Рп_9_Русский язык (5)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Талицкого МО
МКОУ «Троицкая СОШ №50»

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
вариант 1

«Русский язык»
(для 9 класса)

п. Троицкий 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3
II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 7
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................... 14

2

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
составлена

программа
на

основе

по

учебному

Федеральной

предмету

«Русский

адаптированной

язык»

основной

общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

«Русский

язык»

(https://clck.ru/33NMkR).
Рабочая

программа

по

учебному

предмету

адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями,( вариант 1),
с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного
предмета «Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности
Задачи:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление

с

некоторыми

грамматическими

понятиями

и

формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

3

 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
определяет следующие задачи.
 совершенствование умения дифференцировать части слова по
существенным признакам;
 повторение грамматических признаков изученных частей речи;
 совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к
различным частям речи по существенным признакам;
 развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для
уточнения написания слов;
 совершенствование умения находить главные и второстепенные
члены предложения;
 совершенствование умения составлять и различать предложения
разные по интонации;
 развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;
 формирование умения различать простые и составные числительные;
 формирование умения писать числительные с мягким знаком на
конце и в середине слова;
 совершенствование
повествовательных

текстов

умения
и

текстов

написания
с

элементами

изложения,
описания

и

рассуждения;
 воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.

4

II.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение русскому языку в 9 классе носит коррекционную и
практическую направленность.

Программа в 9 классе способствует

интеллектуальному развитию обучающихся, обеспечивает гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей
слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется
фонетическому разбору.
Слово.

В

9

классе

продолжается

систематическое

изучение

элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами
являются

состав

слова

и

части

речи.

Изучение

состава

слова,

словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и
др.—

обогащения

и

активизации

словаря,

формирования

навыков

грамотного письма.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим
обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной
речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.

5

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в
программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы
в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения
простого предложения разной степени распространенности и сложного
предложения.

Одновременно

закрепляются

орфографические

и

пунктуационные навыки.
Продолжается работа по обучению деловому письму.
Основными видами работы обучающихся в 9 классе являются:
тренировочные

упражнения,

словарные,

выборочные,

предупредительные, объяснительные диктанты, письмо по памяти,
грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием
изложения или сочинения.
Содержание разделов
№

Название разделов, темы

1
2
3

Повторение. Предложение
Состав слова. Текст
Части речи. Текст. Имя
существительное
Части речи. Имя
прилагательное
Местоимение
Глагол
Наречие
Имя числительное
Предложение. Текст
Повторение пройденного
Итого

4
5
6
7
8
9
10

Колво
часов

Контрольны
е работы

5
7
9

1
1
1

Сочинения

Изложения

1

6
6
10
6
6
7
6
68

1
1

1
1
1

1
6

2

2

6

III.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;

7

 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать

на

письме

орфографические

правила

после

предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений (с опорой на
представленный образец);
 устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 участвовать в обсуждении фактического материала высказывания
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец;
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе

8

наблюдений,

практической

деятельности,

опорным

словам

и

предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по
существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
схеме или вопросам учителя;
 находить

орфографические

трудности

в

слове

и

решать

орографические задачи (под руководством учителя);
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию
и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя,
опорной схеме;
 находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

с

использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на
образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;

9

 различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия
основной мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать

один

заголовок

из

нескольких

предложенных,

соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 писать

изложения

повествовательных

текстов

и

текстов

с

элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до
70 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного

коллективного

разбора

темы,

основной

мысли,

структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60
слов).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке

10

предметных

результатов

обучающегося

учитывается

уровень

самостоятельности и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5»
понимание

ставится

материала,

обучающемуся,

может

с

если он обнаруживает

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При

оценке

письменных

работ

следует

руководствоваться

следующими нормами:
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками;
 оценка «2» - не ставится.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания также не учитываются.
11

За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует

рассматривать

Специфическими для

индивидуально

для

каждого

них ошибками являются

искажение звукобуквенного состава

обучающегося.

замена

согласных,

слов (пропуски, перестановки,

добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры

слова).

При

выставлении

оценки

две

однотипные

специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки.
Оценка
недостаточное

«3»

ставится,

понимание

если

изученного

обучающийся
материала,

обнаруживает
затрудняется

в

применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с
одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится

12

При

оценке

творческих

заданий

следует

руководствоваться

следующими нормами.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении

предложений,

употреблении

слов;

допускается

1-2

орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится

13

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема предмета

Колво
часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Повторение. Предложение – 5 часов.
1.

Простые предложения

1

Ознакомление со словарным
словом: жестокость. Запись
слова и его определения в
тетрадь. Составление простых
предложений или
словосочетаний со словарным
словом.
Рассмотрение схемы простого
предложения. Объяснение
постановки запятых в ней.
Определение, к каким схемам
подходят данные в учебнике
примеры.
Выделение грамматической
основы данных в учебнике
предложений.
Списывания текста. Объяснение
постановки запятых в простых
предложениях.
Написание диалога про зверей и
птиц. Расстановка знаков
препинания при обращении

Записывают словарное
слово и его определение в
тетрадь.
Составляют
словосочетания со
словарным словом,
записывают
словосочетания.
Составляют и записывают
схемы простых
предложений со словарным
словом с опорой на
наглядность.
Отвечают на вопросы в
учебнике.
Выделяют грамматическую
основу данных в учебнике
предложений.
Списывают диалог про
зверей и птиц, расставляя
знаки препинания под
контролем учителя после
предварительного разбора

Записывают словарное
слово и его определение
в тетрадь.
Составляют и
записывают
предложения со
словарным словом.
Составляют схемы
простых предложений со
словарным словом.
Отвечают на вопросы в
учебнике.
Списывают текст из
учебника
Выделяют
грамматическую основу
предложений из текста.
Списывают диалог про
зверей и птиц,
расставляя знаки
препинания

14

2.

Сложные предложения

1

3.

Распространение
предложений

1

Рассмотрение схемы сложных
предложений, данных в
учебнике. Запись схем в
тетрадь.
Объяснение постановки
запятых в схемах.
Запись предложений к
данным схемам.
Подчеркивание главных
членов предложения в
каждой части сложных
предложений.
Ответы на вопросы в
учебнике.
Запись текста.
Восстановление текста по
памяти. Расстановка запятых
и походящих по смыслу
союзов между частями
сложного предложения
Чтение сложных предложений,
данных в учебнике.
Определение в предложениях
последовательности развития
темы. Запись предложений в
тетрадь. Расстановка
предложений в нужной
последовательности.
Распространение предложений
второстепенными членами.
Составление и запись
предложений по картинке.

Записывают схемы
сложных предложений,
данных в учебнике.
Составляют и записывают
сложные предложения
после предварительного
разбора.
Находят главные и
второстепенные члены
предложения без деления
на виды (с опорой на
образец).
Сочиняют вторую
часть сложных
предложений при помощи
учителя под контролем
учителя

Записывают схемы сложных
предложений, данных в
учебнике.
Составляют и записывают
сложные предложения.
Выделяют грамматическую
основу сложных
предложений.
Объясняют
постановку знаков
препинания в сложных
предложениях.
Восстанавливают текст по
памяти и записывают его.
Расставляют запятые и
подходящие по смыслу
союзы между частями
сложного предложения

Дают ответы на вопросы
учителя после
предварительного разбора.
Записывают предложения,
определяют
последовательность
развития темы под
контролем учителя.
Составляют и записывают
предложения по картинке,
распространяют
предложения

Дают ответы на вопросы
учителя.
Записывают предложения,
определяют
последовательность развития
темы.
Составляют и записывают
предложения по картинке,
распространяют предложения
второстепенными членами.
Расставляют знаки
препинания в сложных

15

4.

Составление сложных
предложений.
Контрольные вопросы
и задания

1

5.

Проверочная работа по
теме: «Предложение»

1

Ответы на вопросы учителя по второстепенными членами предложениях
теме: «Распространение
с опорой на образец.
предложений»
Расставляют знаки
препинания в сложных
предложениях
Составление сложных
Записывают сложные
Записывают сложные
предложений. Подбор к первой предложения,
предложения, составленные
части сложного предложения
составленные с помощью самостоятельно.
второй части, данной в рамке. учителя.
Подбирают вторую часть
Запись предложений.
Подбирают вторую часть сложного предложения.
Выделение союзов, которые
сложного предложения
Работают с текстом.
соединяют части сложных
после предварительного
Заканчивают мысли в
предложений.
разбора.
сложных предложениях.
Чтение незаконченных
Работают с текстом.
Записывают получившийся
предложений об увлекательных Заканчивают мысли в
текст в тетрадь
занятиях. Заканчивание мысли сложных предложениях
в сложных предложениях.
под контролем учителя.
Запись получившихся
Записывают
предложений.
получившийся текст в
Работа с текстом.
тетрадь
Подкрепление мысли
выделенных в учебнике
предложений фактами.
Запись получившегося текста,
выделение грамматической
основы в тексте
Выполнение проверочной
Выполняют проверочную Выполняют проверочную
работы, применение
работу, применяя
работу, применяя
изученных правил при письме. полученные знания на
полученные знания на
Составление и запись
практике под контролем
практике
предложения предложений из учителя, с опорой на
слов.
наглядность

16

Расстановка знаков
препинания в простом и
сложном предложении.
Определение границ
предложения.
Выделение грамматической
основы предложения
Состав слова. Текст – 6 часов
6.

Корень и
однокоренные слова

1

Ознакомление со словарным
словом «конфликт». Запись
слова и его определения в
тетрадь.
Рассматривание рисунка.
Составление и запись
предложения к рисунку,
используя слова на карточках:
«повар, заварка, самовар».
Разбор слов по составу, данных
на карточках.
Запись однокоренных слов,
выделение общего корня в
словах каждого ряда.
Объяснение значения слов:
«жалостливый, мазила,
следопыт, закат».
Запись текста, данного в
учебнике. Нахождение в тексте
однокоренных слов к
словарному слову.
Выделение орфограммы в
корне, которую следует

Разбирают слова по
составу с опорой на
наглядность.
Выделяют общий корень
в однокоренных словах.
Записывают
словосочетания со
словарным словом.
Составляют и записывают
предложения к рисунку
под контролем учителя.
Записывают
однокоренные слова,
выделяя общий корень по
образцу.
Записывают текст,
данный в учебнике.
Находят однокоренные
слова к словарному слову
при помощи учителя

Разбирают слова по составу.
Выделяют общий корень в
однокоренных словах.
Записывают словосочетания
со словарным словом.
Составляют и записывают
предложения к рисунку.
Записывают однокоренные
слова, выделяя общий
корень.
Записывают текст, данный в
учебнике. Находят
однокоренные слова к
словарному слову

17

7.

Образование слов с
помощью суффиксов

1

запомнить
Ознакомление со словарным
словом «владелец». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение
орфограмм, которые стоит
запомнить. Запись
словосочетаний и предложений
со словарным словом в
тетрадь.
Чтение отрывка из сказки
«Судное дело Ерша с Лещом».
Запись отрывка, данного в
учебнике.
Нахождение однокоренных
слов к словарному слову и
подчеркивание их. Выделение
суффикса -ец.
Запись текста, данного в
учебнике. Выделение
пропущенных орфограмм в
корне слова. Объяснение
правописания данных слов.
Выделение суффикса в словах

Находят суффикс в
однокоренных словах с
опорой на схему при
помощи учителя.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффикса с
опорой на образец.
Записывают словарное
слово, придумывают
словосочетания и
предложения с этим
словом.
Выделяют суффиксы в
однокоренных словах под
контролем учителя.
Записывают текст из
учебника, выделяют
пропущенные
орфограммы в корне под
контролем учителя

Находят суффикс в
однокоренных словах
самостоятельно.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффикса.
Записывают словарное
слово, придумывают
словосочетания и
предложения с этим словом.
Выделяют суффиксы в
однокоренных словах под
контролем учителя.
Записывают текст из
учебника, выделяют
пропущенные орфограммы в
корне

18

8.

Образование слов с
помощью приставок

1

Запись ряда однокоренных
слов. Выделение приставки в
каждом слове.
Составление и запись
словосочетаний к данным в
учебнике рисункам с каждым
из однокоренных слов.
Выделение приставки в
словах.
Запись текста из учебника.
Вставка согласных в
приставку. Выделение
приставок

Выделяют приставку с
опорой на представленную
схему.
Находят приставку словах.
Образовывают и
записывают слова с
помощью приставки при
помощи учителя.
Составляют и записывают
словосочетания к данным в
учебнике рисункам после
предварительного разбора.
Записывают текст из
учебника. Вставляют и
выделяют приставку при
помощи учителя

Выделяют приставку
самостоятельно.
Находят приставку словах.
Образовывают и записывают
слова с помощью приставки.
Составляют и записывают
словосочетания к данным в
учебнике рисункам.
Записывают текст из
учебника. Вставляют и
выделяют приставку

19

9.

Правописание в корне
и приставке слова

1

Запись слов в три столбика:
безударные гласные в корне,
звонкие и глухие согласные в
корне, непроверяемые
написания в корне слова.
Выделение орфограмм в
корне. Подбор проверочных
слов. Выполнение и запись
упражнения 4-й лишний.
Выделение приставок в
однокоренных словах.
Комментированное письмо

Выполняют письменные
упражнения.
Подбирают проверочные
слова при помощи
учителя.
Проверяют безударные
гласные в корне и
приставке с опорой на
образец.
Выделяют приставки в
однокоренных словах.
Выполняют списывание
текста

Применяют правила
правописания гласных и
согласных в корне и
приставке.
Выполняют письменные
упражнения.
Подбирают проверочные
слова.
Проверяют безударные
гласные в корне и приставке.
Пишут комментированное
письмо

20

10.

Сложные и
сложносокращённые
слова

1

11.

Состав слова.
Закрепление знаний.
Контрольные вопросы
и задания

1

Ознакомление со словарным
словом «сбербанк». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение
орфограмм, которые стоит
запомнить. Запись
словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Упражнения в составлении
сложных слов по рисунку в
учебнике. Запись слов в два
столбика.
Составление по одному
словосочетанию с данными в
учебнике словами
Ознакомление со словарным
словом «автобиография».
Запись слова и его
определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Запись ряда однокоренных
слов. Разбор слов по составу.
Работа с текстом.
Составление и запись
вопросов к тексту.
Выделение приставок в
словах. Выделение орфограмм

Образуют и пишут
сложные слова по
наглядной и словесной
инструкции учителя.
Используют словарное
слово в письменной и
устной речи.
Записывают словарное
слово «сбербанк».
Придумывают и
записывают
словосочетания со
словарным словом

Различают сложные слова с
соединительной гласной и
без нее.
Объясняют как образованы
сложные слова.
Составляют и записывают
словосочетания, используя
сложные слова.
Используют словарное слово
в устной и письменной речи.
Записывают словарное слово
«сбербанк». Придумывают и
записывают предложения со
словарным словом

Отвечают на вопросы по
изученной теме на
доступном материале.
Применяют правила
разбора слов на письме с
опорой на наглядность.
Используют
сложносокращенные
слова в устной и
письменной речи.
Составляют и записывают
вопросы к тексту под
контролем учителя.
Выделяют орфограммы в
приставке и корне на
материале более

Отвечают на вопросы по
изученной теме.
Применяют правила разбора
слов на письме.
Используют
сложносокращенные слова в
устной и письменной речи.
Составляют и записывают
вопросы к тексту
самостоятельно.
Выделяют орфограммы в
приставке и корне

21

в корне. Объяснение их
правописания

употребительных слов

22

12.

Контрольный диктант
№ 1 на тему:
«Предложение. Состав
слова»

13.

Значение имён
существительных в
речи.
Значение предметности

14.

Склонение имён
существительных.
Склонение имён
существительных в
единственном и
множественном числе

Выполняют контрольное
списывание текста
диктанта.
Выполняют
грамматическое задания
на материале доступных
слов
Части речи. Текст. Имя существительное – 9 часов
1
Повторение грамматических
Описывают предмет или
признаков имён
явление, одним словом, с
существительных.
опорой на наглядность.
Составление и запись
Используют имена
предложений к рисунку из
существительные в
учебника.
устной и письменной
Выполнение упражнения 4-й речи.
лишний из учебника. Письмо Выполняют упражнение
существительных,
4-й лишний.
обозначающих явления
Записывают имена
природы.
существительные,
Работа с диалогом.
обозначающие явления
Чтение диалога учителя с
природы под контролем
учеником. Запись ответов на
учителя.
вопросы. Выделение названия Выполняют письменные
географических объектов
упражнения после
разбора под контролем
учителя
1
Знакомство со словарным
Склоняют имена
словом: «авторитет». Запись существительные в
слова и его определения в
единственном и
тетрадь. Выделение
множественном числе по
орфограмм, которые стоит
словесной инструкции
запомнить. Запись
учителя с опорой на
1

Письмо (списывание) текста
диктанта.
Выполнение грамматического
задания

Пишут диктант под диктовку
учителя, выполняют
грамматические задания

Описывают предмет или
явление одним словом.
Используют имена
существительные в устной и
письменной речи.
Выполняют упражнение 4-й
лишний.
Выполняют письменные
упражнения самостоятельно

Склоняют имена
существительные в
единственном и
множественном числе.
Определяют тип склонения
имён существительных.

23

словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Знакомство с проверочными
словами для определения
склонения имён
прилагательных: «стена,
земля, стол, конь, степь,
столы, кони».
Дополнение словосочетаний
несколькими
существительными
множественного числа.
Чтение и запись текста.
Выделение окончаний
существительных.
Выполнение
комментированного письма

схемы.
Вспоминают проверочные
слова для определения
склонения
существительных.
Записывают
словосочетания с
существительными
множественного числа
под контролем учителя.
Читают и записывают
текст, выделяя окончания
существительных под
руководством учителя

Применяют алгоритм
определения склонения имён
существительных.
Подбирают проверочные
слова к существительным с
безударным окончанием.
Пишут комментированное
письмо

24

15.

Правописание
безударных окончаний
имен существительных

1

Составление и запись
словосочетаний с предлогами
и без них.
Выделение безударных
окончаний имён
существительных.
Проверка безударных
окончаний имен
существительных
проверочными словами.
Составление и запись
словосочетаний с именами
существительными.
Составление и запись текста
по данному в учебнике плану

Связывают имена
существительные по
смыслу.
Пишут слова с
орфограммой – буквой
безударного гласного в
окончании
существительного с
опорой на схему.
Проверяют безударные
окончания
существительных
проверочными словами.
Записывают текст после
предварительного разбора
и опорой на план

Находят и исправляют
ошибки в употребление
падежных окончаний имён
существительных.
Применяют алгоритм
правописания падежных
окончаний имен
существительных.
Пишут слова с орфограммой
– буквой безударного
гласного в окончании
существительного

25

16.

Несклоняемые имена
существительные.
Знакомство с
несклоняемыми
существительными

1

17.

Употребление глаголов
в прошедшем времени
с несклоняемыми
существительными

1

18.

Имена
существительные.
Закрепление знаний.

1

Знакомство с несклоняемыми
существительными и
объяснение особенности их
использования в речи.
Пополнение словаря
несклоняемыми
существительными.
Употребление несклоняемых
существительных в устной и
письменной речи, объяснение
их особенностей.
Выполнение письменных
упражнений из учебника.
Составление и запись
предложений со словами:
«шоссе, кафтан, пальто,
сюртук»
Согласование глаголов в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными.
Списывание
нераспространенных
предложений с указанием
рода глаголов в прошедшем
времени. Распространение
одного из предложений
второстепенными членами
Закрепление изученного
материала.
Применение изученных

Применяют
несклоняемые имена
существительные в
устной и письменной
речи.
Определяют пол
несклоняемых имён
существительных с
опорой на наглядность.
Составляют и записывают
словосочетания со
словами: «шоссе, кафтан,
пальто, сюртук».

Используют несклоняемые
имена существительные,
объясняют их особенности.
Определяют пол
несклоняемых имён
существительных.
Записывают предложения,
вставляя вместо вопросов
несклоняемые
существительные

Согласовывают глаголы в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными в
устной и письменной речи
при помощи словесной
инструкции с опорой на
наглядность на материале
доступных слов.
Указывают род и глаголов
прошедшего времени с
порой на наглядность
Отвечают на вопросы по
изученной теме на
доступном материале.

Согласовывают глаголы в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными в устной
и письменной речи.
Пишут предложения,
указывают род глаголов в
прошедшем времени.
Указывают род и глаголов
прошедшего времени
самостоятельно
Отвечают на вопросы по
изученной теме.
Применяют правила на

26

Контрольные вопросы
и задания.

правил на письме.
Выполнение письменных
упражнений из учебника.
Беседа, ответы на вопросы

19.

Деловое письмо.
Записка.

1

20.

Изложение содержания
текста биографии
писателя

1

Работа в рабочей тетради.
Сочинение конца диалога,
используя в разговоре
несклоняемые
существительные.
Написание делового письма
«Записка», включая в
содержание несклоняемые
существительные.
Переделывание содержания
записок в смс-сообщения
Написание изложения
содержания текста биографии
писателя

Применяют правила на
письме с опорой на
наглядность.
Выполняют письменные
упражнения из учебника
при помощи учителя
Пишут деловое письмо
«Записка» с опорой на
план и развёрнутую
инструкцию

письме.
Выполняют письменные
упражнения из учебника

Пишут небольшие по
объему изложения
повествовательного
текста с элементами
описания после
предварительного
обсуждения (отработки)
всех компонентов текста

Излагают текст, располагая
смысловые части в
соответствии с планом.
Переделывают содержание
авторского текста своими
словами

Составляют план делового
письма – «Записка».
Пишут записку по данному
плану.
Переделывают содержание
записок в смс-сообщения

27

21.

Проверочная работа на
тему: «Имя
существительное»

1

Применение правил при
письме

Применяют полученные
Применяют полученные
знания при помощи
знания
учителя и с опорой на
наглядный образец, схемы
Имя прилагательное – 6 часов

22.

Значение имён
прилагательных в речи
Значение признака
предмета

1

Знакомство со словарными
словами: «ветеран,
мужество». Запись слова и
его определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.
Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Повторение грамматических
признаков имён
прилагательных.
Письмо предложений с
раскрыванием скобок,
исключая в каждой строчки
лишний признак

Описывают признак
предмета.
Используют имена
прилагательные в устной
и письменной речи.
Записывают
предложения, раскрывая
скобки и исключая в
каждой строчки лишний
признак после
предварительного
разбора.
Записывают
словосочетания со
словарными словами

Описывают грамматические
признаки имен
прилагательных.
Используют прилагательные
в устной и письменной речи.
Записывают предложения,
раскрывая скобки и
исключая в каждой строчки
лишний признак
самостоятельно.
Составляют и записывают
предложения со словарными
словами

23.

Правописание
падежных окончаний
имен прилагательных

1

Работа в учебнике.
Составление и запись
предложений на темы русских
сказок.
Постановка вопроса от имени
существительного к имени
прилагательному.
Выделение окончания имен
прилагательных.

Составляют
словосочетания и
предложения, вставляя и
выделяя окончания имен
прилагательных после
предварительного
разбора, под контролем
учителя.
Озаглавливают и

Применяют алгоритм
определения окончания
безударных имен
прилагательных.
Составляют словосочетания
и предложения, вставляя и
выделяя окончания имен
прилагательных
самостоятельно.

28

24.

Склонение имён
прилагательных в
мужском и среднем
роде на: «-ий, -ьи»

1

25.

Склонение имен

1

Чтение отрывка
стихотворения. Запись
словосочетаний из
стихотворения.
Выделение окончаний имён
прилагательных.
Письмо стихотворения по
памяти.
Работа с текстом. Списывание
и подбор названия к тексту.
Вставка безударных
окончаний имён
прилагательных, используя
алгоритм
Вставка пропущенных
окончаний в словосочетания
мужского и среднего рода.
Выделение падежных
окончаний, подчеркивание
разделительного мягкого
знака. Составление и запись
по одному предложению с
данными словосочетаниями.
Работа с учебником.
Списывание текста.
Подчеркивание сочетания
имен прилагательных с
именем существительным
«молоко». Объяснение
правописания окончаний
прилагательных
Вставка и дописывание в

списывают текст,
вставляя безударные
окончания имен
прилагательных под
контролем учителя

Озаглавливают и списывают
текст, вставляя безударные
окончания имен
прилагательных

Склоняют
притяжательные имена
прилагательные мужского
и среднего рода на : «-ий, ьи» в разных падежных
формах, сохраняя
разделительный мягкий
знак перед падежными
окончаниями при помощи
учителя на доступном
материале

Применяют алгоритм
склонения имен
прилагательных.
Склоняют притяжательные
имена прилагательные и
правильно пишут их в
разных падежных формах,
сохраняя разделительных
мягкий знак перед
падежными окончаниями.
Применяют правило
написания и употребления в
речи притяжательных имен
прилагательных

Склоняют

Применяют алгоритм

29

прилагательных в
женском роде на «-ьи»

словосочетаниях окончаний
имен прилагательных
женского рода. Выделение
падежных окончаний имен
прилагательных,
подчеркивание
разделительного мягкого
знака. Составление и запись
предложений к рисунку,
используя данные
словосочетания. Списывание
текста. Выделение падежных
окончаний имен
прилагательных.
Объяснение правописаний
падежных окончаний имен
прилагательных. Составление
диалога.
Подчеркивание сочетания
имен прилагательных с
существительными женского
рода.
Объяснение правописания
падежных окончаний имен
прилагательных

притяжательные имена
прилагательные женского
рода на «-ьи» в разных
падежных формах,
сохраняя разделительный
мягкий знак перед
падежными окончаниями
при помощи учителя на
доступном материале

склонения имен
прилагательных.
Склоняют притяжательные
имена прилагательные и
правильно пишут их в
разных падежных формах,
сохраняя разделительных
мягкий знак перед
падежными окончаниями.
Применяют правило
написания и употребления в
речи притяжательных имен
прилагательных

30

26.

Склонение имен
прилагательных во
множественном числе
на
«-ьи»

1

27.

Проверочная работа по
теме: «Имя
прилагательное»

1

Вставка и дописывание в
словосочетаниях окончаний
имен прилагательных
множественного числа
Выделение падежных
окончаний имен
прилагательных,
подчеркивание
разделительного мягкого
знака.
Составление предложения с
любым словосочетанием.
Запись текста. Выделение
падежных окончаний имен
прилагательных. Объяснение
их правописания.
Подчеркивание сочетаний
имен прилагательных с
именами существительными
во множественном числе
Выполнение проверочной
работы, применяя полученные
знания

Склоняют
притяжательные имена
прилагательные во
множественном числе в
разных падежных формах,
сохраняя разделительный
мягкий знак перед
падежными окончаниями
при помощи учителя на
доступном материале

Применяют правило
склонения имен
прилагательных.
Склоняют притяжательные
имена прилагательные и
правильно пишут их в
разных падежных формах,
сохраняя разделительных
мягкий знак перед
падежными окончаниями.
Применяют правило
написания и употребления в
речи притяжательных имен
прилагательных

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступном материале

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания

31

Местоимение – 6 часов
28.

Значение местоимений
в речи

1

29.

Употребление
местоимений в тексте

1

Повторение грамматических
признаков местоимений.
Составление и письмо
диалога, вставка обращения,
подчеркивание в тексте
местоимений.
Выписывание из предложений
местоимений, называние
действующих лиц, на которые
указывают местоимения
Объяснение роли
местоимений в речи.
Запись предложений.
Подчеркивание
существительных и
местоимений в каждой паре
связанных по смыслу
предложений.
Чтение и запись текста.
Замена местоимений
существительными

Используют местоимения
в устной и письменной
речи вместо имен
существительных с
помощью учителя.
Выделяют и
подчеркивают
местоимения в
предложениях и тексте
под контролем учителя
Используют местоимения
в устной и письменной
речи.
Пишут предложения и
текст.
Подчеркивают
местоимения, заменяют
существительные
местоимениями после
предварительного разбора
под контролем учителя

Используют местоимения в
устной и письменной речи
вместо имен
существительных.
Выделяют и подчеркивают
местоимения в
предложениях и тексте

Объясняют значение
местоимений в речи на
примерах употребления их
вместо имен
существительных в рядом
стоящих предложениях.
Выписывают из
предложений местоимения,
называют действующие
лица, на которые указывают
данные местоимения

32

30.

Лицо и число
местоимений

1

31.

Склонение
местоимений
Изменение
местоимений по
падежам

1

Определение лица и числа
местоимений.
Письмо пословиц.
Определение в них
действующих лиц.
Определение лица и числа
местоимений.
Чтение словосочетаний с
местоимениями. Называние
лица и числа местоимений.
Запись словосочетаний с
местоимениями, распределяя
их по лицам и числам.
Составление предложений с
данными словосочетаниями.
Знакомство со словарным
словом: «традиция». Запись
слова и его определения в
тетрадь. Выделение
орфограмм, которые стоит
запомнить. Запись
словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Повторение алгоритма
склонения местоимений.
Дописывание словосочетаний
местоимениями 1, 2, 3-го
лица данных в учебнике.
Постановка вопросов от
глаголов к местоимениям.
Запись предложений.

Определяют лицо и число
местоимений с опорой на
наглядность.
Пишут пословицы.
Определяют в них
действующее лицо после
предварительного
разбора. Составляют и
записывают предложения
с местоимениями под
контролем учителя.
Записывают словарное
слово «традиция».
Выделяют орфограммы с
опорой на наглядность.
Придумывают и
записывают
словосочетания со
словарным словом

Определяют лицо и число
местоимений.
Применяют правило
определения числа и лица
местоимений.
Записывают пословицы,
определяют в них
действующие лица.
Указывают лицо и число
местоимений.
Составляют и записывают
предложения с
местоимениями под
самостоятельно. Записывают
словарное слово
«традиция». Выделяют
орфограммы. Придумывают
и записывают предложения
со словарным словом

Склоняют местоимения
при помощи развёрнутой
инструкции и с опорой на
наглядность.
Составляют
словосочетания с
местоимениями 1, 2, 3-го
лица.

Применяют алгоритм
определения склонения
местоимений.
Склоняют местоимения
письменно.
Определяют лицо и число
местоимений.
Выписывают

33

Постановка местоимений в
нужный падеж,
подчеркивание местоимений.
Работа с текстом.
Выписывание
словосочетаний с
местоимениями из текста.
Указание рода, числа и
падежа местоимений

Указывают род, число,
падеж местоимений с
опорой на наглядность
после предварительного
разбора.
Записывают предложения
с местоимениями, ставя
местоимения в нужный
падеж с помощью учителя

словосочетания с вопросами.
Вместо вопросов вставляют
местоимения.
Указывают лицо, число и
падеж местоимений.
Записывают предложения с
местоимениями, ставя
местоимения в нужный
падеж

34

32.

Проверочная работа по
теме: «Местоимение»

1

33.

Работа над ошибками

1

Выполнение проверочной
Выполняют проверочную
работы, применяя полученные работу, применяя
знания
полученные знания на
доступном материале
Выполнение работы над
Выполняют работу над
ошибками
ошибками

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания
Выполняют работу над
ошибками

35

Глагол – 10 часов
34.

Значение глаголов в
речи.
Значение действий
предмета

1

Повторение всех известных
грамматических признаков
глагола, используя данные
слова и сокращенные
обозначения.
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
предложений к рисунку.
Упражнение «Четвертый
лишний». Определение и
запись общего значения
глаголов, исключение 4-го
лишнего.
Запись предложений,
подчеркивание однородных
членов предложения глаголов.
Составление и запись рассказа
по данному в учебнике плану.
Подчеркивание глаголов

Используют глаголы в
устной и письменной
речи, используя помощь
учителя.
Называют
грамматические признаки
глагола с опорой на
наглядность.
Записывают и
подчеркивают глаголы
под контролем учителя.
Выделяют глаголы из
ряда данных слов после
предварительного разбора

Используют глаголы в
устной и письменной речи.
Описывают действия
предмета с помощью
однородных членов на
письме.
Называют грамматические
признаки глагола.
Записывают и подчеркивают
глаголы самостоятельно.
Выделяют глаголы из ряда
данных слов

36

35.

Употребление глаголов
со значением
отрицания

1

36.

Неопределенная форма
глагола
Выделение глаголов в
неопределенной форме

1

Выполнение упражнений,
направленных на закрепление
написания частицы НЕ с
глаголами.
Запись глаголов и
употребление их с
отрицательным значением,
подставляя частицу НЕ.
Чтение и запись пословиц,
подставляя, где надо, частицу
НЕ.
«Что посеешь, то и
пожнёшь.
Слезами горю поможешь.
Кашу маслом испортишь.
Поспешишь – людей
насмешишь.
Семеро одного ждут.
Друзья познаются в беде.»
Выявление смысла пословиц.
Рассмотрение рисунка и
подбор пословиц к рисунку
Постановка вопросов: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме.
Знакомство со словарным
словом «обязанность».
Запись слова и его
определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.

Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы со значением
отрицания при помощи
учителя.
Записывают пословицы,
вставляя, где надо,
частицу НЕ после
предварительного
разбора.
Выявляют смысл
пословиц, используя
помощь учителя.
Подбирают пословицы к
рисунку

Используют глаголы со
значение отрицания в
устной и письменной речи.
Находят и исправляет
ошибки в употреблении
глаголов в неопределенной
форме и со значением
отрицания.
Применяют на письме
правило раздельного
написания частицы не с
глаголами пишется.
Записывают пословицы,
вставляя, где надо, частицу
НЕ.
Выявляют смысл пословиц.
Подбирают самостоятельно
пословицы к рисунку

Используют вопросы:
«Что делать? Что
сделать?» к глаголам в
неопределенной форме с
опорой на наглядность.
Записывают словарное
слово «обязанность» и
словосочетания с ним.
Пишут словосочетания с
глаголами в

Используют вопросы: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме.
Исправляют ошибки в
употреблении глаголов в
неопределенной форме со
значением отрицания.
Записывают словарное слово
«обязанность» и

37

37.

Правописание глаголов
в неопределенной
форме

1

Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Чтение и запись
словосочетаний. Постановка
глаголов в неопределенную
форму. Запись глаголов в три
столбика: на «-ть(ся), -чь(ся), ти(сь)».
Продолжение мысли в
предложениях. Запись
получившихся предложений.
Постановка глаголов в
неопределенную форму.
Объяснение их написания
Исправление ошибок в
употреблении глаголов в
неопределенной форме и со
значением отрицания.
Выбор и письмо глаголов
только в неопределённой
форме.
Образование от данных
глаголов неопределённую
форму: «приготовила,
перескажет, выполним,
пропустишь, открыли,
переменился, запишут,
утомил, выбираем».
Составление и запись
предложения с одним из
глаголов.

неопределенной форме в
три столбика после
предварительного разбора
под контролем учителя.
Записывают предложения
с глаголами в
неопределенной форме,
используя помощь
учителя

предложения с ним.
Пишут словосочетания с
глаголами в неопределенной
форме в три столбика.
Записывают предложения с
глаголами в неопределенной
форме,

Используют вопросы:
«Что делать? Что
сделать?» к глаголам в
неопределенной форме с
опорой на наглядность.
Пишут и выделяют
глаголы в неопределённой
форме в словосочетаниях,
предложениях и тексте
после предварительного
разбора под контролем
учителя

Используют вопросы: «Что
делать? Что сделать?» к
глаголам в неопределенной
форме.
Исправляют ошибки в
употреблении глаголов в
неопределенной форме со
значением отрицания.
Выполняют письменные
упражнения, употребляя
глаголы в неопределенной
форме.
Пишут и выделяют глаголы
в неопределённой форме в
словосочетаниях,
предложениях и тексте

38

Чтение и запись
стихотворения.
Подчеркивание глаголов в
неопределенной форме:
«Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет
достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго, долго не глотать,

38.

Изменение глаголов по
лицам и числам.
Различение глаголов по
лицам и числам

1

Наслаждаться, смаковать!»
Списывание глаголов из
учебника, подставив к ним
местоимения. Определение
лица и числа глаголов.
Составление предложений с
данными глаголами на тему:
«Давай не ссорится».
Чтение и запись текста.
Определение лица и числа
глаголов.
Письменный пересказ текста.
Запись текста
нераспространёнными
предложениями.
Выделение грамматической

Выделяют из текста
глаголы в неопределенной
форме при помощи
учителя на доступном
материале слов.
Отличают глаголы от
других частей речи.
Изменяют формы лица и
числа глаголов с опорой
на наглядность и при
помощи развёрнутой
инструкции учителя.
Записывают
словосочетания и
предложения с глаголами

Выделяют из текста глаголы
в неопределенной форме.
Изменяют формы лица и
числа глаголов.
Отличают глаголы от
других частей речи.
Записывают словосочетания
с глаголами в единственном
числе, указывают лицо и
число

39

основы предложений

39.

Изменение формы лица
и числа глаголов

1

40.

Правописание глаголов
2-го лица
единственного числа

1

Запись данных в учебнике
словосочетаний с глаголами в
1-и лице. Составление
предложений с данными
словосочетаниями на тему:
«Будем здоровы!».
Определение лица и числа
глаголов.
Работа с текстом. Запись
текста. Подчёркивание
глаголов. Определение лица и
числа глаголов.
Запись глаголов, ставя их в
нужной форме:
«Я (изучать) столярное дело.
Мы с товарищем (пойти) на
субботник. Ты (ждать)
письма от родителей. Мы
завтра (полететь) утренним
рейсом. Владимир (брать) в
поход палатку, а Михаил
(взять резиновую лодку.»
Знакомство со словарным
словом «свидетельство».
Запись слова и его
определения в тетрадь.
Выделение орфограмм,
которые стоит запомнить.

в единственном числе,
указывают лицо и число
при помощи развернутой
инструкции учителя
Выделяют из текста
глаголы в неопределенной
форме с опорой на
наглядность на доступном
материале слов.
Отличают глаголы от
других частей речи.
Изменяют формы лица и
числа глаголов при
помощи развёрнутой
инструкции учителя с
опорой на наглядность.
Записывают
словосочетания,
предложения и текст с
глаголами в единственном
числе, указывают лицо и
число при помощи
развернутой инструкции
учителя
Используют глаголы во 2ом лице в единственном
числе в устной и
письменной речи на
доступном материале.
Пишут ь в глаголах 2-го

Выделяют из текста глаголы
в неопределенной форме.
Изменяют формы лица и
числа глаголов.
Отличают глаголы от
других частей речи.
Записывают
словосочетания,
предложения и текст с
глаголами в единственном
числе, указывают лицо и
число при помощи
развернутой инструкции
учителя

Используют глаголы во 2-ом
лице в единственном числе в
устной и письменной речи;
Пишут ь в глаголах 2-го
лица единственного числа.
Записывают словарное слово

40

41.

Повелительная форма
глаголов
Знакомство с
повелительной формой
глаголов

1

Запись словосочетаний и
предложений со словарным
словом в тетрадь.
Запись словосочетаний с
глаголами, употребляя их во
2-ом лице, единственном
числе. Подчеркивание «-шь, шься».
Работа с диалогом. Запись
диалога, вставляя
пропущенные орфограммы.
Объяснение правописания
слов с данными
орфограммами.
Запись текста, данного в
учебнике так, чтобы советы
автора были обращены к
одному лицу. Начни так:
«Дорогой мой! Я хочу
посоветовать тебе, …»
Чтение глаголов, данных в
учебнике. Постановка к ним
вопросов. Запись данных
глаголов в повелительной
форме в два столбика.
Составление и запись
предложений с данными
глаголами.
Чтение и запись строчек из
произведения М. Ю.
Лермонтова «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого

лица единственного числа
при помощи развёрнутой
инструкции учителя, с
опорой на наглядность.
Записывают словарное
слово свидетельство и
составляют с данным
словом словосочетания

«свидетельство» и
составляют с данным словом
предложения

Образуют глаголы в
повелительной форме при
помощи учителя.
Ставят вопрос к глаголам
в повелительной форме
единственного и
множественного числа.
Записывают
словосочетания и
предложения с глаголами
в повелительной форме
при помощи учителя

Образуют глаголы в
повелительной форме.
Ставят вопрос к глаголам в
повелительной форме
единственного и
множественного числа.
Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы в повелительной
форме

41

опричника и удалого купца
Калашникова».
Подчеркивание глаголов со
значение просьбы, совета,
приказа.
Работа с диалогом.
Запись диалога,
подчеркивание глаголов в
повелительной форме

42

42.

Контрольный диктант
№ 2 на тему: «Глагол»

1

Применение правил при
письме при написании
диктанта

Выполняют контрольное
списывание текста
диктанта

43.

Работа над ошибками

1

Выполнение работы над
Выполняют работу над
ошибками
ошибками
Наречие – 6 часов

44.

Наречие как часть речи

1

Повторение грамматических
признаков наречий
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление предложений к
рисунку, используя данные
словосочетания: «впереди
увидел, свернул направо,
неожиданно наткнулся,
сверху наблюдал, потом
отправился».
Запись словосочетаний.
Постановка вопросов от
глаголов к наречиям.
Составление предложения с
одним из данных
словосочетаний.
Определение лица и числа
глаголов.
Работа с текстом.
Запись второй части текста,
заменяя вопросы, данные в
скобках, наречиями.
Выделение словосочетаний с

Используют наречия в
устной и письменной речи
при помощи учителя на
доступном материале.
Относят слова к
определенной
грамматической категории
на доступном материале.
Письменно ставят вопрос
от глаголов к наречиям,
записывают
словосочетания и
предложения с наречиями
при помощи учителя

Пишут диктант под
диктовку учителя,
выполняют грамматическое
задание
Выполняют работу над
ошибками
Используют наречия в
устной и письменной речи.
Относят слова к
определенной
грамматической категории.
Письменно ставят вопрос от
глаголов к наречиям,
записывают словосочетания
и предложения с наречиями

43

наречиями

44

45.

Значение наречий в
речи
Наречия,
противоположные и
близкие по значению

1

Повторение всех известных
грамматических признаков
наречий.
Составление и запись
словосочетаний с наречиями,
близкими по значению:
«крепко, весело, храбро,
трудно, радостно, честно,
тяжело, правдиво, смело,
прочно».
Рассмотрение рисунков,
данных в учебнике. Подбор к
рисункам противоположных
по значению наречий, данных
в рамке.
Запись выражений парами,
заменяя в них выделенные
наречия. Составление
предложений с наречиями о
себе, используя предложения
под рисунками.
Запись наречий из
стихотворения.
«Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушноДумал я у вас здесь скучно.
А теперь увидел точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!»

Используют наречия в
устной и письменной
речи, используя помощь
учителя.
Составляют и записывают
словосочетания и
предложения с наречиями
близкими по значению
при помощи учителя.
Выписывают наречия из
стихотворения после
предварительного разбора
под контролем учителя

Используют наречия в
устной и письменной речи.
Составляют и записывают
словосочетания и
предложения с наречиями
близкими по значению.
Выписывают наречия из
стихотворения
самостоятельно

45

46

46.

Значение наречий в
речи
Наречия,
противоположные и
близкие по значению

1

Замена и запись «крылатых
Используют наречия в
выражений» наречиями –
устной и письменной
синонимами.
речи, используя помощь
«Идти черепашьим шагом
учителя.
(медленно), кот наплакал, как Составляют и записывают
по маслу, ни свет ни заря,
словосочетания с
рукой подать, яблоку негде
наречиями при помощи
упасть, во весь дух».
учителя.
Соединение и запись пары
Записывают «крылатые
слов, в которых наречия –
выражения» наречиями –
антонимы.
синонимами после
предварительного
Мягко стелет - то пусто
разбора.
Сначала думай говорить порознь
Соединяют пары слов, в
То густо да жестко спать
Петь хорошо
потом говорикоторых наречия –
антонимы под контролем
вместе
учителя.
Сперва аз да
- а потом науки
Вставляют и записывают
буки
пропущенные наречия в
Вставка и запись
пословицы, используя
пропущенных наречий в
помощь учителя
пословицы.
«Больше думай - … говори.
В мороз заснуть легко,
проснуться …
Говорит … , а делает черно.
Поздно встаешь, …» .

Используют наречия в
устной и письменной речи.
Составляют и записывают
словосочетания с наречиями.
Записывают «крылатые
выражения» наречиями –
синонимами
самостоятельно.
Соединяют пары слов, в
которых наречия –
антонимы.
Вставляют и записывают
пропущенные наречия в
пословицы самостоятельно

47

47.

Правописание наречий.
Наблюдение за
правописанием
наречий с гласными «а
и о» на конце

1

Применение правила
правописания наречий с
гласными а и о на конце.
Работа с учебником.
Списывание наречий в два
столбика: «наречия с гласной
а на конце, наречия с гласной
о на конце».
Списывание стихотворения.
Заучивание стихотворения.
Письмо стихотворения по
памяти.
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
словосочетаний наречий с
глаголами к данным
рисункам. Выделение гласных
на конце наречий с
приставками

Применяют правила
правописания наречий с
гласными «а и о» на
конце с опорой на
наглядность.
Образовывают наречия с
гласными «а и о» на
конце с помощью
приставок при помощи
учителя с опорой на
наглядность.
Списывают
стихотворение, объясняя
правописание слов с
выделенными
орфограммами

Применяют правила
правописания наречий с
гласными на конце.
Образовывают наречия с
гласными «а и о» на конце с
помощью приставок.
Применяют правило
правописания наречия с
гласными «а и о» на конце с
помощью приставок.
Пишут стихотворение по
памяти, объясняя
правописание слов с
выделенными
орфограммами

48

48.

Сочинение по данному
началу и
предложенным
словосочетаниям

1

Написание сочинения по
данному началу и
словосочетаниям

49.

Проверочная работа по
теме: «Наречие»

1

Выполнение проверочной
работы по теме: «Наречие»,
применяя полученные знания

Составляют и пишут
небольшие по объему
сочинения по данному
началу и словосочетаниям
на основе наблюдений,
практической
деятельности, опорным
словам и предложенному
плану после
предварительной
отработки содержания и
языкового оформления
Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступном материале

Пишут сочинение по
данному началу и
предложенным
словосочетаниям

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания

49

Имя числительное – 6 часов
50.

Имя числительное как
часть речи

1

51.

Простые и составные
имена числительные

1

Знакомство с именем
числительными как частью
речи.
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
предложений к рисунку.
Нахождение в тексте и
подчеркивание слов,
обозначающих имена
числительные.
Чтение и запись
стихотворения, данного в
учебнике.
Подчеркивание слов,
обозначающих числительные.
Выписывание из
предложений, данных в
учебнике, числительных
Работа с текстом учебника.
Выписывание из текста
числительных в два столбика,
состоящих из одного и
нескольких слов.
Заучивание правила о
простых и составных
числительных.
Запись предложений, данных
в учебнике. Выделение
числительных.

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Находят в тексте и
подчеркивают слова,
называющие числа при
помощи развёрнутой
инструкции учителя
Подбирают вопросы к
именам числительным

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Находят в тексте и
подчеркивать слова,
называющие числа
самостоятельно

Различают написание
простых и составных
имен числительных,
используют их в устной и
письменной речи с
опорой на наглядность на
доступном материале

Различают написание
простых и составных имен
числительных, используют
их в устной и письменной
речи.
Выполняют письменные
упражнения

50

Работа с диалогом. Запись
диалога по схеме, данной в
учебнике

51

52.

Правописание
числительных от 50 до
80; от 500 до 900

1

Формирование умения писать
имена числительные от 50 до
80; от 500 до 900.
Закрепление умения приводить
примеры словосочетаний с
именами числительными.
Рассмотрение рисунка, данного
в учебнике.
Запись предложений с
числительными.
Объяснение правописания
числительных

Используют имена
числительные в устной и
письменной речи.
Определяют
количественные и
порядковые имена
числительные с опорой на
наглядность.
Пишут имена
числительные от 50 до 80;
от 500 до 900 при помощи
учителя

Различают имена
числительные.
Пишут числительные от 50
до 80; от 500 до 900.
Приводят примеры
словосочетаний с именами
числительными.
Различают имена
числительные во
множественном и
единственном числе.
Определяют количественные
и порядковые числительные

52

53.

Проверочная работа по
теме: «Имя
числительное»

1

54.

Работа над ошибками

1

55.

Изложение текста
описательного
характера

1

56.

Простые и сложные
предложения.
Различение простых и
сложных предложений

1

Выполнение проверочной
работы по теме «Имя
числительное», применяя
полученные знания
Выполнение работы над
ошибками
Написание изложения
описательного характера

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания на
доступном материале
Выполняют работу над
ошибками
Пишут небольшое по
объему изложение
описательного характера
после предварительного
обсуждения (отработки)
всех компонентов текста
Предложение. Текст-7 часов

Работа в учебнике.
Рассмотрение картинок,
данных в учебнике.
Распространение и запись
предложений с союзами «и, а,
но».
Письмо примеров простых и
сложных предложений.
Знакомство со словарным
словом «иждивенец».
Запись определения
словарного слова в тетрадь.
Составление словосочетаний
и предложений со словарным
словом.
Запись текста, данного в
учебнике. Составление и
запись схем сложных

Определяют границы
предложения при помощи
учителя.
Расставляют нужные
знаки препинания в конце
предложения с опорой на
интонацию.
Подбирают примеры
простых предложений.
Выполняют письменные
упражнения: объединяют
простые предложения в
пары, чтобы получились
сложные предложения
под контролем учителя и
на доступном материале
слов

Выполняют проверочную
работу, применяя
полученные знания
Выполняют работу над
ошибками
Пишут изложение
описательного характера
после

Определяют границы
предложения.
Подбирают примеры
простых и сложных
предложений.
Различают простые и
сложные предложения.
Расставляют нужные знаки
препинания в конце
предложения.
Выполняют письменные
упражнения: объединяют
простые предложения в
пары, чтобы получились
сложные предложения

53

57.

Союз «и» в простых и
сложных
предложениях

1

предложений
Выделение главных членов
предложения.
Расстановка знаков
препинания в простом и
сложном предложении перед
союзом «и»
Работа в учебнике. Запись
текста. Составление схем
предложений с союзом «и».
Объяснение постановки
знаком препинания перед
союзом и в простых сложных
предложениях

Расставляют запятые в
простом и сложном
предложении перед
союзом «и» на доступном
материале с опорой на
наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, применяя
союз и в простых и
сложных предложениях
под контролем учителя

Расставляют запятые в
простом и сложном
предложении перед союзом
«и».
Применяют правило
постановки запятой в
простом и сложном
предложении с союзом «и».
Выполняют письменные
упражнения, применяя союз
«и» в простых и сложных
предложениях

54

58.

Сложные предложения
с союзом «что»

1

Знакомство со сложными
предложениями с союзом
«что».
Использование данного союза
во второй части сложного
предложения.
Расстановка знаков
препинания в сложном
предложении перед союзом
«что».
Работа в учебнике. Запись
пословицы про медведя.
Выделение грамматической
основы предложения.
Составление схемы сложного
предложения. Объяснение
постановки знаков препинания
перед союзом «что»

Расставляют запятые в
сложном предложении
перед союзом «что» на
доступном материале с
опорой на наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, применяя
союз «что» в сложных
предложениях под
контролем учителя

Расставляют запятые в
сложном предложении перед
союзом «что».
Применяют правило
постановки запятой в
сложном предложении с
союзом «что».
Выполняют письменные
упражнения, применяя союз
«что» в сложных
предложениях

55

59.

Сложные предложения
с союзом «чтобы»

1

60.

Сложные предложения
с союзом: «потому
что»

1

Рассмотрение рисунков,
данных в учебнике. Подбор и
запись к ним первых частей
сложных предложений.
Составление и запись
предложений с союзом
«чтобы».
Составление схемы
предложений с союзом
«чтобы». Объяснение
постановки знаков
препинания перед союзом
«чтобы» в сложных
предложениях
Знакомство со сложными
предложениями с союзом,
«потому что».
Использование данного союза
во второй части сложного
предложения.
Знакомство со словарным
словом «национальность».
Запись определения
словарного слова в тетрадь.
Составление словосочетаний
и предложений со словарным
словом.
Запись текста, данного в
учебнике.
Заканчивание мысли в
сложных предложениях,
используя рисунок, данный в

Расставляют запятые и
сложном предложении
перед союзом «чтобы» на
доступном материале с
опорой на наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, применяя
союз «чтобы» в сложных
предложениях под
контролем учителя

Расставляют запятые в
сложном предложении перед
союзом чтобы.
Применяют правило
постановки запятой в
простом и сложном
предложении с союзом
«чтобы».
Выполняют письменные
упражнения, применяя союз
«чтобы» в сложных
предложениях

Расставляют запятые в
сложном предложении
перед союзом «потому
что» на доступном
материале с опорой на
наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, применяя
союз «потому что»
сложных предложениях
под контролем учителя

Расставляют запятые в
простом и сложном
предложении перед союзом
«потому что».
Применяют правило
постановки запятой в
сложном предложении с
союзом «потому что»
Выполняют письменные
упражнения, применяя союз
«потому что» в сложных
предложениях

56

учебнике. Запись
получившихся предложений

57

61.

Сложные предложения
с союзом «когда»

1

Знакомство со сложными
предложениями с союзом
«когда»
Использование данного союза
во второй части сложного
предложения.
Рассмотрение рисунка,
данного в учебнике.
Составление и запись
сложных предложений с
союзом когда. Составление
схемы предложений с союзом
когда. Объяснение постановки
знаков препинания перед
союзом «когда» в сложных
предложениях

Расставляют запятые в
сложном предложении
перед союзом «когда» на
доступном материале с
опорой на наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, применяя
союз «когда» в сложных
предложениях под
контролем учителя

Расставляют запятые в
простом и сложном
предложении перед союзом
«когда».
Применяют правило
постановки запятой в
сложном предложении с
союзом когда.
Выполняют письменные
упражнения, применяя союз
«когда» в сложных
предложениях

58

62.

Контрольный диктант
№ 3 (итоговый) на
тему: «Предложение.
Текст»

1

Применение правил при
письме при написании
диктанта

Выполняют контрольное
списывание текста
диктанта

Пишут диктант под
диктовку учителя,
выполняют грамматическое
задание

Повторение – 6 часов
63.

Повторение. Состав
слова

1

Обобщение полученных
знаний по теме: «Состав
слова».
Выполнение письменных
упражнений

64.

Повторение. Имя

1

Обобщение полученных

Разбирают слова по
составу (с опорой на
схему), выделяют общий
корень в однокоренных
словах при помощи
учителя.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффиксов и
приставок под
руководством учителя.
Образуют и пишут
сложные и
сложносокращенные
слова по наглядной и
словесной инструкции
учителя.
Составляют сложные
предложения при помощи
учителя.
Находят главные и
второстепенные члены
предложения без деления
на виды (с опорой на
образец)
Подбирают близкие и

Разбирают слова по составу
(с опорой на схему),
выделяют общий корень в
однокоренных словах.
Образуют и записывают
однокоренные слова с
помощью суффиксов и
приставок.
Образуют и пишут сложные
и сложносокращенные слова
Составляют сложные
предложения.
Находят главные и
второстепенные члены
предложения.
Расставляют знаки
препинания в сложных
предложениях

Подбирают близкие и

59

существительное

знаний по теме: «Имя
существительное»
Выполнение письменных
упражнений

противоположные по
значению имена
существительные по
словесной инструкции
учителя.
Применяют в устной и
письменной речи имена
существительные,
обозначающие черты
характера.
Склоняют имена
существительные в
единственном и
множественном числе по
развернутой инструкции
учителя с опорой на
схемы.
Пишут слова с
орфограммой – буквой
безударного гласного в
окончании
существительного с
опорой на схему.
Определяют род
несклоняемых имён
существительных с
опорой на наглядность.
Согласовывают имена
прилагательные с
несклоняемыми
существительными.
Используют глаголы в

противоположные по
значению имена
существительные.
Применяют в устной и
письменной речи имена
существительные,
обозначающие черты
характера.
Склоняют имена
существительные в
единственном и
множественном.
Пишут слова с орфограммой
– буквой безударного
гласного в окончании
существительного.
Определяют род
несклоняемых имён
существительных.
Согласовывают имена
прилагательные с
несклоняемыми
существительными.
Используют глаголы в
прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными в устной
и письменной речи

60

65.

Повторение. Имя
прилагательное

1

Обобщение полученных
знаний по теме: «Имя
прилагательное».
Выполнение письменных
упражнений

прошедшем времени с
несклоняемыми именами
существительными в
устной и письменной речи
при помощи словесной
инструкции учителя с
опорой на наглядность на
материале доступных
слов
Описывают признак
предмета.
Используют имена
прилагательные в устной
и письменной речи.
Пишут имена
прилагательные в прямом
и переносном значении в
словосочетаниях и
предложениях на
материале доступных
слов.
Согласовывают имена
прилагательные с
именами
существительными в
роде, числе и падеже при
помощи развёрнутой
инструкции учителя.
Применяют в устной и
письменной речи имена
прилагательные,
обозначающие признак по

Описывают признак
предмета.
Используют имена
прилагательные в устной и
письменной речи.
Пишут имена
прилагательные в прямом и
переносном значении в
словосочетаниях и
предложениях.
Согласовывают имена
прилагательные с именами
существительными в роде,
числе и падеже.
Применяют в устной и
письменной речи имена
прилагательные,
обозначающие признак по
принадлежности.
Склоняют притяжательные
имена прилагательные
мужского, среднего и
женского рода в разных

61

66.

Повторение.
Местоимение

1

Обобщение полученных
знаний по теме:
«Местоимение».
Выполнение письменных
упражнений

принадлежности.
Склоняют
притяжательные имена
прилагательные мужского,
среднего и женского рода
в разных падежных
формах при помощи
учителя на доступном
материале
Используют местоимения
в устной и письменной
речи вместо имен
существительных с
помощью учителя.
Определяют лицо и число
местоимений с опорой на
наглядность.
Склоняют местоимения
при помощи развёрнутой
инструкции и с опорой на
наглядность.
Используют местоимения
в 3-м лице с предлогами в
устной и письменной
речи.
Объясняют правописание
местоимения 3-го лица с
опорой на образец.
Выполняют письменные
упражнения, используя
местоимения в 3-м лице
при помощи развёрнутой

падежных формах

Используют местоимения в
устной и письменной речи
вместо имен
существительных.
Определяют лицо и число
местоимений.
Склоняют местоимения.
Используют местоимения с
предлогами в устной и
письменной речи.
Выполняют письменные
упражнения, используя
местоимения в 3-м лице.
Объясняют правописание
местоимения 3-го лица

62

67.

Повторение. Глагол

1

Обобщение полученных
знаний по теме: «Глагол».
Выполнение письменных
упражнений

инструкции учителя
Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы при помощи
развёрнутой инструкции
учителя.
Различают и употребляют
глаголы в прямом и
переносном значении в
словосочетаниях и
предложениях с опорой
на наглядность.
Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы со значением
отрицания.
Используют и выделяют
из текста глаголы в
неопределенной форме
при помощи учителя на
доступном материале
слов.
Изменяют формы лица и
числа глаголов с опорой
на наглядность и при
помощи развёрнутой
инструкции учителя.
Пишут «ь знак» в
глаголах 2-го лица
единственного числа при
помощи развернутой
инструкции учителя, с

Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы.
Различают и употребляют
глаголы в прямом и
переносном значении в
словосочетаниях и
предложениях.
Выполняют письменные
упражнения, используя
глаголы со значением
отрицания.
Используют и выделяют из
текста глаголы в
неопределенной форме.
Изменяют формы лица и
числа глаголов.
Пишут ь знак в глаголах 2-го
лица единственного числа.
Образуют глаголы в
повелительной форме

63

68.

Повторение. Имя
числительное

1

Обобщение полученных
знаний по теме: «Имя
числительное».
Выполнение письменных
упражнений

опорой на наглядность.
Образуют глаголы в
повелительной форме при
помощи учителя
Находят в тексте и
Находят в тексте и
подчеркивают слова,
подчеркивают слова,
называющие числа при
называющие числа.
помощи развёрнутой
Различают написание
инструкции учителя.
простых и составных имен
Различают написание
числительных, используют
простых и составных
их в устной и письменной
имен числительных,
речи.
используют их в устной и Пишут словосочетания с
письменной речи с
именами числительными.
опорой на наглядность на Составляют сочетания имён
доступном материале.
числительных с именами
Пишут словосочетания с
существительными.
именами числительными
Определяют
при помощи учителя.
количественные и
Составляют сочетания
порядковые числительные.
имён числительных с
Пишут имена числительные
именами
от 50 до 80; от 500 до 900;
существительными на
90, 200, 300, 400
доступном материале,
используют их в устной и
письменной речи под
контролем учителя.
Определяют
количественные и
порядковые
числительные с опорой на
наглядность.

64

Пишут имена
числительные от 50 до 80;
от 500 до 900; 90, 200,
300, 400 при помощи
развёрнутой инструкции
учителя

65


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».