1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии
для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
2
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в
реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской
деятельностью
(наблюдения,
опыты,
трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих
ценностей,
законов
и
правил
построения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни,
приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения;
становление
навыков
повседневного
проявления
культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
3
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение
общечеловеческих
ценностей
взаимодействия
в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий
мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в 1, 4 классе; 3 часа в неделю в
2,3 классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 102 часа, 3 класс – 102 часа, 4 класс
– 68 часов.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный,
школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых.
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и
учебного
оборудования;
поза;
освещение
рабочего
места.
Правила
безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России
(герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные
объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные
человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам,
вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой
своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
5
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние,
краткое
описание).
Лиственные
и
хвойные
растения.
Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы,
рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).
Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств,
оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных
уровне
ряда
универсальных
универсальных
учебных
учебных
действий,
действий:
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать
зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
6
приводить примеры представителей разных групп животных
(звери,
насекомые,
рыбы,
птицы),
называть
главную
особенность
представителей одной группы (в пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать
их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его
названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на
вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным
мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название
страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с
принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в
рассказе своё отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
сравнивать
организацию
своей
жизни
с
установленными
правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная
7
активность,
закаливание,
безопасность
использования
бытовых
электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах
и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать
предложенные
ситуации:
устанавливать
нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил
дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
соблюдать
правила
общения
в
совместной
деятельности:
договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение
правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты.
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни
Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание
Москвы,
строительство
Кремля
и
др.).
Герб
Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край,
его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.
8
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений
и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана
природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов
пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в
быту, на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
9
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера
телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной
сети
Интернет
(коммуникация
в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных
уровне
ряда
универсальных
универсальных
учебных
учебных
действий,
действий:
коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия
(пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение,
опыт, сравнение, измерение);
определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое,
твёрдое, газообразное);
различать символы РФ;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в
пределах изученного);
группировать
растения:
дикорастущие
и
культурные;
лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
различать информацию, представленную в тексте, графически,
аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
10
используя
текстовую
информацию,
заполнять
таблицы;
дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со
временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
1.
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой:
понятия
и
термины,
связанные
с
социальным
миром
(индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение,
старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край,
регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания,
тело, явление, вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и
охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность,
опасная ситуация).
2.
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от
других планет Солнечной системы;
3.
создавать
небольшие
описания
на
предложенную
тему
(например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы
чувств?», «Лес – природное сообщество» и др.);
4.
создавать
высказывания-рассуждения
(например,
признаки
животного и растения как живого существа; связь изменений в живой
природе с явлениями неживой природы);
5.
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную
книгу России (на примере своей местности);
6.
описывать современные события от имени их участника.
11
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при
решении учебной задачи;
контролировать
с
небольшой
помощью
учителя
последовательность действий по решению учебной задачи;
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку
учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и
замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские
ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения,
культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению
свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно
намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из
предложенных) способы их разрешения.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
12
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные
представления
о
бактериях.
Грибы:
строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
13
фиксация
изменений.
Растения
родного
края,
названия
и
краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека.
Системы
дыхательная,
органов
кровеносная,
(опорно-двигательная,
нервная,
органы
пищеварительная,
чувств),
их
роль
в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира
железнодорожного,
водного
14
и
авиатранспорта
(правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование
в
признаках
мошеннических
действий,
защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных
группах)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных
логические
и
исследовательские
универсальных
учебных
действия
действий
как
часть
способствуют
формированию умений:
проводить
несложные
наблюдения
в
природе
(сезонные
изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками
наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать
зависимость
между
внешним
видом,
особенностями поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может
дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
15
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на
основе сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей
разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
16
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать
свои действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя
в
совместной
деятельности,
выполнять
роли
руководителя (лидера), подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом
этики общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
17
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре,
истории,
традициям
своего
народа
и
других
народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
18
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы
России.
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность
в
городе
(планирование
маршрутов
с
учётом
транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила
безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката
и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
19
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого
доступа
в
информационно-коммуникационную
сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые
познавательных
логические
и
исследовательские
универсальных
учебных
действия
действий
как
часть
способствуют
формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила
безопасного поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного
использования
электронных
информационных ресурсов;
20
образовательных
и
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-коммуникационную
сеть
Интернет
(в
условиях
контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать
функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной
системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
описывать
ситуации
проявления
нравственных
качеств
–
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе
(на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах
РФ»;
истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные
универсальные
учебные
формированию умений:
21
действия
способствуют
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу
над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных
игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.
22
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования
направлено
на
достижение
обучающимися
личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
23
принятие существующих в обществе нравственно-этических
норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение
способности
правил
договариваться,
совместной
неприятие
деятельности,
любых
проявление
форм
поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной
культуры,
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение
опыта
эмоционального
отношения
к
среде
обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
24
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание
ценности
познания
для
развития
человека,
необходимости самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении
своих знаний, в том числе с использованием различных информационных
средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
природной
понимать
и
целостность
социальной
окружающего
среды
обитания),
мира
(взаимосвязь
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина
– следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать
объекты
окружающего
мира,
устанавливать
основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять
недостаток
информации
для
решения
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
25
учебной
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять
интерес
к
экспериментам,
проводимым
под
руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях
в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный
труд и его результаты и др.);
проводить
по
предложенному
плану
опыт,
несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть – целое, причина – следствие);
основе
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить
в
предложенном
источнике
информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
26
читать
и
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление,
высказывание)
и
графическом
виде
(рисунок,
схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов
наблюдений
и
опытной
работы,
подкреплять
их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
27
готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
выстраивать
последовательность
выбранных
действий
и
операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять
контроль
процесса
и
результата
своей
деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно
оценивать
результаты
своей
деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
решения
понимать значение коллективной деятельности для успешного
учебной
формулировании
(практической)
краткосрочных
задачи;
и
активно
долгосрочных
участвовать
целей
в
совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли,
договариваться, обсуждать
совместной работы;
28
процесс
и
результат
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
выполнять
правила
совместной
деятельности:
справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени,
отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона,
страны;
приводить
примеры
культурных
объектов
родного
края,
школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи,
профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты,
созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники,
29
травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
применять
правила
ухода
за
комнатными
растениями
и
домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт
времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника;
во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
соблюдать
правила
использования
электронных
средств,
оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с
помощью
взрослых
(учителя,
родители)
пользоваться
электронным дневником и электронными ресурсами школы.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой
регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации
(гимн, герб, флаг) и своего региона;
30
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным символам
России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников
народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного
края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
приводить
примеры
изученных
взаимосвязей
в
природе,
примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные культурные объекты (достопримечательности родного края,
музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия,
планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков;
ориентироваться
на
местности
по
местным
природным
признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о
природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о
природе и обществе;
31
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в
природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в
ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно
использовать
мессенджеры
в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах
с помощью учителя (при необходимости).
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации
(гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России
и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям
своего
народа
и
других
народов;
соблюдать
правила
нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой
историей
и
культурой;
российских
центров
декоративно-
прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
32
распознавать изученные объекты природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты
с
природными
лабораторного
объектами
оборудования
и
с
использованием
измерительных
приборов;
простейшего
соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
фиксировать
результаты
наблюдений,
опытной
работы,
в
процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать
по
заданному
плану
собственные
развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление
иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе
требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
33
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным символам
России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать
на
физической
карте
изученные
крупные
географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря,
омывающие территорию России);
показывать
на
исторической
карте
места
изученных
исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
важных
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
событиях истории
России, наиболее известных
российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы
России и родного края;
34
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами
природы
с
использованием
простейшего
лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности,
причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их
решения;
создавать
по
заданному
плану
собственные
развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
35
осознавать возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах,
кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
при
езде
на
велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.
36
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
Семья. Взаимоотношения и
1.2
взаимопомощь в семье.
1.3
Россия - наша Родина.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Природа - среда обитания человека.
2.1
Взаимосвязи между человеком и
природой.
Растительный мир. Растения
2.2
ближайшего окружения.
Мир животных. Разные группы
2.3
животных.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
Безопасность в быту, безопасность
3.2
пешехода, безопасность в сети Интернет
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
3
2
11
16
13
1
9
1
15
37
3
4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
37
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
0
38
2
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Россия
1.2
Семья. Семейные ценности и традиции
Правила культурного поведения в
1.3
общественных местах
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания природы. Земля и
2.1
другие планеты, звезды и созвездия.
2.2
Многообразие растений
2.3
Многообразие животных
Красная книга России. Заповедники и
2.4
природные парки
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
Безопасность в школе и общественном
3.2
транспорте, безопасность в сети
Интернет
Контрольные
работы
Всего
14
8
6
28
12
2
10
12
16
50
8
10
Итого по разделу
18
Резервное время
6
3
102
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Практические
работы
39
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1.3
Страны и народы мира.
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
26
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
12
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
8
2.3
Разнообразие растений
12
2.4
Разнообразие животных
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.5
Природные сообщества
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.6
Человек - часть природы
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
56
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
14
Резервное время
6
4
102
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
41
2
4 КЛАСС
№
п/
п
Наименован
ие разделов
и тем
программы
Количество часов
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Раздел 1. Человек и общество
Наша родина
1.1
- Российская
10
Федерация
История
Отечества.
«Лента
1.2
17
времени» и
историческая
карта
Человек творец
культурных
1.3
ценностей.
6
Всемирное
культурное
наследие
Итого по разделу
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
33
Раздел 2. Человек и природа
Методы
познания
окружающей
2.1
5
природы.
Солнечная
система
Формы
земной
поверхности.
2.2
9
Водоемы и
их
разнообразие
Природные
зоны России:
общее
2.3
представлени
5
е, основные
природные
зоны
Природные и
2.4
культурные
5
объекты
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/7f412
850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
42
Всемирного
наследия.
Экологическ
ие проблемы
Итого по разделу
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый
образ жизни:
3.1
профилактик
1
а вредных
привычек
Безопасность
в городе.
3.2
Безопасность
4
в сети
Интернет
Итого по разделу
5
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6
4
68
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412
850
2
43