1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Сущностью функциональной грамотности являются не сами знания, а
четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания;
применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности
младшего
школьника,
безусловно,
составляют
метапредметные
универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные,
регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух
групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая,
литературная,
математическая,
естественно-научная)
соответствуют
предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность,
формирующиеся на любом предметном содержании.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФУНКИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель программы: создание условий для формирования и развития
основ функциональной грамотности у младших школьников.
2
Задачи:
- познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
− способствовать формированию уважительного отношения к людям
разных профессий и результатам их труда;
-
способствовать
развитию
интеллектуальных
и
творческих
возможностей ребёнка;
− способствовать формированию нравственных качеств: доброты,
взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.;
− способствовать формированию навыков здорового и безопасного
образа жизни.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии
на
них,
использования
их
содержания
для
достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические
удовлетворять
суждения
в
и
настоящем
использовать
и
будущем
математику
потребности,
так,
чтобы
присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
3
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью
является
изучения
блока
формирование
у
«Естественно-научная
обучающихся
способности
грамотность»
использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Функциональной
грамотности», – 33 (1 час в неделю).
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных
сказок,
составление
характеристики
героев
прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные
и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная
грамотность:
наблюдения
и
простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение обучающимися
следующих
личностных результатов:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–
использовать
знаково-символические
средства,
в
том
числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
6
–
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
–
перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
–
контролировать
и
оценивать
свои
действия,
вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в
соответствии
с
поставленными
задачами
и
отображать
предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
7
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
–
способность
формулировать,
применять
и
интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
8
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п
Тема
1.
Виталий
Бианки.
Лис и
мышонок
2.
Русская
народная
Предмет
изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
Качество: осторожность, – называть героев сказки;
предусмотрительность.
– дополнять предложения, пользуясь информацией
из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Содержание сказки.
– Определять национальную принадлежность сказки
Качество: выносливость, по информации в заголовке занятия;
10
сказка.
Мороз и
заяц
3.
упорство.
Владимир Содержание сказки.
Сутеев.
Качество: трудолюбие.
Живые
грибы
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без
опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по
значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с
предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со
сведениями, полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность
высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из
текста;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
11
4
Геннадий
Цыферов.
Петушок
и
солнышк
о
Содержание сказки.
Качество: вежливость,
умение признавать свои
ошибки.
5.
Михаил
Пляцковс
кий. Урок
Содержание сказки.
Дружба, жадность.
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного
текста выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них
главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам
сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в
сказке, с событиями собственной жизни, давать им
оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы
с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять
план;
12
дружбы
6
Грузинск
ая сказка.
Лев и
заяц
Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость, хитрость,
глупость.
– определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение
сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями,
описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
13
7
Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать
Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость, хитрость,
глупость.
8
Евгений
Пермяк.
Четыре
брата
Содержание сказки.
Семейные ценности.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы
с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
– располагать в правильной последовательности
предложения для составления отзыва на
прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в
сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы
14
с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и решение
– составлять и решать выражения с ответом 5;
выражений, задачи.
– решать задачу на уменьшение числа на несколько
Многоугольники.
единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть
многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и решение
– образовывать число 8;
выражений, задачи.
– составлять и решать выражения с ответом 9;
Ломаная.
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть
геометрическую фигуру – ломаную.
9
Про
курочку
Рябу,
золотые и
простые
яйца
10
Про козу,
козлят и
капусту
11
Про
Состав числа 9, анализ
петушка и данных и ответы на
жерновцы вопросы.
– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на
15
12
13
14.
Как
петушок
и курочки
делили
бобовые
зёрнышки
Про
наливные
яблочки
Разложение числа 10 на
два и три слагаемых.
Про
Машу и
трёх
медведей
Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение
суммы.
Увеличение числа на
несколько единиц,
сложение и вычитание в
переделах 20.
вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в
табличную форму;
– находить недостающие данные при решении
задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления
числа на части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более
мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления
числа на части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в
16
15
Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку
16
Про
медведя,
лису и
мишкин
мёд
17
За
покупкам
таблице данные;
– устанавливать закономерности.
Задачи на нахождение
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
части.
– решать задачи на нахождение части числа:
Состав числа 12.
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в
таблице по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Задачи на нахождение
– Решать задачи на нахождение суммы, на
суммы.
увеличение числа на несколько единиц;
Состав чисел второго
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в
десятка.
таблице по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на
несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар, спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как
17
и
18
Находчив
ый
Колобок
Деньги, цена, услуги,
товар.
19
День
рождения
МухиЦокотухи
Цена, стоимость, сдача,
сбережения.
20
Буратино
и
карманны
е деньги
Карманные деньги,
необходимая покупка,
желаемая покупка.
формируется стоимость товара, почему один и тот
же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на
имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги,
необходимая покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе
предложенных цен;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости,
18
21
Кот
Василий
продаёт
молоко
Реклама.
22
Лесной
банк
Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.
23
Как
мужик и
медведь
прибыль
делили
Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом.
коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и
выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной
информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для
первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в
текстовом виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как
получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную
19
24
Как
мужик
золото
менял
Услуга, равноценный
обмен, бартер.
сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу;
наблюдать над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
25
Как
Вода, свойства воды.
Иванушка
хотел
попить
водицы
– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на
высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа
бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки
чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по
20
26
Пятачок, Воздушный шарик,
Виннивоздух.
Пух и
воздушны
й шарик
27
Про
репку и
другие
корнепло
ды
Корнеплоды.
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды,
называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из
рассказа учителя, из собственного жизненного
опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
21
28
Плывёт,
плывёт
кораблик
Плавучесть предметов.
29
Про
Снегуроч
ку и
превраще
ния воды
Три состояния воды.
30
Как
делили
апельсин
Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от
формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов
находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под
ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния
в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и
объяснять полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик
при воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
22
31
Крошка
Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду
Зеркало, отражение,
калейдоскоп.
32
Иванова
соль
Соль, свойства соли.
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания
цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в
воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских,
выпуклых и вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов:
сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное
23
33
Владимир Яблоко.
Сутеев.
Яблоко
высказывание, таблица, дополненное письменное
высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и
проводить опыт, аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.
24
25