Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол №
от
Утверждено
Приказом Директора
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Е.В. Лемешевой
№
от
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«РУССКАЯ ПЕСНЯ ПОД ГИТАРУ»
Возраст обучающихся: 9 - 17 лет
Срок реализации: 3 года
Программу составил
и реализует педагог
Отрадных Т.Н.
п. Троицкий, 2022
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.................................. 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ............................................................................ 3
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ........................................................................... 6
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.............................................................................. 7
1.3.1. Учебный (тематический) план первого год обучения ........................... 7
1.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения ............................. 9
1.3.3. Планируемые результаты первого года обучения. ............................... 11
1.3.4. Учебный (тематический) план второго года обучения ........................ 12
1.3.5. Содержание учебного плана второго года обучения ........................... 14
1.3.6. Планируемые результаты второго года обучения ................................ 16
1.3.7. Учебный (тематический план) третьего года обучения....................... 17
1.3.8. Содержание учебного плана третьего года обучения .......................... 19
1.3.9. Планируемые результаты третьего года обучения .............................. 21
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ........................................................................... 23
2.1.
2.2.
2.3.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. ................................................................ 23
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ............................................................ 23
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ) ........................................................................................................... 24
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .............................................................................. 25
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .............................................................. 26
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА ............................................. 29
5. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ ................................................................... 31
6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ...................................................................... 33
2
1. Основные характеристики программы
1.1.
Пояснительная записка.
Музыка, в том числе песня — искусство, обладающее особенно большой
силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть
огромную роль в воспитании детей и юношества. Богатство русского песенного
фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические
чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в русских песнях, еѐ
лучших образцах, отражаются многие явления жизни.
Музыкальный инструмент гитара играла и играет большую роль в
музыкальной культуре народа. И именно песня под гитару позволяет в
атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить
красоту отечественной песенной культуры. Хорошая русская песня под гитару
— это свидетельство сохранения преемственности между поколениями и
сохранения народных традиций.
Дополнительная общеразвивающая программа «Русская песня под
гитару» направлена на приобщение обучающихся к основам русской песенной
культуры, к пению под гитару и выявление одаренных детей с целью развития
их творческого потенциала.
Программа «Русская песня под гитару» составлена в соответствии
требованиями основных законодательных документов и подзаконных актов в
сфере дополнительного образования детей:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018
года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Дополнительная общеразвивающая программа «Русская песня под
гитару» относится к программам художественной направленности.
Срок реализации программы – 3 года. Она является многоуровневой:
1год -стартовый уровень, 2 год – базовый уровень, 3 год – базовый +
продвинутый.
Актуальность программы. Творчество подростков — это своеобразная
сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко
раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Дети, обучившиеся
играть на гитаре, привыкшие петь хорошие русские, патриотические и
красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле
притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение
хороших русских, патриотических песен в молодежную среду. Опосредованно
деятельность ребят, исполняющих русские песни под гитару, оказывает
3
благотворное влияние и на других детей, и взрослых. Большие возможности
для развития, воспитания патриотизма у детей содержат включенные в
программу творческие музыкально-поэтические вечера, разной формы
познавательные музыкальные программы, концертная деятельность, участие в
конкурсах. Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных
образцов русской песни повышает его статус в школе, учреждениях
дополнительного образования, разного рода общественных организациях и
семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и
отрочества.
Педагогическая целесообразность. Данная программа адресована тем,
кто любит русскую песню и общение, и решил научиться аккомпанировать
своему пению и пению других по буквенным обозначениям аккордов. Курс
обучения является составной частью общего музыкально-поэтического
воспитания молодого поколения, не противоречит общей программе обучения в
системе музыкалъно-эстетического образования.
Новизна дополнительной образовательной программы.
Идея
противопоставления «плохому — хорошего» обусловила появление детского
объединения любителей русской песни под гитару , работающего по
программе «Русская песня под гитару», как организации культурномузыкальной среды, в которой дети и находят альтернативу асоциальному,
пустому времяпрепровождению. Занятия в этом детском объединении — это,
прежде всего, интеллектуальная работа для обучающихся, в результате которой
подросток приобретает знания и практические навыки, а его способности
активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по
собственной инициативе.
Отличительные особенности данной программы. Специфика занятий
в детском объединении по программе «Русская песня под гитару», требует
особой их фиксации процесса и результатов занятия. Поэтому педагог должен
вести кроме журнала, записи занятий с каждым обучающимся, в которых
отражается содержание учебной работы детей, подготовки и участию в
мероприятиях.
На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание,
разбор текстов с аккордами, рассказ об авторе, игра на инструменте, пение с
сопровождением, что не позволяет детям уставать. За счет такого
переключения они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно. Часть
учебного плана отводится на подготовку тематических музыкальных встреч,
мероприятий, концертных номеров, проектной деятельности.
Сравнительный анализ данной программы с другими программами и
методическими пособиями говорит о том, что многие программы для обучения
игре на шестиструнной гитаре предполагают обучение игре по нотам, с
ориентацией на исполнение классических пьес. Это требует настойчивости для
достижения профессиональной подготовки, а также длительного процесса
обучения. Большое количество нотного материала и трудности овладения
гитарой в этом жанре чаще настораживают и отпугивают подростков.
4
Процесс обучения проводится в групповой форме (большие и малые
группы, одного возраста и разновозрастные) и индивидуальной. Объединение
обучающихся на групповых занятиях делается для того, чтобы они могли
учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и
исполнении песен, а также для работы в ансамбле.
Для создания данной составительской
программы были взяты
программы: «Гитарная песня» (автор - педагог дополнительного образования
Н. В. Борисенко, ЦДТ «Гармония» Ленинского района МО), образовательная
программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор - педагог дополнительного
образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр дополнительного образования
детей»
п.
Тюльган
Оренбургской
области),
дополнительная
общеобразовательная программа «Основы вокала и игры на гитаре» (автор педагог дополнительного образования Волкова Е.В., Зеленоградский Дворец
творчества детей и молодѐжи, г. Москва).
Программа «Русская песня под гитару» предполагает обучение в более
легком жанре - песенном, с основной ориентацией на схемное построение
аккордов, хотя и предполагает изучение элементарных музыкальных терминов.
Такой подход позволяет добиться хороших результатов за минимальное время,
сделать обучение более массовым и доступным. Кроме того, программа
строится по принципу от простого к сложному, что позволяет уже на
начальном этапе обучения, добиться положительных результатов и, почти
сразу, исполнять песни и, даже, выступать. Преимуществом данной программы
является и то, что она ориентирована на слуховое восприятие материала, что
способствует развитию у обучающихся музыкального слуха, а также голоса.
Адресат программы. Обучающиеся 9 -17 лет. Единственное ограничение
для занятий возрастное, не раньше 9 лет, т. к. только к этому возрасту
достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться
с заданиями на инструменте. Набор, обучающихся в объединение – свободный.
Наличие какой-либо специальной подготовки не требуется.
В группе предполагается от 4 до 12 обучающихся
Режим занятий. Режим занятий в соответствии с требованиями СанПин
2.4.4.3172-14.
1 год обучения (стартовый уровень): часов в год - 70, занятия 2 часа 1 раз в
неделю
2 год обучения (базовый уровень): часов в год - 70, занятия 2 часа 1 раз в
неделю
3 год обучения (базовый уровень, с выделением творческой подгруппы
одарѐнных детей на продвинутый уровень): часов в год - 70, занятия 2 ч - 1
раз в неделю
5
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира русской песенной культуры.
Одним из условий является осуществление нравственно-эстетического,
патриотического воспитания подростков средствами и возможностями
музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте,
изучения русской песенной культуры, при котором развиваются у подростков
творческие способности, стремление к самосовершенствованию и духовному
обогащению,
Воспитательные задачи:
Формировать гражданскую позицию, патриотизм
Воспитывать активного участника в общественно - полезной
деятельности
Вырабатывать у детей социально - ценные навыки поведения и
общения
Воспитывать чувство товарищества, коллективизма
Развивать трудолюбие, чувство личной ответственности
Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения
нравственных коллизий содержания песен, романсов, воспитания критического
отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям.
Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое
исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед
инвалидами, ветеранами войн, пенсионерами, а также во время фестивалей,
конкурсов, концертов на праздниках посѐлка, города и района.
Образовательные задачи:
• Способствовать овладению инструментом; для этого обучить ребенка
основным приемам и навыкам игры на шестиструнной гитаре.
• Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории
музыки, развивающих кругозор ребенка.
Развивающие задачи:
Развивать слух, голос, чувства гармонии, ритма, музыкальной
памяти;
Вовлекать детей в мир хороших песен, способствовать освоению
информации по истории песенного творчества;
Развивать аналитическое мышление, способности к оценочной
деятельности в процессе работы над репертуаром;
Приобщать
к
историческим
и
искусствоведческим
(музыковедческим) знаниям; прививать литературный вкус в процессе
ознакомления с поэзией, являющейся основой песен.
Формы занятий: Формы занятий определяются:
1)
количеством детей, участвующих в занятии
6
- коллективные (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в
едином темпе и с общими задачами)
- групповые
- иногда индивидуальные
2)
особенностями материала (например, если занятие теоретическое
или тематическое – приглашается вся группа одновременно, если ребѐнок
испытывает затруднения в практической работе – он занимается
индивидуально.
Одарѐнные дети при освоении материала повышенной трудности или
подготовке сольного номера, тоже занимаются индивидуально)
3)
применяемыми средствами
4)
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и
обучающихся
используются:
рассказ, беседа, практикум, экскурсия,
мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
5)
по дидактической цели используются: вводное занятие, занятие по
углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и
обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные
формы занятий.
Кроме того форма
занятий
определяется
в зависимости от
деятельности обучающихся:
- творческая работа
- самостоятельная работа и т.д.
1.3.
Содержание программы
Первый год обучения
Цели 1 -го года обучения: формирование эмоционально-положительной
атмосферы для мотивации к творческой деятельности, выявления музыкальных
способностей обучающихся; освоение первоначальных навыков
исполнительского мастерства.
1.3.1. Учебный (тематический) план первого год обучения
№
тема
Кол-во
часов
теория
1
2
Вводное занятие
Знакомство с инструментом
2
2
2
3
3.1
3.2
3.3
Основные понятия аккордной
техники
Основные понятия и термины
Изучение аккордов
Изучение приѐмов для правой
руки:
14
5
7
практика
Формы
аттестации
2
Опрос
Опрос
9
Опрос
6
6
Диагностиче
ская беседа
4
4
Диагностиче
ская беседа
8
Знакомство с песенными
жанрами и тематикой песен
под гитару
Виды песенных жанров.
Песенные жанры на гитаре.
Тематика песен под гитару
Народные песни
Композиторские песни
Бардовские (авторские) песни
Тематические песни
Патриотические песни
Знакомство с творчеством
авторов песен, авторамиисполнителями, творчеством
групп
Творчество Бардов (Авторовисполнителей)
Творчество композиторов
Творчество групп Афганской
песни
Творчество Уральских поэтов
Освоение аккордной техники
игры на гитаре в тональности
ЛЯ-минор и ДО-мажор (без
ФА-мажора)
и пение
Освоение новых аккордов в
песнях
Освоение приѐмов для правой
руки - ритмические рисунки - в
песнях
Исполнительское мастерство
Работа над концертным
репертуаром
Подготовка к музыкальным
мероприятиям
Итоговое занятие
9
Концерт
5
ИТОГО:
70
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
20
20
Практическо
е задание
Прослушива
ние
15
15
Практическо
е задание
Прослушива
ние
2
8
2
5
19
51
Контрольное
задание
Исполнение
материала
1.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения
1.Введение в программу. Знакомство с инструментом
Теория: Знакомство педагога с обучающимися. Анкетирование (для выявления
мотивации к обучению игре на гитаре). О программе «Гитарная песня».
Что необходимо для занятий. Правила внутреннего распорядка. Правила
техники безопасности и охраны труда.
Обзорный рассказ о значении гитары в жизни человека и особенно
молодых людей, о демократичности этого инструмента. Слушание песен под
гитару разных жанров и тематики.
Необходимы сведения о гитаре: Место гитары в ряду других музыкальных
инструментов. Принцип звучания струнных инструментов, в том числе гитары.
Историческая справка о гитаре. Происхождение слова ГИТАРА. Виды гитар.
Устройство гитары. Понятие лад. Как считать лады, струны, пальцы левой
руки. Посадка, положение гитары при игре.
Способы настройки гитары: на слух, с использованием Тюнера, с помощью
приложения в Интернете.
Практика: Пробы посадки. Пробы
способа настройки гитары с
использованием Тюнера. Упражнения для разминки пальцев и рук.
2.Основные понятия аккордной техники.
Теория. В начале учебного года изучаются: Понятие Гитарный аккомпанемент.
Понятие
Аккордная
техника. Понятие Аккорд. Знакомство
с тремя
основными видами аккордов: мажорными, минорными, септаккордами.
Обозначение аккордов (буквенная система).
Общая схема аккорда. Понятие Аппликатура. Обозначение пальцев левой
руки. Постановка
левой
руки. Правило взятия аккордов. Правила
перестановки аккордов.
Понятие тональность. Мажорные и минорные тональности. Основные аккорды
в тональностях.
Виды приѐмов для правой руки: ритмический рисунок (гитарный «бой»)
и арпеджио («перебор»). Общая схема Ритмического рисунка («боя»).
Постановка правой руки при исполнении ритмического рисунка (боя).
В течение учебного года изучаются: схемы 7 аккордов - Am (ЛЯ-минор), E
(МИ-мажор), Dm (РЕ-минор), A7 (ЛЯ-септ), C (ДО-мажор), G (СОЛЬ-мажор),
F (ФА-мажор) – без Баррэ, схемы ритмических рисунков : ритма «Марш»,
Ритмического рисунка №1, Ритмического рисунка №2, Ритмического рисунка
№4, Ритмического рисунка №5 (вальс).
Основные аккорды тональности Am (ля-минор).
Основные аккорды тональности С (до-мажор). Каподастр.
Практика: Упражнения на определение вида аккорда. Постановка аккордов
Am (ЛЯ-минор), E (МИ-мажор), Dm (РЕ-минор), A7 (ЛЯ-септ), C (ДОмажор), G (СОЛЬ-мажор), F (ФА-мажор) без Баррэ.
Упражнения на
перестановку аккордов без Ритма.
9
Тренировка изученных ритмических рисунков. Упражнения на перестановку
аккордов с использованием ритмических рисунков.
Использование каподастра.
3. Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару
Теория.
Знакомство с видами песенных жанров. Песенные жанры на гитаре.
Народные песни (понятие, виды). Композиторские песни. Бардовские
(авторские) песни (понятие «бардовская песня», история бардовской песни,
тематика бардовских песен).
Знакомство с тематикой песен под гитару: песни из кинофильмов, песни о
детях и для детей, песни о маме, новогодние песни, песни о дружбе и друзьях.
Особое внимание песням Патриотического содержания: песни о России,
военные песни (песни времѐн Великой Отечественной войны, песни Бардов о
войне, афганские песни), в первую очередь в рамках месячника военнопатриотической работы в феврале и накануне Дня Великой Победы.
4. Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями,
творчеством групп.
Теория.
Имена известных бардов. Знакомство с творчеством В.Высоцкого, Б.
Окуджавы, (краткая биография, военные песни).
Авторы известных песен для детей. Как пример популярной эстрадной песни,
в том числе детской, исполняемой под гитару, изучается творчество
композиторов В. Шаинского, Е.Птичкина, Ю. Чичкова
Авторы патриотических песен (о России, песни времѐн Великой Отечественной
войны).
Композиторы (кратко): М. Блантер, К. Листов, М. Фрадкин, В. Соловьѐв-Седой.
Поэты (кратко): Р. Рождественский, М. Исаковский, Е. Долматовский.
В рамках знакомства с «Афганской» песней - творчество группы «Каскад».
Знакомство с творчеством Уральских (в т.ч. Талицких) авторов: песенное
сотворчество Отрадных Т.Н. с Талицким поэтом В. Волнушкиным и поэтом из
Пышмы Ю. Суховым.
5. Освоение аккордной техники игры на гитаре в тональности ЛЯ-минор и
ДО-мажор и пение.
Практика:
Изученные 7 аккордов отрабатываются в песнях разных жанров и разной
тематики в тональности ЛЯ-минор и ДО-мажор по принципу добавления
аккордов: сначала песни на 2-3-х аккордах, затем на 4-х аккордах и т.д. Песни
исполняются разными ритмическими рисунками: сначала простым Ритмом №1,
после изучения Ритмического рисунка №2, песни исполняются этим Ритмом, в
том числе и ранее изученные песни, и так далее по мере изучения Ритмических
рисунков песни исполняются разными ритмами.
10
Для отработки техники исполнения на гитаре и пения используется учебный
материал (учебные сборники), созданные по разным направлениям: по
изучаемым новым аккордам и приѐмам для правой руки, по жанрам
(бардовские, рок-песни, эстрадные, романсы, народные), по тематике (о маме,
военные, об осени, о России, новогодние), по исполнителям. Часть песен, для
развития музыкальной памяти, разучивается наизусть (по заданию педагога или
по выбору). Работа ведѐтся индивидуально и (или) в ансамбле.
После знакомства с творчеством авторов, историей создания песен, слушания
песен – разбор, отработка и исполнение наиболее известных песен и песен по
выбору обучающихся и по их голосовым данным.
Знакомство с Каподастром, и его использованием.
6.Исполнительское мастерство. Работа над концертным репертуаром.
Практика:
Полученные навыки исполнения песен на гитаре используются для подготовки
концертных номеров для мероприятий в школе, для подготовки тематических
музыкальных встреч со взрослыми слушателями или с ровесниками. Песни для
концертных номеров выбираются из имеющегося учебного и тематического
материала или готовятся новые, согласно теме праздника или концерта (они
потом пополняют учебный материал, т.е. выбор становится шире)
Подготовка к тематическим и музыкальным мероприятиям.
Календарные: День пожилых, День матери, День Бардовской песни,
Новогодний праздник, День защиты детей, Мероприятия патриотической
направленности
(День неизвестного солдата, День героев Отечества, День защитника Отечества,
День космонавтики, День Победы), Дни рождения Бардов, композиторов,
поэтов.
Для программы разработаны сценарии: «День бардовской песни», «Военные
песни в творчестве бардов», «Песни, опалѐнные войной», «Родной уголок»
(песни о родных местах),
и др.
Разрабатываются новые сценарии.
Используются также сценарии, публикуемые в печати, в интернете.
7. Итоговое занятие. Итоги работы детского объединения в целом
(выполняемость программы, участие детского объединения в мероприятиях и
концертах) и каждого в отдельности (личные успехи). Награждение грамотами.
1.3.3. Планируемые результаты первого года обучения.
Личностные результаты:
- умение слушать педагога.
- умение сотрудничать со сверстниками на занятии, в т.ч. во время ансамблевой
работы;
- эмоциональная восприимчивость;
- усидчивость, внимание;
11
- участие в музыкальной жизни детского объединения;
- этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
–умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской
деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях и в
музыкально-эстетической деятельности;
– позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– умение осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере песен.
Предметные результаты:
– представление о роли гитарной песни в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– устойчивый интерес к песенному искусству и исполнению песен под гитару;
– умение воспринимать песню, различать еѐ характер и выражать свое
отношение к ней;
- знание краткой истории и устройства инструмента
- знание теоретических понятий и терминов, правильное их использование;
- знание правил записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием
инструмента
- осмысленное и выразительное исполнение простых песни освоенными
приѐмами для
правой руки
- знание песенных жанров, тематику песен под гитару;
- умение настраивать инструмент с помощью тюнера;
- признаки музыкального вкуса
1.3.4. Учебный (тематический) план второго года обучения
Целью программы второго года обучения является развитие и
закрепление навыков исполнительского мастерства; приобретение опыта
творческой деятельности, становления личностных качеств через
взаимодействие в коллективе.
№
1
2
тема
Вводное занятие
Продолжение знакомства с
инструментом
Кол-во
часов
теория практика
2
2
2
0
12
0
2
Формы аттестации
Опрос
Опрос
3
8
Основные понятия
аккордной техники
Новые понятия и термины
Изучение новых аккордов
Изучение новых приѐмов для
правой руки:
Знакомство с песенными
жанрами и тематикой песен
под гитару
Тематические песни
Патриотические песни
Бардовские песни
Рок-песни
Знакомство с творчеством
авторов песен, авторамиисполнителями, творчеством
солистов и групп
Творчество Бардов (Авторовисполнителей)
Творчество композиторов
Творчество групп Афганской
песни
Творчество поэтов-песенников
Творчество Талицких поэтов
Освоение аккордной техники
игры на гитаре и пение
Освоение новых аккордов в
песнях в тональностях ЛЯминор, ДО-мажор, МИ-минор,
СОЛЬ - мажор
Освоение новых приѐмов для
правой руки в песнях:
Ритмических рисунков,
«Арпеджио»
Исполнительское мастерство
Работа над концертным
репертуаром
Подготовка к музыкальным
мероприятиям
Итоговое занятие
9
Концерт
4
ИТОГО:
70
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
12
3
9
Опрос
8
4
4
Диагностическая
беседа
8
4
4
Диагностическая
беседа
18
18
Практическое
задание
Прослушивание
14
14
Практическое
задание
Прослушивание
2
13
2
4
15
55
Контрольное
задание
Исполнение
материала
1.3.5. Содержание учебного плана второго года обучения
1.Вводное занятие. Продолжение знакомства с инструментом.
Теория. Повторение: о программе «Русская песня под гитару», что необходимо
для занятий, правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности и
охраны труда, главное о гитаре, основные понятия, 7 аккордов, 4 ритмических
рисунка, 2 тональности.
Цель и задачи на 2-й год обучения, основная тема учебного года.
Из истории струнных инструментов: древние струнные инструменты, вклад
разных стран в совершенствование струнных инструментов.
Подробное устройство гитары. Материалы для изготовления гитары.
Процесс изготовления гитары.
Интересные факты о гитаре
Практика. Исполнение песен под гитару разных жанров и тематики,
изученных, подготовленных и представленных в прошедшем году.
2.Основные понятия аккордной техники.
Теория. Новые понятия и термины: Знаки альтерации. Диез. Бемоль.
Определения. Обозначения. Понятие «баррэ».
Тональность. Новые мажорные и минорные тональности. Основные аккорды в
новых тональностях
Основные аккорды тональности Еm (ми-минор)
Основные аккорды тональности G ( соль -мажор)
Понятие модуляция. Когда и как применяется. Таблица модуляции.
Новые аккорды. Схемы аккордов: Н7 (СИ-септ), D7 (ре-септ) , Em (ми-минор),
Е7 (ми-септ), D (ре-мажор).
Аккорды с «Баррэ». Схемы аккордов: F (фа-мажор), F# (фа- диез-мажор), Gm
(СОЛЬ-минор), Hm (СИ-минор), В (СИ-бемоль-мажор).
Приѐмы для правой руки. Новые ритмические рисунки.
Схема Ритмического рисунка №3
Схема Ритмического рисунка №7 (с приглушением)
Приѐм для правой руки Арпеджио («Перебор»). Обозначение пальцев правой
руки. Общая схема
«Перебора». Басы. Схемы: Арпеджио №1
(четырѐхзвучное), Арпеджио № 6, Арпеджио № 3 (вальсовое), Арпеджио №2
(шестизвучное).
Практика: Постановка аккордов Н7 (СИ-септ), D7 (ре-септ) , Em (ми-минор),
Е7 (ми-септ), D (ре-мажор), аккордов с «баррэ» F (фа-мажор), F# (фа-диезмажор), Gm (СОЛЬ-минор), Hm (СИ-минор), В (СИ-бемоль-мажор).
Упражнения на перестановку аккордов без Ритма.
Тренировка изученных ритмических рисунков. Упражнения на
перестановку аккордов с использованием ритмических рисунков.
Тренировка изученных арпеджио. Упражнения на
перестановку аккордов с использованием арпеджио.
Тренировка использования таблицы Модуляции.
14
3. Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару
Теория.
Бардовская песня (песни, популярные в детских лагерях, в том числе
Всероссийском детском Центре «Орлѐнок» и лагере «Артек», фестивали
Бардовской песни).
Продолжение знакомства с тематикой песен под гитару: песни о школе и
учителях, песни об осени, песни о мире на Земле. Продолжается знакомство с
песнями
Патриотического содержания: песни о Родных местах (Родной
уголок), военные песни (об Афганистане и других локальных конфликтах, о
современной армии), песни советских композиторов о Великой Отечественной
войне.
4. Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями,
творчеством групп.
Теория.
Имена известных бардов. Знакомство с творчеством
В.Высоцкого (продолжение), Б. Окуджавы (продолжение), Ю. Визбора, В.
Берковского.
Авторы известных песен для детей. Композиторы: Е. Крылатов, Савельев
Поэты: Ю. Энтин, М. Пляцковский
Авторы патриотических песен (о России и родных местах, военной тематики).
Композиторы: Я. Френкель, Ю. Антонов, Н. Богословский
Поэты: И. Шаферан, С. Островой, М. Матусовский.
В рамках знакомства с «Афганской» песней
краткое знакомство с
творчеством группы «Голубые береты».
5. Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение.
Практика. Изученные новые 9 аккордов отрабатываются в песнях разных
жанров и разной тематики сначала в тональности ЛЯ-минор, затем в новой
минорной тональности МИ-минор и новой мажорной тональности СОЛЬмажор по принципу добавления аккордов.
Песни исполняются новыми ритмическими рисунками и арпеджио по мере их
изучения в течение года.
Для отработки техники исполнения песена гитаре и пения используется
учебный материал (учебные сборники), созданный по разным направлениям: по
изучаемым новым аккордам и приѐмам для правой руки, по жанрам, по
тематике, по исполнителям. Часть песен для развития музыкальной памяти
разучивается наизусть (по заданию педагога, по выбору, для выступлений).
Работа ведѐтся индивидуально и (или) в ансамбле.
После знакомства с творчеством авторов, историей создания песен, слушания
песен – разбор, отработка и исполнение наиболее известных песен и песен по
выбору обучающихся и по их голосовым данным.
15
6.Исполнительское мастерство
Работа над концертным репертуаром.
Полученные навыки исполнения песен на гитаре используются для подготовки
концертных номеров, для праздников в школе, для участия в конкурсах и
фестивалях посѐлка и района, а также для подготовки тематических
музыкальных мероприятий. Песни для концертных номеров выбираются из
имеющегося учебного и тематического материала или готовятся новые,
согласно теме праздника, концерта или конкурса (они потом пополняют
учебный материал, т.е. выбор становится шире)
Подготовка к музыкальным мероприятиям (вечера, концерты, гостиные).
Календарные: День пожилого человека, День учителя, День отца, День
матери, Новогодний праздник, День защиты детей, Мероприятия
патриотической направленности ( День неизвестного солдата, День героев
Отечества, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы).
Поселковые мероприятия:
Музыкально-поэтические фестивали с
Поэтическим Клубом «Светлые ключи», мероприятия в Троицком музее и в
Троицкой библиотеке.
Районные мероприятия: Районный Фестиваль-конкурс Солдатской песни
«Вернусь я, мама», Районный Фестиваль-конкурс Патриотической песни «Я
люблю тебя, Россия, мероприятия в районной библиотеке.
Для программы разработаны сценарии: «День бардовской песни», «Военные
песни в творчестве бардов», «Песни, опалѐнные войной», «Поэт с гитарой» (о
В.ЦОЕ), «Родной уголок» (песни о родных местах), «У нас в каждой песне
Берѐза» и др. Разрабатываются новые сценарии. Используются также
сценарии, публикуемые в печати, в интернете.
7. Итоговое занятие. На последнем в году занятии подводятся итоги работы
Клуба в целом (выполняемость программы, участие Клуба АККОРД в
мероприятиях, концертах, конкурсах) и каждого в отдельности (личные
успехи). Награждение грамотами.
1.3.6. Планируемые результаты второго года обучения
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности
- овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками во
внеучебной деятельности
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, на
основе изучения лучших образцов патриотической песни
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеучебной деятельности, их понимание и оценка
16
Метапредметные результаты:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки песен разных жанров и тематики;
– умение выстраивать продуктивное сотрудничество со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач во внеучебной музыкальноэстетической деятельности;
- умение анализировать свои действия и результат творческой деятельности в
целом, объективно их оценивать;
- умение работать с литературой, сборниками песен и материалами в
электронном виде
Предметные результаты:
- ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
- владение техническими и исполнительскими навыками игры на гитаре,
необходимыми для исполнения песен в двух минорных и двух мажорных
тональностях;
- умение пользоваться таблицей Модуляции
- умение характеризовать исполняемые песни , давать оценку разным песням;
- исполнение песен под гитару эмоционально, осмысленно и выразительно;
- исполнение песен в ансамбле;
- знание обязательных произведений бардов-классиков, песен военнопатриотического содержания;
- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокальноансамблевых произведений,
- устойчивый интерес к музыке в целом.
1.3.7. Учебный (тематический план) третьего года обучения
Цели программы на третий год обучения (творческая группа) является развитие личностных качеств и творческих способностей обучающихся, на
основе использования лучших образцов романсов, авторской, патриотической
песни, через подготовку и участие в мероприятиях различного уровня;
развитие организаторских способностей и коммуникативных навыков в
социальных практиках
Учебный (тематический) план 3 год обучения (2 часа в неделю)
№
тема
Кол-во
часов
1
Водное занятие. Знакомство с 2
инструментом (продолжение)
2
Основные понятия
6
аккордной техники
2.1 Изучение новых аккордов
17
теория практика
Формы аттестации
2
Опрос
6
Опрос
2.2 Виды минорных и мажорных
аккордов с «баррэ»
2.3 Виды септаккордов
2.4 Изучение новых приѐмов для
правой руки
3
Знакомство с песенными
жанрами и тематикой песен
3.1 под гитару
3.2 Тематические песни
3.3 Патриотические песни
3.4 Бардовские песни
3.5 Романсы
Православные песни
4
Знакомство с творчеством
авторов песен, авторамиисполнителями, творчеством
4.1 солистов и групп
Творчество Бардов (Авторов4.2 исполнителей)
Авторы патриотических песен
( композиторы, поэты, авторы4.3 исполнители)
4.4 Авторы-исполнители
Афганской песни
4.5 Творчество Уральских, в т.ч.
Талицких, поэтов
Творчество авторов
Православных песен
5
Освоение аккордной техники
игры на гитаре и пение
5.1 Освоение новых аккордов в
песнях в тональности ЛЯминор, ДО-мажор, МИ-минор,
СОЛЬ-мажор, РЕ-минор, ФА5.2 мажор
Освоение новых приѐмов для
правой руки в песнях
(ритмических рисунков,
арпеджио)
6
Исполнительское мастерство
6.1 Работа над концертным
6.2 репертуаром
Подготовка к музыкальным
мероприятиям
5
5
Диагностическая
беседа
12
12
Диагностическая
беседа
14
14
Практическое
задание
Прослушивание
20
20
Практическое
задание
Прослушивание
18
8
Итоговое занятие
2
9
Концерт
9
ИТОГО:
70
2
9
27
Контрольное
задание
Исполнение
материала
43
1.3.8. Содержание учебного плана третьего года обучения
1.Введение в курс обучения. Знакомство с инструментом (продолжение)
Теория. Повторение: о программе «Русская песня под гитару», что необходимо
для занятий, правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности и
охраны труда, главное
о гитаре, основные понятия, 16 аккордов, 6
ритмических рисунков, 4 тональности, Цель и задачи на 3-й год обучения,
основная тема учебного года.
Классификация гитар. По способу усиления звука. По стране (месту)
происхождения. По жанру музыки. По роли в исполняемом произведении. По
числу струн
Электрогитара. Появление. Применение.
Мудрые мысли о гитаре. Стихи о гитаре. Песни о гитаре
Практика. Исполнение
песен под гитару разных жанров и тематики,
изученных, подготовленных и представленных в концертах и мероприятиях в
прошедшем учебном году.
2.Основные понятия аккордной техники.
Теория.
Новые мажорные и минорные тональности. Основные аккорды в новых
тональностях (ознакомительно)
Основные аккорды тональности Dm (РЕ-минор)
Основные аккорды тональности F (ФА -мажор)
Новые аккорды. Схемы аккордов: С7 (ДО-септ), G7 (СОЛЬ-септ)
Приѐмы для правой руки. Новые ритмические рисунки.
Схема Ритмического рисунка №6
Схема Ритмического рисунка №8
Приѐм для правой руки Арпеджио («Перебор»). Схемы: Арпеджио №4
(четырѐхзвучное), Арпеджио №5 (восьмизвучное).
Практика: Постановка аккордов С7 (ДО-септ), G7 (СОЛЬ-септ). Упражнения
на перестановку аккордов без Ритма.
Тренировка изученных ритмических рисунков. Упражнения на
перестановку аккордов с использованием разных ритмических рисунков, в том
числе новых. Тренировка новых изученных арпеджио. Упражнения на
перестановку аккордов с использованием разных арпеджио, в том числе новых.
3. Знакомство с песенными жанрами и тематикой песен под гитару
19
Теория. Современная Бардовская (Авторская песня) песня. Романсы
(история, виды). Православная песня.
Продолжение знакомства с тематикой песен под гитару: новые песни
Патриотического содержания: песни о Берѐзе (Берѐза – символ России), песни о
Рябине (Рябина – символ Урала), военные песни (песни ВОВ на службе у
Афганской войны ), Рок-музыканты о войнах, современные песни (песни 21
века) о Великой Отечественной войне.
4.Знакомство с творчеством авторов песен, авторами-исполнителями,
творчеством групп, солистов.
Теория.
Имена
известных бардов. Знакомство
с творчеством В.Высоцкого
(продолжение), Б. Окуджавы (продолжение), Ю. Визбора (продолжение), Ю.
Кима, А Городницкого, С. Никитина, В. Егорова, братья Мищуки.
Авторы патриотических песен (о России и родных местах, военной тематики).
Композиторы: И. Дунаевский, Л. Афанасьев, С. Туликов, Э. Колмановский.
Поэты: А. Дементьев, Е. Евтушенко, Л. Ошанин.
В рамках знакомства с «Афганской» песней
знакомство с творчеством
авторов-исполнителей Ю. Слатова, И. Морозова, Ю. Кирсанова.
В рамках знакомства с песенным жанром Романс, краткое знакомство с
творчеством авторов Романсов. Поэты: А. Пушкин, М. Лермонтов.
Композиторы Е. Шашина, А. Варламов, М. Глинка, Б. Шереметьев.
Авторы Православных песен. Песни Иеромонаха Романа, С. Копыловой, И.
Скорик
5. Освоение аккордной техники игры на гитаре и пение.
Практика. Изученные новые 4 аккорда отрабатываются в песнях разных
жанров и разной тематики сначала в тональности ЛЯ-минор, затем в новой
минорной тональности РЕ-минор и новой мажорной тональности ФА-мажор
по принципу добавления аккордов.
Песни исполняются разными ритмическими рисунками и арпеджио, в том
числе новыми по мере их изучения в течение года.
Для отработки техники исполнения песен на гитаре и пения используется
учебный материал (учебные сборники), созданный по разным направлениям: по
изучаемым новым аккордам и приѐмам для правой руки, по жанрам, по
тематике, по исполнителям. Часть песен для развития музыкальной памяти
разучивается наизусть (по заданию педагога, по выбору, для выступлений).
Работа ведѐтся индивидуально и (или) в ансамбле.
После знакомства с творчеством авторов, историей создания песен, слушания
песен – разбор, отработка и исполнение наиболее известных песен и песен по
выбору обучающихся и по их голосовым данным.
6.Исполнительское мастерство
Работа над концертным репертуаром.
20
Полученные новые навыки исполнения песен на гитаре используются для
подготовки концертных номеров для праздников в школе, для участия в
конкурсах и фестивалях посѐлка и района, а также для подготовки
тематических музыкальных мероприятий. Песни для концертных номеров
выбираются из имеющегося учебного и тематического материала или готовятся
новые, согласно теме праздника, концерта или конкурса (они потом пополняют
учебный материал, т.е. выбор становится шире)
Подготовка к музыкальным мероприятиям (вечера, концерты, фестивали,
гостиные).
Календарные: День Мира, День пожилых, День матери, Декада инвалидов,
День Бардовской песни, Новогодний праздник, День поэзии, День защиты
детей, Мероприятия патриотической направленности (День неизвестного
солдата, День героев Отечества, День вывода войск из Афганистана, День
защитника Отечества, День космонавтики, День Победы).
Поселковые и городские мероприятия: Музыкально-поэтические фестивали с
Поэтическим Клубом «Светлые ключи», мероприятия в Троицком музее.
Районные мероприятия: Районный Фестиваль-конкурс Солдатской песни
«Вернусь я, мама», Районный Фестиваль-конкурс Патриотической песни «Я
люблю тебя, Россия, мероприятия в районной библиотеке.
Для программы разработаны сценарии: «День бардовской песни», «Военные
песни в творчестве бардов», «Песни, опалѐнные войной», «Родной уголок»
(песни о родных местах), «У нас в каждой песне Берѐза»
и др.
Разрабатываются
новые сценарии.
Используются также сценарии,
публикуемые в печати, в интернете.
7. Итоговое занятие. На последнем в году занятии подводятся итоги работы
детского объединения
в целом (выполняемость программы, участие
объединения в мероприятиях, концертах, конкурсах) и каждого в отдельности
(личные успехи). Награждение грамотами.
1.3.9. Планируемые результаты третьего года обучения
Личностные результаты:
- развитие мотивов личностного смысла учения;
- умение быть эмоционально отзывчивым к просьбам педагога и другими
обучающимися;
- умение быть активным и инициативным при разработке коллективного
проекта;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России на
основе изучения
лучших образцов фольклора, патриотической песни,
православной песни;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни посѐлка и района;
21
- развитие
музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально- ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- умение работать с интернет ресурсами и обучающей литературой;
- способность поиска средств осуществления задач в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в
творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов различных
музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;
Предметные результаты:
- владение техническими и исполнительскими навыками игры в пределах
программы третьего года обучения;
- умение сыграть песню в разных тональностях;
- подбирать подходящий приѐм для правой руки для исполнения песен разного
жанра;
- работать над преодолением технических трудностей;
- использование собственного репертуара любимых песен;
- знание и умение исполнять обязательные произведения (песни) на стихи
Талицких поэтов;
- устойчивый
интерес
к различным видам
музыкально-творческой
деятельности;
- умение эмоционально и осознанно относиться к песням
различных
направлений: народным
песням, православным песням, ретро-песням,
бардовским песням, современным песням;
- понимание содержания, интонационно-образный смысл произведений разных
жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
литературно- песенных композиций.
22
2. Организационно - педагогические условия реализации
программы
2.1. Календарный учебный график.
Продолжительность
учебного
года
составляет
38
недель.
Продолжительность учебных занятий 34 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
4 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения (см. Приложение).
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
аудитория для занятий (проветриваемая и хорошо освещенная);
столы, стулья (соответствующие возрасту обучающихся), шкафы
обучающий стенд;
Оборудование, инструменты и материалы
музыкальные инструменты (гитары) (личные и в кабинете);
пюпитры;
ремни для гитар
каподастры
тюнеры
Информационное обеспечение.
Видео и аудиопродукция:
- компакт-диск «Самоучитель игры на гитаре. Песни под гитару», авт.
С.Притворов
- Компакт-диски романсов (сборники, тематические)
- Компакт-диски песен патриотической направленности: (Сборники песен
о Великой Отечественной войне и Времѐн, Афганских песен, песен из
кинофильмов, песен о России)
- Серия компакт-дисков (с текстовыми рассказами об исполнителях)
Бардовской песни – 30шт.
- Серия компакт-дисков бардовского проекта «Песни нашего века»
- фонд Видеофильмов (видеозаписи концертов, посвящѐнных Ю. Визбору,
Б. Окуджаве, В. Высоцкому, концертов проекта «Песни нашего века»,
видеозаписи гр. «Голубые береты», гр. «Каскад», видеозаписи документальных
фильмов о бардах, композиторах, поэтах);
- интернет-ресурсы:
1Портал для гитаристов «Play-Guitar.Ru»;http://www.playguitar.ru/index/lessons/samouch_bare.shtml
23
2Сайт для начинающих гитаристов «Guitar-Man.Ru»; http://www.guitarman.ru/barre.php 3 Тексты, аккорды, табы к популярным песням, видеоуроки»;
http://akkord-gitar.com/poleznoe/vse_progs/GuitarPro_5.2.htm
Кадровое обеспечение программы.
Программу может реализовать педагог дополнительного образования с
высшим педагогическим
образованием, владеющий музыкальным
инструментом Гитара.
2.3.
Формы подведения итогов реализации программы (формы
аттестации)
- Предварительный / входящий контроль: устный опрос, диагностическая
беседа
- Текущий контроль (проводится периодически, после изучения части темы):
контрольные практические задания, контрольный опрос, письменный опрос,
диагностическая беседа, наблюдение; при этом оцениваются усвоение и
качество выполнения изучаемых на занятиях приемов и навыков, выявление
ошибок и успехов в работе.
- Промежуточная аттестация – аттестационные занятия проводятся за каждую
четверть по пройденным темам, осуществляется при помощи практических
заданий и устного опроса по теории. При оценке результатов также
учитывается участие обучающихся в концертах и мероприятиях, качество
исполнения песен, уровень творческой деятельности. По окончании
промежуточной аттестации заполняется протокол результативности освоения
программы, в котором фиксируется уровень теоретической и практической
подготовки по четвертям.
- Итоговая аттестация - в конце последнего года выводится общий итоговый
уровень. Используются диагностические карты, анкетирование, критерии
освоения образовательной программы на каждый год обучения. Подведение
итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в
форме фестиваля, отчетного концерта, защиты проекта. Также в конце
учебного года подводится педагогический анализ Мониторинга развития
качеств личности обучающихся по таким качествам личности как активность,
организаторские способности; коммуникативные навыки, коллективизм;
ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, гуманность,
склонность к исследовательско-проектировочной деятельности. Результаты
заносятся в диагностическую карту.
24
2.4.
Оценочные материалы
Материалы входного контроля
На входном контроле оцениваются музыкальные способности обучающегося по
следующим критериям:
Музыкальный слух: чистота интонации в исполняемой песне, точное
повторение предложенной мелодии или отдельных звуков
Чувство ритма: точное повторение ритмического рисунка исполняемой
мелодии или предложенного ритмического упражнения.
Музыкальная память: умение запомнить и точно повторить мелодию и
ритмический рисунок после первого проигрывания или прохлопывания
предложенной мелодии, ритмического рисунка.
Эмоциональность: выразительность исполнения, общительность, способность
идти на контакт.
Материалы промежуточной и итоговой аттестации
Основная форма - концертное выступление
Количество и сложность произведений соответствует уровню развития
учащегося.
Высокий уровень:
- понимание стиля произведения;
- осмысленность исполнения;
- владение звукоизвлечением;
- выразительность исполнения;
- сценическая выдержка.
Средний уровень:
- допустимы более умеренные темпы;
- менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов
присутствует;
- допускаются стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические
отклонения.
Низкий уровень:
- погрешности в качестве исполнения;
- неровная, замедленная техника;
- зажатость в аппарате;
- отсутствие пластики;
- некачественное легато, отсутствие интонирования;
- непонимание характера исполняемого произведения;
- жесткое звукоизвлечение, грубая динамика.
25
3. Методические материалы
Организация образовательного процесса – очная
Формы организации учебного занятия:
Основные формы: теоретические занятия, на которых обучающимся дается
новый материал; практические занятия, на которых отрабытываются умения,
навыки, проходит работа с песнями; а также комбинированные занятия, на
которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на практике
во второй части занятий.
В течение учебного года используются и другие виды занятий (или часть
занятия проходит в ином виде): встреча с интересными людьми, гостиная,
защита проектов, игра, концерт, конкурс, мастер-класс, «мозговой штурм»,
открытое занятие, посиделки, поход, праздник, представление,
презентация, ринг, салон, фестиваль, экскурсия.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- групповая;
- индивидуально-групповая.
Основная форма организации деятельности обучающихся - групповая.
Методы и приѐмы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы обучения:
Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ; разбор, оценивание;
Объяснительно-иллюстративный
Практические методы: работа с обучающими сборниками (в текстовом и в
электронном виде), работа с текстом песни с аккордами, упражнения (под
руководством
педагога,
упражнения
самостоятельно),
разучивание
произведения по частям, разучивание произведения в целом, самостоятельная
отработка исполняемых произведений
Игровые методы: дидактическая игра
Наглядные методы: демонстрация,
иллюстрация, показ
презентаций,
видеоматериалов, использование обучающего стенда, показ, исполнение
педагогом
Проектный
Методы воспитания: мотивация, убеждение, стимулирование, поощрение,
упражнение
Используемые педагогические технологии:
по преобладающему методу:
- объяснительно - иллюстративные
- развивающие
- игровые
26
- проблемно-поисковые
- творческие
по подходу к ребенку:
- личностно – ориентированные
Дидактическое обеспечение:
- Опорные карты понятий, терминов
- Опорные карты с обозначениями аккордов, со схемами аккордов, со схемами
ритмических рисунков, со схемами арпеджио
Тренировочные
упражнения на карточках: исполнение аккордовых
последовательностей разными приѐмами для правой руки
- Тексты проверочных работ
- Кроссворды и ребусы по изучаемым терминам, по песенным жанрам, по
Бардовской песне, по Патриотической песне, по Народной песне
Разработки педагога:
- тематических занятий
- творческих вечеров (фестивали, бенефисы, гостиные и т.д.)
- игровых программ разных форм («Своя игра», «Крестики-нолики», «7x 7x 7»,
«Музыкальная шкатулка»)
Репертуарные сборники:
Созданные педагогом по следующим направлениям:
по изучаемым аккордам
по приѐмам для правой руки
тематические
жанровые
Всего более 300 произведений.
Издательские сборники песен разных направлений
Сборники стихов
Набор старых виниловых дисков для изучения истории песни и творчества
авторов.
Нормативно-правовые основания проектирования
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
27
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
7. Письмо Министерства Просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О
сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
9. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»
11.Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
28
4. Список литературы для педагога
1.
Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 2005.
2.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся
старших классов. – М., 2009.
3.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебное пособие. – М., 2000.
4.
Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 20с.
5.
Иванова В. А. Я учусь играть на гитаре. – М.: Пресс, 2003.
6.
Кабалевский Д. Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Просвещение,
1973.
7.
Кабалевский Д. Д. Воспитание ума и сердца. – М.:Просвещение, 1984.
8.
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие – М.: Айрис-пресс, 2005
9.
Лихачев Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. –
222 с.
10. Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по
технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель;
Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с.
11. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
12. СафроноваЕ.М.,ПоповаЕ.Н. Способы оценки качества патриотического
воспитания подростков. Воспитание школьников. - 2011. - №2.
13. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. Ю. А. Стрельцов. - М., 2002.
14. Сухомлинский В. А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение
гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.
15. Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Методика использования технических и
аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методические рекомендации. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004.
16. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2000г.
Периодика:
17. Журнал «Музыка в школе». М.
18. Журнал «Искусство в школе»,М.
19. Журнал «Дополнительное образование», М.
Список литературы для учащихся
1. Агеев Д., «Песенник гитариста», Лучшие песни из кинофильмов,Питер,
2014
2. Баранчикова Е., «Булат Окуджава», «Феникс», 2000 год.
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.:
«Музыка», 2005
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.:
«Музыка», 2003
5. Истомин С., Денисенко Д., «Самые знаменитые барды России»,
Москва,«Вече», 2002 год.
6. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.:
«Тоника»,1991
29
7. Петров П.В., Самоучитель игры на гитаре по аккордам и песням.
Безнотный метод., «Феникс», Ростов- на-Дону, 2013
8. Пузикова Л., Сборник «Песни о России», Феникс, Ростов-на-Дону, 2013
9. Сапегин С., Самоучитель игры на гитаре.Как подобрать любимую песню
на слух. Питер., 2014
10.Сборник «Песни о России»,
11.Сухарев Д., Аннинский А., Ревич В. и др. «Юрий Визбор. «Когда все
были вместе», «Киноцентр» 1989 год.
12.Формин Ю. «Алый парус надежды» - песни для юношества. 2007
Список литературы для родителей
1. Аршавский И. Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 2003.
2. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 20с.
3. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. –
М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с.
4. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2007
5. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и
родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
6. Ципоркина И. В., Кабанова Е. А. Взрослые дети, или инструкция для
родителей. М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с.
8. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 2001.
Электронные образовательные ресурсы
1. МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
Всероссийский
педагогический
портал//
http://www.методкабинет.рф/
2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»//http://nsportal.ru/
3. Учебно-методический кабинет //http://ped–kopilka.ru/
4.Портал для гитаристов «Play-Guitar.Ru»;http://www.playguitar.ru/index/lessons/samouch_bare.shtml
5.Сайт для начинающих гитаристов «Guitar-Man.Ru»; http://www.guitarman.ru/barre.php 6. Тексты, аккорды, табы к популярным песням, видеоуроки»;
http://akkord-gitar.com/poleznoe/vse_progs/GuitarPro_5.2.htm
30
5. Аннотация к программе
Разработчик: Отрадных Т.Н., педагог дополнительного образования.
Программа детского творческого объединения «Русская песня под
гитару» разработана на основе следующих программ: 1) дополнительная
общеразвивающая программа студии гитарной песни «Аккорд» (автор педагог дополнительного образования, Барсукова Н.С., МБУДОД «Центр
дополнительного образования детей» п. Тюльган Оренбургской области), 2)
дополнительная общеразвивающая
программа «Основы вокала и игры на
гитаре» (автор - педагог дополнительного образования Волкова Е.В.,
Зеленоградский ДТ, г. Москва), 3) дополнительная
общеразвивающая
программа
«АНСАМБЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ» (автор педагог
дополнительного образования Кулагина В.Л. , ЦТР «Октябрьский», г. Ижевск)
Программа
художественной
направленности. В группе 4-12
обучающихся
Срок реализации – 3 года
Форма обучения: очная.
Продолжительность занятий:
Занятия 2 часа 1 раз в неделю- 1 год обучения (стартовый уровень) - 70ч
Занятия 2 часа 1 раз в неделю. 2 год обучения (базовый уровень) - 70ч
Занятия 2 часа 1 раз в неделю. 3 год обучения (базовый + продвинутый
уровень) - 70ч
Продолжительность учебного часа, согласно СанПиН 2.4.3648-20, 40
мин.,
Цель программы: развитие творческих способностей, помощь в
самореализации ребенка посредством достижения им личного успеха в
освоении мира музыкальной культуры.
Задачи программы:
Дать представление о роли русской песни под гитару в жизни человека, в
его духовно-нравственном развитии;
Сформировать устойчивый интерес к русскому песенному наследию и
исполнению русских песен под гитару;
Способствовать овладению инструментом;
для этого дать знания
обучающимся об основных приемах и навыках игры на шестиструнной гитаре.
Способствовать освоению элементарных сведений (понятий) по теории
музыки, развивающих кругозор ребенка.
Результатом освоения программы являются:
Владение инструментом; умение использовать полученные знания и
умения
в
музыкальнотворческой
деятельности патриотической
направленности
Умение продуктивно
решать
различные творческие задачи
в
музыкально-патриотической деятельности.
31
Оценка качества реализации программы
промежуточную и итоговую аттестации.
32
осуществляется
через
6. Оценочные материалы
Приложение № 1. "Определение результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе «Русская песня под гитару»
Показатели
Критерии
Степень выраженности
Баллы
(оцениваемые
оцениваемого качества
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.
Соответствие Минимальный уровень (ребенок
1
Теоретические
теоретически овладел менее чем 1/2 объема
знания
(по х
знаний знаний,
предусмотренных
основным
ребенка
программой);
разделам
программны Средний
уровень
(объем
программы)
м
усвоенных знаний составляет
требованиям более 1/2)
3
Максимальный уровень (ребенок
освоил практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
5
период)
1.2.
Владение Осмысленно Минимальный уровень (ребенок,
1
специальной
сть
и как
правило,
избегает
терминологией
правильност употреблять
специальные
ь
термины);
использован Средний
уровень
(ребенок
ия
сочетает
специальную
3
специальной терминологию с бытовой)
терминологи Максимальный
уровень
ей
(специальные
термины
употребляет осознанно в полном
5
соответствии с их содержанием)
Уровень
Низкий
До 2
теоретичес Средний
3-6
Вывод:
кой
Высокий
7-10
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Соответствие Минимальный уровень (ребенок
2
Практические
практически овладел
менее
чем
1/2,
умения и навыки, х умений и предусмотренных
умений
и
предусмотренные навыков
навыков);
программой (по программны Средний
уровень
(объем
основным
м
усвоенных умений и навыков
3
разделам учебно- требованиям составляет более 1/2)
тематического
Максимальный уровень(ребенок
33
плана
программы)
овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными программой
за конкретный период)
2.2.
Владение Отсутствие
Минимальный уровень (ребенок
специальным
затруднений испытывает
серьезные
оборудованием и в
затруднения пр
работе с
оснащением
использован оборудованием);
ии
Средний уровень (работает с
специальног оборудованием
с
помощью
о
педагога)
оборудовани Максимальный уровень (работает
я
и с оборудованием самостоятельно,
оснащения
не
испытывает
особых
трудностей)
2.3. Творческие Креативност Начальный
(элементарный
навыки
ь
в уровень развития креативности
выполнении (ребенок в состоянии выполнить
практически лишь
простейшие
задания
х заданий
педагога);
Репродуктивный
уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца)
Творческий уровень (выполняет
практические
задания
с
элементами творчества)
Вывод:
Уровень
Низкий
практическ Средний
ой
Высокий
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятел Минимальный уровень (ребенок
в испытывает
серьезные
интеллектуальн ьность
подборе
и затруднения при работе с
ые умения:
3.1.1.
Умение анализе
литературой,
нуждается
в
подбирать
и литературы
постоянной помощи и контроле
анализировать
педагога);
специальную
Средний уровень (работает с
литературу
литературой с помощью педагога
или родителя)
Максимальный уровень (работает
с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
3.1.2.
Умение Самостоятел Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
34
7
2
3
7
2
3
7
До 6
7-14
15-21
3
6
8
3
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
ьность
в
пользовании
компьютерн
ыми
источниками
информации
3.2.
Учебно- Адекватност Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
коммуникативн ь восприятия
информации,
ые умения:
3.2.1.
Умение идущей
от
слушать
и педагога
слышать педагога
3.2.2.
Умение Свобода
Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
выступать перед владения и
аудиторией
подачи
ребенком
подготовлен
ной
информации
3.2.3.
Умение Самостоятел Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
вести полемику, ьность
в
участвовать
в построении
дискуссии
дискуссионн
ого
выступления,
логика
в
построении
доказательст
в
3.3.
Учебно- Способность Уровни - По аналогии с п. 3.1.1.
организационны самостоятель
е
умения
и но готовить
свое рабочее
навыки:
3.3.1.
Умение место
к
организовать
деятельности
свое
рабочее и убирать за
место
собой
3.3.2.
Навыки Соответствие Минимальный уровень (ребенок
соблюдения
в реальных
овладел менее чем 1/2 объема
процессе
навыков
навыков
соблюдения
ПБ,
деятельности
соблюдения предусмотренных программой);
правил
правил
Средний
уровень
(объем
безопасности
безопасности усвоенных навыков составляет
программны более 1/2)
35
7
10
2
6
8
3
6
9
3
7
10
3
6
8
3
6
м
требованиям
Максимальный уровень (ребенок
овладел практически весь объем
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период)
3.3.3.
Умение Аккуратност Удовлетворительно
аккуратно
ь
и Хорошо
выполнять работу ответственно Отлично
сть в работе
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебны Средний
х умений и Высокий
навыков
Заключение
Результат
Низкий
обучения
Средний
ребенка по Высокий
дополнител
ьной
образовател
ьной
программе
36
8
3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100