ДОП Эколидер

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50»

«Рассмотрено и принято»

Утверждено

На заседании методического

Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 50

(педагогического совета)

_______________ Лемешева Е.В.

От «__»____________ 2025 г.
Протокол №_______________

Дополнительная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Эколидер»
возраст обучающихся: 8- 10 лет
срок реализации: 2 год

Программу составил и реализует:
педагог Д.О.
Лемешева Кристина Сергеевна

п. Троицкий, 2024 г.

Содержание

1. Основные характеристики программы………..……………….....................3
1.1.

Пояснительная записка…………………..………………….................3

1.2. Цель и задачи Программы…………................................................…..6
1.3.

Учебный (тематический) план (1 года обучения)…..…………........10

1.4.

Содержание учебного (тематического) плана (1 года обучения).....16

1.5.

Планируемые результаты (1 года обучения)………………………..19

1.6.

Учебный (тематический) план (2 года обучения)………………......21

1.7.

Содержание учебного (тематического) плана (2 года обучения).....25

1.8.

Планируемые результаты (2 года обучения).………………….........28

2. Организационно – педагогические условия реализации программы...31
2.1. Примерный календарный учебный график……………………….......31
2.2. Условия реализации программы……………….…………..…..............32
2.3.

Формы аттестации…………………………….................…………...33

2.4.

Критерии оценки знаний и умений для определения уровня
подготовки обучающегося по дополнительной общеобразовательной
программе при проведении итоговой аттестации …….………...........34

Аннотация………………………………………….……………......…..................40
Нормативно-правовое обеспечение программы……...…………………. ......42
Список литературы………………………………………………………......…...44

1.

Основные характеристики программы

1.1.

Пояснительная записка

21 век - век современных технологий принес человечеству совершенно
новые, ранее неизученные проблемы экологического порядка. К уже
имеющимся

«историческим»

экологическим

проблемам,

таким

как:

загрязнение и обмеление водотоков и водоемов, загрязнение атмосферы,
деградация почв, добавились совершенно новые и глобальные экологические
проблемы: исчезновение экологических систем в районах нефтегазодобычи
(особенно сланцевого газа), тотальное уничтожение лесов (в районах
промышленной заготовки древесины и с ростом застройки урбанизированных
территорий), проблемы накопления мусора (вывоза и его утилизации). Данные
проблемы становятся настоящим экологическим бедствием для крупных
городов и расположенных рядом с ними поселениях.
Данная программа необходима и соответствует потребностям времени,
так как содержит достаточное количество тем для формирования и
поддержания естественной познавательной мотивации детей 8-10 летнего
возраста к изучению экологии.
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы:
Антропогенное

воздействие

на

окружающую

среду

продолжает

неуклонно расти. В настоящее время на нашей планете практически не осталось
таких мест, которых не коснулись бы экологические проблемы. Год от года все
больше и больше эти проблемы из локальных, то есть местных, экологических
проблем разрастаются до размера глобальных, решить которые можно лишь
сообща, объединив усилия людей из разных стран мира.
Главная сила, способная разрешить экологические проблемы – высокий
уровень

экологической

культуры

населения.

К

сожалению,

уровень

экологической культуры в большинстве стран мира, в том числе и в нашей
стране, продолжает оставаться не столь высоким. Повысить его можно
различными

путями,

среди

которых

главенствующее

место

отводят

просветительской деятельности среди населения и экологическому воспитанию

подрастающего поколения.
Новизна программа: Новизна программы заключается в практической
направленности деятельности обучающихся. Участие школьников в охране
природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в
изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе.
Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных
умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время
заслуживает
природной

особого
среды

внимания.

Участие

школьников

поднимает природоохранительную

в

исследовании

работу

детей

на

качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность
может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем,
чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Педагогическая

целесообразность:

заключается

в

том,

что программа «Эколидер»» направлена на воспитание и разностороннее
развитие

обучающихся,

исследовательских

расширение

навыков

с

их

учетом

кругозора,
возрастных

наблюдательности,
и

индивидуальных

особенностей.
Отличительные особенности: данная программа формирует готовность
учащихся детского возраста к совместной творческо- поисковой деятельности
по решению экологических проблем своей местности как одних из важнейших
проблем современности. При этом программа выполняет важную социальнопедагогическую функцию, помогая подросткам через активное познание
экологических проблем мира стать активными творцами будущего своей
планеты

за

счет

формирования

их

активной

гражданской

позиции,

экологизированного мировоззрения и миропонимания, возможности активного
включения в процесс пропаганды экологических знаний, что позволит им
постоянно повышать уровень своей собственной экологической культуры.
Основные методы и формы работы:
Содержание
ориентацией

и

взаимоотношений

программы

отличается

экоцентрическим
человека

и

подходом
природы.

развѐрнутостью,
в

личностной

рассмотрении

Построена

она

вопросов
с

учѐтом

преемственности экологического образования, опирается на теоретический,
практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса
на уроках.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности:
познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностноориентированная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции,
тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие. Средствами
эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические
игры,

творческие

задания,

опыты,

практические

работы,

создание

экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование,
экологические акции, гербаризация, составление памяток. Практическая
направленность курса дополнительного образования осуществляется через
исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую
работу.
Формы организации деятельности обучающихся разнообразны:
- групповые – при изучении теоретического материала;
- работа в парах – при изучении нового материала;
- индивидуально-групповые – при проведении практических занятий.
Формы проведения занятий:
- рассказ;
- беседа;
- практическое занятие;
- игра, квест;

- соревнование;
- викторина;
- экскурсии.
Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 8 до 10
лет.
Уровень: 1 год обучения- стартовый, 2 год обучения- базовый.
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа курса дополнительного образования «Эколидер» рассчитана
на 2 года обучения - 70 часов.
1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю). Продолжительность занятий40 минут.
2 год обучения – 35 часов (2 часа в неделю). Продолжительность
занятий- 40 минут.
Формы отслеживания и фиксирования результатов:
●

Мониторинг развития качеств личности

●

Мониторинг результативности обучения по программе

●

Журнал посещаемости

●

Материалы анкетирования и тестирования

●

Грамоты, дипломы

●

Фото, видео отчеты.
1.2.

Цель и задачи Программы

Цель программы: формирование экологически грамотной личности,
имеющей

активную

жизненную

позицию,

способную

взять

на

себя

ответственность за сохранение своего здоровья и чистоты природы своей малой
родины.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять представления об окружающем мире;
-формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения
в природе, соответствующим принципам экологической этики;

- обучать методам учебной исследовательской и природоохранной
деятельности;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развивать альтернативное мышление в выборе способов решения
экологических проблем;
-

способствовать

развитию

исследовательских

навыков,

умению

самостоятельно пользоваться информационными ресурсами, самостоятельно
применять знания в жизненных ситуациях;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
- формировать и развивать творческие способности обучающихся;
- формировать общую культуру обучающихся;
-

создать

необходимые

условия

для

личностного

развития,

профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
-воспитывать чувства гордости и ответственности за свою малую родину;
-воспитывать
самоорганизации:

качества

личности,

нравственность,

способствующие

активность,

социальной

самостоятельность,

инициативность, коммуникабельность;
-воспитывать

потребности

активно

участвовать

в

экологической

деятельности и природоохранных мероприятиях.
Цель 1 года обучения: целенаправленное формирование общих
биологических и экологических понятий у обучающихся через установление
общих признаков жизни: формирование «главных ветвей» знаний, опираясь на
принцип «от целого к частям».

Задачи 1 года обучения: представляют в совокупности процесса
обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
- формировать знаний об экосистемной организации природы Земли в
границах обитания человека;
- формировать систему интеллектуальных практических умений по
изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности
и здоровья населения;
- формировать у обучающихся предметных умений и навыков: умения
работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные
объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в
природе,

умение

распознавать

наиболее

распространѐнные

организмы

(растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных
работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у обучающихся творческой, учебноисследовательской и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у обучающихся все виды памяти, внимания, мышления,
воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учѐбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на
уроках

ТСО,

музыкальных

фрагментов,

стихов,

загадок,

определение

значимости любого урока для каждого ученика;
- развивать волевую сферу – убеждения в возможности решения
экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний
и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать
деятельности,

потребности

направленных

на

(мотивов,
сохранение

побуждений)
и

окружающей среды, ответственного отношения к

поведения

улучшение

и

состояния

природе, бережного

отношения к учебному оборудованию;
- воспитывать умение работать в коллективе: на уроках, экскурсиях, в
процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации
ученических исследований и проектов.
Цель 2 года обучения: расширение представления обучающихся о
животном мире; взаимосвязи между животными и окружающей средой;
формирование знаний о рациональном пользовании богатствами природы.
Задачи 2 года обучения: экологического образования в целом
представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития
личности.
Образовательные:
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в
границах обитания человека;
-

систематизировать

интеллектуальные

практические

умения

по

изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности
и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и
навыков: умения работать с микроскопом и препаратами, наблюдать и
описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты,
вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространѐнные
организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему
лабораторных работ и экскурсии;
- создать условия для формирования у обучающихся творческой, учебноисследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у обучающихся все виды памяти, внимания, мышления,
воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учѐбе,
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на
уроках

ТСО,

музыкальных

фрагментов,

стихов,

загадок,

определение

значимости любого урока для каждого ученика;
- развивать волевую сферу – убеждения в возможности решения
экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний
и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
-

воспитывать

деятельности,

потребности

направленных

на

(мотивов,
сохранение

побуждений) поведения
и

улучшение

и

состояния

окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного
отношения к учебному оборудованию;
- воспитывать умение работать в коллективе: на уроках, экскурсиях, в
процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации
ученических исследований и проектов.
1.3. Учебный (тематический) план 1-й год обучения
Цель 1 года обучения: целенаправленное формирование общих
биологических и экологических понятий у обучающихся через установление
общих признаков жизни: формирование «главных ветвей» знаний, опираясь на
принцип «от целого к частям».

№Наименование раздела,

Количество

тема

часов

раз

В

Тео

Пр

дел

С

рия

ак

а

ЕГ

ти

Формы контроля

1

Введение

О

ка

2ч.

1
1

Что
1 изучает экология.
1.1.

1

1

1
1

0

Зачем нам нужно

Собеседование,
фронтальный опрос

изучать экологию.
1.2.

Экологические науки.

1

0

1

Собеседование, наблюдение

4

6

«Экологический
манифест» Н.Ф.
Реймерса.
2

Природные
комплексы

2.1

1
нашей 10

местности

ч.

Сезонные изменения в

1

4

6

0

1

природе.
2.2

Природные комплексы

Практические задания,
наблюдение

1

1

0

Опрос, тестирование

1

0

1

Опрос, тестирование

родного края.
2.3

Растительный мир
Урала.

2.4

Животный мир Урала.

1

0

1

Опрос, тестирование

2.5

Искусственные

1

1

0

Собеседование, опрос

1

0

1

Наблюдение, практические

сообщества растений и
животных.
2.6

Природа и человек.

задания
2.7

Экологические
проблемы родного
края.

1

1

0

Собеседование,
фронтальный опрос

2.8

Экологическое

1

0

1

Наблюдение, практические

исследование

задания, опрос, собеседование

территории
образовательного
учреждения.
2.9- Особо охраняемые

2

1

2.1

природные объекты

0

родного края.

3

Среда обитания

6

человека

ч.

4

Современное

1

1

3.1

1

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

4

2
2

0

Собеседование,

состояние природной

фронтальный опрос

среды.
3.2

Атмосфера – внешняя

1

1

0

Собеседование,

оболочка биосферы.

фронтальный опрос

Загрязнение
атмосферы.
3.3

Воздух, которым мы

1

0

1

Собеседование,

дышим.
3.4

Вода – основа

фронтальный опрос
1

1

0

Собеседование,

жизненных процессов

фронтальный опрос

в биосфере.
Загрязнение
природных вод.
3.5

Вода, которую мы

1

0

1

Наблюдение, практические

пьѐм.
3.6

Почва . Загрязнение

задания, опрос, собеседование
1

1

0

Наблюдение, практические

почвы.
4

задания, опрос, собеседование

Дом, в котором мы

3

живем

ч.

1
1

2

2

4.1

Вопросы экологии в

1

1

0

современных

Собеседование,
фронтальный опрос

квартирах.
4.2

Санитарно-

1

0

1

Наблюдение, практические

гигиеническая оценка

задания, опрос, собеседование

жилого помещения.
4.3

Экология комнатных

1

0

1

Наблюдение, практические

растений.
5
5.1

5.2

задания, опрос, собеседование

Здоровье человека –

9

основа жизни.

ч.

Вредное влияние

1

3
3
1

6
0

Собеседование,

наркотических веществ

фронтальный опрос,

на организм ребенка.

анкетирование

Мы за здоровый образ

1

0

1

жизни.
5.3

6

Инфекционные

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

1

1

0

болезни человека.

Собеседование,
фронтальный опрос,
анкетирование

5.4

Влияние звуков на

1

0

1

человека.
5.5

Питание и здоровье

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

1

0

1

человека. Пищевые

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

добавки, их значение и
влияние на организм
человека.
5.6

Рациональное питание.
Экологически чистые
продукты.
Жевательная резинка:
за и против.

1

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

5.7

Неожиданные встречи

1

0

1

с ядами. Оказание

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

первой помощи при
отравлениях.
5.8

Ландшафт как фактор

1

1

0

здоровья.
5.9

Компьютер и здоровье.

Собеседование,
фронтальный опрос

1

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

6

Отходы как источник 4
загрязнения

3

1

1

0

ч.

окружающей среды.
6.1

Что ты знаешь о

1

бытовых отходах?

Собеседование,
фронтальный опрос,
тестирование

6.2

6.3

Борьба с мусором -

1

1

0

Собеседование,

глобальная проблема

фронтальный опрос,

человечества.

тестирование

Рациональное

1

1

0

Собеседование,

использование и

фронтальный опрос,

утилизация твѐрдых

тестирование

бытовых отходов.
6.4

Оценка экологического 1
состояния контейнера
для мусора во дворе
образовательного
учреждения.

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос, собеседование

7

Итоговое занятие.

1

0

1

Аттестация.
тестирование

Подведение итогов
работы.
Итоговое занятие
«Очистим мир от
мусора!»
ИТОГО

35

16 ч

19ч

ч
1.4.

Содержание учебного (тематического) плана 1-й год обучения

1. Введение. Что такое экология? (2ч.)
Теория: 1 час. Практика: 1 час.
1.1.

Теория. Что изучает экология. Зачем нам нужно изучать экологию .

Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План
работы на год. Принятие норм и правил групповой работы. Знакомство с
понятием «экология». Беседа на тему необходимости изучения экологии и ее
проблем (1 час).
1.2. Практика. Экологические науки. «Экологический манифест» Н.Ф.
Реймерса (1ч).
2. Природные комплексы нашей местности (10 ч.) 4ч теория; 6ч.
Практика.
2.1. Практика. Сезонные изменения в природе. Знакомство с разными
видами природных явлений, характерных для нашей местности.(1ч.)
2.2. Теория. Природные комплексы родного края. Знакомство с
характерными природными комплексами родного края: степь, хвойный лес,
мелколиственный лес, смешанный лес, болото. (1ч.)
2.3. Практика. Растительный мир Урала. Знакомство с разнообразием
растений. Работа с гербариями.(1ч.)
2.4. Практика. Животный мир Урала. Знакомство с разнообразием
животных. (1ч.)

2.5. Теория. Искусственные сообщества растений и животных. Изучение
типов искусственных сообществ созданных человеком в нашей местности.(1 ч.)
2.6. Практика. Природа и человек. Изучение влияния человека на
природные комплексы. Косвенное влияние человека на природу. (1ч.)
2.7. Теория. Экологические проблемы родного края.
Особо охраняемые природные объекты и заповедные зоны Урала.
Охрана природных комплексов. (1ч.)
2.8.

Практика.

Экологическое

исследование

территории

образовательного учреждения . (1 ч.)
2.9. -2.10. Теория. Особо охраняемые природные объекты родного края. (1ч.)
Практика: Экскурсия «Наблюдения за сезонными изменениями в живой и
неживой природе».(1ч.)
3. Среда обитания человека (6ч.) Теория: 4часа, практика:2
часа.
3.1. Теория. Современное состояние природной среды. (1ч.)
3.2. Теория. Атмосфера. Загрязнение атмосферы. (1 ч.)
3.4.

Практика.

Воздух,

которым

мы

дышим.

Определение

загрязнѐнности воздуха учебных помещений. (1ч.)
3.5. Теория. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение
природных вод. (1ч.)
3.6. Практика. Вода, которую мы пьѐм. Определение качества
водопроводной воды на основе ее физических свойств. (1ч.)
4.

Дом, в котором мы живем (3ч.) Теория: 1 час, практика: 2 часа.

4.1. Теория. Вопросы экологии в современных квартирах. Выявление
предметов мебели и быта потенциально опасных для здоровья человека (1 ч.)
4.2. Практика. Санитарно-гигиеническая оценка жилого помещения (1
ч.)
4.3. Практика. Экология комнатных растений. (1 ч.)
5. Здоровье человека - основа жизни (9ч.). Теория: 3 часа, практика:
6 часов.

5.1. Теория. Вредное влияние наркотических веществ на организм
ребенка. (1ч.)
5.2. Практика. Мы за здоровый образ жизни. Знакомство с видами
спорта и играми, способствующими сохранению здоровья и закаливания (1ч.)
5.3. Теория.

Инфекционные болезни человека. Знакомство с видами

болезнетворных бактерий и микроорганизмов. Виды грибковых заболеваний
(1ч.)
5.4. Практика. Влияние звуков на человека. Эксперимент с усилением и
уменьшением звуковых волн. Наблюдение за поведением людей в шумных
местах (1ч.)
5.5. Практика. Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их
значение и влияние на организм человека. Что нужно знать при покупке
продуктов питания (1ч.)
5.6. Практика. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.
Жевательная резинка: за и против Изучение состава продуктов питания. (1 ч.)
5.7. Практика.

Неожиданные встречи с ядами.

Оказание первой

помощи при отравлениях. Выявление ядовитых растений нашей местности.
(1ч.)
5.8. Практика. Ландшафт как фактор здоровья. Поиск удачных
ландшафтных решений.(1ч)
5.9. Теория. Компьютер и здоровье. (1ч.) Диспут «Что вы вкладываете в
понятие здоровый образ жизни?»
6. Отходы как источник загрязнения окружающей среды (5 ч)
Теория: 3 часа, практика: 2 часа.
6.1. Теория. Что ты знаешь о бытовых отходах? Способы утилизации.
Историческое решение проблемы.(1ч.)
6.2. Теория. Борьба с мусором - глобальная проблема человечества.
Разделение мусора по категориям доступное в нашем регионе.(1ч.)
6.3. Теория. Рациональное использование и утилизация твѐрдых бытовых
отходов. (1ч.)

6.4. Практика: Оценка экологического состояния контейнера для мусора
во дворе образовательного учреждения (1ч.)
Практическая работа. Оценка экологического состояния контейнера
для мусора во дворе образовательной организации. Экологический десант.
Заключительное занятие. 1 ч: практика
Практика: Аттестация. Итоговое занятие «Очистим мир от мусора».
1.5.

Планируемые результаты 1 года обучения

Личностные:
✔

развиты интеллектуальные и творческие способности;

✔

воспитано

бережное

отношения

к

природе,

сформировано

экологическое сознание;
✔

развито признание высокой ценности жизни, здоровья своего и

других людей;
✔

развита мотивация к получению новых знаний, ответственного

отношения к учению, труду;
✔

развито целостное мировоззрение;

✔

воспитано чувство осознанности и уважительного отношения к

одноклассникам, другим людям;
✔

сформирована коммуникативная компетенция в общении; основы

экологической культуры.
Метапредметные результаты:
✔

умеет самостоятельно обнаруживать и формировать учебную

проблему;
✔

умеет определять и формулировать цель деятельности на занятие,

проговаривать последовательность действий;
умение составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы;
✔

способность адекватно реагировать на критику;

✔

умения

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
✔

способность анализировать, сравнивать, классифицировать факты и

явления;
✔

умеет строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей, составлять тезисы, различные виды планов
(простых, сложных и т.п.
✔

умеет определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
✔

развито

умение

выдвинуть

в

дискуссии

аргументы

и

контраргументы;
Предметные:
✔

Знает определения основных экологических понятий;

✔

Знает основы экологической этики и правила поведения в природе;

✔

Знает сущности биологических процессов;

✔

Умеет

объяснять роль биологии в практической деятельности

людей и самого обучающегося, значение различных организмов в жизни
человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния
окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение
иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние
вредных привычек на здоровье человека;
✔

умеет выявлять взаимосвязь загрязнения окружающей среды и

здоровья человека,
✔

Умеет

анализировать

и

оценивать

воздействие

факторов

окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
✔

Умеет проводить самостоятельный поиск информации: в тексте

книг, словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернетресурсах.
✔

Владеет основными

исследования;

методами

и

стандартными

методиками

✔

Умеет применять знания экологических правил при анализе

различных видов природоохранной деятельности.
1.6. Учебный (тематический) план 2-й год обучения
Цель 2 года обучения: расширение представления обучающихся о
животном мире; взаимосвязи между животными и окружающей средой;
формирование знаний о рациональном пользовании богатствами природы.
№

Наименование

разд

тема

раздела, Количество

ела

Формы контроля

часов
В

Те

П

С

ор

ра

ЕГ

ия

кт

О

ик
а

1

Введение.

3

1

2

1.1

Предмет и методы

1

0

1

изучения зоологии.
1.2

Многообразие

Собеседование,
практические задания.

2

1

1

5

3

2

1

1

1

Собеседование, наблюдение.

животного мира
Свердловской области.
2

Мир одноклеточных
животных.

2.1

Пресноводные
простейшие.

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование.

2.2

Что показал

2

1

1

микроскоп.

Наблюдение, практические
задания, фронтальный
опрос, собеседование.

2.3

Морские простейшие.

2

2

0

Собеседование,

Радиолярии.
3

Мир беспозвоночных

фронтальный опрос
11

4

7

1

0

1

животных
3.1

3.2

Кишечнополостные –
самые «жгучие» из

задания, опрос,

морских животных.

собеседование.

Крепости, построенные 1

1

0

кораллами.
3.3

Наблюдение, практические

Черви – пища для рыб.

Собеседование,
фронтальный опрос

1

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование.

3.4

3.5

3.6

Моллюск -

1

0

1

необыкновенный

задания, опрос,

питомец.

собеседование.

Членистоногие.

1

0

1

Наблюдение, практические

Насекомые. Парад

задания, опрос,

армии жуков.

собеседование.

Летающие цветы

1

1

0

(бабочки).
3.7

Наблюдение, практические

Бабочка Крапивница –

Собеседование,
фронтальный опрос

1

1

0

предсказатель погоды.

Собеседование,
фронтальный опрос

Бабочки –
путешественницы .
3.8

Бабочки – вредители.

1

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование.

3.9

В гостях у Нептуна

1

1

0

Собеседование,

(Ракообразные).
3.1

Речной рак.

фронтальный опрос
1

0

1

0

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование.

3.1

Определение

1

членистоногих по

1

0

1

Собеседование,
фронтальный опрос

рисункам и коллекции.
4

Холоднокровные

6

1

5

Мир аквариумных рыб. 1

0

1

животные.
4.1

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование

4.2

Викторина « В мире

1

0

1

рыб».
4.3

Решение кроссворда

Собеседование,
практические задания.

1

0

1

«Знаете ли вы

Собеседование,
практические задания.

земноводных?»,
4.4

По следам ящеров.

1

1

0

Собеседование,
фронтальный опрос

4.5

Викторина «Знаете ли

1

0

1

вы пресмыкающиеся?».

Собеседование,
практические задания.

4.6

Игра «Кто лишний?»

1

0

1

5

Теплокровные

7

1

6

1

0

1

Практические задания

животные
5.1

Птицы Урала.

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование

5.2

Птицы зимой.

1

0

1

Наблюдение, практические

Перелетные птицы.

задания, опрос,
собеседование

5.3

Акция «Накорми птиц

1

0

1

Зимой». Сооружение

Собеседование,
практические задания.

кормушек.
5.4

Охраняйте птиц.

1

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование

5.5

Пушистое золото.

1

0

1

Наблюдение, практические
задания, опрос,
собеседование

5.6

Хищные звери.

1

1

0

Собеседование,
практические задания.

5.7

Животный мир океана.

1

0

1

Кроссворд «Морские

Собеседование,
практические задания.

млекопитающие».
6

Бережное отношение

5

3

2

1

1

0

к животным.
6.1

Животные красной
книги Урала и меры по

Собеседование,
фронтальный опрос

их охране.
6.2

Стенд «Как прекрасен

1

0

1

этот мир»
6.3

Приюты для животных

Собеседование,
фронтальный опрос

1

1

0

в Свердловской

Собеседование,
фронтальный опрос

области.
6.4

Рисунки, листовки
«запрещающие знаки».

1

0

1

Собеседование,
практические задания.

6.5

Влияние

1

1

0

промышленной и

Собеседование,
фронтальный опрос

хозяйственной
деятельности человека
на природу в
Свердловской области.
7.0

Заключительное

1

0

1

Итоговая аттестация.
тестирование

занятие.
Подведение итогов
Всего часов:

35

11

24

1.7. Содержание учебного (тематического) плана 2 года
обучения
1.

В

ведение (2ч ). Теория: 1час , практика: 1 час.
1.1 Практика. Предмет и методы изучения зоологии. Инструктаж по
технике безопасности. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила
работы с микроскопом (1ч.)
1.2 Теория. Многообразие животного мира Свердловской области.
Знакомство с многообразием видов животных обитающих в пределах нашего
региона (1 ч.)
2.

М

ир одноклеточных животных (3ч.) Теория: 1час, практика: 2 час.
2.1

Практика.

Пресноводные

простейшие.

Приготовление

микропрепаратов. «Выращивание культуры инфузории – туфельки»(1ч.).
2.2 Практика. Что показал нам микроскоп. «Наблюдение строения и
пере-движения инфузории туфельки».(1ч.)
2.3Теория. Морские простейшие. Амѐба протей. Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Ночесветки. Радиолярии. (1ч.)
3.

Мир беспозвоночных животных (11ч.)

Теория: 4 часа , практика: 7часов.

3.1 Практика.

Кишечнополостные – самые «жгучие» из морских

животных. «Обнаружение гидр на листьях прибрежных растений» (1ч.).
3.2 Теория. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии».
Медузы. Сифонофоры. (1ч.)
3.3 Практика. Черви – пища для рыб. «Изучение внешнего строения и
жизнедеятельности червей» (1ч.).
3.4 Практика.

Моллюск - необыкновенный питомец.

«Изучение

внешнего строения и жизнедеятельности моллюсков Ахатинов» (1ч.).
3.5 Практика.

Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков.

«Изучение внешнего строения жука носорога» (1ч.).
3.6 Теория. Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни
бабочек (1ч.).
3.7 Теория. Бабочка Крапивница – предсказатель погоды. Бабочки –
путешественницы (репейница, совка – гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый
бражник) (1ч.).
3.8 Практика. Бабочки – вредители. «Выявление особенностей внешнего
строения бабочек»(1ч.).
3.9 Теория. В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак – отшельник.
Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки
– морские жѐлуди и морские уточки.
3.10 Практика. Речной рак. «Изучение внешнего строения речного рака»
(1ч.).
3.11 Практика. Определение членистоногих по рисункам и коллекции.
Работа с дополнительными материалами в виде рисунков, энциклопедий, справочников. (1ч.).
хладнокровных и теплокровных. Систематика животных (1ч.).
4. Холоднокровные животные (6ч.) Теория: 1час, практика: 5 час.
4.1 Практика. Мир аквариумных рыб. «Особенности внешнего строения
рыб, связанные с водной средой обитания»(1ч.).
4.2 Теория. Рыбы. Окунь – брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской
конѐк. Электрический угорь. Гамбузия – обитатель солѐной и пресной воды.

Практика. Викторина « В мире рыб» (1ч.).
4.3 Теория. Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли.
Практика. Решение кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и
головоломки «Составьте слова» (1ч.).
4.4 Теория. По следам ящеров. Пресмыкающиеся, ныне существующие:
ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Вымершие пресмыкающиеся.
4.5 Практика. Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто
лишний?»
4.6 Практика. Игра «Кто лишний?»
5. Теплокровные животные (7ч ). Теория: 1 час, практика: 6 часа.
5.1 Теория. Птицы Урала. Удод. Щурка. Зимородок.
Практика. Решение чайнворда «Невероятный случай». «Внешнее
строение птицы. Строение пера» (1ч.).
5.2 Теория. Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных
птицах. Загадки о зимующих птицах.
Практика. «Строение яйца птиц»(1ч.).
5.3 Практика. Акция «Накорми птиц Зимой». Сооружение кормушек.
5.4

Практика.

Охраняйте

птиц.

Кроссворд

«Птичья

столовая».

«Особенности строения скелета птиц»(1ч.).
5.5 Теория. Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка.
Песец. Нутрия. Шиншилла.
Практика. «Особенности строения скелета млекопитающих»(1ч.).
5.6 Теория. Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка.
Практика. Головоломка «Чьи следы?»(1ч.).
5.7 Практика. Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие»(1ч.).
6. Бережное отношение к животным (5ч) Теория: 3 часа, практика:
2 часа.
6.1 Теория. Животные красной книги Урала и меры по их охране (1ч.).

6.2 Практика. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки
редких животных) (1ч.).
6.3 Теория. Приюты для животных в Свердловской области. Поиск
информации по теме (1ч.).
6.4 Практика. Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать
ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса
диких животных и их детенышей» (1ч.).
6.5 Теория. Влияние промышленной и хозяйственной деятельности
человека на природу в Свердловской области . Беседа по теме(1ч).
7.0 Заключительное занятие. Подведение итогов. Аттестация.
Практика. КВН Занимательная зоология ( 1ч)
1.8 Планируемые результаты:
Личностные:
●

знает основные принципы и правила отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

●

реализует установки здорового образа жизни;

●

демонстрирует познавательные интересы и мотивы, направленные на
изучение животного мира; интеллектуальные умения (доказывает, строит
рассуждения,

анализирует,

сравнивает,

делает

выводы

и

др.);

эстетического отношения к живым объектам;
●

имеет личностные представления о ценности природы, осознаѐт
значимость и общность глобальных проблем человечества;

●

проявляет уважительное отношени к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантен и миролюбив;

●

развивает экологическую культуру на основе признания ценности жизни
во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережное
отношение к окружающей среде;

●

формирует эстетическое сознание через признание красоты окружающего
мира.

Метапредметные:
●

владеет составляющими

исследовательской

и

проектной

деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
●

умеет работатьс разными источниками биологической информации: нахо
дит биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализирует и оценивает информацию, преобразовывает
информацию из одной формы в другую;

●

способен выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;

●

использует основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

●

умеет

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находит общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования

позиций

и

учѐта

интересов,

формулировать,

аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
●

объясняет роли экологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;

●

выявляет изменчивости организмов; приспособлений животных к среде
обитания; типов

взаимодействия

разных

видов

в

экосистеме;

взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов,
систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
●

владеет методами экологической
биологических объектов и

науки: наблюдение и

описание

процессов; постановка биологических

экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
●

знает основные правила поведения в природе и основы здорового образа
жизни;

●

анализирует и оценивает последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:
●

знает и соблюдает правила работы в кабинете биологии;

В сфере физической деятельности:
●

освоил приемы оказания первой помощи при заражении паразитическими
организмами, простудных заболеваниях, травмах;

●

проводит наблюдение за состоянием животного организма.

В эстетической сфере.
●

владеет умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы. (элективный курс – экология растений).

2. Организационно – педагогические условия реализации
программы
2.1. Примерный календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недель.
Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В
течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно

устанавливаются

годовым

календарным

утверждаемым приказом директора учреждения.

учебным

графиком,

2.2. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение.
1. Презентации, видеоматериал по темам программы.
2. Иллюстрации диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений
природы;
-определители животных, деревьев, следов животных;
-учебные плакаты;
- наглядные пособия
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Столы
2. Стулья
3. Бумага, карандаши, ластик, линейки, ножницы, картон, цветные
карандаши, клей карандаш
4. Компьютер
5. Мультимедийный проектор
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать
педагог дополнительного образования со средним или высшим педагогическим
образованием.
Методы и приѐмы ведения занятий:
●

объяснительно-иллюстративный;

●

практический;

●

самостоятельная работа;

●

теоретический;

●

проблемный;

●

обсуждение результатов;

●

демонстрация видеороликов и использование презентаций по

основным темам;
●

дискуссия, конференция.

Структура занятия:
1. организационное начало - приветствие обучающихся;

2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и
инструментов теме занятия;
3. повторение основных правил работы;
4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми
навыками).
6. выполнение работы;
7. отслеживание правильности выполнения, оказание помощи
обучающимся;
8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы:
- итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- участие в конкурсах различного уровня.
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
●

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов

каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа,
беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные
задания, тестирование.
Способы организации контроля:
●

Индивидуальный

●

Фронтальный

●

Групповой

●

Коллективный.

2.4

Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения

уровня

подготовки

обучающегося

по

дополнительной

общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации
Показатели

Критерии

(оцениваемые

Степень выраженности Баллы
оцениваемого качества

параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические

Соответствие

Минимальный уровень

знания (по основным теоретических

(ребенок овладел менее

разделам

знаний ребенка

чем 1/2 объема знаний,

программы)

программным

предусмотренных

требованиям

программой);

1

3

Средний уровень (объем
усвоенных знаний

5

составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
1.2.Владение

Осмысленность и

Минимальный уровень

специальной

правильность

(ребенок, как правило,

терминологией

использования

избегает употреблять

специальной

специальные термины);

терминологией

Средний уровень
(ребенок сочетает

1

3
5

специальную
терминологию с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с
их содержанием)
Вывод:

Уровень

Низкий

До 2

теоретической

Средний

3-6

подготовки

Высокий

7-10
2

2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические

Соответствие

Минимальный уровень

умения и навыки,

практических

(ребенок овладел менее

предусмотренные

умений и навыков

чем 1/2,

программой (по

программным

предусмотренных

основным разделам

требованиям

умений и навыков);

учебно-

Средний уровень (объем

тематического плана

усвоенных умений и

программы)

навыков составляет

3
7

более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период)
2.2.Владение

Отсутствие

Минимальный уровень

специальным

затруднений в

(ребенок испытывает

2

оборудованием и

использовании

серьезные затруднения

оснащением

специального

пр работе с

оборудования и

оборудованием);

оснащения

Средний уровень
(работает с

3

7

оборудованием с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
2.3.Творческие

Креативность в

Начальный

навыки

выполнении

(элементарный уровень

практических

развития креативности

заданий

(ребенок в состоянии
выполнить лишь

2

3

простейшие задания
педагога);
Репродуктивный

7

уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий уровень
(выполняет
практические задания с
элементами творчества)
Вывод:

Уровень

Низкий

До 6

практической

Средний

7-14

подготовки

Высокий

15-21

3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-

Самостоятельность

Минимальный уровень

интеллектуальные

в подборе и анализе

(ребенок испытывает

умения:

литературы

серьезные затруднения

3.1.1. Умение

при работе с

подбирать и

литературой, нуждается

анализировать

в постоянной помощи и

специальную

контроле педагога);

литературу

Средний уровень

3

6
8

(работает с литературой
с помощью педагога или
родителя)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
3.1.2.Умение

Самостоятельность

Уровни - По аналогии с

3

пользоваться

в пользовании

п. 3.1.1.

7

компьютерными

компьютерными

источниками

источниками

информации

информации

3.2.Учебнокоммуникативные

Адекватность

умения:

восприятия

3.2.1. Умение
слушать и слышать

10

Уровни - По аналогии с

2

п. 3.1.1.

6
8

информации,
идущей от педагога

педагога
3.2.2. Умение

Свобода владения и

Уровни - По аналогии с

3

выступать перед

подачи ребенком

аудиторией

подготовленной

п. 3.1.1.

6
9

информации
3.2.3. Умение вести

Самостоятельность

Уровни - По аналогии с

3

полемику,

в построении

п. 3.1.1.

7

участвовать в

дискуссионного

дискуссии

выступления, логика

10

в построении
доказательств
3.3. Учебно-

Способность

Уровни - По аналогии с

3

организационные

самостоятельно

п. 3.1.1.

6

умения и навыки:

готовить свое

3.3.1. Умение

рабочее место к

организовать свое

деятельности и

рабочее место

убирать за собой

3.3.2. Навыки

Соответствие

Минимальный уровень

соблюдения в

реальных навыков

(ребенок овладел менее

процессе

соблюдения правил

чем 1/2 объема навыков

8

деятельности правил безопасности

соблюдения ПБ,

безопасности

программным

предусмотренных

требованиям

программой);
Средний уровень (объем

3

6

усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок овладел
практически весь объем
навыков,
предусмотренных
программой за

8

конкретный период)
3.3.3. Умение

Удовлетворительно

3

аккуратно выполнять ответственность в

Хорошо

6

работу

работе

Отлично

8

Вывод:

Уровень

Низкий

До 24

общеучебных

Средний

25-50

умений и навыков

Высокий

51-69

Заключение

Аккуратность и

Результат обучения Низкий

До 46

ребенка по

Средний

47-89

дополнительной

Высокий

90-100

образовательной
программе
Формами отслеживания результативности являются:
1) Входящая и выходящая диагностика (проводится 2 раза в год в
течение всего срока обучения, с целью отслеживания результативности и
эффективности работы объединения, развития качеств личности
воспитанников)
2) Тестирование.
3) Собеседование.
4) Качество выполнения творческих и исследовательских проектов.
Выполнение практических работ.
5) Участие в выступлениях с агитбригадой.
6) Рефлексивный контроль

Аннотация к программе
«Эколидер»
Разработчик: Лемешева Кристина Сергеевна, педагог дополнительного
образования.
Дополнительная общеразвивающая программа является программой
естественнонаучной
направленности,
ориентирована
на
развитие
экологической культуры обучающихся.
Адресат программы: Программа адресована обучающимся от 8 до
10лет.
Уровень: 1 год обучения - стартовый; 2 год обучения - базовый.
Срок реализации программы и режим занятий: программа рассчитана
на 2 года обучения - 70 часов. 1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю).
Продолжительность занятий- 40 минут. 2 год обучения – 35 часов (1 час в
неделю). Продолжительность занятий- 40 минут.
Форма обучения - групповая.
Цель программы: формирование экологически грамотной личности,
имеющей активную жизненную позицию, способную взять на себя
ответственность за сохранение своего здоровья и чистоты природы своей малой
родины.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать осознанные представления о нормах и правилах
поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;
- обучить методам учебной исследовательской и природоохранной
деятельности;
Развивающие:
- развивать альтернативное мышление в выборе способов решения
экологических проблем;
- способствовать развитию исследовательских навыков, умению
самостоятельно пользоваться информационными ресурсами, самостоятельно
применять знания в жизненных ситуациях;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
-воспитывать чувства гордости и ответственности за свою малую родину;
Результатом освоения программы являются развитие у обучающихся
эстетического восприятия и познавательного интереса к окружающему миру
природы; формирование представлений о природе как универсальной
ценности; понимание необходимости заботливого и уважительного отношения
к ней; ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе.

Оценка качества реализации программы осуществляется по 10
балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, тестирование, анализ
контрольного задания, выставка.

Сведения о разработчике:
ФИО: - Лемешева Кристина Сергеевна, педагог дополнительного
образования МКОУ Троицкая СОШ №50».
Образование – высшее, ФГБО ВО «УрГПУ» г. Екатеринбург. Бакалавр,
специальное
(дефектологическое)
образование.
Направление
«Олигофренопедагогика»
Педагогический стаж – 12 лет.

Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении

Порядка

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.

Национальные

президиумом

Совета

проект

при

«Образование»

Президенте

(паспорт

Российской

утвержден

Федерации

по

стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
и

дополнительных

общеобразовательных

программ

с

применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1. 2. 3685 –
21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
безвредности для человека факторов среди обитания».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Устав МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа №50»

Список литературы
Список литература для педагогов:
1.

Алексеев О.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально:

Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - СПб.,
1993.
2.

Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников:

кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
3.

Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест.

Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Агропромиздат, 1990.
4.

Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г. Правовая основа экологической

деятельности в городе. – М., 1995.
5.

Боголюбов А.П. Простейшая методика геоботанического описания

леса: Метод. пособие по полевой экологии для ПДО. - М.: Экосистема, 1996.
6.

Боголюбов

А.С.

Программа

проведения

комплексного

экологического обследования территории: Метод. пособие по полевой
экологии. – М.: Экосистема, 1996.
7.

Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1977.

8.

Иванова Е.Б., Пашина Г.В. Полезные травянистые растения. -

Минск: Урожай, 1970.
9.

Как разработать и реализовать экологический проект./ Составители:

Патрушева Л. И. Землянова О. В.- Барнаул ; АКДЭЦ ,2008 -19 с.
10.

Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – Спб.:

Петроградский и К, 1998.
11.

Кузнецова Н.А. и др. Полевой практикум по экологии. – М.: Наука,

12.

Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Мысль, 2003.

13.

Мурзакова

1994.
О.

Г.

Примерный

план

написания

программы

"Экологическое воспитание" // Дополнительное образование и воспитание. –
2006. - N 6. - С. 13-17.
14.

Петрова А.Б. Экологическая

исследованиям. - Воронеж: Б.и., 1995.

школа

-

лагерь по полевым

15.

Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как

средство реализации проектной деятельности // Образование в современной
школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63
16.

Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: МГУ, 1989.

17.

Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому

образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. –
2007. - N 5. - С. 53-57.
18.

Школьный

экологический

мониторинг.

Учебно-методическое

пособие (под ред. Т.Я. Ашихминой). - М.: АГАР, 2000.
19.

Экология родного края (под ред. Т.Я. Ашихминой).- Киров: Вятка,

1996.
Список литературы для обучающихся:
1.

Акимушкин И.И. Причуды природы. – М.: Юный натуралист, 1992.

2.

Брем А.Э. Жизнь животных в трех томах. - М.: Терра, 1992.

3.

Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. - М.: Мысль, 1977.

4.

Жизнь животных: в 6 т./Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965.

5.

Как разработать и реализовать экологический проект./ Составители:

Патрушева Л. И. Землянова О. В.- Барнаул ; АКДЭЦ ,2008 -19 с.
6.

Кашинская Е.А. Все обо всем: Энциклопедия. - М, 1999.

7.

Книга о здоровье - под ред. Ю.П. Лисицина – М.: 1998.

8.

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не

узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.
9.

Маркин В. А. Я познаю мир. - М., 2000.

10.

Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс,

11.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по

2006.
природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М.: Наука,
2000.
12.

Усынови

заказник/Могильнер

А.А.,

Яхонтов

издательство Центра охраны дикой природы, 2006.
13.

Фарб П. Популярная экология. – М.: Мир, 1971.

Е.Л.

-

М.:

14.

Школьный экологический практикум. - Архангельский областной

совет Всероссийского общества охраны природы, Архангельск, 1995.
15.

Шпаргалка по экологии – М.: Окей-книга, 2007.

16.

Экологический

мониторинг

в

школе.

-

Вологодский

государственный пед. университет, Вологда: «Русь», 1998.
17.

Экология: Шпаргалка. – М.: РИОР, 2012

Список литература для родителей:
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. –
М.: Академия, 2015.- 56 с.
Интернет-ресурсы
1.

http://school-collection.edu.ru/)

«Единая

коллекция

Цифровых

Образовательных Ресурсов».
2.

http://www.fcior.edu.ru/

3.

www.bio.1september.ru – газета «Биология».

4.

www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

5.

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте

«Кирилл и Мефодий».
6.

http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».