Положение о системе наставничества

о грн

Положение о системе наставничества педагогических работников
в М КОУ «Троицкая СОШ № 50»
Общ ие положения
Настоящ ее Положение о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации определяет цели, задачи, формы и порядок осущ ествления
наставничества (далее - Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой
базой в сфере образования и наставничества.
1.1.

В Положении использую тся следую щ ие понятия:
Наставник

-

профессиональную

педагогический
и

работник,

должностную

адаптацию

назначаемый
лица,

в

ответственным

отнош ении

за

которого

осущ ествляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый - участник системы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддерж ке приобретает новый опыт, развивает
необходимые

навыки

и

компетенции,

добивается

предсказуемых

результатов,

преодолевая тем самым свои профессиональны е затруднения.
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры

и спорта, дополнительного профессионального образования,

предприятия

который

и

др.),

отвечает

за

реализацию

персонализированных(ой)

программ(ы) наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному

исполнению должностных обязанностей лиц, в

отнош ении которых осущ ествляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной

ролевой

ситуации,

определяемой

основной

деятельностью

и

позицией

участников.
Персонализированная

программа

наставничества

-

это

краткосрочная

персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов

наставничества,

участников

наставнической

деятельности,

направления

наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленны х профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.2.

Основными принципами системы наставничества педагогических работников

являются:
принцип

научности

- предполагает

применение

научно-обоснованных

методик

и

технологий в сфере наставничества педагогических работников, принцип системности,
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и

совместной деятельности наставника и наставляемого, принцип личной ответственности
- ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора,
наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам,
выбору
коммуникативных стратегий
индивидуализации и персонализации.
1.3.

и

механизмов

наставничества,

принцип

Участие в системе наставничества не должно наносить ущ ерба образовательному

процессу

образовательной

организации.

Реш ение

об

освобождении

наставника

и

наставляемого от выполнения долж ностны х обязанностей для участия в мероприятиях
плана

реализации

персонализированной

программы

наставничества

принимает

руководитель образовательной организации в исклю чительных случаях при условии
обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия

2.Ц ель и задачи системы наставничества. Ф ормы наставничества
2.1.Цель

системы

наставничества

педагогических

организации - реализация комплекса мер
наставничества в образовательной

по

работников

созданию

организации,

в

образовательной

эффективной

способствую щей

среды

непрерывному

профессиональному росту и самоопределению , личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации
специалистов в педагогической профессии.

и

закреплению

молодых/начинаю щ их

2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
-

содействовать

комфортной

созданию

образовательной

личностного,

в

образовательной

среды

наставничества,

профессионального,

творческого

организации

психологически

способствую щ ей

потенциала

раскрытию

педагогов

путем

проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- способствовать развитию профессиональны х компетенций педагогов в условиях
цифровой

образовательной

среды,

востребованности

использования

современных

информационно-коммуникативных и педагогических технологий.
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осущ ествляется наставничество;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отнош ении

которых

осущ ествляется

профессионально-этическим

принципам,

наставничество,
а

также

соответствую щ его

требованиям,

установленным

законодательством.
2.3.

В

образовательной

организации

применяются

разнообразные

формы

наставничества («опытный педагог - молодой педагог», «руководитель образовательной
организации - педагог», «по отнош ению к наставнику или группе наставляемых.
П рименение

форм

персонализированной

наставничества
программы

выбирается
наставничества

в

зависимости
педагога,

от

цели

имеющ ихся

профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющ ихся кадровых ресурсов.

Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимодействие между более
опытным
времени.

и начинающим работником

в течение определенного продолжительного

Форма наставничества «учитель - учитель» - способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары

«учитель-

профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации - учитель» способ
реализации

целевой

модели

наставничества

через

организацию

взаимодействия

наставнической пары «руководитель образовательной организации.
Отбор наставника и наставляемого обычно проводится по определенным критериям:
опыт, навыки, личностные характеристики и др.
3. О рганизация системы наставничества
3.1.Н аставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации».
3.2. П едагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
осущ ествляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверж дает их;
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной организации ;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия
их участников на возложение на них дополнительны х обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью ;
способствует

созданию

сетевого

взаимодействия

в

сфере

наставничества,

осущ ествляет контакты с различными учреж дениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещ аний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
способствует
профессионального

организации
мастерства

условий

для

педагогических

непрерывного

работников,

повышения

аккумулирования

и

распространения лучш их практик наставничества педагогических работников;
организует повышение уровня профессионального мастерства наставников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии
в

образовательной

организации

педагогов,

которых

наставническую деятельность в качестве наставляемых;

необходимо

включить

в

предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава
ш кольного
методического
необходимости его создания);

объединения

4.

Права и обязанности наставника

4.1.

П рава наставника:
привлекать

для

оказания

наставников

помощ и

для

наставляемому

утверждения

других

(при

педагогических

работников образовательной организации с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого
или получать другую информацию о лице, в отношении которого осущ ествляется
наставничество;
обращ аться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации
с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осущ ествлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2.

Обязанности наставника:
руководствоваться

региональными

требованиями

и локальными

законодательства

нормативными

правовыми

Российской
актами

Ф едерации,

образовательной

организации при осущ ествлении наставнической деятельности;
находиться

во

взаимодействии

со

всеми

структурами

образовательной

организации, осущ ествляющими работу с наставляемым по программе наставничества
(методический (педагогический) совет и пр.);
- осущ ествлять включение молодого/начинаю щ его специалиста в общ ественную жизнь
коллектива,

содействовать

расш ирению

общ екультурного

и

профессионального

кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повыш ению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинаю щ их педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого,

вносить

предлож ения

о

его

поощрении

или

применении

мер

дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных
сопровождение.

конкурсах,

оказывать

всесторонню ю

поддержку

и

методическое

5.П рава и обязанности наставляемого
5.1. П рава наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать в составлении
педагогических работников;

персонализированной

программы наставничества

обращаться к наставнику за помощ ью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью ;
вносить
на
рассмотрение
предложения
по
соверш енствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
образовательной организации;
обращ аться к куратору и
ходатайством о замене наставника.

руководителю

образовательной

организации

с

5.2. Обязанности наставляемого:
изучать Ф едеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф З «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральны е, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирую щ ие образовательную деятельность, деятельность
в сфере наставничества педагогических работников;
реализовывать
мероприятия
наставничества в установленные сроки;
соблю дать
организации;
знать

правила

обязанности,

внутреннего

плана

персонализированной

трудового

предусмотренные

распорядка

должностной

программы

образовательной

инструкцией,

основные

направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
соверш енствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностны х обязанностей;
устранять

совместно

с

наставником

допущ енные

ош ибки

и

выявленные

затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотнош ения с ним.

6 . П роцесс формирования нар и групп наставников и педагогов, в отнош ении
которы х осущ ествляется наставничество
6.1 Ф ормирование наставнических пар (групп) осущ ествляется по основным критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) долж ен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяю щ ие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отнош ении которых осущ ествляется наставничество,
пары/группы утверждаю тся приказом руководителя образовательной организации.
7. Заверш ение персонализированной программы наставничества

7.1 Заверш ение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
завершения плана мероприятий
наставничества в полном объеме;

персонализированной

программы

по инициативе наставника или наставляемого и/или обою дному реш ению (по
уважительным обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различны х обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого - форс-мажора).
7.2. И зменение сроков реализации

персонализированной

программы

наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации
персонализированной
программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
8.

Условия

публикации

результатов

персонализированной

программы

наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1.Для

размещ ения

информации

о

реализации

персонализированной

программы

наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной
организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещ аются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучш ие
кейсы

персонализированных

федеральная,

региональная

программ
и

наставничества педагогических

локальная

нормативно^правовая

работников,

база

в

сфере

наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и
анонсы

мероприятий

и

программ

наставничества

педагогических

работников

в

образовательной организации и др.
8.2.Результаты

персонализированных

программ

наставничества

педагогических

работников в образовательной организации публикую тся после их завершения.
9.Заклю чительны е положения
Н астоящ ее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
В настоящ ее Положение могут быть

внесены

изменения и дополнения

в

соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской

Федерации

и

образовательной организации.

вновь

принятыми

локальными

нормативными

актами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».