ДОП Топография

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 1 от 29. 08. 2022 г

Утверждено
Приказом Директора
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Е.В. Лемешевой
№ 43 от 29.08. 2022 г

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Основы топографии и ориентирования»
возраст обучающихся: 10-14 лет
срок реализации: 1 год

Программу составил и реализует:
педагог дополнительного образования
Тарасюк Лариса Владимировна

п. Троицкий, 2024 г.

Содержание

1. Основные характеристики программы……………………….................................3
1.1. Пояснительная записка …..……………………………………………....................3
1.2. Цель и задачи Программы ….…………………………………………………..…..6
1.3. Учебный (тематический) план ………………………..............................................7
1.4. Содержание учебного (тематического) плана …..…...............................................9
1.5. Планируемые результаты ……………………..….……………………………….11

2. Организационно – педагогические условия реализации программы………..13
2.1. Примерный календарный учебный график ….……………………………….....13
2.2. Условия реализации программы .………………………………..….....................13
2.3. Формы аттестации ……………………………………………….…………..........14
2.4. Оценочные материалы ………………………. …….………...…..........................15
Аннотация………………………………………….…………………………..................19
Сведения о разработчике ………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………...…...21

2

1.

Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы топографии и
ориентирования» составлена для обучающихся 10-14 лет, туристско-краеведческой
направленности и разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018
г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
10.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий».
3

13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 –
ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до
2025 года».
18. Устав МКОУ «Троицкая СОШ №50»
Современная топография – это увлекательная познавательная наука,
исследующая посредством карт пространственное размещение явлений природы и
хозяйства, их связи, динамику. Особое значение приобретает картография и
топография в связи с развитием геоинформационных технологий. Топография – это
научная дисциплина, предметом которой является изучение способов измерения
местности и изображение ее на бумаге в виде планов, карт и схем, изучение
местности по ним, ориентирование на местности.
Топографическая карта - крупномасштабная общегеографическая карта,
передающая с большой точностью и подробностью основные пригодные и
социально-экономические объекты (рельеф, воды, растительность, населенные
пункты, дорожную сеть и т.п.). Много усилий приложили картографы, чтобы
исследовать отношения между картографией и теорией передачи информации. Карта
не только накопитель, но и мощный источник информации. Для людей разных
профессий в наше время важно и необходимо пользоваться картами разного
содержания, уметь получать из них разнообразную информацию. Поэтому
необходимо в школьном возрасте заложить основы топографической культуры.
Направленность программы: туристско-краеведческой.
Актуальность программы.
Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится сегодня без применения
географических карт. Требуются они и в повседневной и в профессиональной
деятельности. Умение читать картографические изображения необходимо
современному человеку. Из многообразия направлений практического использования
географических карт следует выделить главные: общее ознакомление и изучение
территорий по картам, ориентирование по картам — на суше и океане, в походах и
4

экспедициях, при движении войск, транспорта и т. д.; в качестве инженерного
проектирования в строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций;
для разработки планов развития экономики и культуры; освоения территории, их
целенаправленного преобразования. Карты необходимы при разведке и эксплуатации
природных богатств, планировании и размещении производительных сил, для
отображения результатов научных исследований и практической деятельности
географии, геологии и других наук о Земле.
Новизна программы. Данный курс носит прикладной характер и ориентирован
на обучающихся, увлекающихся туризмом. Так же имеет практическую
направленность и научит школьников в жизненных условиях определять своѐ
местонахождение на карте и местности, оценивать пройденный путь и прокладывать
дальнейший маршрут среди ландшафтов.
Педагогическая целесообразность. Занимаясь по программе «Основы
топографии и ориентирования», обучающиеся имеют возможность не только
овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями: правилами
ориентирования в карте и на местности в различных условиях. Занятия по программе
воспитывают сплоченность, дружбу, ответственность.
Отличительные
особенности:
основной
формой
организации
образовательного процесса являются практические занятия, как в учебном классе, так
и на местности.
Основные методы и формы работы:
При реализации программы используются следующие методы:
1. Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении
теоретического материала.
2. Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении
теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий.
Используются электронные презентации, видеоматериалы, наглядные пособия и
другие дидактические материалы.
3. Практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная
отработка навыков работы с картами, отработка навыков действий на местности).
Формы организации обучающихся на занятии:
- групповые – при изучении теоретического материала;
- работа в парах – при отработке практических навыков;
- индивидуально-групповые – при проведении практических занятий.
Формы проведения занятий:
- рассказ;
- практическое занятие в помещении;
- практическое занятие на местности;
- игра, квест;
- соревнование.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 10 до 14 лет.
Уровень обучения: стартовый.
5

Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная
общеразвивающая программа «Основы топографии и ориентирования» рассчитана на
1 год обучения –35 часов, 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий- 40
минут.
Формы отслеживания и фиксирования результатов:
 мониторинг личностных результатов;
 мониторинг результативности обучения по программе;
 журнал посещаемости;
 материалы тестирования;
 грамоты, дипломы;
 фото, видео отчеты.
1.2.

Цель и задачи Программы

Цель программы: овладение обучающимися знаниями и умениями
ориентирования на местности по карте и без карты, чтения карты и практической
работы с ней.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладеть основами картографической грамотности, элементарными
практическими умениями применения простых приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов природы
своей местности;
- распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта,
глобус, план, атлас, аэрофотоснимок, условных знаков планов местности и карт;
- ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, чтение
топографических карт, знание условных знаков.
- составить планы местности;
- определить координаты и местоположения объектов на топографических и
географических картах; определять расстояний между объектами, нанесение
условных знаков на топографический план;
- описывать маршрута по плану местности с помощью чтения условных знаков.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся к объектам и процессам
окружающего мира;
- способствовать развитию внимания, памяти;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- способствовать развитию самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать социально значимые черты характера: ответственность,
отзывчивость и чувства долга;
6

- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природной
среде;
- воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение и упорство;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу жизни.

1.3.

№
1
2
3

4-5
6-7
8-9
1011
1213

14

№
п/п

Учебный (тематический) план
Количество часов
Тема

Всего

Теория

Форма
контроля

Практика

Тема 1. Понятие о топографии. Значение топографии (3 часа)
Собеседование
Вводное занятие. История
1
1.1.
1
картографии и топографии
Собеседование
Топография
об
изучении
1
1.2.
1
местности.
Собеседование
Значение
топографии
в
народном хозяйстве, военном
1
1.3.
1
деле, в работе геологов,
археологов и строителей.
Тема 2. Топографические условные знаки (14 часов)
Практические
2.1.1
1
Виды условных знаков.
2
задания
2.2.
Практические
2.3.- Масштабные или контурные
1
1
2
задания
2.4. условные знаки.
Практические
Внемасштабные
условные
1
1
2.5.задания
знаки.
Пояснительные
2
2.6.
условные знаки.
Практические
2.7.- Начертание топографических
2
2
задания
2.8. знаков, цвет, размер.
Практические
Топографические
условные
задания
знаки растительности, болот и
грунтов,
гидрографии,
дорожной сети, населенных
2.9.пунктов,
промышленных,
2
1
1
2.10.
сельскохозяйственных
и
других объектов, ограждений и
различных отдельных местных
предметов.
Практические
2.11. Решение
задач
по
1
1
7

15
1617

18
1920
2122

2324

25
26
2728
2930
3133
34

задания
топографической карте.
Практические
Практическая
работа:
1
задания
2.12. «Определение расстояний по
1
плану местности»
Практические
Практическая
работа:
задания
2.13 «Построение
профиля
по
топографической карте».
2
2
2.14 Решение задач по материалам
ВПР.
Тема 3. Рельеф местности и его изображение на карте (7 часов)
Практические
1
3.1. Способы изображения рельефа
1
задания

3.2.3.3.

3.4.3.5.

3.6.3.7.

Высота
сечения.
Виды
1
1
горизонталей. Отметки высот.
2
Определение
направления
ската.
Типовые формы рельефа: гора,
1
1
котловина, хребет, водораздел,
седловина, лощина, водослив.
2
Примеры изображения их на
карте.
Понятие о крутизне склона и
оценка местности при выборе
маршрута движения.
2
2
Решение задач по материалам
ВПР.
Тема 4.Ориентирование на местности (10 часов)

4.1.

Компас и его устройство.

1

4.2.

Правила пользования и
хранения компаса.

1

Ориентирование на местности

2

Азимут. Азимутальный ход.

2

Решение практических задач

4

Итоговое занятие.

1

4.3.4.4.
4.5.4.6.
4.7.4.9
4.11

8

1
1
2
1

1
3
1

Практические
задания

Практические
задания

Практические
задания

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания

1.4.

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие. Понятие о топографии. Значение топографии
(3часа) Теория 3ч. Практика 0ч.
1.1.
Вводное занятие. История картографии и топографии.
Теория. История картографии. Имена древних ученых, составителей первых
карт. История эволюции карты.
1.2.
Топография об изучении местности.
Теория. Современные способы составления и уточнения карт местности.
Аэрокосмические снимки и план местности.
1.3. Значение топографии в народном хозяйстве, военном деле, в работе
геологов, археологов и строителей.
Теория. Геодезия и топография, их значение в хозяйстве страны. Плюсы и
минусы профессии топографа. Профессиональные знания и роль топографии в
других профессиях.
Тема 2. Топографические условные знаки (14 часов) Теория 4ч. Практика 10ч.
2.1-2.2 Виды условных знаков.
Теория. Классификация условных знаков: масштабные, внемасштабные,
пояснительные условные знаки.
Практика. Начертание топографических знаков, цвет, размер.
2.3.-2.4. Масштабные или контурные условные знаки.
Теория. Масштабные условные знаки: площадные и линейные. Определения,
отличия, правила нанесения.
Практика. Начертание топографических знаков, цвет, размер.
2.5.-2.6. Внемасштабные условные знаки. Пояснительные условные знаки.
Теория. Внемасштабные условные знаки: знаки, имеющие центр симметрии,
(кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка и т.д.); знаки, имеющие широкое
основание; знаки, имеющие основание в виде прямого угла; знаки, представляющие
сочетание нескольких фигур. Примеры пояснительных условных знаков.
Практика. Начертание топографических знаков, цвет, размер.
2.7.-2.8. Начертание топографических знаков, цвет, размер.
Практика. Топографический диктант. Обозначение в цвете условных знаков
на топографической контурной карте.
2.9.-2.10. Топографические условные знаки растительности, болот и
грунтов, гидрографии, дорожной сети, населенных пунктов, промышленных,
сельскохозяйственных и других объектов, ограждений и различных отдельных
местных предметов.
Теория. Топографические условные знаки растительности, болот и грунтов,
гидрографии,
дорожной
сети,
населенных
пунктов,
промышленных,
сельскохозяйственных и других объектов, ограждений и различных отдельных
местных предметов.
Практика. Топографический диктант. Обозначение в цвете условных знаков на
топографической контурной карте.
9

2.11. Решение задач по топографической карте.
Практика. Обозначение условных знаков по заданному маршруту
топографической контурной карты.
2.12. Практическая работа:
«Определение расстояний по плану
местности»
Практика. Вычисление расстояния по плану местности, топографической карте
с помощью именованного, численного, линейного масштаба.
2.13. Построение профиля по топографической карте.
Практика. Решение задач по топографической карте, выполнение заданий в
контурной карте.
2.14. Решение задач по материалам ВПР.
Практика. Задания на определение направления, протяжѐнности маршрута на
местности с помощью масштаба карты, целесообразности размещения объектов с
учетом характеристики местности.
Тема 3. Рельеф местности и его изображение на карте (7 часов). Теория 2ч.
Практика 5ч.
3.1. Способы изображения рельефа.
Практика. Перспективный, горизонталей, высотных отметок, точечный,
гипсометрический, пластический способы изображения рельефа.
3.2.-3.3. Высота сечения. Виды горизонталей. Отметки высот. Определение
направления ската.
Теория. Высота сечения. Виды горизонталей. Отметки высот. Определение
направления ската.
Практика. Вычисление высоты объектов по топографической карте.
3.4.-3.5. Типовые формы рельефа: гора, котловина, хребет, водораздел,
седловина, лощина, водослив. Примеры изображения их на карте.
Теория. Способы изображения различных форм рельефа (гора, котловина,
хребет, водораздел, седловина, лощина, водослив) на карте.
Практика. Составление описания рельефа по карте.
3.6.-3.7. Понятие о крутизне склона и оценка местности при выборе
маршрута движения. Решение задач по материалам ВПР.
Практика. Решение задач по топографической карте: описание маршрута
движения. Решение задач по материалам ВПР.
Тема 4. Ориентирование на местности (11 часов). Теория 2ч. Практика 5ч.
4.1. Компас и его устройство.
Теория. Устройство компаса. Виды компасов: школьный, Адрианова,
туристический.
4.2. Правила пользования и хранения компаса.
Практика. Определение пригодности компаса к работе. Точность измерения
компасами. Условия, повышающие точность определения направлений. Правила
пользования и хранения.
10

4.3.-4.4. Ориентирование на местности
Практика. Способы ориентирования без компаса: по звездам, солнцу, местным
признакам.
4.5.-4.6. Азимут. Азимутальный ход.
Теория. Терминология.
Практика. Определение магнитного азимута на заданный предмет.
Определение азимутального хода по топографической карте.
4.7.-4.9. Решение практических задач
Практика. Решение задач по топографической карте. Решение задач по
материалам ВПР.
4.10. Итоговое занятие.
Практика. Квест-игра «Топографический лабиринт».
1.5.

Планируемые результаты

Предметные результаты обучения
- объясняют значение понятий курса;
- работают с различным картографическим материалом самостоятельно и под
руководством учителя;
- называют отличия географических карт и топографических планов;
- объясняют, для чего изучают картографию и топографию;
- называют основные способы построения карт;
- объясняют связи топографии с другими науками: математикой, геодезией,
географией, геологией, техникой и автоматикой, архитектурой;
- решают практические задачи по картам и планам с использованием приборов
- циркуля, транспортира,
- называют и объясняют современные методы и компьютерные технологии,
используемые при создании топографических планов и географических карт;
- объясняют различия основных видов картографических проекций равновеликих, равнопромежуточных и произвольных;
- находят и называют сходства и различия в изображении элементов градусной
сети на глобусе и карте;
- работают с компасом и измерительными приборами;
- ориентируются на местности при помощи компаса, карты, местных
признаков;
- работают с различными источниками информации, в том числе интернет;
- строят профиль;
- определяют азимуты;
- определяют направления и расстояния по топографическим картам;
- строят простейшие планы и карты;
- решают задачи, в том числе олимпиадного уровня.
Метапредметные результаты обучения.
11

- самостоятельно добывают новые знания и практические умения;
- организовывают свою познавательную деятельность, определяют ее цели и
задачи, выбирают способы достижения целей и применяют их, оценивают
результаты своей деятельности;
- ведут самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее
преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
- ставят учебные задачи;
- вносят изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирают наиболее рациональную последовательность выполнения учебной
задачи;
- планируют и корректируют свою деятельность в соответствии с еѐ целями,
задачами и условиями;
- оценивают свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- умеют классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивают объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизируют и структурируют информацию;
- владеют навыками анализа и синтеза;
- представляют информацию в различных формах (письменной и устной) и
видах;
- используют различные виды моделирования географических и
картографических объектов, исходя из учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
- нацелены на получение новых знаний;
- ответственно относятся к учению, труду;
- имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития картографической науки и общественной практики;
- имеют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- показывают бережное отношение к природе;
- обладают экологическим сознанием;
- осознают высокую ценность жизни, здоровья своего и других людей;

12

Организационно – педагогические условия реализации программы
2.1.

Примерный календарный учебный график

Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. Учебный
процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного
года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно
устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом
директора учреждения.
Продолжительность четвертей (5-11 классы)
Учебная четверть

Начало

Окончание

I
II
III

01.09.2022
07.11.2022
12.01.2023

28.10.2022
30.12.2022
18.03.2023

IV
Всего

03.04.2023

29.05.2023

Количество
учебных недель
8 + (2 дня)
8
10 недель
+ 2 дня
8 + 1 день
35

Продолжительность каникул
Дата начала каникул
Осенние
Зимние
Дополнительные
Весенние
Всего

2.2.

29.10.2022
30.12.2022
14.02.2023
25.03.2023

Дата окончания
каникул
07.11.2022
11.01.2022
20.02.2023
02.04.2023

Продолжительность
в днях
9
12
7
9
30/37

Условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение.
1. Презентации, видеоматериал по темам программы.
2. Электронные образовательные ресурсы
3. Учебные пособия: топографические карты, атласы, контурные карты,
плакаты.
Материально-техническое обеспечение программы.
✔ учебный кабинет:
- столы – 12 шт.
- стулья – 24 шт.
13

- магнитно-маркерная доска – 1 шт.
✔ оборудование:
- компьютер – 1шт.
- мультимедийный проектор – 1шт.
- звуковая система – 1 шт.
✔ Приборы:
- секундомер – 2 шт.
- компасы – 20 шт.
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать педагог со
средним или высшим педагогическим образованием.
Методы и приѐмы ведения занятий. При реализации программы
используются следующие методы:
- словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при объяснении
теоретического материала;
- наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при объяснении
теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых действий.
Используются электронные презентации, наглядные пособия и другие дидактические
материалы;
- практическая работа (выполнение упражнения по образцу, самостоятельная
практическая работа, отработка навыков действий на местности).
Структура занятия:
1. Организационное начало - приветствие обучающихся;
2. Подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и инструментов
теме занятия;
3. Повторение основных правил работы, инструктаж;
4. Теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
5. Практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми
навыками).
6. Выполнение работы;
7. Отслеживание правильности выполнения, оказание помощи обучающимся;
8. Рефлексия.
2.3.

Формы аттестации

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы:
1. Итоговая аттестация- портфолио, итоговый контроль.
2. Входной контроль – собеседование.
3. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с
элементами викторины, конкурсные программы, практические задания.
Способы организации контроля:
14

●
●
●
●

Индивидуальный
Фронтальный
Групповой
Коллективный.

2.4.

Оценочные материалы

Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка обучающихся
1.1.Теоретические
Соответствие
знания (по основным теоретических
разделам программы) знаний обучающихся
программным
требованиям

1.2.Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка обучающихся
15

Степень выраженности
оцениваемого качества

Баллы

Минимальный уровень
(обучающийся овладел
менее чем 1/2 объема
знаний, предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(обучающийся освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период)
Минимальный уровень
(обучающийся избегает
употреблять специальные
термины);
Средний уровень
(обучающийся сочетает
специальную терминологию
с бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

1

3
5

1

3

5

До 2
3-6
7-10

2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебнотематического плана
программы)

Соответствие
практических умений
и навыков
программным
требованиям

2.2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

2.3.Творческие
навыки

Вывод:

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Уровень
практической
16

Минимальный уровень
(обучающийся овладел
менее чем 1/2,
предусмотренных умений и
навыков);
Средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков составляет более
1/2)
Максимальный
уровень(обучающийся
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период)
Минимальный уровень
(обучающийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога)
Максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Начальный (элементарный
уровень развития
креативности
(обучающийся в состоянии
выполнить лишь простейшие
задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Низкий
Средний

2

3
7

2

3
7

2

3
7

До 6
7-14

подготовки
Высокий
3. Общеучебные умения и навыки обучающихся
Самостоятельность в Минимальный уровень
3.1. Учебно(ученик испытывает
интеллектуальные подборе и анализе
литературы
серьезные затруднения при
умения:
3.1.1. Умение
работе с литературой,
подбирать и
нуждается в постоянной
анализировать
помощи и контроле
специальную
педагога);
литературу
Средний уровень (работает с
литературой с помощью
педагога или родителя)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
3.1.2.Умение
Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п.
пользоваться
пользовании
3.1.1.
электронными
электронных
образовательными
образовательных
ресурсами
ресурсов
Адекватность
Уровни - По аналогии с п.
3.2.Учебновосприятия
3.1.1.
коммуникативные
информации, идущей
умения:
3.2.1. Умение
от педагога
слушать и слышать
педагога
3.2.2. Умение
Свобода владения и Уровни - По аналогии с п.
выступать перед
подачи учеником
3.1.1.
аудиторией
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести
Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п.
полемику,
построении
3.1.1.
участвовать в
дискуссионного
дискуссии
выступления, логика
в построении
доказательств
Способность
Уровни - По аналогии с п.
3.3. Учебносамостоятельно
3.1.1.
организационные
готовить свое
умения и навыки:
3.3.1. Умение
рабочее место к
организовать свое
деятельности и
17

15-21
3

6

8

3
7
10
2
6
8

3
6
9
3
7
10

3
6
8

рабочее место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности

убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

Минимальный уровень
(ученик овладел менее чем
1/2 объема навыков
соблюдения ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ученик овладел практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой за конкретный
период)
3.3.3. Умение
Аккуратность и
Удовлетворительно
аккуратно выполнять ответственность в
Хорошо
работу
работе
Отлично
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебных
Средний
умений и навыков
Высокий
Заключение
Результат обучения Низкий
по дополнительной Средний
образовательной
Высокий
программе

3

6
8

3
6
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100

Формами отслеживания результативности являются:
Входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления
первоначального уровня знаний и умений, возможностей обучающихся при
поступлении на обучение.. Форма проведения: опрос.
Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после
прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии
обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Формы проведения:
педагогическое наблюдение, опрос, выполнение практического задания, анализ
качества выполнения практической работы.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения и позволяет оценить уровень
результативности освоения программы за весь период обучения. Форма проведения:
выполнение практического задания.

18

Аннотация к программе
«Основы топографии и ориентирования»
Разработчик: Тарасюк Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеразвивающая программа является программой туристско-краеведческой
направленности
Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 10 до 14 лет.
Уровень: стартовый.
Срок реализации программы и режим занятий: дополнительная общеразвивающая
программа «Основы топографии и ориентирования» рассчитана на 1 год обучения –35 часов, 1 раз в
неделю по 1 часу.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 10-14 лет.
Цель программы: овладение обучающимися знаниями и умениями ориентирования на
местности по карте и без карты, чтения карты и практической работы с ней.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладеть основами картографической грамотности, элементарными практическими
умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы своей местности;
- распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, план, атлас,
аэрофотоснимок, условных знаков планов местности и карт;
- ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, чтение
топографических карт, знание условных знаков.
- составить планы местности;
- определить координаты и местоположения объектов на топографических и географических
картах; определять расстояний между объектами, нанесение условных знаков на топографический
план;
- описывать маршрута по плану местности с помощью чтения условных знаков.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся к объектам и процессам окружающего
мира;
- способствовать развитию внимания, памяти;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- способствовать развитию самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать социально значимые черты характера: ответственность, отзывчивость и
чувства долга;
- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природной среде;
- воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение и упорство;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу жизни.
Результатом освоения программы являются формирование активной жизненной позиции и
самоопределения подростков в процессе интеллектуального и физического развития.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10 балльной шкале. Формы:
опрос, наблюдение, практическая работа, анализ практического задания.

19

Сведения о разработчике
ФИО: - Тарасюк Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования МКОУ
«Троицкая СОШ №50».
Образование – высшее, Уральский государственный педагогический университет.
Педагогический стаж – 20 лет.

20

Список литературы

Литература для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. «Внеурочная работа по
географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
География 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [А.И.Алексеев, Е.К.
Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад.наук, Рос.
акад. Образования, Издательство «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.-192 с.
Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по физической
географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.
Криволапова
Н.А.
Внеурочная
деятельность.
Программа
развития
познавательных способностей учащихся 5-8 классов, Москва, «Просвещение»,
2012 год (работаем по новым стандартам, ФГОС).
Крылова О.В. «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.
Максимов Н.А. «Методическое пособие по физической географии», Москва,
«Просвещение», 2001г.
«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М.,
«Просвещение», 2004г.
Литература для обучающихся

1. География 5-6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/ [А.И.Алексеев,
Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад.наук, Рос.
акад. Образования, Издательство «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.-192 с.
2. География. Начальный курс. 5 кл.: Атлас.-М.: Дрофа; Издательство ДИК,
2021
3. География. Начальный курс. 5 кл.: Контурная карта.-М.: Дрофа;
Издательство ДИК, 2021.
Интернет-ресурсы
1. 1.
http://fcior.edu.ru/
2. http://school-collection.edu.ru/
3. https://sites.google.com/site/serbakovaulia/
4. http://www.openclass.ru/
5. http://2berega.spb.ru/
6. http://www.it-n.ru

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».