РП Програмирование 11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого МО
МКОУ "Троицкая СОШ № 50 "

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

Руководитель

Директор

________________________

________________________

Зенкова Е. В.
Протокол №1
от «27» августа 2025 г.

Лемешева Е. В.
Приказ 2908-01-О
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9272803)
Школьного компонента «Программирование»
для обучающихся 11 классов

п. Троицкий 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Программирование» направлена на развитие практических
умений и применение полученных знаний на практике. Она предназначена
для обучающихся 11 класса и рассчитана на 1 год обучения. Программа
включает в себя последовательность работ исследовательского характера,
направленных на решение системы учебных задач, выполнение практических
работ. Данная программа формирует готовность учащихся старшей школы к
практической деятельности и расширение имеющихся информационных
знаний с целью подготовки к ЕГЭ, а также имеет профориентационную
направленность. Результаты углублённого уровня изучения учебного
предмета «Информатика» ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной
предметной области, так и в смежных с ней областях. Они включают в себя:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится данная предметная область, распознавание соответствующих им
признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы
к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические и теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной
теории (совокупности теорий), основных связях со смежными областями
знаний.
В рамках изучения программы обеспечивается целенаправленная
подготовка обучающихся к продолжению образования в организациях
профессионального образования по специальностям, непосредственно
связанным с цифровыми технологиями, таким как программная инженерия,
информационная безопасность, информационные системы и технологии,
мобильные системы и сети, большие данные и машинное обучение,
промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, технологии
беспроводной связи, робототехника, квантовые технологии, системы
распределённого реестра, технологии виртуальной и дополненной
реальностей.
Основная цель изучения школьного компонента «Программирование»–
обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций
обучающегося, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Так же подготовка к сдаче государственного экзамена по предмету

информатика. В связи с этим изучение «Программирование» в 11 классах
должно обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли
информатики, информационных и коммуникационных технологий в
современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
В содержании школьного компонента «Программирование» выделяются
четыре тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» посвящён вопросам устройства
компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использованию средств операционной системы, работе в
сети Интернет и использованию интернет-сервисов, информационной
безопасности.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов и оценку их сложности,
формирование навыков реализации программ на языках программирования
высокого уровня.
Раздел «Информационные технологии» посвящён вопросам
применения информационных технологий, реализованных в прикладных
программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе в задачах анализа

данных, использованию баз данных и электронных таблиц для решения
прикладных задач.
В приведённом далее содержании учебного предмета «Информатика»
курсивом выделены дополнительные темы, которые не входят в
обязательную программу обучения, но могут быть предложены для изучения
отдельным мотивированным и способным обучающимся.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для
технологического профиля, ориентированного на инженерную и
информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения
информатики обеспечивает: подготовку обучающихся, ориентированных на
специальности в области информационных технологий и инженерные
специальности, участие в проектной и исследовательской деятельности,
связанной с современными направлениями отрасли информационнокоммуникационных технологий, подготовку к участию в олимпиадах и сдаче
Единого государственного экзамена по информатике.
Общее число часов, рекомендованных для изучения в 11 классе – 34
часов (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Теоретические подходы к оценке количества информации. Закон
аддитивности информации. Формула Хартли. Информация и вероятность.
Формула Шеннона.
Скорость передачи данных. Зависимость времени передачи от
информационного объёма данных и характеристик канала связи. Причины
возникновения ошибок при передаче данных. Коды, позволяющие
обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие при передаче данных.
Расстояние Хэмминга. Кодирование с повторением битов. Коды Хэмминга.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системный
эффект. Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Модели и моделирование. Цель моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу, цели моделирования. Формализация
прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с помощью
матриц смежности, весовых матриц, списков смежности. Решение
алгоритмических задач, связанных с анализом графов (построение
оптимального пути между вершинами графа, определение количества
различных путей между вершинами ориентированного ациклического
графа).
Деревья. Бинарное дерево. Деревья поиска. Способы обхода дерева.
Представление арифметических выражений в виде дерева. Дискретные игры
двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора вариантов,
описание стратегии игры в табличной форме. Выигрышные и проигрышные
позиции. Выигрышные стратегии.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Когнитивные сервисы. Идентификация и поиск
изображений,
распознавание
лиц.
Самообучающиеся
системы.
Искусственный интеллект в компьютерных играх.
Алгоритмы и программирование
Формализация
понятия
алгоритма.
Машина
Тьюринга
как
универсальная модель вычислений. Тезис Чёрча–Тьюринга.

Оценка сложности вычислений. Время работы и объём используемой
памяти, их зависимость от размера исходных данных. Оценка
асимптотической сложности алгоритмов. Алгоритмы полиномиальной
сложности. Переборные алгоритмы. Примеры различных алгоритмов
решения одной задачи, которые имеют различную сложность.
Поиск простых чисел в заданном диапазоне с помощью алгоритма
«решето Эратосфена».
Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева
взвешенного связного неориентированного графа. Количество различных
путей между вершинами ориентированного ациклического графа. Алгоритм
Дейкстры.
Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные
(бинарные) деревья. Построение дерева для заданного арифметического
выражения. Рекурсивные алгоритмы обхода дерева. Использование стека и
очереди для обхода дерева.
Динамическое программирование как метод решения задач с
сохранением промежуточных результатов. Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования: вычисление рекурсивных функций,
подсчёт количества вариантов, задачи оптимизации.
Среды быстрой разработки программ. Проектирование интерфейса
пользователя. Использование готовых управляемых элементов для
построения интерфейса.
Обзор
языков
программирования.
Понятие
о
парадигмах
программирования.
Информационные технологии
Этапы компьютерно-математического моделирования: постановка
задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный
эксперимент, анализ результатов моделирования.
Дискретизация при математическом моделировании непрерывных
процессов. Моделирование движения. Моделирование биологических
систем. Математические модели в экономике. Вычислительные
эксперименты с моделями.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация данных. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Интернет-приложения. Понятие о серверной и клиентской частях сайта.
Технология «клиент – сервер», её достоинства и недостатки. Основы языка

HTML и каскадных таблиц стилей (CSS). Сценарии на языке JavaScript.
Формы на веб-странице.
Размещение веб-сайтов. Услуга хостинга. Загрузка файлов на сайт.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств).
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы.
Сохранение выделенной области. Подготовка иллюстраций для веб-сайтов.
Анимированные изображения.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Использование контуров. Векторизация растровых изображений.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей.
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры).

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
«ПРОГРАМИРОВАНИЕ»

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности.
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона
и
правопорядка,
соблюдение
основополагающих
норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанного на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт

соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов,
информационных процессов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения у обучающегося будут сформированы
метапредметные результаты, отраженные в универсальных учебных
действиях, а именно – познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
процессе
изучения
программы
школьного
компонента
«Программирование» в 11 классе обучающимися будут достигнуты
следующие предметные результаты:
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды), использовать простейшие
коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче
данных, строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю
длину сообщения при известной частоте символов, пояснять принципы
работы простых алгоритмов сжатия данных;
умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов
(задачи построения оптимального пути между вершинами графа,
определения
количества
различных
путей
между
вершинами
ориентированного ациклического графа), умение использовать деревья при
анализе и построении кодов и для представления арифметических
выражений, при решении задач поиска и сортировки, умение строить дерево
игры по заданному алгоритму, разрабатывать и обосновывать выигрышную
стратегию игры;
умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые
алгоритмы, умение использовать в программах данные различных типов с
учётом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при
решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья),
использовать базовые операции со структурами данных, применять
стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных
и символьных строк, использовать при разработке программ библиотеки
подпрограмм, знать функциональные возможности инструментальных
средств среды разработки, умение использовать средства отладки программ в
среде программирования, умение документировать программы;
умение создавать веб-страницы;

владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними, умение использовать табличные
(реляционные) базы данных (составлять запросы в базах данных, выполнять
сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную базу
данных) и справочные системы;
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять
анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать
соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять
результаты моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий, понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов;
понимание основных принципов работы, возможностей и ограничения
применения технологий искусственного интеллекта в различных областях,
наличие представлений о круге решаемых задач машинного обучения
(распознавания, классификации и прогнозирования) наличие представлений
об
использовании
информационных
технологий
в
различных
профессиональных сферах.

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1

Информация и информационные
процессы

4

1.2

Моделирование

4

Итого по разделу

2

8

Раздел 2. Алгоритмы и программирование
2.1

Элементы теории алгоритмов

3

1

2.2

Алгоритмы и структуры данных

3

1

2.3

Основы объектно-ориентированного
программирования

3

2

Итого по разделу

9

Раздел 3. Информационные технологии
3.1

Компьютерно-математическое
моделирование

3

2

3.2

Базы данных

5

2

3.3

Веб-сайты

2

1

3.4

Компьютерная графика

1

3.5

3D-моделирование

3

Итого по разделу

16

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

12

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Количество информации

1

2

Алгоритмически неразрешимые задачи.
Задача останова. Невозможность
автоматической отладки программ

1

3

Сложность вычислений

1

4

Поиск простых чисел в заданном
диапазоне с помощью алгоритма
«решето Эратосфена»

1

5

Практическая работа по теме "Поиск
простых чисел в заданном диапазоне"

1

1

6

Практическая работа по теме "Анализ
текста на естественном языке"

1

1

7

Деревья. Реализация дерева с помощью
ссылочных структур. Двоичные
(бинарные) деревья. Построение дерева
для заданного арифметического
выражения

1

8

Практическая работа по теме
"Использование деревьев для
вычисления арифметических
выражений"

1

9

Рекурсивные алгоритмы обхода дерева.

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Использование стека и очереди для
обхода дерева
10

Алгоритмы на графах. Построение
минимального остовного дерева
взвешенного связного
неориентированного графа

1

11

Практическая работа по теме
"Вычисление длины кратчайшего пути
между вершинами графа (алгоритм
Дейкстры)"

1

12

Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования:
подсчёт количества вариантов

1

13

Практическая работа по теме "Подсчёт
количества вариантов с помощью
динамического программирования"

1

14

Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования:
задачи оптимизации

1

15

Разработка программ на основе
объектно-ориентированного подхода

1

16

Практическая работа "Разработка
простой программы с использованием
классов"

1

1

17

Инкапсуляция. Практическая работа по
теме "Разработка класса, использующего
инкапсуляцию"

1

0.5

18

Использование готовых управляемых

1

1

1

элементов для построения интерфейса
19

Практическая работа по теме
"Разработка программы с графическим
интерфейсом"

1

20

Изучение второго языка
программирования

1

21

Дискретизация при математическом
моделировании непрерывных процессов.
Моделирование движения

1

22

Практическая работа по теме
"Моделирование движения"

1

1

23

Моделирование биологических систем.
Практическая работа по теме
"Моделирование биологических систем"

1

0.5

24

Практическая работа по теме "Работа с
готовой базой данных"

1

1

25

Многотабличные базы данных. Типы
связей между таблицами. Внешний
ключ. Целостность базы данных

1

26

Практическая работа по теме
"Разработка многотабличной базы
данных"

1

27

Многослойные изображения. Текстовые
слои. Маска слоя. Каналы. Сохранение
выделенной области

1

28

Практическая работа по теме
"Многослойные изображения"

1

1

29

Подготовка иллюстраций для веб-сайтов.

1

0.5

1

1

Практическая работа по теме
"Анимированные изображения"
30

Векторная графика. Векторизация
растровых изображений

1

31

Практическая работа по теме "Векторная
графика"

1

32

Принципы построения и редактирования
трёхмерных моделей

1

33

Принципы построения и редактирования
трёхмерных моделей

1

34

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

12

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего
образования

1.

Знать (понимать)

1.1

Понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций
развития компьютерных технологий; владение навыками работы с
операционными системами и основными видами программного
обеспечения для решения учебных задач по выбранной
специализации

1.2

Наличие представлений о базовых принципах организации и
функционирования компьютерных сетей

1.3

Понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации

1.4

Понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в позиционной системе счисления,
делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном
диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел; анализ
символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки

1.5

Знание функциональные возможности инструментальных средств
среды разработки

1.6

Владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними

1.7

Понимание возможностей и ограничений технологий искусственного
интеллекта в различных областях; наличие представлений об
использовании
информационных
технологий
в
различных
профессиональных сферах
Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять

1.8

представление заданного натурального числа в различных системах
счисления; выполнять преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во
взвешенном графе и количество путей между вершинами
ориентированного ациклического графа

2.

Уметь

2.1

Умение использовать компьютерно-математические модели для
анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования,
выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту или
процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде

2.2

Умение классифицировать основные задачи анализа
(прогнозирование,
классификация,
кластеризация,
отклонений); понимать последовательность решения задач
данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества
выбор и (или) построение модели, преобразование
визуализация данных, интерпретация результатов

данных
анализ
анализа
данных,
данных,

Умение определять информационный объём текстовых, графических
2.3

2.4

2.5

и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации. Умение
определять среднюю скорость передачи данных, оценивать
изменение времени передачи при изменении информационного
объёма данных и характеристик канала связи
Умение строить код, обеспечивающий наименьшую возможную
среднюю длину сообщения при известной частоте символов
Умение использовать при решении задач свойства позиционной
записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной
системе счисления с заданным основанием и построения числа по
строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе
счисления
с
заданным
основанием;
умение
выполнять
арифметические операции в позиционных системах счисления

2.6

Умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и
конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице
истинности; исследовать область истинности высказывания,
содержащего переменные; решать несложные логические уравнения

2.7

Умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом
графов (задачи построения оптимального пути между вершинами
графа, определения количества различных путей между вершинами
ориентированного ациклического графа)

2.8

Умение использовать деревья при анализе и построении кодов и для
представления арифметических выражений, при решении задач
поиска и сортировки; умение строить дерево игры по заданному
алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию
игры

2.9

Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц
трассировки; определять без использования компьютера результаты
выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и
подпрограммы, при заданных исходных данных

2.10

Умение определять сложность изучаемых в курсе базовых
алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива,
переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры
нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи

2.11

Владение универсальным языком программирования высокого
уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых
типах данных и структурах данных; умение использовать основные
управляющие
конструкции;
умение
осуществлять
анализ
предложенной
программы:
определять
результаты
работы
программы при заданных исходных данных; определять, при каких
исходных данных возможно получение указанных результатов;
выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе
программы;
формулировать
предложения
по
улучшению
программного кода

2.12

Умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#)
типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей
и массивов: представление числа в виде набора простых
сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры
натурального числа, записанного в системе счисления с основанием,
не превышающим 10; вычисление обобщённых характеристик
элементов массива или числовой последовательности (суммы,
произведения среднего арифметического, минимального и
максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих
заданному условию); сортировку элементов массива; умение
использовать в программах данные различных типов с учётом
ограничений на диапазон их возможных значений, применять при
решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди,
деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для
обработки числовых данных и символьных строк; использовать при
разработке программ библиотеки подпрограмм; умение использовать
средства отладки программ в среде программирования

2.13

Умение использовать электронные таблицы для анализа,
представления и обработки данных (включая выбор оптимального

решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования);
умение использовать табличные (реляционные) базы данных и
справочные системы

2.14

Умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий;
понимание возможностей цифровых сервисов государственных
услуг, цифровых образовательных сервисов

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА
ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Код
1

Проверяемый элемент содержания
Цифровая грамотность

1.1

Основные тенденции развития компьютерных технологий.
Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы.
Распределённые вычислительные системы и обработка больших данных

1.2

Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет.
Протоколы стека TCP/IP. Система доменных имён. Разделение IP-сети
на подсети с помощью масок подсетей

1.3

Файловая система. Поиск в файловой системе. Принципы размещения и
именования файлов в долговременной памяти. Шаблоны для описания
групп файлов

1.4

Скорость

передачи

данных.

Зависимость

времени

передачи

от

информационного объёма данных и характеристик канала связи

1.5

Шифрование данных. Симметричные и несимметричные шифры.
Шифры простой замены. Шифр Цезаря. Шифр Виженера. Алгоритм
шифрования RSA

1.6

Коды, позволяющие обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие
при передаче данных. Расстояние Хэмминга. Кодирование с
повторением битов. Коды Хэмминга

2

Теоретические основы информатики
Двоичное

2.1

2.2

кодирование.

Равномерные

и

неравномерные

коды.

Декодирование сообщений, записанных с помощью неравномерных
кодов. Условие Фано. Построение однозначно декодируемых кодов с
помощью дерева
Теоретические подходы к оценке количества информации. Единицы
измерения количества информации. Алфавитный подход к оценке
количества информации. Закон аддитивности информации. Формула
Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в

2.3

позиционной системе счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание
системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной

системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной
дроби в десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной
системы счисления в P-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в Pичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы
счисления, связь между ними. Арифметические операции в
позиционных системах счисления
2.4

Троичная уравновешенная система счисления. Двоично-десятичная
система счисления

2.5

Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки.
Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного
объёма текстовых сообщений

2.6

Кодирование изображений. Оценка информационного объёма
графических данных при заданных разрешении и глубине кодирования
цвета. Цветовые модели. Кодирование звука. Оценка информационного
объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и
разрядности кодирования

2.7

Алгебра логики. Понятие высказывания. Высказывательные формы
(предикаты). Кванторы существования и всеобщности.
Логические операции. Таблицы истинности. Логические выражения.
Логические тождества. Логические операции и операции над
множествами.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических
выражений. Логические уравнения и системы уравнений.
Логические функции. Зависимость количества возможных логических
функций от количества аргументов.
Канонические формы логических выражений

2.8

Совершенные дизъюнктивные конъюнктивные нормальные формы,
алгоритмы их построения по таблице истинности

2.9

Логические элементы в составе компьютера. Триггер. Сумматор.
Многоразрядный сумматор. Построение схем на логических элементах
по заданному логическому выражению. Запись логического выражения
по логической схеме

2.10

Модели и моделирование. Цели моделирования. Адекватность модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных
задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,

таблицы, графики).

2.11

Представление целых чисел в памяти компьютера. Ограниченность
диапазона чисел при ограничении количества разрядов. Переполнение
разрядной сетки. Беззнаковые и знаковые данные. Знаковый бит.
Двоичный дополнительный код отрицательных чисел.
Побитовые логические операции. Логический, арифметический и
циклический сдвиги. Шифрование с помощью побитовой операции
«исключающее ИЛИ»

2.12

Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Значащая
часть и порядок числа. Диапазон значений вещественных чисел.
Проблемы хранения вещественных чисел, связанные с ограничением
количества разрядов. Выполнение операций с вещественными числами,
накопление ошибок при вычислениях

2.13

Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с помощью
матриц смежности, весовых матриц, списков смежности. Решение
алгоритмических задач, связанных с анализом графов (построение
оптимального пути между вершинами графа, определение количества
различных путей между вершинами ориентированного ациклического
графа)

2.14

Деревья. Бинарное дерево. Деревья поиска. Способы обхода дерева.
Представление
арифметических
выражений
в
виде
дерева.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира

2.15

Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Построение
дерева перебора вариантов, описание стратегии игры в табличной
форме. Выигрышные и проигрышные позиции. Выигрышные стратегии

2.16

Средства искусственного интеллекта. Идентификация и поиск
изображений,
распознавание
лиц.
Использование
методов
искусственного интеллекта в обучающих системах. Использование
методов искусственного интеллекта в робототехнике. Интернет вещей.
Нейронные сети

3

Алгоритмы и программирование

3.1

Формализация
понятия
алгоритма.
универсальная модель вычислений

Машина

Тьюринга

как

3.2

Оценка сложности вычислений. Время работы и объём используемой
памяти, их зависимость от размера исходных данных. Оценка
асимптотической сложности алгоритмов. Алгоритмы полиномиальной

сложности. Переборные алгоритмы. Примеры различных алгоритмов
решения одной задачи, которые имеют различную сложность

3.3

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый
результат

3.4

Алгоритмы обработки натуральных чисел, записанных в позиционных
системах счисления: разбиение записи числа на отдельные цифры,
нахождение суммы и произведения цифр, нахождение максимальной
(минимальной) цифры.
Представление числа в виде набора простых сомножителей. Алгоритм
быстрого возведения в степень. Поиск простых чисел в заданном
диапазоне с помощью алгоритма «решето Эратосфена»

3.5

Многоразрядные целые числа, задачи длинной арифметики
Язык программирования (Паскаль, Python, Java, C++, C#). Типы данных:
целочисленные, вещественные, символьные, логические. Ветвления.
Сложные условия. Циклы с условием. Циклы по переменной.

3.6

Обработка данных, хранящихся в файлах. Текстовые и двоичные файлы.
Файловые переменные (файловые указатели). Чтение из файла. Запись в
файл.
Разбиение задачи на подзадачи. Подпрограммы (процедуры и функции).
Использование стандартной библиотеки языка программирования

3.7

Рекурсия. Рекурсивные процедуры и функции. Использование стека для
организации рекурсивных вызовов

3.8

Численные методы. Точное и приближённое решения задачи. Численное
решение уравнений с помощью подбора параметра. Численные методы
решения уравнений: метод перебора, метод половинного деления.
Приближённое вычисление длин кривых. Вычисление площадей фигур с
помощью численных методов (метод прямоугольников, метод
трапеций). Поиск максимума (минимума) функции одной переменной
методом половинного деления

3.9

Обработка символьных данных. Встроенные функции языка
программирования для обработки символьных строк. Алгоритмы
обработки символьных строк: подсчёт количества появлений символа в
строке, разбиение строки на слова по пробельным символам, поиск
подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на
другую строку. Генерация всех слов в некотором алфавите,

удовлетворяющих заданным ограничениям. Преобразование числа в
символьную строку и обратно

3.10

Массивы и последовательности чисел. Вычисление обобщённых
характеристик элементов массива или числовой последовательности
(суммы, произведения, среднего арифметического, минимального и
максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих
заданному условию). Линейный поиск заданного значения в массиве.
Алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром
массива. Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками). Сортировка
слиянием. Быстрая сортировка массива (алгоритм QuickSort). Двоичный
поиск в отсортированном массиве

3.11

Двумерные массивы (матрицы). Алгоритмы обработки двумерных
массивов: заполнение двумерного числового массива по заданным
правилам, поиск элемента в двумерном массиве, вычисление максимума
(минимума) и суммы элементов двумерного массива, перестановка строк
и столбцов двумерного массива

3.12

Словари (ассоциативные массивы, отображения). Хэш-таблицы.
Построение алфавитно-частотного словаря для заданного текста

3.13

Стеки. Анализ правильности скобочного выражения. Вычисление
арифметического выражения, записанного в постфиксной форме.
Очереди. Использование очереди для временного хранения данных

3.14

Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева
взвешенного связного неориентированного графа. Количество
различных путей между вершинами ориентированного ациклического
графа. Алгоритм Дейкстры

3.15

Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные
(бинарные) деревья. Построение дерева для заданного арифметического
выражения. Рекурсивные алгоритмы обхода дерева. Использование
стека и очереди для обхода дерева

3.16

Динамическое программирование как метод решения задач с
сохранением промежуточных результатов. Задачи, решаемые с
помощью динамического программирования: вычисление рекурсивных
функций, подсчёт количества вариантов, задачи оптимизации

3.17

Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и
классы. Свойства и методы объектов. Объектно-ориентированный
анализ. Разработка программ на основе объектно-ориентированного

подхода. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм
4

4.1

Информационные технологии
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и
оценка качества данных, выбор и (или) построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация
результатов. Программные средства и Интернет-сервисы для обработки
и представления данных. Большие данные. Машинное обучение
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего

арифметического,

наибольшего

(наименьшего)

значения

диапазона. Вычисление коэффициента корреляции двух рядов данных.
4.2

Построение столбчатых, линейчатых и круговых диаграмм. Построение
графиков

функций.

Подбор

линии

тренда,

решение

задач

прогнозирования. Решение задач оптимизации с помощью электронных
таблиц
Дискретизация при математическом моделировании непрерывных
процессов. Моделирование движения. Моделирование биологических
систем.
4.3

Математические

модели

в

экономике.

Вычислительные

эксперименты с моделями. Обработка результатов эксперимента. Метод
наименьших квадратов. Оценка числовых параметров моделируемых
объектов и процессов. Восстановление зависимостей по результатам
эксперимента

4.4

Вероятностные

модели.

Методы

Монте-Карло.

Имитационное

моделирование. Системы массового обслуживания
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа
с готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и

4.5

фильтрация

данных.

Запросы

на

выборку

данных.

Запросы

с

параметрами. Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Внешний
ключ. Целостность базы данных. Запросы к многотабличным базам
данных

4.6

Текстовый процессор. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Структурированные текстовые документы. Сноски,

оглавление. Правила цитирования
библиографических ссылок

источников

и

оформления


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».