Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50» «Рассмотрено и принято» Педагогическим советом МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Протокол № 2 от 31.08.2021 г Утверждено Приказом Директора МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Е.В. Лемешевой № 44/1 от 01.09.2021 г Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа юнармейца» возраст обучающихся: 10-14 лет срок реализации: 1 год Программу составил и реализует: Тарасюк Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования 2021-2022 г. Содержание 1. Основные характеристики программы………………………..................3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….....3 1.2. Учебный (тематический) план…………………………….…………….…...7 1.3. Содержание учебного (тематического) плана ………………………….....11 1.4. Планируемые результаты …………………………………………….…….14 1.5. Примерный календарный учебный график…………………………….….16 2. Организационно – педагогические условия реализации программы…………………………………………………………….…….17 2.1. Условия реализации программы……………………………………..…......17 2.2. Формы аттестации…………………………………………………….……..18 2.3. Критерии оценки знаний и умений для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации ………...…....................19 Аннотация………………………………………….…………………………........25 Нормативно-правовое обеспечение программы……...…………………. ......27 Список литературы………………………………………………………...…......29 2 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину человек должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо, должен понимать значение слова «Родина» и ясно представлять себе все составляющие этого понятия. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовнонравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа юнармейца» обучающиеся знакомятся с детско-юношеским движением России «Юнармия», целью которого является патриотическое воспитание нового поколения российских граждан. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» создано по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в 2016 году и содействует патриотическому воспитанию подрастающего поколения и всестороннего развития личности. Программа направлена на: 1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации; 2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; 3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; 4) сохранение и приумножение патриотических традиций. 3 Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования. Направленность программы: социально - гуманитарная Актуальность программы. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Новизна программы. Данная программа позволяет придать патриотическому воспитанию обучающихся системный и целенаправленный характер, упорядочить подготовку к военно - спортивным играм. Педагогическая целесообразность. Занимаясь по программе «Школа юнармейца», обучающиеся имеют возможность не только овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями: стрелковыми, разборке и сборке АК-74, правилами ориентирования в карте и на местности в различных условиях. Занятия по программе воспитывают сплоченность, дружбу, ответственность. Отличительные особенности: данная программа формирует активную жизненную позицию, обучающиеся учатся анализировать и оценивать историю, традиции, существующую систему ценностей того общества, которое его воспитывает. При этом программа выполняет важную социально-гуманитарную функцию, пробуждая в подростковом возрасте глубокие, действенные, устойчивые интересы; воспитывая духовно-нравственные, патриотические чувства; развивая самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. В ходе обучения используется макет АК - 74, лазерный тир, пневматические винтовки, которые 4 позволяют повысить мотивацию и интерес обучающихся к теоретическому изучению материала и выполнению практических заданий. Цель программы: создание условий для социального становления, патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции обучающихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. Задачи программы: Обучающие: - ознакомить с государственными символами РФ; - ознакомить с событиями военной истории России; - ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; - ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; - научить основам строевой подготовки; - ознакомить с основами военной топографии; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире. Развивающие: - способствовать развитию и укреплению здоровья, и расширению функциональных возможностей организма; - способствовать развитию координации движений; - способствовать развитию внимания, памяти; - способствовать развитию конструктивного мышления и сообразительности; - способствовать развитию самоконтроля. Воспитательные: - способствовать воспитанию гражданских качеств личности: интерес к общественной жизни, любовь к Родине, патриотизм; - способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим: общительность, отзывчивость, стремление помочь; - способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства; 5 - способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия; - способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу жизни. Основные методы и формы работы: При реализации программы используются следующие методы: 1. Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении теоретического материала. 2. Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий. Используются электронные презентации, видеоматериалы, наглядные пособия и другие дидактические материалы; 3. Практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная отработка навыков стрельбы в лазерном тире, отработка навыков работы с картами, отработка навыков действий на местности). Формы организации обучающихся на занятии: - групповые – при изучении теоретического материала; - работа в парах – при изучении нового материала; - индивидуально-групповые – при проведении практических занятий. Формы проведения занятий: - рассказ; - беседа; - практическое занятие; - игра, квест; - соревнование; - викторина; - вахта памяти. Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 10 до 14 лет. Уровень: стартовый 6 Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная общеразвивающая программа «Школа юнармейца» рассчитана на 1 год обучения –70 часов: 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий- 40 минут. Формы отслеживания и фиксирования результатов: Мониторинг развития качеств личности Мониторинг результативности обучения по программе Журнал посещаемости Материалы анкетирования и тестирования Грамоты, дипломы Фото, видео отчеты 1.2. № п/п 1. 2. 2.1. 2.2. Учебный (тематический) план Наименование раздела, темы Введение. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» ВВПОД «Юнармия» ВВПОД «Юнармия». История, цели и задачи движения. Присяга Юнармейца 2.3.- Праздник. Вступление в ряды 2.4 ВВПОД «Юнармия» 3. Государственные символы РФ 3.1. Государственные символы Российской Федерации 3.2. Игра «Геральдика» Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 4 1 1 1 Собеседование 1 2 2 1 1 1 Собеседование 3 1 2 Форма контроля Письменный опрос Присяга 1 Тестовые задания 1 Тестовые задания 20 7 1 1 Опрос 4.2. Основы военной истории России Дни воинской славы России. Великие полководцы. Дни воинской славы ВОВ 1 1 4.3. Маршалы Победы 1 1 Тестовые задания Тестовые задания 4. 4.1. 7 13 4.4. 4.5. 4.6. 4.74.8. 4.94.10 4.114.12 4.134.16. 4.174.18 4.194.20 5. 5.15.2. 5.35.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. Города - Герои ВОВ Квест-игра «Дни воинской славы России» Герои – земляки Великой Отечественной войны Экскурсия в краеведческий музей п.Троицкого Урок мужества: «Николай Иванович Кузнецов». Троицкая поселковая библиотека. Экскурсия в музей им.Н.И.Кузнецова Проект «Бессмертный полк отряда «Звезда»» Урок мужества: «Героиземляки военных конфликтов в Афганистане и Чечне». Троицкая поселковая библиотека Вахта памяти. Посещение сквера войнаминтернационалистам в г.Талица. Вооруженные силы РФ Назначение, структура ВС РФ Воинские звания и должности военнослужащих ВС РФ Сухопутные войска РФ. Военно - воздушные силы РФ Военно-морской флот РФ Космические войска РФ Воздушно-десантные войска РФ 5.10. Квест «Вооруженные силы РФ» 6 Основы огневой подготовки 6.1. История огнестрельного оружия 6.2. Требования безопасности при обращении с оружием 6.3- Устройство АК-74 1 1 1 1 1 1 Опрос Практические задания Собеседование 2 Практическое задание 1 Опрос 2 2 Практическое задание 4 4 Практическое задание 1 Тестовые задания 2 Практическое задание 2 2 2 1 1 2 10 2 7 1 3 1 Опрос 2 1 1 Тестовые задания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 3 1 1 2 8 Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос 1 Практические задания 7 Опрос 1 Практические задания 1 Практические 6.4. 6.56.6. Прядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 6.7- Выполнение упражнений 6.10 стрельб в лазерном тире. 7. Основы военной топографии 7.1- Топографические карты, 7.2. условные обозначения 7.3- Топографические знаки 7.6 7.7- Масштаб. Определение 7.8. расстояний по топографической карте 7.9. Ориентирование на местности 2 2 задания Практические задания Практические упражнения 4 1 3 11 2 2 1 9 1 4 1 3 Практические задания 2 2 Практические задания 1 1 7.10. Азимут 1 1 7.11. Азимутальный ход 1 1 Итоговое занятие 1 1 Практические задания Практические задания Практические задания Итоговая аттестация 8. Итого за год 1.3. 70 22 Практические задания 48 Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение. Цели и задачи программы «Школа юнармейца» (2 часа). Теория :1 час; практика :1 час 1.1. Теория. Цели и задачи программы «Школа юнармейца». 1.2. Практика. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности. 2. ВВПОД «Юнармия» (6 часов) Теория :1 час; практика :3 часа 2.1. Теория. ВВПОД «Юнармия», история создания, цели и задачи движения. Кто может стать участником движения. Направления деятельности, проводимые мероприятия. (1 ч) 2.2. Практика. Разучивание присяги. Присяга Юнармейца (1 ч). 2.3-2.4. Практика: Праздник (2 ч). Торжественное вступление в ряды ВВПОД «Юнармия» и отряд «Звезда» МКОУ «Троицкая СОШ №50» 9 3. Государственные символы РФ (2 часа) Теория :1 час; практика :1 час 3.1. Теория: Государственные символы Российской Федерации. Описание и порядок официального использования Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. (1 час) 3.2. Практика. Игра «Геральдика». Разучивание Государственного гимна РФ.( 1 час) 4. Основы военной истории России (20 часов) Теория :7 час; практика :13 час 4.1. Теория. Основные памятные даты истории России, их значимость в развитии государства. Ледовое побоище. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великие полководцы Отечества. Дни воинской славы России (1 ч) 4.2 .Теория. Дни воинской славы ВОВ (1 ч) 4.3. Теория. Маршалы Победы. Великие полководцы ВОВ. Биография, вклад в развитие военной науки, достижения и значение в истории. (1 ч) 4.4.Теория. Города - Герои ВОВ. Даты, события, история Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Брестской крепости, Новороссийска, Керчи, Минска, Тулы, Мурманска, Смоленска. (1ч) 4.5.Практика. Квест-игра «Дни воинской славы России» (1 ч) 4.6. Теория. Герои – земляки Великой Отечественной войны. Биография, воинское звание. ( 1 ч) 4.7-4.8.Практика. Экскурсия в краеведческий музей п. Троицкого. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. (2 ч) 4.9-4.10. Теория. Урок мужества: «Николай Иванович Кузнецов». Троицкая поселковая библиотека. Разведчик Н.И. Кузнецов. Биография, вклад в развитие военных событий, достижения и значение в истории. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий. (1 ч) 10 4.11-4.12. Практика. Экскурсия в музей им. Н.И. Кузнецова. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. Посещение сквера им. Н.И. Кузнецова. (2 ч) 4.13- 4.16. Практика. Проект «Бессмертный полк отряда «Звезда» (4 ч). Сбор информации о родственниках- участниках ВОВ. Оформление «Книги Памяти и Славы», оформление видеозаписи о подвигах прадедов в ВОВ, оформление стенда «Бессмертный пол». (4 ч). 4.17-4.18. Теория. Урок мужества: «Герои- земляки военных конфликтов в Афганистане и Чечне». Троицкая поселковая библиотека. Памятные даты о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества: вывод советских войск из Афганистана, основные военные конфликты, в которых принимали участие советские и российские военные. Биография участников военных конфликтов в Афганистане, Чечне из Талицы. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий. (1 ч) 4.19-4.20. Практика. Вахта памяти. Посещение сквера войнам- интернационалистам в г. Талица. Порядок проведения возложения венков к памятникам и могилам воинов. (2 ч). 5. Вооруженные силы РФ (10 часов). ) Теория :7 час; практика :3 часа 5.1-5.2. Теория. Назначение, структура ВС РФ. Угрозы безопасности России Важнейшая государственная задача ВС РФ. Состав ВС РФ. (1 ч) Практика. Выполнение практических заданий на закрепление полученных знаний. (1 ч) 5.3-5.4. Теория. Воинские звания и должности военнослужащих ВС РФ. Воинские звания и должности военнослужащих, знаки различия, обязанности. (1 ч) Практика. Викторина на закрепление полученных знаний. (1ч) 5.5. Теория. Сухопутные войска РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час) 5.6. Теория. Военно-воздушные силы РФ . Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час). 11 5.7. Теория. Военно-морской флот РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 час) 5.8. Теория. Космические войска. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 ч) 5.9. Теория. Воздушно-десантные войска РФ. Основное вооружение и военная техника ВС РФ, назначение, классификация, отличительные особенности. (1 ч) 5.10. Практика. Квест «Вооруженные силы РФ». Игра на закрепление полученных знаний. (1 ч) 6. Основы огневой подготовки (10 часов). Теория :3 час; практика :7 час. 6.1 Теория: История огнестрельного оружия. История создания, развитие, значение в мировой истории. Наиболее интересные и прогрессивные для своего времени образцы стрелкового оружия. (1 ч) 6.2 Практика: Требования безопасности при обращении с оружием. Правила обращения с оружием. Требования безопасности при обращении с оружием, при выполнении упражнений стрельб. (1 ч) 6.3-6.4. Теория. Устройство АК-74. Части, механизмы и принадлежности АК- 74. (1ч) Практика. Практическая работа с макетом АК-74, изучение частей и механизмов. (1 ч) 6.5-6.6. Практика. Прядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 Практическая работа с макетом АК-74, тренировка выполнения неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74. (2 ч) 6.7-6.10. Выполнение упражнений стрельб в лазерном тире (4 ч: 1 ч-теория, 3 чпрактика). Теория. Порядок проведения занятий по выполнению упражнений стрельб, техника безопасности. Порядок действий по командам руководителя стрельбы. (1 ч) Практика. Выполнение начального упражнения стрельбы из АК-74. (3 ч) 12 7. Основы военной топографии 11 часов Теория :2 час; практика :9 час. 7.1-7.2. Топографические карты, условные обозначения (2 ч) Теория. Особенности картографического изображения. Классификация и назначение топографических карт, масштабы, системы координат, точность измерений. (1 ч) Практика. Определение координат и нанесение объектов на карту. (1 ч) 7.3-7.6 Топографические знаки (4 ч). Теория. Изучение топографических знаков гидрографии, рельефа, растительного покрова и грунтов. Изучение топографических знаков промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, железнодорожных и автомобильных дорог. (1 ч) Практика. Работа с картой, нанесение топографических знаков гидрографии, рельефа, растительного покрова и грунтов. Работа с картой, нанесение топографических знаков промышленных, сельскохозяйственных и социальнокультурных объектов, железнодорожных и автомобильных дорог. (3 ч) 7.7- 7.8. Практика. Масштаб. Определение расстояний по топографической карте Работа с разными видами масштаба, перевод одного вида масштаба в другой. Определение расстояний по топографической карте. ( 2 ч) 7.9. Практика. Отработка способов ориентирования по местным признакам в природе. Ориентирование на местности (1 ч). 7.10. Практика. Компас и его устройство. Виды компасов: школьный, Адрианова, туристический. Точность измерения компасами различной конструкции. Правила пользования и хранения. Определение пригодности компаса к работе. Азимут (1 ч) 7.11. Практика. Определение азимутального хода маршрута по топографической карте. Азимутальный ход (1 ч) 8.0 Итоговое занятие.1 час: практика Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. 13 1.4. Планируемые результаты: Личностные: умеет соблюдать нормы и правил поведения, принятые в образовательном учреждении и обществе; участует в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; проявляет инициативу и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированы ценностно-смысловые установки: ценности здорового и безопасного образа жизни; значения семьи в жизни человека и общества; ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Метапредметные результаты: умеет ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умеет определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: знает цели, задачи, устав Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»; 14 знает государственные символы РФ, описание Государственного флага, Государственного герба, текст гимна РФ; знает назначение и состав Вооруженных Силах РФ; знает дней воинской славы России; знает назначения и устройства огнестрельного оружия; правил обращения с имитационным оружием; правила выполнения упражнений в интерактивном лазерном тире; знает основы военной топографии, умеет применять знания на практике. 1.5. Примерный календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. Продолжительность четвертей (5-11 классы) Количество Учебная четверть Начало Окончание I 01.09.2021 29.10.2021 8 II 08.11.2021 29.12.2021 8 III 13.01.2022 18.03.2022 10 IV 30.03.2022 27.05.2022 9 Всего учебных недель 35 15 Продолжительность каникул Дата начала каникул Дата окончания Продолжительность каникул в днях Осенние 01.11.2021 07.11.2021 7 Зимние 30.12.2021 12.01.2022 14 Дополнительные 14.02.2022 20.02.2022 7 Весенние 21.03.2022 29.03.2022 9 30/37 Всего 16 2. Организационно – педагогические условия реализации программы 2.1. Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение. 1. Презентации, видеоматериал по темам программы. 2. Электронные образовательные ресурсы 3. Учебные пособия: топографические карты, атласы, плакаты. Материально-техническое обеспечение программы. учебный кабинет: - столы – 12 шт. - стулья – 24 шт. - магнитно-маркерная доска – 1 шт. оборудование: - компьютер – 1шт. - мультимедийный проектор – 1шт. - звуковая система – 1 шт. - макет АК-74 – 1 ед. - оборудование «Лазертаг» – 1 комплект Программное обеспечение: - интерактивный лазерный тир (компьютерная программа) – 1 шт. Приборы: - секундомер – 2 шт. - компасы – 20 шт. Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог со средним или высшим педагогическим образованием. Методы и приѐмы ведения занятий. При реализации программы используются следующие методы: - словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении теоретического материала; 17 - наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий. Используются электронные презентации, наглядные пособия и другие дидактические материалы; - практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная практическая работа, отработка навыков стрельбы в лазерном тире, отработка навыков действий на местности, при самостоятельной практической работе. Структура занятия: 1. Организационное начало - приветствие обучающихся; 2. Подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов теме занятия; 3. Повторение основных правил работы, инструктаж; 4. Теоретический блок (терминология, основные правила и методики); 5. Практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми навыками). 6. Выполнение работы; 7. Отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся; 8. Рефлексия. 2.2. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1. Итоговая аттестация- портфолио, итоговый контроль. 2. Входной контроль – собеседование, анкетирование. 3. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные тестирование. Способы организации контроля: Индивидуальный 18 программы, контрольные задания, Фронтальный Групповой Коллективный. 2.3. Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации Показатели Критерии (оцениваемые параметры) 1. Теоретическая подготовка обучающихся 1.1.Теоретические Соответствие знания (по основным теоретических разделам программы) знаний обучающихся программным требованиям 1.2.Владение специальной терминологией Вывод: Осмысленность и правильность использования специальной терминологией Уровень теоретической подготовки 19 Степень выраженности оцениваемого качества Баллы Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) Максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) Минимальный уровень (обучающийся избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) Низкий Средний Высокий 1 3 5 1 3 5 До 2 3-6 7-10 2. Практическая подготовка обучающихся 2.1. Практические Соответствие умения и навыки, практических умений предусмотренные и навыков программой (по программным основным разделам требованиям учебнотематического плана программы) 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3.Творческие навыки Вывод: Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий Уровень практической подготовки 20 Минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень(обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Начальный (элементарный уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Низкий Средний Высокий 2 3 7 2 3 7 2 3 7 До 6 7-14 15-21 3. Общеучебные умения и навыки обучающихся Самостоятельность в Минимальный уровень 3.1. Учебно(ученик испытывает интеллектуальные подборе и анализе литературы серьезные затруднения при умения: 3.1.1. Умение работе с литературой, подбирать и нуждается в постоянной анализировать помощи и контроле специальную педагога); литературу Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 3.1.2.Умение Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п. пользоваться пользовании 3.1.1. электронными электронных образовательными образовательных ресурсами ресурсов Адекватность Уровни - По аналогии с п. 3.2.Учебновосприятия 3.1.1. коммуникативные информации, идущей умения: 3.2.1. Умение от педагога слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с п. выступать перед подачи учеником 3.1.1. аудиторией подготовленной информации 3.2.3. Умение вести Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п. полемику, построении 3.1.1. участвовать в дискуссионного дискуссии выступления, логика в построении доказательств Способность Уровни - По аналогии с п. 3.3. Учебносамостоятельно 3.1.1. организационные готовить свое умения и навыки: 3.3.1. Умение рабочее место к организовать свое деятельности и рабочее место убирать за собой 21 3 6 8 3 7 10 2 6 8 3 6 9 3 7 10 3 6 8 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Минимальный уровень (ученик овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень (ученик овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) 3.3.3. Умение Аккуратность и Удовлетворительно аккуратно выполнять ответственность в Хорошо работу работе Отлично Вывод: Уровень Низкий общеучебных Средний умений и навыков Высокий Заключение Результат обучения Низкий по дополнительной Средний образовательной Высокий программе 3 6 8 3 6 8 До 24 25-50 51-69 До 46 47-89 90-100 Формами отслеживания результативности являются: Входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей обучающихся при поступлении в объединение, ранее не занимающихся по данной программе. Форма проведения: опрос. Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Формы проведения: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, выполнение практического задания, анализ качества выполнения практической работы. Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года по 22 изученным темам, для выявления уровня освоения содержания программы и своевременной коррекции учебно-воспитательного процесса. Форма проведения: тестирование, выполнения практического задания. Итоговый контроль – проводится в конце обучения и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма проведения: тестирование, выполнение практического задания. (Приложение № 1). 23 Аннотация к программе «Школа юнармейца» Разработчик: Тарасюк Лариса Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе. Дополнительная общеразвивающая программа является программой социально-гуманитарной направленности, ориентирована на патриотическое воспитание обучающихся. Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 10 до 14 лет. Уровень: стартовый Срок реализации программы и режим занятий: Программа «Школа юнармейца» рассчитана на 1 год обучения – 70 часов (1 час 2 раза в неделю). Срок реализации -1 год. Форма обучения - групповая. Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 10-14 лет. Цель программы: создание условий для социального становления, патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции обучающихся в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития. Задачи программы: - ознакомить с государственными символами РФ; - ознакомить с событиями военной истории России; - ознакомить со структурой Вооруженных Сил РФ; - ознакомить с правилами обращения с огнестрельным оружием; - научить основам строевой подготовки; - ознакомить с основами военной топографии; - научить решать тактические задачи при стрельбе в лазерном тире. Результатом освоения программы являются формирование активной жизненной позиции и патриотического воспитания подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, практическая работа, анализ контрольного задания. Сведения о разработчике: ФИО: - Тарасюк Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования МКОУ «Троицкая СОШ №50». Образование – высшее, Уральский университет. Педагогический стаж – 20 лет 24 государственный педагогический Нормативно-правовое обеспечение: Нормативно-правовой базой создания программы послужили следующие документы: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации". ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ От 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ развития дополнительного образования детей до 2030 г. ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». ПРИКАЗ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 25 ПАСПОРТ приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной осуществляющими образовательную общеобразовательным программам, профессионального образования, деятельности деятельность образовательным основным по программам программам обучения, дополнительным общеобразовательным программам». 26 организациями, основным среднего профессионального Список литературы Литература для педагога: 1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006. – 187 с. 3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Я – гражданин России! – М.: «ВАКО», 2006. – 160 с. 4. Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания. Под общей редакцией Н. В. Стаськова, доктора политических наук. – М.: АНОСПО «СОТИС», 2018. – 128 с. 5. Куршев А. В. Общественно-государственная подготовка : учеб. пособие / Р. Г. Сабиров, Н. И. Рафиков, Казан. гос. технол. ун-т, А. В. Куршев. – Казань : КГТУ, 2006 . – 191 с. 6. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В редакции, действующей с 14 января 2013г. – М. :КНОРУС, 2013. – 496с. 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493 [Электронный ресурс] : «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ 8. Волобоева Н.А. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2008. 9. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ [Электронный ресурс] : // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ 10. Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации Город воинской славы» от 09.05.2006 N 68-ФЗ [Электронный ресурс] : // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60090/ 27 Литература для обучающихся: 1. Военная топография. Под ред. Николаева А.С. М: Воен. изд. – 1977. – 330 с. 2. Евдокимов А.А. Военная топография. Пособие для групповых занятий. – Санкт-Петербург: ГУАП, 2008. – 104 с. 3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 4. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков (КС СО, БМ и Т ВС РФ - 2003). – М.: Воен. изд., 2002. – 210 с. 5. Наставление по стрелковому делу. Изд. 3. – М: Воен. изд., 1970 – 176 с. 6. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. – М.: Воениздат,1985. – 640 с. 7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В редакции, действующей с 14 января 2013г. – М.: КНОРУС, 2013. – 496с. 10. Устав Юнармии Литература для родителей: 1. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребѐнком. Как?» 2. М. Литвак, 5 методов воспитания детей/ М. Литвак. – Москва, 2015. 3. Маховская, О. 100 ошибок воспитания, которых легко избежать/ О. Маховская. – Москва: Издательство «Э», 2015. 4. Сигел, Д. Вне зоны доступа: как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте/ Д. Сигел. – Москва: Издательство «Э», 2016. 5. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций. М.: МАУП, 2000. 136 с. 28 6. Айгунова Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростка группы риска и их статуса в классе. Автореферат дисс. М, 2010. 23 с. 7. Анн Л.М. Психологический тренинг с подростками. Спб: Питер, 2002. Интернет-ресурсы: 1. https://yunarmy.ru/ – официальный сайт российского детского-юношеского движения «Юнармия»; 2. https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ – официальный сайт движения «Волонтеры Победы»; 3. http://doshkolnik.ru/patriotizm.html/ – конспекты по нравственно- патриотическому воспитанию; 4. http://www.tvoyrebenok.ru/patriot_main.shtml/ – сайт о патриотическом воспитании детей; 5. http://onceborn.ru/films/patriotic/ – патриотические документальные фильмы. 29 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ: «Школа юнармейца» Форма проведения: - практическое задание – стрельба лазерным имитатором АК-74; - тестирование. Критерии оценки практического задания - стрельба лазерным имитатором АК-74: 1. Соблюдение требований безопасности – 3 балла, за нарушение требований безопасности – 0 баллов. 2. Правильное выполнение команд: - подготовка оружия к стрельбе – 1 балл; - выполнение изготовки для стрельбы – 1 балл; - принятие исходного положения – 1 балл; - своевременный и правильный доклад о готовности к стрельбе – 1 балл; - своевременный и правильный доклад об окончании стрельбы – 1 балл. За каждый невыполненный пункт снимается один балл. 3. Выполнение упражнения стрельбы – «Стрельба с места по неподвижной цели днем»: - Цель – фигура с кругами (мишень № 4); - Количество выстрелов – 3; - Время на стрельбу – не ограничено; - Положение для стрельбы – лежа с руки (с упора). Оценка: 25 и более очков – 5 баллов; 20-24 очков – 4 балла; 15-19 очков – 3 балла; 10-14 очков – 2 балла; 2 5-9 очков – 1 балл; менее 5 очков – 0 баллов. Учитывается общее количество очков за три выстрела. Максимальное количество баллов – 13. Тестирование Задание: выбрать один правильный ответ из предложенных. Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балла. За неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов за тестирование – 10. 1. Государственными символами Российской Федерации являются: а) Государственный герб России, Государственный гимн России, кремль России, гимн России, Государственный флаг России; b) Государственный герб России, Государственный Государственный флаг России; c) Государственный герб России, Государственный Государственная красная звезда России; d) Государственный гимн России, Государственный флаг России, Государственный двуглавый орел. 2. Государственный флаг России состоит из трех равных по ширине горизонтальных полос: a) верхней — синего цвета, средней — белого цвета, нижней — красного цвета, b) верхней — красного цвета, средней — синего цвета, нижней — белого цвета, c) верхней — белого цвета, средней — синего цвета, нижней — красного цвета, d) верхней — белого цвета, средней — зеленого, нижней — красного цвета. 3 2. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне: a) 9 мая; b) 23 февраля; c) 12 июня; d) 7 ноября. 3. День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции: a) 9 мая; b) 23 февраля; c) 7 ноября; d) 12 июня. 4. «ЮНАРМИЯ» это: a) вооруженное формирование; b) детско-юношеское движение в России, целью которого является патриотическое воспитание нового поколения российских граждан; c) подразделение вооружѐнных сил; d) части спецназа. 5. Какое из званий является офицерским: a) ефрейтор; b) сержант; c) лейтенант; d) старшина. 4 6. Емкость магазина АК-74: a) 25 патронов; b) 35 патронов; c) 8 патронов; d) 30 патронов. 7. Укажите правильное значение, калибр АК-74: a) 7,62 мм; b) 9 мм; c) 5,45 мм; d) 4,5 мм. 8. С чего начинается не полная разборка автомата АК-74: a) отсоединяется магазин; b) автомат снимается с предохранителя; c) отсоединяется шомпол; d) снимается крышка ствольной коробки. 9. Обучаемый по завершению выполнения норматива докладывает: a) готово; b) выполнил; c) завершил; d) закончил. 5 Ключ к тесту: № вопроса Правильный ответ 1 a 2 c 3 а 4 с 5 б 6 с 7 d 8 c 9 a 10 a Баллы, полученные за практическое задание и тестирование, суммируются. Максимальное количество баллов – 23. Критерии уровня обученности по сумме баллов: от 19 до 23 баллов – высокий уровень; от 13 до 18 баллов – средний уровень; до 12 баллов – низкий уровень. 6