмы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный; практический; самостоятельная работа; теоретический; проблемный; обсуждение результатов; демонстрация видеороликов и использование презентаций по основным темам; дискуссия, конференция. Структура занятия: 1. организационное начало - приветствие обучающихся; 2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия; 17 3. повторение основных правил работы; 4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики); 5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками). 6. выполнение работы; 7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся; 8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов. 2.2. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: тестирование; анкетирование; опрос; викторины; игры – тренинги решение практических заданий на знание ПДД; участие в агитационной работе; участие в конкурсах и мероприятиях Входной контроль – собеседование, анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные тестирование. Способы организации контроля: Индивидуальный Фронтальный Групповой Коллективный. 18 программы, контрольные задания, Для оценки личностных результатов используются следующие материалы: тесты, викторины, игровые программы. зачеты, соревнования, опрос, беседа, тренинги, участие в конкурсах. ТЕСТ по правилам дорожного движения Возраст обучающихся: 7-11 лет Цель: расширить знания о правилах дорожного движения, закрепить знания безопасного движения пешеходов, велосипедистов. ТЕСТ 1. Кто являются участниками дорожного движения? 1. водитель, велосипедист; 2. пешеход, пассажир, водитель; 3. пешеход, водитель, велосипедист; 4. пассажир, водитель. 1. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов… 1. тротуар; 2. дорожка; 3. дорога; 4. пешеходный переход. 1. Часть дороги, предназначенная для движения безрельсового транспорта.. 1. дорога; 2. обочина; 3. проезжая часть; 4. трасса. 1. Недостаточная видимость – это видимость дороги: 1. менее 100м; 2. менее 150м; 3. менее 200м; 19 4. менее 300м. 5. Что означает мигание зеленого сигнала светофора? 1. светофор неисправен; 2. запрещает движение; 3. разрешает движение, но скоро будет включен запрещающий сигнал; 4. будет включен желтый сигнал. 6. С какой максимальной скоростью разрешается двигаться транспорту в жилой зоне? 1. 10 км/ч; 2. 20 км/ч; 3. 30 км/ч; 4. 40 км/ч. 7. Где могут двигаться пешеходы в жилой зоне? 1. только по тротуарам; 2. по бордюрам; 3. по тротуарам и в один ряд по краю проезжей части; 4. по тротуарам и по всей ширине проезжей части. 8. С какого возраста разрешается сидеть на заднем сиденье мотоцикла? 1. с 12 лет; 2. с 13 лет; 3. с 14 лет; 4. с 15 лет. 9. С какого возраста разрешается на велосипеде выезжать на проезжую часть? 1. с 12 лет; 2. с 13 лет; 3. с 14 лет; 4. с 15 лет. 10. В каких случаях допускается движение транспорта по тротуарам и пешеходным 20 дорожкам? 1. если водитель рядом живет; 2. если не будут созданы помехи пешеходам; 3. только если этот транспорт обслуживает торговые или другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров и дорожек; 4. для объезда затора на проезжей части. 11. Являются ли тротуары и обочины частью дороги? 1. являются; 2. не являются; 3. являются только обочины; 4. являются только тротуары. 12. Где пешеходам разрешается пересекать проезжую часть, если в поле зрения нет пешеходного перехода? 1. там, где ближе и удобнее; 2. там, где дорога просматривается в обе стороны; 3. в любом месте, где нет транспорта; 4. переходить запрещено. 13. Разрешается ли водителю пользоваться телефоном во время движения? 1. разрешается; 2. не разрешается; 3. разрешается только при движении со скоростью менее 40 км/ч; 4. разрешается только при использовании технических устройств, позволяющего вести переговоры без использования рук. 14. Что означает мигание желтого сигнала светофора? 1. светофор неисправен; 2. разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода; 3. запрещает движение; 21 4. вскоре будет включен красный сигнал. 15. Сколько групп дорожных знаков существует в ПДД? 1. 5 групп; 2. 6 групп; 3. 7 групп; 4. 8 групп. 16. Разрешена ли перевозка детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье легкового автомобиля? 1. запрещается; 2. разрешается, только с использованием детских удерживающих устройств; 3. разрешается, только на руках у взрослых; 4. можно сидеть с любого возраста. 17. Какая группа знаков вводит или отменяет определенные режимы движения? 1. запрещающие; 2. предупреждающие; 3. информационные; 4. предписывающие. 18. Водители и пассажиры, каких транспортных средств при движении должны быть пристегнуты ремнями безопасности? 1. только легковых автомобилей; 2. всех автомобилей; 3. всех транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности; 4. всех транспортных средств, кроме автобусов. 19. Какой стороны должны придерживаться пешеходы, идя по тротуарам, пешеходным дорожкам? 1. левой; 22 2. любой; 3. правой; 4. посередине. 20. Желтая зигзагообразная линия разметки обозначает… 1. стоянка разрешена; 2. место остановки маршрутных транспортных средств; 3. запрещена остановка; 4. разрешена остановка. ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 2 1 3 4 3 2 4 1 3 2 3 1 2 4 2 4 2 1 3 3 Викторина для школьников по ПДД "Эрудиты ПДД" Основной целью викторины является знакомство с правилами ПДД, с требованиями, которые предъявляются велосипедистам, пассажирам и пешеходам. Школьная викторина по ПДД для 1-11 классов «Эрудиты ПДД» Основной целью викторины является знакомство с правилами ПДД, с требованиями, которые предъявляются велосипедистам, пассажирам и пешеходам. Участие в викторине по правилам дорожного движения принимают три команды: учеников. За каждый правильный ответ команда получает балл, если команда не отвечает на вопрос за 10 секунд, то вопрос переходит к команде соперников. Викторина для 1-4 классов. 1. Крупный населенный пункт. (Город) 2. Строения вдоль дороги. (Дома, здания) 3. Человек, находящийся на дороге. (Пешеход) 4. Часть дороги, предназначенная для пешеходов. (Тротуар) 5. Часть дороги, предназначенная для транспорта. (Проезжая часть) 23 6. Что такое ДТП? (Дорожно-транспортное происшествие) 7. Что такое ПДД? (Правила дорожного движения) 8. Место на проезжей части, где водитель ожидает увидеть пешехода. (Пешеходный переход) 9. Название разметки нерегулируемого пешеходного перехода. (Зебра) 10. Куда должен посмотреть пешеход, пройдя половину дороги с двусторонним движением. (Направо) 11. Одно из обозначений пешеходного перехода. (Знак, светофор) 12. Слово, которое каждый должен сказать сам себе при переходе проезжей части. (Внимание) 13. Трехглазый регулировщик. (Светофор) 14. Переезд через длинную лесенку. (Железнодорожный переезд) 15. Рисунки-объяснялки на дороге. (Дорожные знаки) 16. Днем и ночью я горю, всем сигналы подаю. Есть три цвета у меня, Как зовут меня, друзья? (Светофор) 17. Посмотри, силач какой, на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик) 18. Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Автобусы) 19. В два ряда дома стоят Десять, двадцать, сто подряд И квадратными глазами Друг на друга все глядят. (Улица) 20. Из каких основных элементов состоит дорога? (Дорога состоит из проезжей части, тротуаров, обочин, проезжая часть — из разделительной полосы, полос для движения транспорта, перекрестка, пешеходного перехода, линии тротуара) 21. Почему опасно перебегать проезжую часть дороги? (Когда человек бежит, ему трудно наблюдать за движущимся транспортом; во время бега удваивается вероятность столкновения с движущимся транспортом; притормозить перед внезапно возникшим на дороге человеком) 24 водителю сложно 22. Почему опасно переходить проезжую часть дороги наискосок? (Когда идешь наискосок, поворачиваешься боком к идущему транспорту, и его не видно. Кроме того, путь пешехода становится длиннее) 23. Что означает надпись «Опасно на повороте» или «Занос 1 метр» на задней части автобуса или трамвая? (При повороте заднюю часть автобуса и трамвая заносит, он может сбить находящегося рядом пешехода) 24. Как ходить по дороге, на которой нет тротуаров? (Необходимо идти по левой обочине дороги навстречу движущемуся транспорту) 25. Чем опасны кусты и деревья перед проезжей частью дороги? (Кусты и деревья мешают осмотреть дорогу, и из-за них не видно движущихся автомобилей) 26. Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются два встречных транспортных средства? (Здесь одно транспортное средство выезжает из-за другого. Поэтому водитель и пешеход могут не заметить друг друга). Викторина для 5-8 классов. 1. Как должен передвигаться пешеход по улицам города? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.) 2. Как обязан вести себя пешеход при отсутствии тротуаров? (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти или по велосипедной дорожке, или в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю разделительной части). 3. При передвижении по краю проезжей части на что должен обратить внимание пешеход? (При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.) 4. Каким образом пешеход может пересечь проезжую часть дороги? (Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин). 25 5. Как должен вести себя пешеход в случае отсутствия перехода или перекрестка? (При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она просматривается в обе стороны.) 6. Чем руководствуется пешеход при переходе проезжей части? (В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.) 7. Перечислите значения поочередно загорающихся огней светофора. (Зеленый сигнал разрешает движение. Зеленый мигающий разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. Желтый сигнал запрещает движение. Желтый мигающий разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждение об опасности. Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.) 8. Как должен вести себя пешеход на нерегулируемых участках проезжей части? (Пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до ближайших транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.) 9. Что делать в случае, если пешеход не успел завершить начатый им путь через проезжую часть дороги? (Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить пешеход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.) 10. Расскажите правила поведения пешехода при ожидании транспортного средства. (Ожидать маршрутное или транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их 26 отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.) 11. Перечислите обязанности пассажиров. (1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими. 2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.) 12. Перечислите, что запрещается пассажиру. (1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. 2. Открывать двери транспортного средства во время его движения.) 27 2.3. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации Показатели Критерии (оцениваемые параметры) 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1.Теоретические Соответствие знания (по основным теоретических разделам программы) знаний ребенка программным требованиям 1.2.Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологией Вывод: Уровень теоретической подготовки 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические Соответствие умения и навыки, практических предусмотренные умений и навыков программой (по программным Степень выраженности оцениваемого качества Баллы Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) Максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) Минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) Низкий Средний Высокий 1 3 5 1 3 5 До 2 3-6 7-10 Минимальный уровень 2 (обучающийся овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и 28 основным разделам учебнотематического плана программы) 2.2.Владение навыками фигурного вождения велосипедом 2.3.Творческие навыки требованиям Отсутствие затруднений в использовании велосипеда Креативность в выполнении практических заданий Вывод: Уровень практической подготовки 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 29 навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень(обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при езде на велосипеде); Средний уровень (обучающийся испытывает затруднения при выполнении маневров, но справляется с помощью педагога) Максимальный уровень (обучающийся самостоятельно выполняет маневры, не испытывает трудностей) Начальный (элементарный уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Низкий Средний Высокий 3 7 2 3 7 2 3 7 До 6 7-14 15-21 3.1. Учебноинтеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.2.Учебнокоммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебноорганизационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе Самостоятельность в Минимальный уровень подборе и анализе (обучающийся испытывает литературы серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п. пользовании 3.1.1. компьютерными источниками информации Уровни - По аналогии с п. Адекватность 3.1.1. восприятия информации, идущей от педагога 3 Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 6 9 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 7 10 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 6 8 Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема 3 30 6 8 3 7 10 2 6 8 деятельности правил безопасности безопасности программным требованиям навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень (обучающийся овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) 3.3.3. Умение Аккуратность и Удовлетворительно аккуратно выполнять ответственность в Хорошо работу работе Отлично Вывод: Уровень Низкий общеучебных Средний умений и навыков Высокий Заключение Результат обучения Низкий ребенка по Средний дополнительной Высокий образовательной программе 31 6 8 3 6 8 До 24 25-50 51-69 До 46 47-89 90-100 Аннотация к программе «ЮИДД» Разработчик: педагог дополнительного образования "Троицкая СОШ №50» Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет социально – гуманитарную направленность Уровень: стартовый. Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 35 часов в год. Форма обучения. Очная, 1 часа в неделю по 40 минут. Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть. Количество обучающихся по программе – от 5 до 19 человек. Курс обучение предусматривает теоретическую и практическую часть. В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения. Практическая часть включает в себя вождение велосипеда. Формы занятий: Коллективные (фронтальная работа); Групповые; Индивидуальные. Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых навыковбезопасного поведения в различных дорожных ситуациях. Задачи: - создать условия для изучения правил дорожного движения для пешехода,пассажира автотранспорта, велосипедиста; - познакомить с правилами дорожного движения для пешехода, пассажира, водителя; - познакомить с группами дорожных знаков; - научить безопасному вождению велосипеда; - научить выбирать оптимально безопасный маршрут следования; - научить оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим. Результатом освоения программы являются развитие у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах, формирование представлений об ответственности за нарушение ПДД, формирование навыков по фигурному вождению велосипеда, навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП, а также развитие творческих способностей учеников. Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, анализ контрольного задания, 32 выставка. Сведения о разработчике ФИО: - Чистякова Мария Юрьевна, педагог дополнительного образования "Троицкая СОШ №50» Образование – высшее, Тюменский Государственный Университет, "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур" Педагогический стаж – 5 лет Нормативно-правовое обеспечение: 33 Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации". ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ От 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ развития дополнительного образования детей до 2030 г. ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». ПРИКАЗ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых". 34 ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 "Об образовательной утверждении деятельности Порядка по организации дополнительным и осуществления общеобразовательным программам". ПАСПОРТ приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной осуществляющими образовательную общеобразовательным программам, деятельности деятельность образовательным организациями, по основным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным 35 программам» Список литературы Список литературы для педагога 1. Богачек Б.И. Наш друг – велосипед. - Свердловск, 1988. 2. Воронова Е.А. Красный. Жѐлтый. Зелѐный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2006- электронный ресурс. 3. Джихан О.Н, Петров С.В, Старых И.Л.Безопасность на дорогах и в общественном транспорте. Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009- электронный ресурс. 4. Изучение правил дорожного движения. ППД РФ 2021- электронный ресурс. 5. Кузьмина Т.А, Шумилова В.В, Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. М.: Просвещение, 2008. 6. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. 36 Электронный ресурсы. Список литературы для обучающихся 1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г. 2. Петров С.В, Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2008. 3. Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями и иллюстрациями. – М.: Атберг 98, 2009. 4. Правила дорожного движения. - Москва, 2014. 37 Список литературы для родителей 1. Ахмадиева Р.Ш. Теоретические основы формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции участника дорожного движения // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2011. № 2. С. 175-178. 2. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. – 272 с. 3. Блинкин М.Я., Решетова Е.М. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции. М.: Изд. Высшая школа экономики, 2013. – 240 с. 4. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.:Издательство «Питер», 2014. – 16 с. 5. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: ФениксПремьер, 2015. – 64 с. 38 39