МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управления образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "Троицкая СОШ № 50 " РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО руководитель МО педагогическим советом школы Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Протокол №1 от «30» августа 2023 г. _____________Лемешева Е.В. __________Щипачева Л.Б. «30» августа 2023 г. Приказ № 3108-01 – О от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 – 8 классов пос. Троицкий 2023 1. Пояснительная записка Программа по музыке позволит учителю: реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, федеральной программой воспитания; разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса, используя рекомендованное в программе примерное распределение учебного времени на изучение определенного раздела (темы), а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне. Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинноследственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей. Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации; формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне основного общего образования: приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания; осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека; формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей; расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре; развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование); творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), образовательной программой обеспечивающими начального преемственность общего образования с и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на правления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3–6 часов учебного времени. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен на уровне начального общего образования. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счет внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счет внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены «на выбор или факультативно». Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, –136 часов: в 5 классе 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе 34 часа (1 час в неделю). При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Изучение музыки предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как изобразительное искусство, литература, география, история, обществознание, иностранный язык. 2. Содержание обучения музыке на уровне основного общего образования. Модуль № 1 «Музыка моего края». Фольклор – народное творчество (3–4 часа). Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы). Виды деятельности обучающихся: знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, основного настроения, характера музыки; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр. Календарный фольклор (3–4 часа). Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя). Виды деятельности обучающихся: знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях; разучивание и исполнение народных песен, танцев; на выбор или факультативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка. Семейный фольклор (3–4 часа). Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Виды деятельности обучающихся: знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла; изучение особенностей их исполнения и звучания; определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов; разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя); на выбор или факультативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские фольклора». Наш край сегодня (3–4 часа). проекты по теме «Жанры семейного Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Виды деятельности обучающихся: разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов; знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства; на выбор или факультативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии; исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам); творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России». Россия – наш общий дом (3–4 часа). Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Виды деятельности обучающихся: знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудио- и видеозаписи; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, характера музыки. Фольклорные жанры (3–4 часа). Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Виды деятельности обучающихся: знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и видеозаписи; аутентичная манера исполнения; выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов; выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен; на выбор или факультативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России». Фольклор в творчестве профессиональных композиторов (3–4 часа). Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Виды деятельности обучающихся: сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке; разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке; знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии; наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала; на выбор или факультативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции); посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного данной теме; обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра. На рубежах культур (3–4 часа). Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Виды деятельности обучающихся: знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях, выявление причинно-следственных связей такого смешения; изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора; на выбор или факультативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры. Модуль № 3 «Музыка народов мира». Музыка – древнейший язык человечества (3–4 часа). Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии). Виды деятельности обучающихся: экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации; импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному); озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке; на выбор или факультативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры; исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков». Музыкальный фольклор народов Европы (3–4 часа). Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Виды деятельности обучающихся: выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо). Музыкальный фольклор народов Азии и Африки (3–4 часа). Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Виды деятельности обучающихся: выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах; на выбор или факультативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки». Народная музыка Американского континента (3–4 часа). Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Виды деятельности обучающихся: выявление американского, характерных интонаций латино-американского и ритмов фольклора, в звучании прослеживание их национальных истоков; разучивание и исполнение народных песен, танцев; индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка». Национальные истоки классической музыки (2–3 часа). Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов; определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе; посещение концерта классической музыки, балета драматического спектакля. Музыкант и публика (2–3 часа). Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность талант труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами виртуозной музыки; размышление над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и непонятых современниками; определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета; на выбор или факультативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания. Музыка – зеркало эпохи (4–6 часов). Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами полифонической и гомофонно- одного вокального гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов. Музыкальный образ (4–6 часов). Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Виды деятельности обучающихся: знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения; узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации; разучивание, произведения, исполнение сочиненного не менее одного композитором-классиком, вокального художественная интерпретация его музыкального образа; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе). Музыкальная драматургия (3–4 часа). Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Виды деятельности обучающихся: наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития; умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии; узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития; составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения; разучивание, произведения, исполнение сочиненного не менее одного композитором-классиком, вокального художественная интерпретация музыкального образа в его развитии; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков. Музыкальный стиль (4–6 часов). Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи); исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных); музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; определение на слух в звучании незнакомого произведения: принадлежности к одному из изученных стилей; исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); жанра, круга образов; способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении); на выбор или факультативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века. Модуль № 5 «Русская классическая музыка». Образы родной земли (3–4 часа). Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах; выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов. Золотой век русской культуры (4–6 часов). Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века; создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона. История страны и народа в музыке русских композиторов (4–6 часов). Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – членов «Могучей кучки», С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором- классиком; исполнение Гимна Российской Федерации; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; на выбор или факультативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов кружка «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов. Русский балет (3–4 часа). Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Виды деятельности обучающихся: Р.К. Щедрин), знакомство с шедеврами русской балетной музыки; поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом; посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом; на выбор или факультативно: исследовательские знаменитых балетов, проекты, творческой посвященные биографии истории балерин, создания танцовщиков, балетмейстеров; съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты). Русская исполнительская школа (3–4 часа). Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей(С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации; создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений; дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»; на выбор или факультативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки. Русская музыка – взгляд в будущее (3–4 часа). Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства; слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки; на выбор или факультативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России; импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки». Храмовый синтез искусств (3–4 часа). Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Виды деятельности обучающихся: повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства; исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя); на выбор или факультативно: посещение концерта духовной музыки. Развитие церковной музыки (4–6 часов). Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Виды деятельности обучающихся: знакомство с историей возникновения нотной записи; сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты); знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие); слушание духовной музыки; определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции; на выбор или факультативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки. Музыкальные жанры богослужения (3–4 часа). Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Виды деятельности обучающихся: знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном; вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений; определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об особенностях их построения и образов; устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции. Религиозные темы и образы в современной музыке (3–4 часа). Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Виды деятельности обучающихся: сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков; исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами; на выбор или факультативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки. Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства». Камерная музыка (3–4 часа). Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма. Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров; на выбор или факультативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. Циклические формы и жанры (4–6 часов). Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Виды деятельности обучающихся: знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат; на выбор или факультативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт. Симфоническая музыка (4–6 часов). Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки; слушание целиком не менее одного симфонического произведения; на выбор или факультативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки; предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт. Театральные жанры (4–6 часов). Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Виды деятельности обучающихся: знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов; разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов; оркестровых групп, тембров инструментов; типа номера (соло, дуэт, хор); на выбор или факультативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера); последующее составление рецензии на спектакль. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства». Музыка и литература (3–4 часа). Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки; импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»); сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения; рисование образов программной музыки; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Музыка и живопись (3–4 часа). Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядоваи других композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта; на выбор или факультативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников. Музыка и театр (3–4 часа). Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра; разучивание, исполнение песни из театральной постановки, просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня; музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей; на выбор или факультативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра. Музыка кино и телевидения (3–4 часа). Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке). Виды деятельности обучающихся: знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма; на выбор или факультативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?». Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления». Джаз (3–4 часа). Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Виды деятельности обучающихся: знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз); разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе; определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); на выбор или факультативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки. Мюзикл (3–4 часа). Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов. Молодежная музыкальная культура (3–4 часа). Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культурыXX– XXI веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и другие). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. Виды деятельности обучающихся: знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие группы и исполнители); разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений; дискуссия на тему «Современная музыка»; на выбор или факультативно: презентация альбома своей любимой группы. Музыка цифрового мира (3–4 часа). Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Виды деятельности обучающихся: поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас; просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств; разучивание и исполнение популярной современной песни; на выбор или факультативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа. 3. Планируемые результаты освоения программы по музыке на уровне основного общего образования Личностные результаты освоения программы В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края; 2) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале искусствоведческой, самой исторической, музыки, а также публицистической на материале информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объема специальной терминологии; 6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 8) экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. 9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. Метапредметные результаты освоения программы В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления. У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий: 1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к выразительностью в исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения; 2) вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности; 3) совместная деятельность (сотрудничество): развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; опыта, понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля (рефлексии) как часть универсальных регулятивных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания. У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. У обучающегося будут сформированы следующие умения принимать себя и других как часть универсальных регулятивных учебных действий: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия). Предметные результаты освоения программы Предметные результаты освоения программы по музыке на уровне основного общего образования. Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся научится: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество России» обучающийся научится: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. К концу изучения модуля № 3 «Музыка народов мира» обучающийся научится: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров). К концу изучения модуля № 4 «Европейская классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения европейских композиторовклассиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторовклассиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. К концу изучения модуля № 5 «Русская классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не композиторов-классиков, приводить примеры менее двух отечественных наиболее известных сочинений. К концу изучения модуля № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки» обучающийся научится: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. К концу изучения модуля № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. К концу изучения модуля № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» обучающийся научится: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. К концу изучения модуля № 9 «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. 4. Тематическое планирование 5 КЛАСС № п/п Наименование Количество часов разделов и тем Контрольные Всего программы работы 1 «Музыка моего края»; 4 2 «Народное музыкальное творчество России»; 4 3 «Музыка народов мира»; 3 1 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 «Европейская классическая музыка»; 4 5 «Русская классическая музыка»; 3 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; 4 7 «Современная музыка: основные жанры и на правления»; 3 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; 5 9 9 «Жанры музыкального искусства». 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 6 КЛАСС № п/п Наименование Количество часов разделов и тем Контрольные Всего программы работы 1 «Музыка моего края»; 4 2 «Народное музыкальное творчество России»; 4 3 «Музыка народов мира»; 3 4 «Европейская классическая музыка»; 4 1 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 5 «Русская классическая музыка»; 3 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; 4 7 «Современная музыка: основные жанры и на правления»; 3 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; 5 9 9 «Жанры музыкального искусства». 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 35 7 КЛАСС № п/п Наименование Количество часов разделов и тем Контрольные Всего программы работы 1 «Музыка моего края»; 4 2 «Народное музыкальное творчество России»; 4 3 «Музыка народов мира»; 3 1 4 «Европейская классическая музыка»; 4 1 5 «Русская классическая музыка»; 3 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; 4 7 «Современная музыка: основные жанры и на правления»; 3 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; 5 9 9 «Жанры музыкального искусства». 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 35 8 КЛАСС № п/п Наименование Количество часов разделов и тем Контрольные Всего программы работы 1 «Музыка моего края»; 4 2 «Народное музыкальное творчество России»; 4 3 «Музыка народов мира»; 3 4 «Европейская классическая музыка»; 4 5 «Русская классическая музыка»; 3 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной 4 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы музыки»; 7 «Современная музыка: основные жанры и на правления»; 3 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; 5 1 9 9 «Жанры музыкального искусства». 5 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 35