РП основы медицинских знаний

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого МО
МКОУ "Троицкая СОШ № 50 "

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Директор

________________________

________________________

Зенкова Е.В.

Лемешева Е.В.
Приказ № 2908-01-О
от «29» августа 2025 г.

Протокол №1
от «27» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9032743)
Школьного компонента «Основы медицинских знаний»
для обучающихся 5 классов

п. Троицкий 2025
1

Пояснительная записка
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
- Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в
дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в
действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания".
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №
115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 №
63180)
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения
2

Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями
от 23.12.2020);
Данная программа учебного курса предназначена
для обучающихся 5
классов. Преподавание курса «Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни » для учащихся
как дополнительного образования
обусловлено многими
причинами. Ежегодные медицинские осмотры
школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс
заболеваний. Это и нарушение зрения,
осанки, сколиоз,
нервнопсихические
расстройства,
отравления. Подростки
рано
начинают
курить,
употреблять
спиртные
напитки,
наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.
Для
решения
этих
проблем
важным
является
профилактическое
направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей
и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении
кадетов является формирование принципов здорового образа жизни.
Обучающиеся должны
иметь
соответствующие
знания
и
практические навыки по оказанию первой медицинской помощи
человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само
и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.

Цель программы:
Формирование у обучающихся
сознательного и ответственного
отношения к
сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового
образа жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и
умений оказывать первую доврачебную помощь;
Реализация цели предусматривает решение следующих задач
1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового образа жизни,
борьбу с вредными привычками.
2.Познакомить
учеников
со строением
и основными
функциями
человеческого организма.
3.
Познакомить
учащихся
с
различными
видами
травм
и
неотложных состояний.
3

4.Научить приемам оказания первой доврачебной помощи при закрытых
и открытых травмах
5.Обучить методам оказания реанимационной помощи
6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую
сохранению жизни и здоровья.
Рабочая
программа
дисциплины «Основы
медицинских
знаний» составлена в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного
стандарта
основного
общего
образования медицинского направления.
Программа включает тематический план, перечень знаний и умений,
формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического
обучения, список учебной литературы, учебно-наглядных и технических
средств обучения.
Содержание программы разработано с учетом имеющихся у учащихся
знаний по биологии, гигиене и санитарии, физике, химии и другим
предметам, изучаемым в школе.
Составлена на основании учебников: Курс лекций по основам медицинских
знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. М. Берлин: ДиректМедиа. 2015. 97 стр. (Электронный ресурс. - Режим доступа: http://
http://biblioclub.ru/index.php?page=author&id=133506 Основы медицинских
знаний: учебное пособие. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., Ничипрук
Г.И., Виноградов С.В. Изд.: СпецЛит, 2013г.- 303с. (Электронный ресурс. Режим
доступа:
http://
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=104904.
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие – это важная и
неотъемлемая часть подготовки обучающихся, поэтому первостепенное
место в программе уделяется изучению темы «Понятие о здоровье
и
здоровом
образе
жизни».
Особое
внимание
уделяется
закаливанию, правильному питанию, гигиеническим навыкам. Не менее
важное значение уделяется теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для
большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация
видеофильмов.
Важнейшим условием сохранения здоровья является учет возможности
заболеваний и травм, необходимости оказания само и взаимопомощи. В
процессе обучения обучающиеся
знакомятся с медицинскими и
подручными средствами оказания первой помощи, изучают различные виды
травм, их признаки и правила оказания первой помощи.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Каждый прием по
оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.
4

Решающее значение в дальнейшем прогнозе и исходе при
наиболее
тяжелых травмах имеет транспортировка пострадавших.
Учащиеся учатся, как правильно транспортировать пострадавшего в
лечебное учреждение, не навредив его состоянию.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить
уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-Лекции
-Собеседования
-Самоподготовка
-Индивидуальные и групповые консультации
-Групповые обсуждения
-Работа в малых творческих группах
-Практические задания
Формы проверки знаний
- Устный опрос
- Решение тестовых заданий
- Контрольные работы
- Решение ситуационных задач
- Выполнение реферативных работ
Основные знания и умения, приобретаемые учащимися при изучении
данного курса
Учащийся должен знать:
-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику
вредных привычек;
-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;
-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;
-знать средства для оказания само и взаимопомощи;
Уметь:
-применить на практике принципы здорового образа жизни;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-владеть приемами реанимационных мероприятий;
-оказывать
первую
помощь
при
закрытых
и
открытых
травмах, кровотечениях, ожогах , обморожениях,
электротравмах

5

Объем дисциплины курс «Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни» составляет 34 часов и изучается в течении одного учебного года.

6

Содержание
5 класс
Введение
Валеология — наука о здоровом образе жизни. Сущность понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни», «болезнь». Гигиена как наука.
1.
Пищеварение.
Система органов пищеварения, ее строение и функции. Значение
правильного питания.
Уход за зубами. Причина кариеса. Профилактика кариеса. Значение
регулярных осмотров у зубного врача и выполнение его рекомендаций.
Практическое занятие. Подбор зубной щетки, выбор зубной пасты, правила
чистки зубов.
Понятие о рациональном питании. Режим питания. Гигиена питания.
Желудочно-кишечные болезни, их причины. Меры предупреждения
«болезней грязных рук». Вред самолечения при острых кишечных
заболеваниях.
Глистные заболевания. Профилактика и лечение
гельминтозов. Признаки гельминтозов у детей.
2.
Кожа
Кожа, ее строение, понятие о функциях кожи. Уход за кожей тела, лица, рук.
Причины и профилактика гнойничковых заболеваний кожи. Уход за
волосами, основные моющие средства для волос, их правильный выбор.
Профилактика и лечение жирной себореи волос.
Уход за ногтями.
Профилактика грибковых заболеваний кожи, ногтей. Чесотка, ее причины.
Способы передачи чесотки, ее профилактика и лечение. Кожные паразиты.
Педикулез, его профилактика. Блохи и вши как переносчики возбудителей
инфекционных заболеваний, борьба с ними. Болезни, которыми можно
заразиться от животных. Гигиенические правила обращения с животными
(хомяками, крысами, кошками, со баками).
3.
Дыхание
Понятие о строении и функциях органов дыхания. Состав воздуха, роль
состава воздуха в поддержании здоровья человека. Правильное дыхание —
носовое дыхание.
Гигиена дыхания. Роль вентиляции, проветривания и нормальной влажности
в классах и жилых помещениях. Болезни органов дыхания, пути передачи и
профилактика гриппа, туберкулеза и др. Поведение во время эпидемии
гриппа, правильное поведение больных и тех, кто ухаживает за больными.
Курение. Болезни. Состав табачного дыма, его влияние на здоровье
курильщиков и окружающих.
4.
Органы чувств. Осанка.
7

Органы чувств, их значение для человека. Понятие о строении глаза.
Гигиена зрения. Причины близорукости, ее профилактика. Понятие о
строении уха. Гигиена слуха. Вредные влияния шума на здоровье. Факторы
нарушения осанки. Профилактика искривления позвоночника и
плоскостопия. Правильная рабочая поза — залог красоты и здоровья.
5.Гигиена труда и отдыха
Режим для школьника. Каким он должен быть? Практическое занятие.
Составление примерного режима для школьников, посещавших занятия в 1
смену. Гигиена умственного труда. Значение чередования различных видов
деятельности. Значение отдыха, физических упражнений, физкультминуток.
Как лучше готовить уроки. Приемы повышения продуктивности работы и
уменьшения утомляемости. Как укрепить память. Приемы запоминания.
Роль опор и повторения. Значение физических нагрузок для укрепления
здоровья. Пагубные последствия гиподинамии.
Утренняя зарядка и
физкультура, их значение для укрепления здоровья, для получения
положительных эмоций и приобретения необходимых моральных качеств.
Сон, его значение для сохранения здоровья. Гигиена сна. Отдых, его
значение в поддержании здоровья и высокой работоспособности. Роль
активного отдыха для учащихся . Летние каникулы — лучшее время для
оздоровления.

8

Тематическое планирование 5класс
№ п/п

Название разделов, тем
По
плану

По факту

Введение
1

Валеология — наука о здоровом образе
жизни. Сущность понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни», «болезнь».

2

Гигиена как наука.

1-3.09

6-10.09

1. Пищеварение
3

Система органов пищеварения, ее строение
и функции. Значение правильного питания.

13-17.09

4

Витамины и их значение.

20-25.09

5

Уход за зубами. Причина кариеса.
Профилактика кариеса. Значение
регулярных осмотров у зубного врача и
выполнение его рекомендаций.

27-30.09

6

Практическое занятие. Подбор зубной
щетки, выбор зубной пасты, правила чистки
зубов.

7

Понятие о рациональном питании. Режим
питания. Гигиена питания.

8

Желудочно-кишечные болезни, их причины. 18-22.10
Меры предупреждения «болезней грязных
рук». Вред самолечения при острых
кишечных заболеваниях.

9

Глистные заболевания. Профилактика и
лечение гельминтозов. Признаки
гельминтозов у детей.

4-8.10

11-15.10

25-29.10

2. Кожа
10.

Кожа, ее строение, понятие о функциях
кожи.

1-12.11

9

11

Уход за кожей тела, лица, рук. Причины и
профилактика гнойничковых заболеваний
кожи.

15-19.11

12

Уход за волосами, основные моющие
средства для волос, их правильный выбор.
Профилактика и лечение жирной себореи
волос.

22-26.11

13

Уход за ногтями. Профилактика грибковых
заболеваний кожи, ногтей.

29.113.12

14

Чесотка, ее причины. Способы передачи
чесотки, ее профилактика и лечение.
Кожные паразиты. Педикулез, его
профилактика.

6-10.12

15

Блохи и вши как переносчики возбудителей
инфекционных заболеваний, борьба с ними.
Болезни, которыми можно заразиться от
животных. Гигиенические правила
обращения с животными (хомяками,
крысами, кошками, со баками).

13-17.12

3. Дыхание
16

Понятие о строении и функциях органов
дыхания. Состав воздуха, роль состава
воздуха в поддержании здоровья человека.
Правильное дыхание — носовое дыхание.

20-24.12

17

Гигиена дыхания. Роль вентиляции,
проветривания и нормальной влажности в
классах и жилых помещениях.

27-30.12

18

Болезни органов дыхания, пути передачи и
профилактика гриппа, туберкулеза и др.
Поведение во время эпидемии гриппа,
правильное поведение больных и тех, кто
ухаживает за больными.

10-14.01

19

Курение. Болезни. Состав табачного дыма,
его влияние на здоровье курильщиков и
окружающих.

17-21.01

10

4. Органы чувств. Осанка.

20

Органы чувств, их значение для человека.
Понятие о строении глаза. Гигиена зрения.
Причины близорукости, ее профилактика.

24-28.01

21

Практическое занятие. Определение
ведущего глаза

31.014.02

22

Понятие о строении уха. Гигиена слуха.
Вредные влияния шума на здоровье.

7.0211.02

Факторы нарушения осанки. Профилактика
искривления позвоночника и плоскостопия.
Правильная рабочая поза — залог красоты и
здоровья.

14.02
18.02

23

Гигиена труда и отдыха
24

Практическое занятие. Определение
правильности осанки

21.0225.02

25

Практическое занятие. Определение
гибкости позвоночника

28.024.03

26

Режим для школьника. Каким он должен
быть?

9-18.03

27

Практическое занятие. Составление
примерного режима для школьников.

21.038.04

28

Гигиена умственного труда. Значение
чередования различных видов деятельности.
Значение отдыха, физических упражнений,
физкультминуток.

11.0415.04

Как лучше готовить уроки. Приемы
повышения продуктивности работы и
уменьшения утомляемости.

18.0422.04

30

Как укрепить память. Приемы запоминания.
Роль опор и повторения.

25.0429.04

31

Значение физических нагрузок для
укрепления здоровья. Пагубные
последствия гиподинамии.

29

4-13.05

11

32

Утренняя зарядка и физкультура, их
значение для укрепления здоровья, для
получения положительных эмоций и
приобретения необходимых моральных
качеств.

16.0520.05

33

Сон, его значение для сохранения здоровья.
Гигиена сна.

23.0527.05

34

Итоговое занятие. Презентация проектов

30.0531.05

12

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
1. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии
человека: Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.
2. Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. СанктПетербург, 2003. 612с.
3. Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.
4. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
224с.
5. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского
дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.
6. Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –
926с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Скелет человека
2. Торс человека
3. Тренажер по реанимации «Максим»
4. Муляжи и накладки по травмам
5. Видеофильмы
6. Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий
7. Медицинские средства для оказания первой доврачебной
помощи:
носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики
8. Плакаты и таблицы по первой медицинской помощи
9. Фонендоскопы, тонометры, секундомер
10. Предметы ухода за больным

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».