Управление образования и молодёжной политики Администрации Талицкого
муниципального округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»
Принята на заседании
Педагогического совета
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 1 от «27» августа 2025г
Утверждаю
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
______________Е.В. Лемешева
Приказ № 2909 от «29» августа 2025г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУКОСОЛЬКА»
Возраст обучающихся:7-8 лет
Срок реализации: 1 год (68 часов)
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Зубкова Татьяна Васильевна
п. Троицкий
Оглавление
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ .................................3
1.1 Пояснительная записка.................................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи Программы ........................................................................................................... 9
1.3. Учебный (тематический) план .................................................................................................... 9
1.4. Содержание учебного (тематического) плана ........................................................................ 11
1.5. Планируемые результаты .......................................................................................................... 16
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .................. 18
2.1. Календарный учебный график.................................................................................................. 18
2.2. Условия реализации программы .............................................................................................. 18
2.3. Формы аттестации/контроля ..................................................................................................... 21
2.4. Оценочные материалы................................................................................................................ 22
Аннотация ................................................................................................................................... 25
Список литературы ............................................................................................................................ 27
Приложение №1 ................................................................................................................................... 32
Приложение № 2 .................................................................................................................................. 33
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Мукосолька» (далее - Программа) художественной направленности.
Содержание
данной
Программы
направлено
на
освоение
обучающимися искусства тестопластики – одного из видов декоративноприкладного искусства, формирующего художественный вкус, создающего
эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал
личности
Актуальность Программы
Формирование творческой личности–одна из важнейших задач на
современном этапе. Одним из эффективных и наиболее востребованных
средств её решения в младшем школьном возрасте является лепка.
Наряду с традиционными материалами, используемыми в данном виде
творчества (пластилином и глиной), сегодня все более популярным
становится соленое тесто, экологически чистый материал, по своим
свойствам обладающий особой живой энергетикой, мягкостью и упругостью.
Данный вид деятельности представляет безграничные возможности
для развития и творчества детей. Благодаря работе с соленым тестом ребенок
чувствует себя создателем, испытывает удовлетворение, гордость и массу
положительных эмоций за свои достижения. Поскольку лепка связана с
самостоятельной, практической и творческой деятельностью, то она является
одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического
восприятия.
Программа разработана в соответствии с нормативной базой
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ).
3
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О
внесении
изменений
в
Федеральный
закон
«Об
образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
6. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№
1678
«Об
утверждении
правил,
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
4
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
15. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ -3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
5
17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
18. Приказ Министерства образования и
молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и
молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
20. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по Программе обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее
развитие
(эстетическое,
интеллектуальное,
нравственно-
трудовое, физическое); работа над лепным орнаментом положительно влияет
на развитие мелких мышц кисти ребенка, делает более чувствительными
кончики пальцев, синхронизирует работу обеих рук, т.е. повышает
сенсорную чувствительность; способствует тонкому восприятию формы,
фактуры,
цвета,
веса,
пластики
.Обучение
по
данной
Программе
способствует формированию умения планировать работу по реализации
замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить
коррективы в первоначальный замысел.
Как
всякое
воспитывает чуткое
искусство,
занятие
отношение
к
данным
видом
прекрасному,
деятельности
совершенствует
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и
творческие способности, необходимые в любой сфере жизнедеятельности.
6
Отличительные особенности Программы
При
разработке
программы
изучены,
проанализированы
и
использованы следующие программы: дополнительная общеразвивающая
программа «Лепим из теста» Д.А. Шубиной, ГБОУ Школа № 887 г. Москва,
2016г;
«Пышка»
О.У.Башановой,
МАОУДОД
«КваркенскийЦентр
внешкольной работы», с. Кваркено, 2015 год; «Краски соленого теста», Т.В.
Козыревой, ЦРТДиЮ,
г. Алексин, 2013 год; «Волшебное превращение
теста» А.А.Нягашкиной МБУ «Детский сад № 104 «Соловушка»», 2016 год;
«Мукосолька»,
И.Н. Килиной, г. Усть-Илимск, 2017 год. Изучена и
проанализирована методическая литература, имеющаяся отношение к этому
виду деятельности.
Характерной
особенностью
данной
Программы
является
её
нацеленность на общехудожественное и эстетическое развитие ребёнка,
использование
методик,
связанных с
включением
в
каждую
тему
разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих формированию
и поддержанию у младших школьников мотивации к творчеству; отсутствие
слова «нельзя»: дети могут лепить различные изделия из солёного теста и
даже придумывать свою необычную технику. Это позволяет детям
чувствовать себя рискованнее, смелее, независимо от своих способностей
ощущать себя волшебником, творцом, художником.
Адресат программы - обучающиеся 1 классов, возраст 7-8 лет, без
предъявления требований к уровню подготовки и способностям, желающие
заниматься в объединении.
Краткая характеристика возрастных особенностей, обучающихся
младшего школьного возраста. В период 7-8 происходит активное развитие
нервной системы. В нервной системе процессы возбуждения преобладают
над процессами торможения, дети этого возраста очень эмоциональны и
непоседливы. Младшие школьники могут сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации.
7
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип
мышления, поэтому они обращают внимание на всё яркое. Мышление
находится на переломном этапе развития: совершается переход от нагляднообразного мышления к словесно-логическому.
Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по
объёму языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных
классах запоминание носит механический характер, который основан на
многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.
Уровень программы: стартовый.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1
года обучения - 34 учебных недели, 68 часов.
Форма обучения: очная
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Традиционная модель реализации программы. Обучающие составляют
возрастную группу 7-8 лет, состав группы постоянный, количество детей в
группе 10 - 15 человек
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проходят один раз в неделю по 2 (академических) часа.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут.
Формы организации деятельности обучающихся разнообразны:
- групповые - при изучении теоретического материала;
- работа в парах - при изучении нового материала;
- индивидуальные - при проведении практических занятий.
Формы проведения занятий: рассказ; практическое занятие; игра;
викторина; экскурсии.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
выставки и конкурсы творческих работ; презентации; защита творческих
работ; викторина.
8
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование эстетического вкуса, развитие творческих
способностей
и
проектного
мышления
обучающихся
посредством
изготовления изделий из соленого теста.
Задачи:
Обучающие
-обучить основам изготовления классического и цветного соленого
теста;
-обучить основным приемам работы с соленым тестом;
-обучить основным приемам работы со стеками;
-обучить основным приемам работы с различными художественными
материалами и красками;
-обучить основам цветоведения.
Развивающие:
-способствовать развитию творческих способностей;
-развивать ассоциативное, образное и логическое мышление;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству;
-воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели;
-воспитывать
умение
работать
в
коллективе,
организовывать
творческое общение в процессе обучения.
1.3. Учебный (тематический) план
1
Вводное занятие
2
1
Формы
аттестации/контроля
Практика
Количество часов
Теория
Название разделов/тем
Всего
№
п/п
1
Педагогическое
наблюдение
9
2
Технология работы с солёным
тестом
8
3
5
Педагогическое
наблюдение
2.1.
Особенности работы с солёным
тестом
2
1
1
Выполнение
практической работы
2.2.
Плоские и объемные поделки из
солёного теста
2
0,5
1,5
Выполнение
практической работы
2.3.
Основные этапы изготовления
поделок из солёного теста
2
0,5
1,5
Выполнение
практической работы
2.4.
Основы цветоведения
2
1
1
Выполнение
практической работы
Плоские поделки из соленого
теста
38
4
34
Анализ выполненных
работ. Выставка и
защита творческих
работ
3.1
Праздничное чаепитие
4
0,5
3,5
Выполнение
Практической работы
3.2
Панно «Рябиновая гроздь»
4
0,5
3,5
Выполнение
практической работы
3.3.
Подводный мир
4
0,5
3,5
Выполнение
практической работы
3.4.
Золотой петушок
4
0,5
3,5
Выполнение
практической работы
3.5.
Новогодняя фантазия
4
0,5
3,5
Выполнение
практической работы
3.6.
Подарки своими руками
2
2
Выполнение
практической работы.
Праздник
3.7.
В гостях у сказки«Теремок».
8
0,5
7.5
Выполнение
практической работы
3.8.
Подарок папе. Праздничная
открытка
4
0,5
3,5
Выполнение
практической работы
3.9.
Подарок маме. Кулон
4
0,5
3,5
Выполнение
практической работы.
Праздник
Объёмные поделки из солёного
теста
18
3
15
Выставка и защита
творческих работ
4.1.
Букет роз
6
1
5
Выполнение
практической работы
4.2.
Пасхальные подарки
6
1
5
Выполнение
практической работы
4.3.
Корзина с полевыми цветами
6
1
5
Выполнение
практической работы
3
4
10
5.
Итоговое занятие
2
Всего:
68
2
10
Открытое занятие.
Викторина. Выставка
работ
58
1.4. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Виды декоративно-прикладного искусства.
процесс
создания
предметов
декоративно-прикладного
Творческий
творчества.
Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с материалами и
инструментами, необходимыми для основных и отделочных работ.
Знакомство с основами санитарии и гигиены. Культура труда, организация
рабочего места. Изучение правил предупреждения травм рук и глаз.
Практика. Викторина.
Раздел 2. Технология работы с соленым тестом
Тема 2.1. Особенности работы с соленым тестом
Теория Виды и назначение соленого теста. Основные рецепты
приготовления классического солёного теста. Цветное соленое тесто. Виды
красителей, используемых для окрашивания соленого теста. Полезные
советы по работе с солёным тестом (приложение№2).
Практика. Замес цветного солёного теста до пластического
состояния с использованием пищевых красителей, гуаши и акварели.
Выполнение простых изделий из солёного цветного теста.
Тема 2.2. Плоские и объемные поделки из соленого теста
Теория. Понятие о плоской и объемной композиции. Основные
элементы формообразования в лепке. Приемы лепки: раскатывание,
скатывание, сплющивание, защипывание. Способы лепки: конструктивный
пластический. Изготовление поделок на основе базовых элементов.
Практика. Деление теста на части, соединение деталей. Лепка
геометрических фигур из цветного теста (круг, цилиндр, конус). Изделие
11
«Гусеница»
Тема 2.3. Основные этапы изготовления поделок из солёного теста
Теория. Приготовление классического солёного теста. Лепка изделия.
Способы оформления изделий дополнительными деталями из подручных
материалов (бусины, пуговицы, нитки, кусочки ткани) и с использованием
природного материала
(гвоздика,
чёрный
перец-горошек,
сухоцветы,
пёрышки ит.п.).
Виды сушки
изделий
(основная,
после
окрашивания,
после
лакирования). Способы и время сушки изделий (в духовке электроплиты, в
духовке газовой плиты, воздушная сушка, комбинированная сушка).
Условия, необходимые для обжига изделий. Температурный режим, меры
предосторожности.
Технология и последовательнность раскрашивания, лакирования и
глазурирования изделий. Материалы и инструменты, используемые при
работе с лаком. Правила техники безопасности при работе с лаком. Средства
индивидуальной защиты (респиратор, перчатки)
Практика. Лепка пирамидки из классического теста с последующей
сушкой.
Тема 2.4. Основы цветоведения
Теория. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и
холодные
цвета.
Хроматические
и
ахроматические
цвета.
Оттенки,
насыщенность цвета и контрастность. Понятие «Цветовое решение»
Практика. Раскрашивание высохшей поделки «Пирамидка» гуашью.
Подбор цветового решения.
Раздел 3. Плоские поделки из соленого теста
Тема 3.1. Праздничное чаепитие
Теория. Беседа-игра о предметах, используемых для праздничного
чаепития: вазы, чашки, блюдца, торт, конфеты, сласти, чайник, самовар.
Форма каждого предмета, его строение, пропорции. Просмотр иллюстраций
и образцов по теме «Праздничное чаепитие». Правила составления эскиза.
12
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление
эскиза в альбоме. Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую
форму. Лепка вручную скульптурным способом или вырезание формами для
выпечки. Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись
изделия.
Тема 3.2. Панно «Рябиновая гроздь»
Теория. Рассматривание иллюстраций и образцов с изображением
рябины. Рябина в поэзии и песнях, загадки о рябине (приложение№3).
Понятие «композиция». Правила составления эскиза.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление
эскиза в альбоме. Лепка листьев, ягод, веток. Сборка композиции. Роспись
панно.
Тема 3.3. Подводный мир
Теория. Беседа-игра о многообразии подводного мира: рыбы, крабы,
осьминоги, ракушки, морские коньки. Просмотр иллюстраций и образцов по
теме «Подводный мир». Форма каждого предмета, его строение, пропорции.
Практика. Обсуждение этапов выполнения работы. Составление
эскиза в альбоме. Лепка мелких деталей из теста, соединение их в общую
форму. Декорирование изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись
изделия.
Тема 3.4. Золотой петушок
Теория. Чтение и обсуждение сказок, в которых героем является
петушок. Просмотр иллюстраций и образцов готовых изделий.
Практика.
Обсуждение этапов выполнения работы. Составление
эскиза в альбоме. Лепка головы, туловища и пышного хвоста. Соединение их
с помощью воды. Украшение петушка путем вдавливания в тесто бисера,
круп, вилки, пуговиц и т.д. с целью получения оттиска. Высушивание
поделки. Роспись петушка.
Тема 3.5. Новогодняя фантазия
Теория. Беседа –игра о праздновании Нового года. Зимние забавы.
13
Персонажи: Дед Мороз и внучка Снегурочка, снеговик. Украшения на елку.
Животные –символы Нового года. Форма каждого предмета, его строение,
пропорции.
Практика. Просмотр иллюстраций и образцов по теме «Новогодние
фантазии». Обсуждение этапов выполнения работы. Составление эскиза в
альбоме. Лепка елочных игрушек, ёлочных украшений. Декорирование
изделия с помощью стеков и пальцев. Роспись изделия. Украшение ёлки.
Тема 3.6. Подарки своими руками
Практика. Лепка новогодних подарков (на выбор учащихся); их
декоративное оформление по замыслу. Праздник друзей с вручением
подарков, сделанных своими руками.
Тема 3.7.В гостях у сказки «Теремок»
Теория. Игра «Узнайте сказку». Обсуждение сюжета русской
народной сказки «Теремок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о
характерных особенностях главных героев. Графические рисунки сказочных
героев.
Практика. Составление общего эскиза панно. Работа по подгруппам:
составление эскиза теремка и сказочных персонажей; лепка теремка и
сказочных персонажей (мышки, зайки, лягушки, волка, лисы и медведя).
Сушка. Роспись гуашью или акварелью. Сборка панно согласно эскизу из
готовых элементов. Декорирование.
Тема 3.8. Подарок папе. Праздничная открытка
Теория. Беседа о праздновании Дня защитников Отечества, о
ценности подарков, сделанных своими руками. Широкое применение в быту
изделий из солёного теста как изделий декоративно-прикладного характера
(украшение интерьера, подарки, игрушки т.д.).
Практика. Изготовление праздничной открытки: составление эскиза
открытки; лепка деталей, сборка титульного листа открытки из готовых
элементов; текст поздравления; декорирование изделия.
Тема 3.9. Подарок маме. Кулон
14
Теория. Беседа о праздновании Международного женского дня 8
Марта.
История
сувениров,
требования
к
современному
сувениру.
Технология изготовления сувениров и плоских украшений, выполненных с
помощью шаблона.
Практика. Лепка кулонов с орнаментом (конструктивным способом).
Декорирование. Праздник для мам, вручение подарков, сделанных своими
руками
Раздел 4. Объёмные поделки из солёного теста
Тема 4.1. Букет роз
Теория. Рассматривание цветов на картинах. Виды цветов (полевые и
садовые)
и
их
названия.
Строение
цветка.
Характерные
внешние
особенности розы; ее цвета. Строение цветка. Технология выполнения
объемной поделки.
Практика. Составление эскиза в альбоме. Лепка роз: цветов, стеблей,
листьев. Сборка. Сушка. Декорирование. Составление букета.
Тема 4.2. Пасхальные подарки
Теория. Беседа об истории возникновения праздника Пасхи. Обычаи и
традиции. Пасхальные подарки: корзинки, подставки под яйца, крашенки
(расписанные яйца), куличи, цыплята и др.
Практика. Составление эскизов изделий. Лепка подставки под яйца,
крашенок и цыплят. Сушка. Декорирование.
Тема 4.3. Корзина с полевыми цветами
Теория. Просмотр иллюстраций и образцов различных видов
корзинок. Технология изготовления объемной корзинки из солёного теста.
Характерные особенности полевых цветов (ромашек и васильков).
Практика. Составление эскиза работы. Лепка корзины и полевых
цветов (ромашек и васильков). Сушка.
Декорирование. Сборка готовых
изделий в композицию.
Раздел 5. Итоговое занятие
Практика. Открытое
занятие.
Викторина.
Итоговая
выставка
15
творческих работ. Подведение итогов.
1.5. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
-умеет выбирать средства художественной выразительности для
создания творческих работ;
-решает художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций;
-учитывает выделенные ориентиры действий, планировать свои
действия;
-осуществляет итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
-адекватно воспринимает оценки своих работ окружающими
Личностные результаты:
-проявляет познавательный интерес к декоративно-прикладному
творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
-самостоятельно работает и работает в группе при выполнении
практических творческих работ;
-ориентируется
на
понимание
причин
успеха
в
творческой
деятельности;
-проявляет основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение
к чужому труду.
Предметные результаты:
-знает технологии приготовления солёного теста, его особенностей,
приёмов и способов соединения деталей в поделках;
-понимает
основные
приёмы
лепки,
особенности
сушки,
использования подручных средств при работе с солёным тестом, правила
выполнения сборных конструкций;
16
-знает последовательность изготовления картины и рамочки из
солёного
-самостоятельно замешивает неокрашенное и цветное тесто;
-укрепляет поделку с помощью каркасов разного типа;
-соединяет детали из солёного теста различными способами;
-применяет основные приёмы лепки для небольших поделок и
составных конструкций, картин;
-правильно сушит и оформляет изделие;
-использует при оформлении и изготовлении поделки подручные
средства;
-анализирует готовое изделие;
-творчески подходит к выполнению работы.
17
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели.
Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В
течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение
1. Презентации, видеоматериалы по темам программы
2. Наглядные пособия
Материально-техническое обеспечение программы
1. Столы
2. Стулья
3. Подкладные листы, баночки, кисть, стеки, салфетки
4. Компьютер
5. Мультимедийный проектор
Методические материалы.
Занятия строятся таким образом, что сначала дается теоретический
материал по данной теме, который затем ложится в основу изображаемого
сюжета. Благодаря правильно подобранному художественному слову и
наглядному материалу создается настрой, который вызывает желание
самостоятельно передать образ в своей работе.
При выполнении практических работ обучающиеся, кроме освоения
технологических приёмов, включаются в решение задач, направленных на
создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и
18
эстетическим требованиям. В процессе творческой деятельности ребёнок
постоянно сравнивает, сопоставляет разные элементы и детали, подмечает
общее, что объединяет их, и индивидуальное, что разобщает. Тематика
занятий строится с учетом интересов обучающихся и возможности их
самовыражения.
В
ходе
усвоения
детьми
содержания
Программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы. При этом обучающий и развивающий
смыслы работы сохраняются. Это дает возможность предостеречь ребенка от
страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа построена с использованием методик, связанных с
включением в каждую тему разнообразных зрелищно- игровых приемов,
способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей
младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные
сказочные
ситуации,
игровые
задания,
театрализованные
действия
стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый
обучающийся,
независимо
от
своих
способностей,
ощущает
себя
волшебником, творцом, художником. Творческое развитие обучающихся
осуществляется
и
через знакомство
с
произведениями
декоративно-
прикладного искусства, через знакомство с традициями народных ремёсел.
В Программе предусмотрен цикл творческих работ, приуроченных к
праздничному календарю. Занятия данного цикла проводятся соответственно
тематике праздника и включены в учебный (тематический)план согласно
календарному времени.
Программой предусмотрено выполнение художественных поделок как
индивидуально, так и коллективно. Коллективные сюжетно-тематические
композиции вводятся в Программу с целью формирования у учащихся
коммуникативных действий: опыта общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят
применение в оформлении развивающего пространства образовательной
19
организации, т.е. в интерьере, а также используются в качестве подарков при
проведении культурных мероприятий. Общественное значение результатов
декоративно-прикладной деятельности обучающихся играет определяющую
роль в их воспитании.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
заданий и внесение изменений в Программу, исходя из опыта детей и
степени усвоения ими учебного материала
В
ходе
обучения
используются
следующие
педагогические
технологии:
Развивающее обучение – цепь усложняющихся предметных задач,
которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными
знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов
действия. На первый план выступает не только актуализация ранее
усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск
идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа
проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных
новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.
Коллективная система обучения – форма организации учебных
занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то
роль обучаемого, то обучающего. Применяется на практических занятиях.
Технология использования в обучении игровых методов – форма
учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках,
умениях,
эмоционально-оценочной
деятельности.
Применяется
на
практических занятиях.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) – это
совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого
обучающихся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя
новые знания. Применяется при изучении нового учебного материала,
закреплении изученного.
20
Информационно-коммуникационные
обучения
используются
технологии
программное
–
обеспечение,
в
процессе
электронные
презентации, фото- и видеоматериалы.
2.3. Формы аттестации/контроля
Для подведения итогов обучения по Программе используются
разнообразные формы и средства контроля:
− эскизы;
− выставки, защита творческих работ;
− викторины;
− праздники;
− выставки
и
конкурсы
по
профилю
обучения,
проводимые
сторонними организациями.
Формы контроля
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся
на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные
виды контроля:
- предварительный контроль проводится в начале учебного года для
определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по
программе;
- текущий контроль ведется
педагогического наблюдения за
на
каждом
занятии
в
виде
правильностью выполнения эскизов,
изделий; успешность освоения материала проверяется в конце каждого
занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ в начале
самими детьми, затем педагогом;
- промежуточный контроль проводится 2 раза в год в форме
выставок и защиты творческих работ учащихся; прежде всего учитываются
индивидуальные особенности обучающихся, их личный творческий рост.
21
Детям предоставляется возможность сопоставить разнообразные работы,
объединенные общей темой, сравнить свои работы с работами своих
товарищей, проявить «зрительское» умение оценить художественный труд;
- итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме
викторины, итоговой выставки творческих работ; позволяет выявить
изменения
образовательного
уровня
учащегося,
воспитательной
и
развивающей составляющей обучения.
2.4. Оценочные материалы
Фиксация результатов освоения Программы:
-
Отметка
уровня
достижений
обучающихся
представлена
в
диагностической таблице (приложение № 1). При необходимости (выявлении
нецелесообразности какого-либо критерия), количество и содержательная
составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем
порядке.
-
Записи в журнале учета о результативности участия обучающихся
в выставках и конкурсах различного вида и уровня (диплом, грамота,
благодарность).
-
Видеозаписи занятий, праздничных мероприятий, выставок.
-
Портфолио учащихся.
Уровневая шкала оценивания работ обучающихся по Программе
Параметры
развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
(8-10 баллов)
(4-7 баллов)
(1-3 балла)
22
Овладение
техническими
навыками и
умениями лепки из
солёного теста,
приемам и
декорирования
Полностью владеет
техническими
навыками и
умениями;
самостоятельно
использует
разнообразные
приемы
декорирования;
грамотно передает
форму предмета и
его пропорции
Испытывает
затруднения в
применении
технических навыков
и умений; использует в
неполном объеме
приемы
декорирования;
допускает
незначительные
ошибки в передаче
формы предмета и его
пропорций
Пользуется
помощью педагога
в применении
технических
средств
и приемов
декорирования;
не умеет
самостоятельно
определить форму
предмета и его
пропорции
Овладение навыками
работы с красками,
цветовым
восприятием
Грамотно работает с
гуашью и акварелью;
использует всю
цветовую гамму
Допускает
незначительные
ошибки при работе с
акварелью и гуашью;
ограниченно
использует цветовую
гамму
Нуждается в
помощи педагога
при работе с
акварелью и
гуашью;
использует не
более 2-3-х цветов
Эмоциональнохудожественное
восприятие,
творческое
воображение
Видит красоту
окружающего мира,
художественного
произведения;
отражает свое
эмоциональное
состояние в работе;
самостоятельно
создает
художественный
образ, используя в
полной мере
приобретенные
навыки и умения
Выражает
заинтересованность к
художественному
произведению;
затрудняется в
передаче своего
эмоционального
состояния в работе
при создании
художественного
образа; недостаточно
использует
необходимые навыки
и умения
Не проявляет
эмоциональной
отзывчивости на
произведение
искусства;
работает только
по образцу с
помощью педагога
23
Умение планировать
свою деятельность,
самостоятельность и
активность на
занятиях.
Ребенок
последовательно и
самостоятельно
выделяет этапы
выполнения работы;
дорожит результатом
своего труда;
проявляет активность
при обсуждении
результатов своего
труда
Ребенок допускает
незначительные
ошибки при
выделении этапов
выполнении работы;
оценка своего труда
складывается под
влиянием педагога и
его сверстников
Пользуется
помощью педагога
при планировании
своих действий;
преимущественно
равнодушен к
результатам своего
труда
24
Аннотация
Программа «Мукосолька» разработана на основе «Методических
рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ», направленных письмом Министерства образования Свердловской
области и ГАНОУ приказ № 582-д от 29.04.2025
Программа художественной направленности.
Уровень освоения - стартовый
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 года
обучения - 34 учебных недели, 68 часов.
Режим занятий: Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 2
академических часа.
Форма обучения. Очная
Цель: формирование эстетического вкуса, развитие творческих
способностей
и
проектного
мышления
обучающихся
посредством
изготовления изделий из соленого теста.
Задачи: обучить основам изготовления классического и цветного
соленого
теста
обучить
художественными
основным
приемам
работы
с
различными
материалами и красками; способствовать развитию
творческих способностей; развивать ассоциативное, образное и логическое
мышление; воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству
воспитывать умение работать в коллективе, организовывать творческое
общение в процессе обучения.
Результатом освоения программы является формирование и
поддержание у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству.
Оценка качества реализации программы осуществляется по
различным формам и средствам контроля
- наблюдения;
- выставки защита творческих работ;
- викторины;
- праздники;
25
- выставки и конкурсы по профилю обучения, проводимые
сторонними организациями.
Сведения о разработчике
Разработчик: Зубкова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного
образования, первой квалификационной категории МКОУ «Троицкая СОШ
№ 50». Дополнительная общеразвивающая программа является программой
художественной направленности, ориентирована на развитие творческих
способностей обучающихся.
26
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
6. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№
1678
«Об
утверждении
правил,
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
27
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
17. Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
20. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Литература, использованная при составлении программы:
1. Деревянко Т. Фигурки из солёного теста. М., «АСТ-пресс»,2009.
2. ДиброваА., ШкваряЖ. Солёное тесто. Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2012.
3. Маслова Н.В. Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры,
украшения.-М.: «Астрель»,2008.
1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие.-М.:
28
«Астрель»,2001.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки–чтоб учиться и
писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль: «Академияразвития»,1998.
3. Кискальт И.Соленое тесто.-М.: «АСТ -пресс»,2001.
4. Кискальт И. Соленое тесто: Увлекательное моделирование /пер.
снем. Чекмаева О.-М.: «Профиздат»,2007.
5. КолльМ.Э.Глинаи тесто/пер.сангл.ХаныковойМ.Е.-М.:2004.
6. Комарова Т.С., СавенковА. И.Коллективное творчество детей.-М.:
«Педагогическоеобщество России», 2000.
7. Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста. - М.: «Эксмо», 2007.
8. СилаеваК., Михайлова А. Солёное тесто.М., «Эксмо», 2004.
9. СкребцоваТ.О., Данильченко А.А.Солёноетесто. Лепим поделки и
сувениры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
10.ХалезоваН.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском
саду: Пособие для воспитателя.-М.: «Просвещение», 1984.
11.Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: книга для воспитателя
детского сада.-М.: «Просвещение», 1986.
12.ХанановаИ. Солёное тесто.-М., «АСТ-пресс»,2008.
13.Цирулина Л.Н., ПросняковаТ.Н. Технология. Уроки творчества.Самара: «Учебная литература»,2011.
14.Энциклопедия «Подарки». Москва, «АСТ-пресс»,1999.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Альда. Соленое тесто. Ребята–мастерята.- М.:«Росмэн-Пресс»,2008.
2. Гусева И. Соленое тесто.-М.: «Моймир»,2006.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Москва, «Эксмо»,2008.
4. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПб: «Кристалл»,2001.
5. Лыкова И.А. Лепим с мамой. - М.: «Литера»,2007.
6. Лыкова
И.А.Лепим
из
пластилина,
глины,
теста.-М.:
«Олмамедиагрупп»,2007.
29
7. Лыкова И.А., Грушина Л.В. Лепка из соленого теста. Подарки. 58лет. /Серия: Шаг за шагом/-М.: Карапуз–дидактика, «Сфера»,2008.
8. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных
материалов. /пер.спольск. ПрушковскойМ.-М.: «Мой мир»,2006.
9. Пицык А.А. Игрушки из соленого теста.-М.: «Ниола–Пресс»,2010.
10. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто- М.: «МСП»,2006.
11. Теронимус Т.Я. Я все умею делать сам. Москва, «АСТпресс»,2011.
12. ЧаяноваГ.Н. Соленое тесто. Для начинающих. - М.: «ДрофаПлюс»,2009.
Электронные образовательные ресурсы:
1.Дополнительная
превращение
соленого
общеразвивающая
теста»:
программа «Волшебное
[Электронный
ресурс]
URL
:https://solncesvet.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B
D%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F
%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%
D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3/.(Дата обращения:30.04.2021).
2.Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Пышка»
[Электронныйресурс] URL: https://infourok.ru/dopolnitelnayaobscherazvivayuschaya-programma-testoplastika-pishka-783269.html.
(Датаобращения:30.04.21).
3.Конспект занятия по лепке из солёного теста «Герои нашего
теремка»:[Электронныйресурс]URL:http://www.maam.ru/detskijsad/lepka-izsol-nogo-testa-kolektivnaja-rabota-geroi-nashegoteremka.html.
(Датаобращения:30.04.21).
4.Мастер-класс «Подарки к Пасхе» в технике лепки из цветного
солёного
теста:[Электронный
ресурс]URL:http://kladraz.ru/blogs/tatjana-
nikolaevna-nazarova/master-klas-podarki-k-pashe-v-tehnike-lepka-iz-cvetnogo30
solyonogo-testa.html. (Датаобращения:30.04.21).
5.Мастер-класс «Роза из солёного теста» :[Электронныйресурс]URL :
https://www.youtube.com/watch?v=AT9uQE570mc
6.Методические рекомендации по технологии изготовления изделий
из соленого
теста:
[Электронный
ресурс]
URL:
https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskiie-riekomiendatsii-potiekhnologhii-izghotovlieniia-izdielii-iz-so.html. (Датаобращения:30.04.21).
7.Обучение детей лепке из солёного теста: [Электронныйресурс]URL:
http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-solenogotesta.html.
(Датаобращения:30.04.21).
8.Объемные фигурки из солёного теста:[Электронныйресурс]URL:
http://detskayapodelka.ru/obemnye-figurki-iz-solenogo-testa/.
(Дата обращения:30.04.21).
9.Сказка «Теремок» из соленого теста–мастер-класс по изготовлению
кукол:[Электронныйресурс]URL:http://kladraz.ru/blogs/marija-trofimovnamurygina/skazka-teremok-iz-solenogo-testa-master-klas-izgotovlenija-kukol.html.
(Дата обращения:30.04.21).
31
Приложение №1
Диагностическая таблица
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Овладение
техническими
навыками и
умениями,
приемами
декорирования
1
полуг.
2
полуг.
Овладение
навыками
работы с
красками,
цветовым
восприятием
1
полуг.
Эмоционально художественное
восприятие,
творческое
воображение
2
1
полуг. полуг.
2
полуг.
Умение
планировать
свою
деятельность,
самостоятельнос
ть и активность
на занятиях
1
полуг.
2
полуг.
32
Приложение № 2
Полезные советы
•
Воду для замешивания нужно использовать очень холодную.
Добавляйте ее порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от
выбранной Вами муки, воды может потребоваться разное количество.
•
Чтобы тесто в процессе лепки не рвалось и не крошилось, его нужно
хорошо вымесить и размять.
•
Тесто недолжно приставать к рукам или крошиться. Если оно плохо
лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет– немного муки.
•
Излишки теста во время работы накрываем салфеткой, чтобы тесто
не сохло.
•
Лепить изделия из теста и украшения для них нужно на противне: в
этом случае обратная сторона изделия останется ровной.
•
Чтобы избежать трещин, сушите поделки в помещении без
перепадов влажности.
•
Если изделие треснуло присушке:
1-ый способ: нужно замазать трещину тем же соленым тестом и ПВА.
Чтобы замаскировать замазку (заплатку), намочите палец и потрите место
замазки, чтобы скрыть следы маскировки и получить ровную поверхность.
2-ой способ: прячем трещину за элементами декора. Треснутое место
можно закрыть веточкой, цветочком, камушком и т.д., по сюжету вашей
поделки.
Изделия из теста очень хорошо впитывают влагу и со временем имеют
свойство разрушаться, поэтому для сохранности их покрывают лаком. При
этом лак должен быть достаточно густой, иначе он впитается, и на изделии
останутся пятна. Лучше всего для этой цели подходит лодочный лак или
паркетный. Но и лаки бывают разные–матовые или глянцевые.
33