Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями
с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Программа по предмету «Профильный
труд» составлена на основе
примерных программ
«Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство»
(автор–Е.А.Ковалева) для 5 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями старшего возраста в
процессе формирования их трудовой культуры. Согласно имеющимся условиям в МКОУ
СОШ №50 курс «Сельскохозяйственный труд» выбран профилем трудовой подготовки в
V-IX-х классах.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению
обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и
навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с
учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» способствует решению следующих задач:
—
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
—
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье
и по месту жительства;
—
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
—
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
—
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
—
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
—
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору
профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
—
формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
—
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных
профилей в условиях школьных учебно- производственных мастерских в соответствии с
физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
—
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
—
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
—
совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
—
коррекция
и
развитие
познавательных
психических
процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
—
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
—
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
—
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
—
формирование
информационной
грамотности, умения
—
работать
с
различными
источниками
информации;
—
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
Также в содержание программы включены первоначальные сведения об
элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные
линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного
профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных
материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства.
Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ―
качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные
профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных
трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга
специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов,
запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при
проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила
профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Профильный труд»
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил
хранения
материалов,
санитарно-
гигиенических требований
при
работе
с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и
инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее
основных частей (на примере изучения любой современной машины,трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно- гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов;
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (сельскохозяйственный
труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной
природе;
понимание
значимости
организации
школьного
рабочего
места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в
группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное
реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения
других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других
обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране
природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей
различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического
работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно- практической
деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей
практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных
целей;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
Для реализации программы используются:
1)
учебная литература:
Е.А.Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд.(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениям) 5 класс: Москва«Просвещение»,2020.
Е.А.Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд.(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениям) 6 класс: Москва«Просвещение»,2020
Е.А.Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд.(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениям) 7 класс: Москва«Просвещение»,2020
Е.А.Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд.(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениям) 8 класс: Москва«Просвещение»,2020
Е.А.Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд.(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениям) 9 класс: Москва«Просвещение»,2020
2)
информационные ресурсы: дидактический материал, натуральные
наглядные учебные пособия (живые растения, семена, почвы, органические и
минеральные удобрения и др.), изобразительные наглядные пособия (таблицы, модели,
макеты и др.), интернет ресурсы.
3)
оборудование: посевные емкости для посева семян, емкости для хранения
почвы, воды, мытья инвентаря, ветошь для уборки рабочих мест, щетки; необходимый
инвентарь для ухода за растениями, для рыхления почвы и др.
В программе «Сельскохозяйственный труд» этот учебный п р е д м е т реализуется
в рамках учебного плана школы.
Количество часов, отведенных на изучение предмета:
5 класс– 6 часа в неделю,
6 класс– 6 часа в неделю,
7класс– 7 часов в неделю,
204
204
238
часа в год
часа в год
часов в год
8класс– 7 часов в неделю,
238
часов в год
9класс-7 часов в неделю,
238
часов в год
Срок реализации рабочей учебной программы – 5лет.
Ведущие формы учебной деятельности: урок, экскурсия, лабораторная работа,
наблюдение, учебное – трудовые упражнения, практические занятия, также занятия могут
проводиться в игровой форме. Используются традиционные технологии преподавания
предмета, а также инновационные:
Метод проектов, элементы исследовательской работы. На уроках используется
компьютер.
Основными формами контроля результатов усвоения программного материала
обучающимися являются: устный контроль (устные ответы учащихся), письменный
контроль (проверочная работа, самостоятельная работа, тестовые задания), практический
контроль (выполнение учащимися практической работы), неформальное тестирование
(письменные ответы на письменные вопросы), наблюдение, итоговый контроль. Критерии
и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам
контроля знаний выработаны, обсуждены и утверждены на методическом объединении
учителей трудового обучения.
Содержание учебного материала
Содержание образования по годам обучения. 5 класс. Всего 204 часа (6 часов
неделю).
№п/ Наименование
п
Содержание
1
2
Вводное занятие
Сельскохозяйственный
труд.
Инструктаж по технике безопасности
2
Значение сельскохозяйственного труда. Виды хозяйств, 7
производящих
сельскохозяйственную
продукцию.
Школьное подсобное хозяйство
3
Осенние
сельскохозяйственные
работы
Уборка урожая. Уборка картофеля. Уборка овощей. 18
Сортировка картофеля, моркови и свёклы.
Сбор
после урожайных
остатков. Заготовка веточного корма.
4
Кролики
5
Колво
часов
Внешнее строение кролика. Особенности кроликов. 45
Породы кроликов. Разведение кроликов. Болезни
кроликов.
Содержание
кроликов.
Устройство
крольчатника. Уход за кроликами. Ручной инвентарь для
работы в крольчатнике. Корма для кроликов. Подготовка
кормов к скармливанию. Кормление кроликов. Откорм
кроликов. Содержание кроликов на промышленной
кролиководческой ферме.
Зимний и ранневесенний Сад зимой. Работы в зимнем саду. Сад ранней весной. 8
уход
за
плодовыми
деревьями
6
Горох
Строение растения гороха. Особенности растения гороха. 27
Использование гороха. Подготовка семян гороха к посеву.
Подготовка почвы и посев семян гороха. Ручные орудия и
инвентарь для обработки почвы. Уход за посевами и
уборка урожая гороха.
7
Фасоль
Строение растения фасоли. Особенности растения фасоли. 15
Использование фасоли. Подготовка почвы и посев семян
фасоли. Уход за посевами и уборка урожая фасоли.
8
Картофель
9
Цветочные растения
Строение
растения
картофеля. Особенности 24
растения
картофеля.
Использование
картофеля.
Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка
почвы для посадки картофеля. Посадка картофеля.
Уход
за
картофелем.
Вредители и болезни картофеля.
Виды цветочных растений. Комнатные растения. Ручной 38
инвентарь для выращивания комнатных растений.
Почвенные смеси для комнатных растений. Уход за
комнатными растениями. Размножение комнатных
растений. Выращивание
герани. Выращивание аспидистры. Выращивание
кливии. Цветочные растения открытого грунта. Однолетние
цветочные растения. Цветник. Выращивание
ноготков.
Выращивание настурции. Выращивание бархатцев.
17
Повторение
Повторение изученного материала
практических отработки приемов работ.
и
выполнение 20
Содержание образования по годам обучения. 6 класс. Всего 204 часа (6 часов
неделю).
№п/п Наименование
1
2
3
4
5
Содержание
Кол- во
часов
Вводное занятие.
Уборка картофеля.
Инструктаж
2
Сроки и способы уборки картофеля. Хранение
6
картофеля.
Почва и ее обработка. Почва. Состав почвы. Песчаная и глинистая почвы. 11
Обработка почвы. Обработка почвы вручную.
Чеснок.
Строение
и особенности
растения чеснока.
7
Подготовка почвы и посадка чеснока.
Осенний
уход Ягодные
за ягодными кустарники.
Уход
за
ягодными
6
кустарниками.
кустарниками.
6
Домашняя птица.
7
Удобрения.
8
Овцы и козы.
9
Полевые культуры
Значение и особенности домашней птицы. Куры. Гуси и 26
утки. Индейки. Содержание домашней птицы. Содержание
домашней
птицы в птицеводческих хозяйствах.
Содержание домашней
птицыв
домашних условиях. Оборудование птичника и ручной
инвентарь для уборки.
Виды удобрения. Органические удобрения. Навоз. Торф. 20
Птичий помёт. Компост. Заготовка органических
удобрений. Хранение органических удобрений.
Значение козоводства и особенности овец и коз. Овцы. 31
Породы овец. Козы. Породы коз. Содержание овец и коз.
Оборудование помещения для овец и коз. Уход за овцами
и козами в зимнее время. Содержание молочных коз.
Корма для овец и коз. Кормление овец и коз. Стрижка
овец. Чёска коз.
Группы
полевых культур. Зерновые культуры.
9
Кормовые культуры. Технические культуры.
10
11
12
Овощные культуры
Группы овощных культурах. Капустные овощные 55
растения. Плодовые овощные растения. Зелёные овощи.
Столовые корнеплоды. Столовая морковь. Подготовка
почвы и посев семян столовой моркови. Уход за посевами
столовой моркови. Столовая свёкла. Подготовка почвы и
посев столовой свёклы. Уход за посевами столовой
свёклы. Выращивание семян столовых корнеплодов.
Луковичные
овощные
растения.
Лук
репчатый.
Выращивание лука – севка. Выращивание лука – репки.
Выращивание семян лука репчатого.
Цветочные растения Многолетние
цветочные растения. Зимующие
11
многолетники.
Выращивание
зимующих
многолетников.
Повторение.
Повторение изученного материала и выполнение 20
практических работ для отработки приемов работ.
Содержание образования по годам обучения. 7 класс. Всего 238 часа (7 часов неделю).
№п/п Наименование
Содержание
Кол- во
часов
1
2
Вводное занятие. Инструктаж
2
Уборка урожая.
Уборка семенников лука репчатого. Уборка семенников 30
столовой моркови. Уборка семенников столовой свёклы.
Уборка лука репчатого. Уборка столовых корнеплодов и
учёт урожая. Хранение столовых корнеплодов.
3
Ягодные
4
ники
за ними.
Основные
5
6
7
8
9
Сведения о ягодных кустарниках. Смородина. Крыжовник. 18
кустар Малина. Вредители и болезни ягодных кустарников.
и уход
Сведения
о плодовых деревьях. Строение
27
плодового дерева. Яблоня. Груша. Вишня. Слива.
плодовые деревья. Размножение плодовых деревьев.
Минеральные
Виды
минеральных
удобрений.
Хранение
15
удобрения
минеральных
удобрений.
Смешивание
минеральных
удобрений.
Внесение
минеральных
удобрений в почву.
Парники
и Сведения о защитном грунте. Парники. Теплицы. 25
теплицы
Почвенные смеси для парников и теплиц. Подготовка
парников к зиме. Заготовка биотоплива д л я парников.
Набивка парников биотопливом и почвенной смесью.
Капуста
Сведения о капустных овощных растениях. Строение и 25
некоторые особенности белокочанной капусты. Сорта и
гибриды
белокочанной
капусты.
Выращивание
белокочанной
капусты.
Выращивание рассады. Выращивание капусты в
открытом грунте. Вредители и болезни капусты.
Зелёные овощи
Сведения о зелёных овощных растениях. Салат.
25
Листовая горчица. Укроп. Петрушка. Редис.
Свиноводческая
ферма
Свиньи.
Породы
свиней.
Содержание
свиней. 51
Промышленная свиноводческая ферма.
Содержание свиней на промышленной
свиноводческой
ферме.
Содержание
свиней
в
индивидуальном и фермерском хозяйстве.
Содержание свиней на школьной свиноферме. Уход за
свиньями на школьной свиноферме.
Болезни свиней и их предупреждение. Корма для свиней.
Подготовка кормов к скармливанию.
Кормление свиней. Кормление свиноматок и уход за ними.
Кормление поросят – отъёмышей и уход за ними. Откорм
свиней. Кормление свиней на
школьной свиноферме.
Содержание образования по годам обучения. 8 класс. Всего 238 часа (7 часов неделю).
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наименование
Содержание
Кол-во
часов
Вводное занятие.
Инструктаж
2
Уборка урожая
Уборка семенников укропа. Уборка семенников 19
редиса. Хранение семян. Уборка капусты.
Простейшая переработка капусты.
Посадка
малины
Малина.
и смородины.
Посадка малины. Весенний уход за 24
молодыми посадками малины. Смородина.
Выращивание
посадочного
материала
смородины. Посадка смородины.
Осенний
уход
за
Высокорослые
плодоносящим
и низкорослые
садом
плодовые деревья. 18
Вредители плодовых деревьев. Уход за
плодоносящим садом ранней осенью. Уход
за плодоносящим садом поздней осенью.
Защитный грунт
Защищённый
грунт
и
его
значение. 16
Утеплённый грунт.
Парники.
Теплицы.
Весенние работы в парниках и теплицах.
Салат кочанный
Строение и некоторые особенности салата 15
кочанного.
Сорта
салата
кочанного.
Выращивание салата кочанного. Выращивание
салата кочанного
в теплице.
Томат
Строение и некоторые особенности томата. 23
Сорта и гибриды томата. Выращивание рассады.
Выращивание
томата
в
открытом
грунте. Выращивание томата безрассадным
способом.
Огурец
Строение и некоторые особенности огурца. 13
Салат и гибриды огурца для открытого грунта.
Выращивание огурца в открытом грунте.
Посадка
Выбор места под сад. Подбор и размещение 13
плодов пород и сортов плодовых деревьев. Подготовка к
ых деревьев
посадке плодовых деревьев. Посадка плодовых
деревьев.
Молочная ферма
Крупный рогатый скот. Породы крупного 23
рогатого скота. Содержание коров и телят на
молочной ферме. Крупная молочная ферма с
частичной механизацией производственных
процессов. Содержание коров на крупной
молочной ферме. Содержание телят на крупной
молочной ферме. Содержание коров и телят на
небольшой
молочной
ферме
и
в
приусадебных хозяйствах. Уход за коровами
в стойловый период.
Корма
и
Виды кормов. Зелёные корма. Грубые корма. 35
кормление Сочные корма. Концентрированные корма.
коров
Корма
12
Ручное доение
и учёт молока
13
Повторение
животного
происхождения.
Витаминные,
минеральные и комбинированные подкормки.
Комбинированные корма. Состав кормов.
Подготовка кормов к скармливанию. Подготовка
грубых кормов. Подготовка сочных кормов.
Подготовка
концентрированных
кормов.
Понятие о правильном кормлении животных,
питательности кормов и кормовой единице.
Нормы и рационы кормления. Кормление
сухостойных коров в стойловый период.
Кормление дойных коров в стойловый период.
Режим кормления коров в стойловый период.
коров Производственная санитария на ферме и личная 17
гигиена. Строение вымени коровы, образование
и отдача молока. Ручное доение коров. Учёт
молока на ферме. Первичная обработка
молока. Уход за молочной посудой.
Повторение
изученного
материала
и 20
выполнение практических работ для отработки
приёмов работ.
Содержание образования по годам обучения. 9 класс. Всего 238 часа (7 часов неделю).
№п/п
Наименование
1
2
Вводное занятие.
Уборка урожая
3
4
5
6
7
8
9
10
Содержание
Кол-во
часов
2
15
Инструктаж
Уборка
томата. Получение семян томата.
Получение семян огурца.
Выращивание огурца Сорта и гибриды огурца для защищённого грунта. 43
в защищённом грунте Выращивание
огурца
в
зимних
теплицах.
Малообъёмная технология выращивания огурца в
зимних теплицах. Весенние теплицы и их подготовка
к новому сезону. Выращивание рассады огурца для
весенних теплиц. Выращивание огурца в весенних
теплицах. Вредители и болезни растений огурца в
защищённом грунте. Выращивание огурца под
плёночными укрытиями.
Уход
садом
за
молодым Проверка состояния молодых посадок плодовых 25
деревьев. Уход за молодым неплодоносящим садом.
Подготовка молодого сада к зиме. Обрезка плодовых
деревьев.
Формирование
кроны молодого
плодового дерева.
Производственная
Зоологические требования к условиям содержания 13
санитария
на коров. Правила производственной санитарии. Личная
молочной ферме
гигиена работников молочной фермы.
Раздой
Содержание и кормление коров перед отёлом и в 11
новотель первые дни после него. Содержание и кормление
ных коров
новотельных коров при раздое.
Выращивание телят и Выращивание телят в профилакторный период. 28
молодняка крупного Выращивание телят в молочный период. Желудочнорогатого скота
кишечные заболевания у телят в молочный период и
меры их предупреждения. Выращивание тёлок для
ремонта стада. Откорм молодняка крупного рогатого
скота.
Механизация
Сведения о доильных установках. Устройство и 32
дое принцип действия доильного аппарата. Разборка и
ния коров
сборка доильного аппарата. Машинное доение коров
со сбором молока в доильное ведро. Машинное
доение коров двумя доильными аппаратами.
Доильные аппараты с автоматическим управлением
режимом
доения
и
доильные
автоматизированные установки.
Пастбищное
Сведения о пастбищах. Кормовые травы пастбищ. 28
содержание крупного Ядовитые травы пастбищ. Пастьба коров. Способы
рогатого скота
пастьбы. Пастьба телят.
Лошади
Значение и особенности лошадей. Породы лошадей. 21
Содержание рабочих лошадей и уход за ними.
Кормление рабочих лошадей. Одноконная упряжь и
запряжка рабочих лошадей.
11
Повторение
Повторение изученного материала и выполнение 20
практических работ для отработки приёмов работ.
При выполнении практических работ на улице предъявляются определенные
требования к рабочей одежде и осуществляется контроль за их выполнением. Принцип
индивидуально – дифференцированного подхода. На уроках сельскохозяйственного труда
осуществляется дифференцированный подход к учащимся как один из путей
индивидуализации обучения с учётом психофизических особенностей детей.
Дифференциация предполагает работу учителя с разными группами детей, что
обусловливает выбор соответствующих средств и методов обучения. Учитывая различную
структуру сложных нарушений у учащихся, их интеллектуальные и речевые возможности
учащимся предлагаются только те задания, которые они могут выполнить самостоятельно
или с помощью педагога. В зависимости от возможностей учащихся темп прохождения
программного материала может быть изменен -замедлен или даже расчленен на маленькие
дозы или же несколько ускорен.
Принцип практической направленности обучения. Уроки сельскохозяйственного
труда направлены на реализацию данного принципа. Большая часть программного
материала реализуется путем выполнения практических видов работ.
В сфере развития личностных учебных действий проводится работа приобретению
обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой
работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в
общество. Одновременно, средствами социально-психологической реабилитации,
формируются основы социальных компетенций, моральных норм, опыт социальных и
межличностных отношений.
В сфере регулятивных учебных действий, в зависимости от степени заболевания, на
уроках сельскохозяйственного труда уделяется внимание формированию на доступном
уровне способностей учащихся в оценке и контролированию своих действий, как по
результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить новые
учебные цели и задачи, средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных учебных действий большое внимание
уделяется развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе,
умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе,
с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы
коммуникативной компетентности.
Коррекционная работа с обучающимися.
Для коррекции нарушений высших психических функций при проведении уроков
сельскохозяйственного труда соблюдаются коррекционные принципы обучения.
Принцип доступности. Любая инструкция, задание разрабатываются с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей учащихся, расчленяются на
части и отрабатываются с обучающимися до его полного понимания как части, так и
всего целого; словарная работа является необходимым компонентом каждого урока.
Принцип наглядно-предметного обучения. Различные средства наглядности
применяются на уроках сельскохозяйственного труда: натуральные пособия (живые
растения и их органы, гербарии и сноповой материал, сельскохозяйственные машины и
механизмы, живые животные, объемные пособия), изобразительные наглядные пособия
(рисунки, макеты, модели, схемы, таблицы), демонстрационный и раздаточный материал.
Особое значение для успешной коррекции имеют наглядные пособия, помогающие
ученикам в организации трудовой деятельности на занятиях
(макеты, муляжи, технологические инструкционные карты, чертежи, видеофильмы,
проекции).
Использование игрового и занимательного материала: предлагаются задания в
игровой форме (ребусы, кроссворды, загадки, обыгрывание определенных ситуаций и др.).
Игровой материал на уроках используется в небольших количествах.
Принцип воспитывающего обучения. Уроки сельскохозяйственного труда
призваны воспитывать трудолюбие, положительное отношение к труду.
Принцип систематичности и интегрирующего обучения: почти все темы, разделы
программы перекликаются, повторяются, из класса в класс, происходит поэтапное
усложнение материала. Многие темы по сельскохозяйственному труду связаны с такими
предметами, как природоведение, биология, математика, социально – бытовая
ориентировка. На уроках большое внимание уделяется развитию устной и письменной
речи. Принцип концентризма. Поэтапное усложнение материала из года в год позволяет
более прочно усвоить программный материал.
Принцип здоровье сберегающего обучения. Программное обеспечение,
насыщенность урока, методы и приёмы работы на уроке строятся с учетом здоровье
сберегающих технологий. Физкультурные паузы, тренинг для глаз - необходимые
компоненты урока. С целью сохранения жизни и здоровья детей предусмотрено
проведение инструктажей по технике безопасности.
В сфере развития познавательных учебных действий приоритетным является
формирование у старших школьников учебной мотивации умения учиться, практическое
применение полученных в ходе учебного процесса общеучебных знаний и умений,
навыков в профильном труде, включение выпускников в реальную жизнь. В результате
целенаправленной образовательной деятельности, осуществляемой в форме специального
коррекционного обучения, выпускники школы получат дальнейшее продвижение в своем
индивидуальном развитии и адаптации к окружающей среде, простейшие знания по
образовательным предметам практической направленности, первоначальные
навыки по профилям сельскохозяйственного труда в ходе трудового обучения.
Воспитательная работа с обучающимися.
На уроках сельскохозяйственного труда проводится работа по воспитанию
Бережного отношения к инструментам и материалам;
Самостоятельности в работе;
Аккуратности при выполнении и практических работ;
-умения работать в паре, в группе, выполнять индивидуальную работу;
-трудолюбия и уважительного отношения к своему труду и труду других;
-любви к родному краю.
При реализации воспитательного аспекта урока учитывается следующее:
- при планировании урока учитывается диагностика уровня воспитанности ученика
и класса в целом;
- продумываются виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с
поставленными образовательными, развивающими и воспитательными целями;
-осуществляется выбор оптимальных способов и приемов для каждого этапа урока;
-на этапе актуализации знаний используются инновационные технологии;
-применяются
на уроке разные виды контроля, что позволяет
воспитывать
ответственность,
самостоятельность,
критичность,
коммуникабельность, трудолюбие;
-используются разные способы оценивания, что оказывает положительно
евоздействие на ребенка даже в случае неудач;
-проводится этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать
воспитательные задачи урока;
- осуществляется взаимосвязь с родителями по формированию трудовых
навыков и умений.
Основные требования к результатам реализации содержания по
сельскохозяйственному труду
5
класс.
Учащиеся должны знать: технику безопасности при работе инвентарем, правила
рабочего человека; значение овощей и картофеля в жизни человека, цель заготовки
овощей, сроки уборки корнеплодов; общее строение растения; определения и названия
крупносеменных однолетних цветочных растений; различи ямежд укультурными и
дикорастущими растениями; способы очистки семян; названия некоторых комнатных
растений, последовательность работ по уходу за комнатными растениями; названия
овощных растений; способов посева семян; названия инструментов для выращивания
растений; значение животноводства, породы кроликов, сведения ос одержании,
кормлении, уходе за кроликами.
Учащиеся должны уметь: соблюдать правила техники безопасности; собирать
картофель, работать граблями и лопатой; собирать семена и плоды цветочных растений,
очищать семена; выполнять уход за комнатными растениями, выполнять перевалку
комнатных растений; сеять семена способом в разброс; выполнять уход за
сеянцами,
выращивать рассаду бархатцев.
6
класс.
Учащиеся должны знать: технику безопасности при работе инвентарем,
колющими и режущими инструментами, минеральными удобрениями, правила рабочего
человека; строение растения чеснока; определения и названия однолетних цветочных
растений, двулетние цветочные растения, основные овощные , полевые и зерновые
культуры; названия подземных и надземных органов овощных растений; способов посева
семян; названия инструментов для выращивания растений; виды органических удобрений;
сведения о домашней птице, видах и породах, о кормах, о содержании и уходе; общие
сведения о козах и овцах, о содержании, кормлении и уходе за овцами и козами.
Учащиеся должны уметь: соблюдать технику безопасности; собирать картофель,
работать граблями и лопатой; выбирать корни сорных растений; выполнять посадку
чеснока; собирать семена и плоды цветочных растений; выполнять уход за комнатными
растениями; сеять семена разными способами; выполнять пикировку сеянцев,
выращивать рассаду однолетних цветочных растений.
7
класс.
Учащиеся должны знать: технику безопасности при работе инвентарем,
колющими и режущими инструментами, минеральными удобрениями, правила рабочего
человека; строение растения; критерии стандартности при сортировке картофеля и
корнеплодов; работы по подготовке парника к зиме; биологические особенности капусты;
определение и названия многолетних цветочных растений, их строение, размножение;
названия минеральных удобрений; способы обеззараживания почвы; общие сведения о
свиньях, виды и породы свиней, сведения о кормах для свиней, о содержании, кормлении
и уходе за свиньями.
Учащиеся должны уметь: соблюдать технику безопасности, выкапывать картофель,
собирать его, сортировать; обрабатывать почву вручную; выполнять работы по подготовке
парника к зиме; по названию минерального удобрения определять наличие элементов
питания; сеять семена средней величины; подготовить почву для посева семян; выполнять
пикировку сеянцев и высадку рассады в открытый грунт, выращивать рассаду капусты.
8
класс.
Учащиеся должны знать: технику безопасности при работе инвентарем, колющими
и режущими инструментами, минеральными удобрениями, правила рабочего человека;
строение растения; виды защищенного грунта,
Виды работ по подготовке теплиц к зиме и к эксплуатации; строение кустарника,
последовательность выполнения работ при посадке кустарника, по черенкованию
смородины; последовательность работ при выращивании рассады, высадке рассады в
грунт, последовательность работ при посеве семян огурца в теплицу; общие сведения о
крупном рогатом скоте, молочно – товарной ферме, мерах безопасности при уходе за
крупным рогатым скотом; о кормах для коров, подготовке их к скармливанию; о ручном
доении коров, как выполнить уход за коровами зимой.
Учащиеся должны уметь: соблюдать технику безопасности, собирать урожай
картофеля и овощей, убирать растительные остатки; выполнять работы по подготовке
парников и теплиц к зиме; посадить кустарник, выполнить полный уход за кустарником
осенью; обрабатывать почву, приготовить подкормочный раствор для комнатных
растений, уметь применять индивидуальные средства защиты; выполнять черенкование
смородины, выращивать рассаду томатов, выполнять пикировку сеянцев, высадить
рассаду в парник, посеять семена огурца в теплицу; выполнять чистку стойла от навоза,
раздать сено коровам, выполнить уход за коровами зимой.
9
класс.
Учащиеся должны знать: технику безопасности при работе инвентарем, колющими
и режущими инструментами, минеральными удобрениями, правила рабочего человека, об
охране труда женщин, производственную санитарию и личную гигиену доярки;
профессии и в сельском хозяйстве; общее строение растения травянистого, кустарника и
дерева, названия и внешний вид однолетних и многолетних сорных растений , способы
борьбы с сорными растениями; признаки болезней растений и меры борьбы с ними;
вредителей растений и меры борьбы с ними; знать виды и породы крупного рогатого
скота, виды работ по уходу за ним, кормлению и содержанию; часто встречающиеся
болезни крупного рогатого скота и меры их профилактики; строение доильного аппарата и
принцип его действия; последовательность работ при выращивании сладкого перца,
баклажана, огурцов ,кабачков, мелкосеменных цветочных растений; работы по подготовке
парников и теплиц к зиме и к эксплуатации.
Учащиеся должны уметь: соблюдать технику безопасности; собирать урожай
картофеля, корнеплодов и плодовых овощных растений, ягод; выполнять сортировку
картофеля и корнеплодов, подготовить теплицу к зиме и к эксплуатации, снимать
пленочное укрытие с парников и теплиц, укрывать парники и теплицы пленкой; посадить
кустарник и дерево в песчаной и в глинистой почве, вырастить рассаду перцев и
баклажанов, огурцов, кабачков, мелкосеменных цветочных растений; выполнить высадку
рассады в теплицу и парник, формировать растение огурца, томата; выполнять подкормку
растений; выполнять все работы по посадке картофеля, посеву семян основных овощных и
цветочных культур.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, применительно к
различным формам контроля знаний.
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится за правильное, полное и последовательное изложение устного
ответа на вопрос, самостоятельное исправление допущенной ошибки.
Оценка «4» ставится за устный ответ, соответствующий оценке «5», но с
пропусками второстепенных звеньев, не влияющих на понимание материала,
последовательность
выполнения работ,
способность частично самостоятельно
исправить ошибки, допущенные во время устного ответа.
Оценка «3» ставится за неполный ответ на поставленный вопрос с искажением
последовательности выполнения работ и неспособность
исправить допущенные в ответе ошибки.
Оценка «2» ставится за устный ответ, в котором имеется значительное число
ошибок, указывающих на незнание большей части материала.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение ответа на
вопрос.
Оценка «4» ставится за письменный ответ, соответствующий оценке «5», но
с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание и последовательность
выполнения работ.
Оценка «3» ставится за письменный ответ, данный недостаточно полно с
искажением последовательности выполнения работ.
Оценка «2» ставится за письменный ответ, в котором имеется значительное
число ошибок, указывающих на незнание большей части изученного материала.
При
оценивании письменных
ответов
учащихся
орфографические,
грамматические
и
пунктуационные ошибки исправляются, но при этом оценка не снижается.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную в соответствии с требованиями к
качеству, с опорой на технологическую карту или на план работы, с соблюдением
требований техники безопасности. Или за работу, выполненную в соответствии с
требованиями к качеству, но с допущением небольшой погрешности, которую учащийся
заметил и сам исправил.
Оценка «4» ставится за практическую работу, которая имеет несколько небольших
погрешностей, выполненную с опорой на план или на технологическую карту при
небольшой помощи учителя, соблюдением правил техники безопасности.
Оценка «3» ставится за работу, которая выполнена с небольшим количеством
ошибок при помощи учителя, с соблюдением правил техники безопасности.
Оценка «2» ставится за работу, выполненную с большим количеством ошибок,
несмотря на постоянную помощь учителя, но при соблюдении правил техники
безопасности.
Оценка тестовых заданий.
Оценка «5» ставится, если ученик правильно ответил на 89%-100% вопросов
(заданий). Оценка «4» ставится, если ученик правильно ответил на 77%-88% вопросов
(заданий). Оценка «3» ставится, если ученик правильно ответил на 53%-76% вопросов
(заданий). Оценка «2» ставится, если ученик правильно ответил на 0%-50% вопросов
(заданий).
Календарно-тематическое планирование Профильный труд 5 класс
(204 часа) (6 часов в неделю)
№
Название темы
1 раздел Вводное занятие ( 2 часа)
1
Инструктаж
2
Инструктаж работы с инвентарём
2 раздел Сельскохозяйственный труд. (7 часов)
3,4
Сельскохозяйственный труд и его значение.
5,6
Виды хозяйств, производящих
сельскохозяйственную продукцию.
7,8
Школьное подсобное хозяйство.
9
Самостоятельная работа № 1
Сельскохозяйственный труд.
3 раздел Осенние сельскохозяйственные работы (18 часов)
10,11
Уборка урожая.
12,13
Уборка картофеля.
14
П.Р № 1 Уборка картофеля.
15,16
Уборка моркови и свеклы.
17
П.Р № 2 Уборка моркови и свеклы.
18,19
Сортировка картофеля, моркови и свеклы.
20
П.Р.№ 3Сортировка клубней картофеля.
21,22
Сбор послеурожайных остатков растений.
23
П.Р. № 4 Сбор послеурожайных остатков растений.
24,25
Заготовка веточного корма.
26
П.Р №5 Заготовка веточного корма.
27
Самостоятельная работа № 2 Осенние
сельскохозяйственные работы.
4 раздел Кролики (45 часов )
28,29,30
Внешнее строение кролика.
31,32,33
Особенности кроликов.
34,35,36
Породы кроликов.
37,38,39
Разведение кроликов.
40,41,42
Болезни кроликов.
43,44,45
Содержание кроликов.
46,47,48
Устройство крольчатника.
49,50,51
Уход за кроликами.
52,53
Ручной инвентарь для работы в крольчатнике.
54
П.Р № 6 Подготовка крольчатника к зиме.
55
П.Р №7 Уход за кроликами.
56,57,58
Корма для кроликов.
59,60,61
Подготовка кармов к скармливанию.
62,63,64
Кормление кроликов.
65,66,67
Откорм кроликов.
Кол-во
часов
1
1
2
2
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
2
1
1
3
3
3
3
Дата
68
69,70,71
П.Р. №8 Кормление кроликов.
1
Содержание кроликов на промышленной
3
кролиководческой ферме.
72
Самостоятельная работа № 3 Кролики.
1
5 раздел Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями (8 часов)
73,74
Сад зимой.
2
75,76
Работы в зимнем саду.
2
77
П.Р № 9 Работы в зимнем саду.
1
78,79
Сад ранней весной.
2
80
Самостоятельная работа № 4 Зимний и
1
ранневесенний уход за плодовыми деревьями.
6 раздел Горох (27 часов)
81,82,83
Строение растения гороха.
3
84,85,86
Особенности растения гороха.
3
87,88,89
Использование гороха.
3
90,91.92
Подготовка семян гороха к посеву.
3
93
П.Р № 10 Определение всхожести семян гороха
1
94,95,96
Подготовка почвы и посев семян гороха.
3
97,98,99
Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы.
3
100,101,1 Уход за посевами и уборка урожая гороха.
3
02
103
П.Р №11 Подсчёт количества семян гороха,
1
необходимых для посева.
104
П.Р № 12 Подготовка семян гороха к посеву
1
105
П.Р №13 Посев семян гороха.
1
106
П.Р №14 Уход за посевами гороха и уборка
1
урожая.
107
Самостоятельная работа № 5 Горох.
1
7 раздел Фасоль (15 часов)
108,109
Строения растения фасоли.
2
110,111
Особенности растения фасоли.
2
112,113
Использования фасоли.
2
114,115
Подготовка почвы и посев семян фасоли.
2
116,117
Уход за посевами и уборка урожая фасоли.
2
118
П.Р № 15 Определение всхожести семян фасоли.
1
119
П.Р № 16 Подсчёт количества семян фасоли,
1
необходимых для посева.
120
П.Р № 17 Подготовка семян фасоли к посеву.
1
121
П.Р № 18 Посев семян и уход за посевами фасоли.
1
122
Самостоятельная работа № 6 Фасоль.
1
8 раздел Картофель ( 24 часов)
123,124,1 Строения растения картофеля.
3
25
126,127,1 Особенности растения картофеля.
3
28
129.130
Использования картофеля.
2
131
П.Р №19 Получение крахмала из клубней
1
картофеля.
132,133
Подготовка клубней картофеля к посадке.
2
134,135
Подготовка почвы для посадки картофеля.
2
136,137
Посадка картофеля.
2
138,139
140,141
142
Уход за картофелем.
Вредители и болезни картофеля.
П.Р № 20 Подсчёт количества клубней,
необходимых для посадки.
143
П.Р №21Подготовка клубней картофеля к посадке
144
П.Р № 22 Посадка картофеля под конный плуг
145
П.Р № 23 Уход за картофелем.
146
Самостоятельная работа № 7 Картофель.
9 раздел Цветочные растения ( 38часов)
147,148
Виды цветочных растений.
149,150
Комнатные растения.
151,152
Ручной инвентарь для выращивания комнатных
растений.
153,154
Почвенные смеси для комнатных растений.
155
П.Р № 24 Заготовка частей почвенных смесей.
156,157
Уход за комнатными растениями.
158,159
Размножение комнатных растений.
160,161
Выращивание герани.
162
П.Р № 25 Размножение герани стеблевыми
черенками.
163,164
Выращивание аспидистры.
165
П.Р № 26 Размножение аспидистры делением
корневища.
166,167
Выращивание кливии.
168
П.Р № 27 Размножение кливии отпрысками.
169,170
Цветочные растения открытого грунта.
171,172
Однолетние цветочные растения.
173,174
Цветник.
175,176
Выращивание ноготков.
177
П.Р № 28 Выращивание ноготков на рабатке.
178,179
Выращивание настурции.
180
П.Р. № 30 Выращивание настурции на клумбе.
181,182
Выращивание бархатцев.
183
П.Р № 31 Выращивание и высадка рассады
бархатцев в цветник.
184
Самостоятельная работа № 8 Цветочные растения.
10 раздел Повторение (20 часов)
185
Сельскохозяйственный труд и его значение.
186
Уборка картофеля.
187
Сбор послеурожайных остатков растений.
188
Заготовка веточного корма.
189
Внешнее строение кролика.
190
Породы кроликов.
191
Болезни кроликов.
192
Корма для кроликов.
193
Сад зимой.
194
Строение растения гороха.
195
Уход за посевами и уборка урожая гороха
196
Строения растения фасоли.
197
Особенности растения фасоли.
198
Строения растения картофеля.
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
199
200
201
202
203
204
Особенности растения картофеля.
Вредители и болезни картофеля.
Виды цветочных растений.
Комнатные растения.
Цветочные растения открытого грунта.
Итоговый урок
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование. Профильный труд 6
класс (204 часа) (6 часов в неделю)
№ урока
Название темы
1 раздел Инструктаж (2 часа)
1
Инструкция
2
Инструктаж работы с инвентарём
2 раздел Уборка картофеля. (6часов)
3,4
Сроки и способы уборки картофеля.
5,6
Хранение картофеля.
7
П.Р. №1 Уборка картофеля и закладка клубней
на хранение
8
Самостоятельная работа № 1 Уборка картофеля.
3 раздел Почва и ее обработка. (11 часов)
9,10
Почва
11,12
Состав почвы
13,14
Песчаная и глинистая почвы
15,16
Обработка почвы
17,18
Обработка почвы вручную
19
Самостоятельная работа № 2 Почва и её
обработка.
4 раздел Чеснок. (7 часов)
20,21
Строение и особенности растения чеснока.
22,23
Подготовка почвы и посадка чеснока
24
П.Р № 2 Подготовка почвы под осеннюю
посадку чеснока
25
П.Р №3 Посадка чеснока
26
Самостоятельная работа № 3 Чеснок
5 раздел Осенний уход за ягодными кустарниками. (6 часов)
27,28
Ягодные кустарники.
29,30
Уход за ягодными кустарниками.
31
П.Р № 4 Уход за ягодными кустарниками в
осеннее время
32
Самостоятельная работа № 4 Осенний уход за
ягодными кустарниками
6 раздел Домашняя птица (26 часов)
33,34
Значение и особенности домашней птицы.
36.36,37
Куры.
38,39,40
Гуси и утки.
41,42,43
Индейки.
44,45,46
Содержание домашней птицы.
47,48,49
Содержание домашней птицы в птицеводческих
хозяйствах
50,51,52
Содержание домашней птицы в домашних
условиях
53,54,55
Оборудование птичника и ручной инвентарь для
уборки
56
П.Р № 5 Уборка помещения птичника
57
П.Р № 6 Уборка выгульного двора
Кол-во Фактическая
часов
дата
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
3
3
3
3
3
3
3
1
1
58
Самостоятельная работа № 5 Домашняя птица
7 раздел Удобрения (20 часов)
59,60
Виды удобрения
61.62
Органические удобрения
63,64
Навоз
65,66
Торф
67,68
Птичий помёт
69,70
Компост
71,72
Заготовка органических удобрений
73,74
Хранение органических удобрений
75
П.Р № 7 Заготовка навоза
76
П.Р № 8 Заготовка птичьего помёта
77
П.Р № 9 Компостирование птичьего помёта,
смешанного с подстилкой
78
Самостоятельная работа № 6 Удобрения
8 раздел Овцы и козы. (31 час)
79,80
Значение козоводства и особенности овец и коз.
81,82
Овцы
83,84,85
Породы овец.
86,87
Козы
88,89,90
Породы коз.
91,92
Содержание овец и коз.
93,94
Оборудование помещения для овец и коз
95,96
Уход за овцами и козами в зимнее время.
97,98
Содержание молочных коз
99
П.Р № 10 Уборка выгульного двора овчарни в
зимнее время
100,101
Корма для овец и коз
102,103
Кормление овец и коз
104
П.Р № 10 Кормление овец и коз
105,106
Стрижка овец
107,108
Чёска коз
109
Самостоятельная работа № 7 Овцы и козы
9 раздел Полевые культуры. (9 часов)
110,111
Группы полевых культур.
112,113
Зерновые культуры.
114,115
Кормовые культуры.
116,117
Технические культуры.
118
Самостоятельная работа № 8 Полевые культуры
10 раздел Овощные культуры (55 часов)
119,120
Группы овощных культурах.
121,122
Капустные овощные растения
123,124
Плодовые овощные растения
125,126,127 Зелёные овощи
128,129,130 Столовые корнеплоды
131,132,133 Столовая морковь
134,135,136 Подготовка почвы и посев семян столовой
моркови
137,138,139 Уход за посевами столовой моркови
140
П.Р № 11 Подготовка почвы и посев семян
столовой моркови
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
3
2
3
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
2
3
3
3
3
3
1
141
142,143
144,145
146,147,148
149
П.Р № 12 Уход за посевами столовой моркови
Столовая свёкла
Подготовка почвы и посев столовой свёклы
Уход за посевами столовой свёклы
П.Р № 13 Подготовка почвы и посев семян
столовой свёклы
150
П.Р № 14 Уход за посевами столовой свёклы
151,152,153 Выращивание семян столовых корнеплодов
154
П.Р № 15 Подращивание маточников столовой
моркови и столовой свёклы
155
П.Р № 16 Высадка маточников столовой моркови
и столовой свёклы
156
П.Р № 17 Уход за семенниками столовой
моркови и столовой свёклы
157,158,159 Луковичные овощные растения
160,161
Лук репчатый
162,163
Выращивание лука - севка
164,165
Выращивание лука - репки
166
П.Р № 18 Выращивание лука - севка
167
П.Р № 19 Уборка и закладка на хранение лука севка
168
П.Р № 20 Выращивание лука - репки
169,170
Выращивание семян лука репчатого
171
П.Р № 21 Высадка маточных луковиц
172
П.Р № 22 Уход за семенниками лука репчатого
173
Самостоятельная работа № 9 Овощные культуры
11 раздел Цветочные растения (11 часов)
174,175
Многолетние цветочные растения.
176,177
Зимующие многолетники
178,179
Выращивание зимующих многолетников
180
П.Р № 23 Весенний уход за зимующими
многолетниками
181
П.Р № 24 Пересадка флоксов
182
П.Р № 25 Пересадка ирисов
183
П.Р № 26 Посадка мускари
184
Самостоятельная работа № 10 Цветочные
растения
12 раздел Повторение. (20 часов)
185
Сроки и способы уборки картофеля
186
Хранение картофеля
187
Почва
188
Обработка почвы
189
Строение особенности растения чеснока
190
Подготовка почвы и посадка чеснока
191
Ягодные кустарники
192
Уход за ягодными кустарниками
193
Домашняя птица
194
Оборудование птичника и ручной инвентарь для
уборки
195
Виды удобрений
196
Заготовка органических удобрений
1
2
2
3
1
1
3
1
1
1
3
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
197
198
199
200
201
202
203
204
Значение и особенности овец и коз
Оборудование помещения для овец и коз
Группы полевых культур
Кормовые культуры
Группы овощных культу
Зелёные овощи
Многолетние цветочные растения
Итоговый урок
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование. Профильный труд 7 класс. 238 часов
(7 часов в неделю)
№
урока
Название темы
Кол-во
часов
Дата
1 раздел Вводное занятие. (2 часа)
1
Инструктаж
1
2
Инструктаж работы с инвентарём
1
2 раздел Уборка урожая (30часов)
3,4,5
Уборка семенников лука репчатого
3
6
П.Р № 1 Уборка семенников лука репчатого
1
7
П.Р № 2 Обмолот семян лука репчатого
1
8,9,10
Уборка семенников столовой моркови
3
11
П.Р № 3 Уборка семенников столовой моркови
1
12
П.Р № 4 Обмолот семян столовой моркови
1
13,14,15
Уборка семенников столовой свёклы
3
16
П.Р № 5 Уборка семенников столовой свёклы
1
17
П.Р № 6 Обмолот семян столовой свёклы
1
18,19,20
Уборка лука репчатого
3
21
П.Р № 7 Уборка лука - севка
1
22
П.Р № 8 Уборка лука - репки
1
23,24,25
Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая
3
26
П.Р № 9 Уборка столовой свёклы и учёт урожая
1
27
П.Р № 10 Уборка столовой моркови и учёт
1
урожая
28,29,30
Хранение столовых корнеплодов
3
31
П.Р№ 11Сортировка столовых корнеплодов и
1
закладка на хранение
32
Самостоятельная работа № 1 Уборка урожая
1
3 раздел Ягодные кустарники и уход за ними. (18часов)
33,34,35
Сведения о ягодных кустарниках
3
36,37,38
Смородина
3
39
П.Р № 12 Осенний уход за кустами смородины
1
40,41.42
Крыжовник
3
43,44,45
Малина
3
46
П.Р № 13 Осенний уход за посадками малины
1
47,48,49
Вредители и болезни ягодных кустарников
3
50
Самостоятельная работа № 2 Ягодные
1
кустарники и уход за ними.
4 раздел Основные плодовые деревья. (27часов)
51,52,53
Сведения о плодовых деревьях.
3
54,55,56
Строение плодового дерева.
3
57,58,59,60
Яблоня.
4
61,62,63,64
Груша.
4
65,66,67,68
Вишня.
4
69,70,71,72
Слива.
4
73,74,75,76
Размножение плодовых деревьев.
4
77
Самостоятельная работа № 3 Основные
1
плодовые деревья
5 раздел Минеральные удобрения (15 часов)
78,79,80,
Виды минеральных удобрений
3
81,82,83
Хранение минеральных удобрений
3
84,85,86
Смешивание минеральных удобрений
3
87,88,89
Внесение минеральных удобрений в почву
3
90
П.Р № 14 Распознавание минеральных
1
удобрений
91
П.Р № 15 Смешивание перегноя с
1
минеральными удобрениями
92
Самостоятельная работа № 4 Минеральные
1
удобрения
6 раздел Парники и теплицы (25 часов)
93,94,95
Сведения о защитном грунте
3
96,97,98
Парники
3
99,100,101
Теплицы
3
102,103,104
Почвенные смеси для парников и теплиц
3
105
П.Р № 16 Заготовка почвенной смеси для
1
парников и посевных ящиков в осеннее время
106,107,108
Подготовка парников к зиме
3
109
П.Р № 17 Подготовка парников к зиме
1
110,111,112
Заготовка биотоплива для парников
3
113
П.Р № 18 Заготовка биотоплива (навоза) для
1
парников
114,115,116
Набивка парников биотопливом и почвенной
3
смесью
117
Самостоятельная работа № 5 парники и
1
теплицы
7 раздел Капуста (25 часов)
118,119,120
Сведения о капустных овощных растениях
3
121,122,123
Строение и некоторые особенности
3
белокочанной капусты
124,125,126
Сорта и гибриды белокочанной капусты
3
127,128,129
Выращивание белокочанной капусты
3
130,131,132
Выращивание рассады
3
133
П.Р № 19 Выращивание рассады капусты
1
ранних и поздних сортов
134
П.Р № 20 Выращивание рассады капусты
1
среднеспелых сортов в холодных рассадниках
135,136,137
Выращивание капусты в открытом грунте
3
138,139,140
Вредители и болезни капусты
3
141
П.Р № 21 Выращивание капусты ранних и
1
поздних сортов в открытом грунте
142
Самостоятельная работа № 6 Капуста
1
8 раздел Зелёные овощи. (25 часов)
143,144,145
Сведения о зелёных овощных растениях
3
146,147,148
Салат
3
149,150,151
Листовая горчица
3
152
П.Р № 22 Выращивание листовой горчицы
1
153,154,155
Укроп
3
156
П.Р № 23 Выращивание зелени укропа
1
157
П.Р № 24 Выращивание цветущих растений
1
укропа
158,159,160
Петрушка
3
161
П.Р № 25 Выращивание петрушки корневой
1
162,163,164
Редис
3
165
П.Р № 26 Выращивание редиса в открытом
1
грунте
166
П.Р № 27 Выращивание семян редиса с
1
пересадкой растений
167
Самостоятельная работа № 7 Зелёные овощи
1
9 раздел Свиноводческая ферма (51 часов)
168,169,170
Свиньи
3
171,172,173
Породы свиней
3
174,175,176
Содержание свиней
3
177,178,179
Промышленная свиноводческая ферма
3
180,181,182
Содержание свиней на промышленной
3
свиноводческой ферме
183,184,185
Содержание свиней в индивидуальном и
3
фермерском хозяйстве
186,187,188
Содержание свиней на школьной свиноферме
3
189,190,191
Уход за свиньями на школьной свиноферме
3
192,193,194
Болезни свиней и их предупреждение
3
195
П.Р № 28 Уборка свинарника
1
196,197,198
Корма для свиней
3
199,200,201
Подготовка кормов к скармливанию
3
202,203,204
Кормление свиней
3
205,206,207
Кормление свиноматок и уход за ними
3
208,209,210
Кормление поросят – отъёмышей и уход за
3
ними
211,212,213
Откорм свиней
3
214,215,216
Кормление свиней на школьной свиноферме
3
217
П.Р № 29 Кормление свиней
1
218
Самостоятельная работа № 8 Свиноводческая
1
ферма
10 раздел Повторение. (20 часов)
219
Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая.
1
220
Сведения о ягодных кустарниках
1
221
Крыжовник
1
222
Вредители и болезни ягодных кустарников
1
223
Строение плодового дерева.
1
224
Яблоня
1
225
Размножение плодовых деревьев.
1
226
Виды минеральных удобрений
1
227
Парники
1
228
Теплицы
1
229
Строение и некоторые особенности
1
белокочанной капусты
230
Выращивание рассады капусты
1
231
Салат
1
232
Укроп
1
233
Свиньи
1
234
Породы свиней
1
235
Содержание свиней на промышленной
1
свиноводческой ферме
236
Болезни свиней
1
237
Корма для свиней
1
238
Итоговый урок
1
Календарно-тематическое планирование. Профильный труд 8
класс (238 часа) (7часов в неделю)
№ урока
Название темы
1раздел Вводное занятие. (2 часа)
1
Инструктаж
2
Инструктаж работы с инвентарём
2 раздел Уборка урожая. (19 часов)
3,4,5
Уборка семенников укропа.
Кол-во
часов
1
1
3
Дата
6
7
8,9,10
11
12
13,14
15,16
17
18,19,20
21
П.Р. №1 Уборка семенников укропа.
П.Р. №2 Обмолот и очистка семян укропа.
Уборка семенников редиса.
П.Р. № 3Уборка семенников редиса.
П.Р.№4 Обмолот и очистка семян редиса.
Хранение семян.
Уборка капусты.
П.Р.№5 Уборка поздней капусты.
Простейшая переработка капусты.
Самостоятельная работа №1 «Уборка
урожая».
3 раздел Посадка малины и смородины. (24часов)
22,23,24
Малина.
25,26,27
Посадка малины.
28,29
П.Р.№ 6 Подготовка почвы и внесения
удобрений.
30,31
Весенний уход за молодыми посадками
малины.
32
П.Р№ 7 Уход за молодыми посадками
малины в весеннее время.
33,34,35
Смородина.
36,37,38
Выращивание посадочного материала
смородины.
39,40
П.Р.№8 Осенняя посадка черенков чёрной
смородины.
41
П.Р№9. Выращивание посадочного материала
красной смородины.
42
П.Р№10 Уход за черенками чёрной
смородины в весеннее время.
43,44
Посадка смородины.
45
Самостоятельная работа № 2 «Посадка
малины и смородины.»
4 раздел Осенний уход за плодоносящим садом. ( 18часов)
46,47,48
Высокорослые и низкорослые плодовые
деревья.
49,50,51
Вредители плодовых деревьев.
52,53,54
Уход за плодоносящим садом ранней осенью.
55
П.Р№11. Сбор ловчих поясов.
56,57
П.Р№12. Внесение удобрений и обработка
почвы.
58,59,60
Уход за плодоносящим садом поздней
осенью.
61
П.Р№13. Борьба с вредителями сада поздней
весной.
62
П.Р№ 14 Побелка штампов плодовых
деревьев.
63
Самостоятельная работа № 3 «Осенний уход
за плодоносящим садом»
5 раздел Защищённый грунт. (16 часов)
64,65,66
Защищённый грунт и его значение.
1
1
3
1
1
2
2
1
3
1
3
3
2
2
1
3
3
2
1
1
2
1
3
3
3
1
2
3
1
1
1
3
67,68,69
70,71,72
73,74,75
76,77
78
Утеплённый грунт.
Парники
Теплицы
Весенние работы в парниках и теплицах.
П.Р№15. Подготовка почвенной смеси для
стеллажной теплицы.
79
Самостоятельная работа № 4 «Защищённый
грунт»
6 раздел Салат кочанный. (15 часов)
80,81
Строение и некоторые особенности салата
кочанного.
82,83
Сорта салата кочанного.
84,85,86
Выращивание салата кочанного.
87,88,89
Выращивание салата кочанного в теплице.
90,91,92,93
П.Р№16. Выращивание салата кочанного в
стеллажной теплице.
94
Самостоятельная работа №5 «Салат
кочанный»
7 раздел Томат. (23часов)
95,96,97,98
Строение и некоторые особенности томата.
99,100,101,10 Сорта и гибриды томата.
2,103
104,105
Выращивание рассады.
106,107,108
П.Р№17. Выращивание рассады томата.
109,110,111
Выращивание томата в открытом грунте.
112,113,114
П.Р№18. Выращивание томата в открытом
грунте.
115,116
Выращивание томата безрассадным
способом.
117
Самостоятельная работа №6 «Томат»
8 раздел Огурец (13 часов)
118,119,120
Строение и некоторые особенности огурца.
121,122,123
Салат и гибриды огурца для открытого
грунта.
124,125,126
Выращивание огурца в открытом грунте.
127,128,129
П.Р№19.Выращивание огурца в открытом
грунте.
130
Самостоятельная работа №7«Огурец»
9 раздел Посадка плодовых деревьев (13часов)
131,132
Выбор места под сад
133,134
Подбор и размещение пород и сортов
плодовых деревьев.
135,136
Подготовка к посадке плодовых деревьев.
137,138
П.Р№20. Подготовка к посадке сада.
139,140
Посадка плодовых деревьев.
141
П.Р№21. Прикопка саженцев плодовых
деревьев на зимнее хранение.
142
П.Р№22 Посадка саженцев плодовых
деревьев
143
Самостоятельная работа №8«Посадка
плодовых деревьев.»
3
3
3
2
1
1
2
2
3
3
4
1
4
5
2
3
3
3
2
1
3
3
3
3
1
2
2
2
2
2
1
1
1
11 раздел Молочная ферма ( 23часов)
144,145,146
Крупный рогатый скот.
147,148,149
Породы крупного рогатого скота.
150,151
Содержание коров и телят на молочной
ферме.
152,153
Крупная молочная ферма с частичной
механизацией производственных процессов.
154,155,156
Содержание коров на крупной молочной
ферме.
157,158
Содержание телят на крупной молочной
ферме.
159,160
Содержание коров и телят на небольшой
молочной ферме и в приусадебных хозяйствах.
161,162,163
164,165
3
3
2
2
3
2
2
Уход за коровами в стойловый период.
П.Р№23. Уборка коровника и чистка
животных в зимнее время.
166
Самостоятельная работа №9«Молочная
ферма.»
12 раздел Корма и кормление коров ( 35 часов)
167
Виды кормов.
168
Зелёные корма.
169,170
Грубые корма.
171,172
Сочные корма.
173,174
Концентрированные корма.
175
Корма животного происхождения.
176
Витаминные, минеральные и
комбинированные подкормки.
177
Комбинированные корма.
178,179
Состав кормов.
180
Подготовка кормов к скармливанию.
181,182,
Подготовка грубых кормов.
183
184
Подготовка сочных кормов.
185,186
Подготовка концентрированных кормов.
187,188
П.Р№ 24. Подготовка кормов к
скармливанию коровам.
189,190
Понятие о правильном кормлении животных,
питательности кормов и кормовой единице.
191
Нормы и рационы кормления.
192,193,194
Кормление сухостойных коров в стойловый
период.
195,196
Кормление дойных коров в стойловый
период.
197
Режим кормления коров в стойловый период.
3
2
198
199,200
1
2
201
П.Р№ 25. Определение живой массы коровы.
П.Р № 26 Подготовка кормов и кормление
(дневное и вечернее) сухостойных коров
Самостоятельная работа №10«Корма и
кормление коров.»
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
1
3
1
2
2
2
1
3
2
1
1
13 раздел Ручное доение коров и учёт молока ( 17 часов)
202,203
Производственная санитария на ферме и
личная гигиена.
204,205
Строение вымени коровы, образование и
отдача молока.
206,207,208
Ручное доение коров.
209,210
Учёт молока на ферме.
211,212
П.Р№ 27. Ручное доение коровы.
213,214
Первичная обработка молока.
215,216
Уход за молочной посудой.
217
П.Р№ 25. Первичная обработка молока и
уход за молочной посудой.
218
Самостоятельная работа №11«Ручное доение
коров и учёт молока.»
14 раздел Повторение (20 часов)
219
Посадка малины.
220
Вредители плодовых деревьев.
221
Уход за плодоносящим садом.
222
Парники.
223
Теплицы.
224
Сорта салата кочанного.
225
Способы выращивания салата.
226
Строение томата.
227
Сорта томата.
228
Строение огурца.
229
Сорта огурцов.
230
Виды защищённого грунта
231
Выбор места под сад.
232
Посадка плодовых деревьев.
233
Крупный рогатый скот.
234
Содержание коров.
235
Виды кормов.
236
Нормы и рационы кормов.
237
Ручное доение коров.
238
Итоговый урок
2
2
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование. Профильный труд 9
класс (238 часа) (7часов в неделю)
№ урока
Название темы
1раздел Вводное занятие. (2 часа)
1
Инструктаж
2
Инструктаж работы с инвентарём
2 раздел Уборка урожая (15 часов)
3,4,5
Уборка томата
6
П.Р № 1 Уборка томата и учёт урожая
7,8,9
Получение семян томата
Кол-во
часов
1
1
3
1
3
Дата
10
П.Р № 2 Уборка плодов томата для
1
получения семян
11
П.Р № 3 Выделение семян из плодов томата 1
12,13,14
Получение семян огурца
3
15
П.Р № 4 Уборка семенников огурца
1
16
П.Р № 5 Выделение семян из семенников
1
огурца
17
Самостоятельная работа № 1 Уборка урожая 1
3 раздел Выращивание огурца в защищённом грунте ( 43 часа)
18,19,20
Сорта и гибриды огурца для защищённого
3
грунта
21,22,23,24
Выращивание огурца в зимних теплицах
4
25,26,27,28
Малообъёмная технология выращивания
4
огурца в зимних теплицах
29,30,31.32
Весенние теплицы и их подготовка к
4
новому сезону
33,34
П.Р № 6 Подготовка весенней теплицы к
2
новому сезону выращивания овощей
35,36,37,38
Выращивание рассады огурца для весенних 4
теплиц
39,40,41
П.Р № 7 Выращивание рассады огурца для
3
весенней теплицы
42,43,44,45
Выращивание огурца в весенних теплицах
4
46,47,48,49
Вредители и болезни растений огурца в
4
защищённом грунте
50,51,52
П.Р № 8 Выращивание огурца в весенней
3
теплице
53,54,55,56
Выращивание огурца под плёночными
4
укрытиями
57,58,59
П.Р № 9 Выращивание огурца под
3
плёночными укрытиями
60
Самостоятельная работа № 2 Выращивание
1
огурца в защищённом грунте
4 раздел Уход за молодым садом (25 часов)
61,62,63,64
Проверка состояния молодых посадок
4
плодовых деревьев
65
П.Р № 10 Замена погибших молодых
1
деревьев новыми саженцами и подсыпка
почвы в приствольный круг при оголении
корневой шейки молодых деревьев
66,67,68,69
Уход за молодым неплодоносящим садом
4
70
П.Р № 11 Обработка почвы в приствольных 1
кругах и полив молодых деревьев
71,72,73,74
Подготовка молодого сада к зиме
4
75
П.Р № 12 Обвязка штамбов молодых
1
плодовых деревьев толем
76,77,78,79
Обрезка плодовых деревьев
4
80,81,82,83
Формирование кроны молодого плодового
4
дерева
84
П.Р № 13 Обрезка ветвей молодого
1
плодового дерева на почку
85
Самостоятельная работа № 3 Уход за
1
молодым садом
5 раздел Производственная санитария на молочной ферме (13 часов)
86,87,88,89
Зоологические требования к условиям
4
содержания коров
90,91,92,93
Правила производственной санитарии
4
94,95,96,97
Личная гигиена работников молочной
4
фермы
98
Самостоятельная работа № 4
1
Производственная санитария на молочной
ферме
6 раздел Раздой новотельных коров (11 часов)
99,100,101,102 Содержание и кормление коров перед
4
отёлом и в первые дни после него
103,104,105,10 Содержание и кормление новотельных
4
6
коров при раздое
107,108
П.Р № 14 Раздой новотельной коровы
2
109
Самостоятельная работа № 5 Раздой
1
новотельных коров
7 раздел Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота (28 часов)
110,111,112,11 Выращивание телят в профилакторный
4
3
период
114
П.Р № 15 Кормление телёнка и уход за ним
1
в профилакторный период
115,116,117,11 Выращивание телят в молочный период
4
8
119
П.Р № 16 Приготовление овсяного киселя и 1
скармливание его телятам
120
П.Р № 17 Подготовка немолодых кормов и
1
скармливание их телятам
121
П.Р № 18 Приготовление картофельного
1
пюре и скармливание его телятам
122
П.Р № 19 Ежедневная уборка телятника для 1
содержания телят молочного периода
123,124,125,12 Желудочно-кишечные заболевания у телят в4
6
молочный период и меры их
предупреждения
127,128,129,13 Выращивание тёлок для ремонта стада
4
0
131,132,133,13 Откорм молодняка крупного рогатого скота 4
4
135
П.Р № 20 Уборка помещения и выгульного
1
двора для бычков на откорме
136
П.Р № 21 Подготовка кормов к
1
скармливанию и дневное кормление бычков на
откорме
137
Самостоятельная работа № 6 Выращивание
1
телят и молодняка крупного рогатого скота
8 раздел Механизация доения коров (32 часа)
138,139,140,14 Сведения о доильных установках
4
1
142,143,144,14
5
146,147,148,14
9
150
Устройство и принцип действия доильного
аппарата
Разборка и сборка доильного аппарата
4
4
П.Р № 22 Разборка и сборка пульсатора
1
доильного аппарата «Волга»
151
П.Р № 23 Разборка и сборка коллектора
1
доильного аппарата «Волга»
152
П.Р № 24 Разборка и сборка доильного
1
стакана доильного аппарата «Волга»
153,154,155,15 Машинное доение коров со сбором молока в 4
6
доильное ведро
157,158,159
П.Р № 25 Проведение машинного доения
3
коров со сбором молока в доильное ведро
160,161,162,16 Машинное доение коров двумя доильными
4
3
аппаратами
164
П.Р № 26 Проведение машинного доения
1
двумя доильными аппаратами
165,166,167,16 Доильные аппараты с автоматическим
4
8
управлением режимом доения и доильные
автоматизированные установки
169
Самостоятельная работа № 7 Механизация
1
доения коров
9 раздел Пастбищное содержание крупного рогатого скота (28 час)
170,171,172,17 Сведения о пастбищах
4
3
174,175,176,17 Кормовые травы пастбищ
4
7
178,179,180,18 Ядовитые травы пастбищ
4
1
182,183,184,18 Пастьба коров
4
5
186,187,188,18 Способы пастьбы
4
9
190
П.Р № 27 Пастьба коров
1
191,192,193,19 Пастьба телят
4
4
195
П.Р № 28 Подготовка телят к выпасу на
1
пастбище
196
П.Р № 29 Пастьба телят
1
197
Самостоятельная работа № 8 Пастбищное
1
содержание крупного рогатого скота
10 раздел Лошади (21 час)
198,199,200,20 Значение и особенности лошадей
4
1
202,203,204,20 Породы лошадей
4
5
206,207,208,20 Содержание рабочих лошадей и уход за
4
9
ними
210,211,212,11 Кормление рабочих лошадей
4
3
214,215,216,21 Одноконная упряжь и запряжка рабочих
7
лошадей
218
Самостоятельная работа № 9 Лошади
11 раздел Повторение (20 часов)
219
Уборка томата
220
Получение семян томата
221
Получение семян огурца
222
Сорта и гибриды огурца для защищённого
грунта
223
Малообъёмная технология выращивания
огурца в зимних теплицах
224
Вредители и болезни растений огурца в
защищённом грунте
225
Проверка состояния молодых посадок
плодовых деревьев
226
Подготовка молодого сада к зиме
227
Обрезка плодовых деревьев
228
Формирование кроны молодого плодового
дерева
229
Зоогигиенические требования к условиям
содержания коров
230
Личная гигиена работников молочной
фермы
231
Содержание и кормление коров перед
отёлом и в первые дни после него
232
Содержание и кормление новотельных
коров при раздое
233
Выращивание телят в профилакторный
период
234
Выращивание телят в молочный период
235
Пастьба телят
236
Породы лошадей
237
Одноконная упряжь и запряжка рабочих
лошадей
238
Итоговый урок
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1