РП окружающий мир 1-4

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии

для

обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
2

потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:


формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём

человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную

среду

обитания);

освоение

естественно-научных,

обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;


формирование ценности здоровья человека, его сохранения и

укрепления, приверженности здоровому образу жизни;


развитие умений и навыков применять полученные знания в

реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской

деятельностью

(наблюдения,

опыты,

трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;


духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина

Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;


проявление уважения к истории, культуре, традициям народов

Российской Федерации;


освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию

общечеловеческих

ценностей,

законов

и

правил

построения

взаимоотношений в социуме;


обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности

ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;


становление

навыков

повседневного

проявления

культуры

общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
3

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:


раскрытие роли человека в природе и обществе;



освоение

общечеловеческих

ценностей

взаимодействия

в

системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий
мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в 1, 4 классе; 3 часа в неделю в
2,3 классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 102 часа, 3 класс – 102 часа, 4 класс
– 68 часов.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного

оборудования;

поза;

освещение

рабочего

места.

Правила

безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

5

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние,

краткое

описание).

Лиственные

и

хвойные

растения.

Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,
оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных

уровне

ряда

универсальных

универсальных
учебных

учебных

действий,

действий:

коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:


сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать

зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
6

приводить примеры представителей разных групп животных



(звери,

насекомые,

рыбы,

птицы),

называть

главную

особенность

представителей одной группы (в пределах изученного);


приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать

их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


понимать, что информация может быть представлена в разной

форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;


соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его

названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на

вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным
мнениям;


воспроизводить названия своего населенного пункта, название

страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;


соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с

принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;


описывать по предложенному плану время года, передавать в

рассказе своё отношение к природным явлениям;


сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они

различаются.
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


сравнивать

организацию

своей

жизни

с

установленными

правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
7

активность,

закаливание,

безопасность

использования

бытовых

электроприборов);


оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах

и улицах другими детьми, выполнять самооценку;


анализировать

предложенные

ситуации:

устанавливать

нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил
дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


соблюдать

правила

общения

в

совместной

деятельности:

договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение
правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни
Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание

Москвы,

строительство

Кремля

и

др.).

Герб

Москвы.

Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край,
его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.
8

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений
и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана
природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов
пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в
быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
9

высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной

сети

Интернет

(коммуникация

в

мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных

уровне

ряда

универсальных

универсальных
учебных

учебных

действий,

действий:

коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия
(пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:


ориентироваться в методах познания природы (наблюдение,

опыт, сравнение, измерение);


определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое,

твёрдое, газообразное);


различать символы РФ;



различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в

пределах изученного);


группировать

растения:

дикорастущие

и

культурные;

лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);


различать прошлое, настоящее, будущее.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


различать информацию, представленную в тексте, графически,

аудиовизуально;


читать информацию, представленную в схеме, таблице;
10



используя

текстовую

информацию,

заполнять

таблицы;

дополнять схемы;


соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со

временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
1.

ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой

характеристикой:


понятия

и

термины,

связанные

с

социальным

миром

(индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение,
старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край,
регион);


понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания,

тело, явление, вещество; заповедник);


понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и

охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность,
опасная ситуация).
2.

описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от

других планет Солнечной системы;
3.

создавать

небольшие

описания

на

предложенную

тему

(например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы
чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.);
4.

создавать

высказывания-рассуждения

(например,

признаки

животного и растения как живого существа; связь изменений в живой
природе с явлениями неживой природы);
5.

приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную

книгу России (на примере своей местности);
6.

описывать современные события от имени их участника.
11

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


следовать образцу, предложенному плану и инструкции при

решении учебной задачи;


контролировать

с

небольшой

помощью

учителя

последовательность действий по решению учебной задачи;


оценивать результаты своей работы, анализировать оценку

учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и
замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


строить свою учебную и игровую деятельность, житейские

ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;


оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения,

культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;


проводить в парах (группах) простые опыты по определению

свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно
намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;


определять причины возможных конфликтов, выбирать (из

предложенных) способы их разрешения.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
12

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные

представления

о

бактериях.

Грибы:

строение

шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
13

фиксация

изменений.

Растения

родного

края,

названия

и

краткая

характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека.

Системы

дыхательная,

органов

кровеносная,

(опорно-двигательная,
нервная,

органы

пищеварительная,

чувств),

их

роль

в

жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира

железнодорожного,

водного
14

и

авиатранспорта

(правила

безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование

в

признаках

мошеннических

действий,

защита

персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных

группах)

в

условиях

контролируемого

доступа

в

информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,

коммуникативных

универсальных

учебных

действий,

регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных

логические

и

исследовательские

универсальных

учебных

действия

действий

как

часть

способствуют

формированию умений:


проводить

несложные

наблюдения

в

природе

(сезонные

изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками
наблюдений (в парах, группах) делать выводы;


устанавливать

зависимость

между

внешним

видом,

особенностями поведения и условиями жизни животного;


определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)

существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;


моделировать цепи питания в природном сообществе;



различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;

соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может

дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
15



находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их

названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;


читать несложные планы, соотносить условные обозначения с

изображёнными объектами;


находить по предложению учителя информацию в разных

источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);


соблюдать правила безопасности при работе в информационной

среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их

краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).


описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;



описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на

основе сравнения объектов природы;


приводить примеры, кратко характеризовать представителей

разных царств природы;


называть признаки (характеризовать) животного (растения) как

живого организма;
16



описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей

страны (в пределах изученного).
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:


планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать

свои действия (при небольшой помощи учителя);


устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,

корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


участвуя

в

совместной

деятельности,

выполнять

роли

руководителя (лидера), подчинённого;


оценивать результаты деятельности участников, положительно

реагировать на советы и замечания в свой адрес;


выполнять правила совместной деятельности, признавать право

другого человека иметь собственное суждение, мнение;


самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом

этики общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.

17

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре,

истории,

традициям

своего

народа

и

других

народов,

государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
18

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы

России.

Особенности

поверхности

родного

края

(краткая

характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность

в

городе

(планирование

маршрутов

с

учётом

транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила
безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката
и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск

достоверной

информации,
19

опознавание

государственных

образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого

доступа

в

информационно-коммуникационную

сеть

Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,

коммуникативных

универсальных

учебных

действий,

регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных

логические

и

исследовательские

универсальных

учебных

действия

действий

как

часть

способствуют

формированию умений:


устанавливать последовательность этапов возрастного развития

человека;


конструировать в учебных и игровых ситуациях правила

безопасного поведения в среде обитания;


моделировать схемы природных объектов (строение почвы;

движение реки, форма поверхности);


соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой

природной зоне;


классифицировать природные объекты по принадлежности к

природной зоне;


определять разрыв между реальным и желательным состоянием

объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:


использовать умения работать с информацией, представленной в

разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного

использования

электронных

информационных ресурсов;
20

образовательных

и



использовать для уточнения и расширения своих знаний об

окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-коммуникационную

сеть

Интернет

(в

условиях

контролируемого выхода);


делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе

дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:


ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;

культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;


характеризовать человека как живой организм: раскрывать

функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной
системы в деятельности организма;


создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и

самочувствия организма вредных привычек;


описывать

ситуации

проявления

нравственных

качеств

–

отзывчивости, доброты, справедливости и др.;


составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе

(на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);


составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина



создавать небольшие тексты о знаменательных страницах

РФ»;
истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные

универсальные

учебные

формированию умений:
21

действия

способствуют



самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;

предвидеть трудности и возможные ошибки;


контролировать процесс и результат выполнения задания,

корректировать учебные действия при необходимости;


адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу

над ошибками;


находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их

причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:


выполнять правила совместной деятельности при выполнении

разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;


ответственно относиться к своим обязанностям в процессе

совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;


анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных

игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.

22

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования

направлено

на

достижение

обучающимися

личностных,

метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:


становление ценностного отношения к своей Родине – России;

понимание особой роли многонациональной России в современном мире;


осознание своей этнокультурной и российской гражданской

идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;


сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей

страны и родного края;


проявление интереса к истории и многонациональной культуре

своей страны, уважения к своему и другим народам;


первоначальные представления о человеке как члене общества,

осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:


проявление культуры общения, уважительного отношения к

людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

23



принятие существующих в обществе нравственно-этических

норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;


применение

способности

правил

договариваться,

совместной
неприятие

деятельности,
любых

проявление

форм

поведения,

направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:


понимание особой роли России в развитии общемировой

художественной

культуры,

проявление

уважительного

отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;


использование

полученных

знаний

в

продуктивной

и

преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:


соблюдение правил организации здорового и безопасного (для

себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);


приобретение

опыта

эмоционального

отношения

к

среде

обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:


осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и

общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:

24



осознание роли человека в природе и обществе, принятие

экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:


осознание

ценности

познания

для

развития

человека,

необходимости самообразования и саморазвития;


проявление

познавательного

интереса,

активности,

инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении
своих знаний, в том числе с использованием различных информационных
средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:


природной

понимать
и

целостность

социальной

окружающего

среды

обитания),

мира

(взаимосвязь

проявлять

способность

ориентироваться в изменяющейся действительности;


на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира

устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина
– следствие; изменения во времени и в пространстве);


сравнивать

объекты

окружающего

мира,

устанавливать

основания для сравнения, устанавливать аналогии;


объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;



определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать предложенные объекты;


находить закономерности и противоречия в рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;


выявлять

недостаток

информации

для

решения

(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
25

учебной

2) Базовые исследовательские действия:


проводить (по предложенному и самостоятельно составленному

плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;


проявлять

интерес

к

экспериментам,

проводимым

под

руководством учителя;


определять разницу между реальным и желательным состоянием

объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;


формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;


моделировать ситуации на основе изученного материала о связях

в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный
труд и его результаты и др.);


проводить

по

предложенному

плану

опыт,

несложное

исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть – целое, причина – следствие);


основе

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
результатов

проведённого

наблюдения

(опыта,

измерения,

исследования).
3) Работа с информацией:


использовать различные источники для поиска информации,

выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;


находить

в

предложенном

источнике

информацию,

представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;


распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;


находить и использовать для решения учебных задач текстовую,

графическую, аудиовизуальную информацию;
26



читать

и

интерпретировать

графически

представленную

информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);


анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,

звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;


фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,

выступление,

высказывание)

и

графическом

виде

(рисунок,

схема,

диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:


в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,

оценивать выступления участников;


признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;


соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять

уважительное отношение к собеседнику;


использовать смысловое чтение для определения темы, главной

мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;


создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,

повествование);


конструировать обобщения и выводы на основе полученных

результатов

наблюдений

и

опытной

работы,

подкреплять

их

доказательствами;


находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об

изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
27



готовить небольшие публичные выступления с возможной

презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:


планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя

действия по решению учебной задачи;


выстраивать

последовательность

выбранных

действий

и

операций.
2) Самоконтроль и самооценка:


осуществлять

контроль

процесса

и

результата

своей

деятельности;


находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;



корректировать свои действия при необходимости (с небольшой

помощью учителя);


предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,

предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.


объективно

оценивать

результаты

своей

деятельности,

соотносить свою оценку с оценкой учителя;


оценивать целесообразность выбранных способов действия, при

необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:


решения

понимать значение коллективной деятельности для успешного
учебной

формулировании

(практической)

краткосрочных

задачи;

и

активно

долгосрочных

участвовать

целей

в

совместной

деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);


коллективно строить действия по достижению общей цели:

распределять роли,

договариваться, обсуждать

совместной работы;
28

процесс

и

результат



проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;


выполнять

правила

совместной

деятельности:

справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;


ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:


называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени,

отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе;


воспроизводить название своего населённого пункта, региона,

страны;


приводить

примеры

культурных

объектов

родного

края,

школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий;


различать объекты живой и неживой природы, объекты,

созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);


описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в

родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники,

29

травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;


применять

правила

ухода

за

комнатными

растениями

и

домашними животными;


проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные

групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт
времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;


использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о

природе и обществе;


оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное

отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;


соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника;

во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;


соблюдать

правила

использования

электронных

средств,

оснащённых экраном;


соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;



соблюдать правила безопасного поведения пешехода;



соблюдать правила безопасного поведения в природе;



с

помощью

взрослых

(учителя,

родители)

пользоваться

электронным дневником и электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:


находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой

регион и его главный город;


узнавать государственную символику Российской Федерации

(гимн, герб, флаг) и своего региона;
30



проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,

традициям своего народа и других народов, государственным символам
России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;


распознавать изученные объекты окружающего мира по их

описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;


приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников

народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного
края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;


проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные

наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;


приводить

примеры

изученных

взаимосвязей

в

природе,

примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;


описывать на основе предложенного плана или опорных слов

изученные культурные объекты (достопримечательности родного края,
музейные экспонаты);


описывать на основе предложенного плана или опорных слов

изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия,
планеты;


группировать изученные объекты живой и неживой природы по

предложенным признакам;


сравнивать объекты живой и неживой природы на основе

внешних признаков;


ориентироваться

на

местности

по

местным

природным

признакам, Солнцу, компасу;


создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о

природе и обществе;


использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о

природе и обществе;
31

соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в



природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в
ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила



безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;


соблюдать режим дня и питания;



безопасно

использовать

мессенджеры

в

условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах



с помощью учителя (при необходимости).
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации



(гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России
и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,



традициям

своего

народа

и

других

народов;

соблюдать

правила

нравственного поведения в социуме;


приводить примеры памятников природы, культурных объектов и

достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой

историей

и

культурой;

российских

центров

декоративно-

прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;


показывать на карте мира материки, изученные страны мира;



различать расходы и доходы семейного бюджета;

32

распознавать изученные объекты природы по их описанию,



рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие



опыты

с

природными

лабораторного

объектами

оборудования

и

с

использованием

измерительных

приборов;

простейшего
соблюдать

безопасность проведения опытов;


группировать изученные объекты живой и неживой природы,

проводить простейшую классификацию;


сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и

неживой природы;


описывать на основе предложенного плана изученные объекты и

явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;


использовать различные источники информации о природе и

обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;


использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и

природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;


фиксировать

результаты

наблюдений,

опытной

работы,

в

процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;


создавать

по

заданному

плану

собственные

развёрнутые

высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);


соблюдать

правила

безопасного

поведения

пассажира

железнодорожного, водного и авиатранспорта;


соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе

требования к двигательной активности и принципы здорового питания;


соблюдать основы профилактики заболеваний;
33



соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;



соблюдать правила нравственного поведения на природе;



безопасно использовать персональные данные в условиях

контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при



общении в мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,



традициям своего народа и других народов, государственным символам
России;


соблюдать правила нравственного поведения в социуме;



показывать

на

физической

карте

изученные

крупные

географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря,
омывающие территорию России);
показывать



на

исторической

карте

места

изученных

исторических событий;


находить место изученных событий на «ленте времени»;



знать основные права и обязанности гражданина Российской

Федерации;


соотносить изученные исторические события и исторических

деятелей с веками и периодами истории России;


важных

рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
событиях истории

России, наиболее известных

российских

исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы
России и родного края;

34



описывать на основе предложенного плана изученные объекты,

выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона;


проводить по предложенному/самостоятельно составленному

плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами

природы

с

использованием

простейшего

лабораторного

оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;


распознавать изученные объекты и явления живой и неживой

природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;


группировать изученные объекты живой и неживой природы,

самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации;


сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их

внешних признаков и известных характерных свойств;


использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения

простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности,
причины смены природных зон);


называть наиболее значимые природные объекты Всемирного

наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);


называть экологические проблемы и определять пути их

решения;


создавать

по

заданному

плану

собственные

развёрнутые

высказывания о природе и обществе;


использовать различные источники информации для поиска и

извлечения информации, ответов на вопросы;


соблюдать правила нравственного поведения на природе;
35



осознавать возможные последствия вредных привычек для

здоровья и жизни человека;


соблюдать правила безопасного поведения при использовании

объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах,
кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и т.д.);


соблюдать

правила

безопасного

поведения

при

езде

на

велосипеде, самокате;


осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и

верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернете;


соблюдать правила безопасного для здоровья использования

электронных образовательных и информационных ресурсов.

36

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
Семья. Взаимоотношения и
1.2
взаимопомощь в семье.
1.3
Россия - наша Родина.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Природа - среда обитания человека.
2.1
Взаимосвязи между человеком и
природой.
Растительный мир. Растения
2.2
ближайшего окружения.
Мир животных. Разные группы
2.3
животных.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
Безопасность в быту, безопасность
3.2
пешехода, безопасность в сети Интернет

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

3
2
11
16

13

1

9

1

15
37
3
4

Итого по разделу

7

Резервное время

6
37

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

0

38

2

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
Правила культурного поведения в
1.3
общественных местах
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания природы. Земля и
2.1
другие планеты, звезды и созвездия.
2.2
Многообразие растений
2.3
Многообразие животных
Красная книга России. Заповедники и
2.4
природные парки
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
Безопасность в школе и общественном
3.2
транспорте, безопасность в сети
Интернет

Контрольные
работы

Всего

14
8
6
28

12

2

10
12
16
50
8
10

Итого по разделу

18

Резервное время

6

3

102

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Практические
работы

39

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.3

Страны и народы мира.

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

26

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

12

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

8

2.3

Разнообразие растений

12

2.4

Разнообразие животных

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.5

Природные сообщества

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Человек - часть природы

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1

40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

56

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

14

Резервное время

6

4

102

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

41

2

4 КЛАСС
№
п/
п

Наименован
ие разделов
и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Раздел 1. Человек и общество
Наша родина
1.1
- Российская
10
Федерация
История
Отечества.
«Лента
1.2
17
времени» и
историческая
карта
Человек творец
культурных
1.3
ценностей.
6
Всемирное
культурное
наследие
Итого по разделу

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

33

Раздел 2. Человек и природа
Методы
познания
окружающей
2.1
5
природы.
Солнечная
система
Формы
земной
поверхности.
2.2
9
Водоемы и
их
разнообразие
Природные
зоны России:
общее
2.3
представлени
5
е, основные
природные
зоны
Природные и
2.4
культурные
5
объекты

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f412
850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
42

Всемирного
наследия.
Экологическ
ие проблемы
Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый
образ жизни:
3.1
профилактик
1
а вредных
привычек
Безопасность
в городе.
3.2
Безопасность
4
в сети
Интернет
Итого по разделу

5

Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

6

4

68

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850

2

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».