Содержание
1. Основные характеристики программы…………………...…………3
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………...3
1.2. Учебный (тематический) план первого года обучения………......… 7
1.3.
Содержание
учебного (тематического) плана
первого года
обучения..................................................................................................................10
1.4.Планируемые результаты первого года обучения…………..............16
1.5. Учебный (тематический) план второго года обучения………...…...14
1.6.
Содержание
учебного (тематического) плана
второго года
обучения..................................................................................................................16
1.7.Планируемые результаты второго года обучения………...................17
1.8.Примерный календарный учебный график…………………….…… .24
2.Организационно–педагогические
условия
реализации
программы….........................................................................................................25
2.1.Условия реализации программы………………………………..…….25
2.2.Формы аттестации………………………………………………..……26
2.3.Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения уровня
подготовки
обучающегося
по
дополнительной
общеобразовательной
программе при проведении итоговой аттестации ……………………………..27
Аннотация ………………………………………………………………...31
Нормативно-правовое обеспечение программы…………………......32
Список литературы …………………………………………………...…36
2
1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве
случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности.
Опасность
возникновения
пожаров
и
тяжесть
их
последствий
объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего
мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов,
созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый,
понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические
провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и
лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в
школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными
средствами
пожаротушения,
внимательное
отношение
к
вопросам
соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю
жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с
незнанием этих правил.
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Актуальность программы.
Ежегодно на территории страны происходит огромное количество
пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с
ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становятся
незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие
навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами,
которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что
детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности
огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил
3
пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения
огненной беды.
Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков
обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого
раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие противопожарные
знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной
ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков
безопасного поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей
основам безопасной жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной
безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной
безопасности является движение Школы юных пожарных (ШЮП).
Новизна программы заключается в практической направленности
деятельности обучающихся. Предлагаемые занятия нацелены на развитие
познавательных
процессов
у
обучающихся
посредством
проведения
практических занятий, впервые призваны, обратить внимание на то, что не
всегда удается реализовать на традиционном уроке, или затрагивается
косвенно, опосредованно.
Педагогическая
целесообразность
заключается
в
том,
что программа «Школа юных пожарных» направлена на воспитание и
разностороннее
развитие
обучающихся,
расширение
их
кругозора,
наблюдательности, исследовательских навыков с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Отличительные особенности программы. Особенность программы
«ШЮП» заключается в том, что она дает возможность свободно планировать
и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий; отводится большое количество времени
для использования учителем разнообразных форм и методов организации
учебного процесса и для творческой деятельности детей.
4
Цель программы: организация деятельности школьников по изучению
правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды
пожаробезопасного поведения среди обучающихся и населения в населенном
пункте.
Задачи:
Образовательные:
- обучать правилам пожарной безопасности;
- формировать представления об
особенностях
спецсредств пожаротушения, оборудования,
приборов,
применения
инструментов,
приспособлений;
-
обучать
алгоритму
оказания
первой
медицинской
помощи
пострадавшим;
- совершенствовать умения распознавать и оценивать различные
ситуации и владеть приёмами защиты от них.
Развивающие:
- развивать инициативу и эрудицию детей в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать чувство коллективизма;
- развивать индивидуальные творческие способности детей.
Воспитательные:
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих;
- воспитать личностные качества обучающихся, способствующие
предупреждению и преодолению опасных ситуаций;
- формировать активную гражданскую позицию подростков в процессе
интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.
Основные методы и формы работы:
- наглядные (разработка правил, плакатов, стендов, уголка);
5
- практические (оформление уголка, участие в конкурсах, викторины,
игры, встречи, соревнования, смотры, акции);
- словесные (беседа, рассказ, доклад);
- исследовательские
(экскурсии,
конкурсы,
практикумы,
опыты,
задания);
- методы контроля (тесты, опросы, фронтальные опросы, анализ
продукта деятельности, наблюдение).
Содержание
программы
отличается
развёрнутостью,
личностной
ориентацией в рассмотрении вопросов противопожарной безопасности,
опирается на теоретический, практический и личностный опыт обучающихся.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип практической направленности.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности:
познавательная,
игровая,
трудовая,
художественная,
ценностно-
ориентированная, через беседы, игры, акции, тематические линейки,
экскурсии, заочные путешествия и другие. Средствами эффективного
усвоения
программы
курса
являются
ролевые,
дидактические
игры,
творческие задания, опыты, практические работы, создание проектов по
пожарной безопасности, экскурсии в пожарную часть, моделирование,
составление памяток, бюллетеней и брошюр. Практическая направленность
курса дополнительного образования осуществляется через исследовательские
задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности обучающихся разнообразны:
- индивидуальная;
- групповая;
- парная;
6
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 10-14
лет. Набор обучающихся в школу ЮП свободный. Могут заниматься все, кто
проявляет желание и интерес, без медицинских противопоказаний.
Уровень: стартовый.
Срок реализации программы и режим занятий:
Программа
курса
дополнительного
образования
«Школа
юных
пожарных» рассчитана на 2 года обучения – 140 часов (2 часа в неделю).
Формы отслеживания и фиксирования результатов:
мониторинг
развития качеств личности;
мониторинг
результативности обучения по программе;
журнал
посещаемости;
материалы
грамоты,
фото,
анкетирования и тестирования;
дипломы;
видео отчеты.
1.2. Учебный (тематический) план первого года обучения
Цель:
обучение
школьников
основам
пожарной
безопасности,
способствующее формированию у них осознанного отношения к вопросам
безопасности и предотвращения пожаров.
№
Наименование
раздела темы
1.
Вводное занятие
1.1
Цели задачи и план работы
дружины юных пожарных.
Историческая справка о
развитии
пожарной
охраны в России
Пожарная охрана России,
история её возникновения и
развития.
Значение
пожарной охраны в жизни
страны
и
каждого
гражданина.
Причины возникновения
пожаров в жилье и
2.
2.1
3.
Количество часов
раздела,
Формы
аттестация
Практика
1 ч.
ВСЕГО
2 ч.
Теория
1 ч.
2
1
1
4 ч.
2 ч.
2ч .
4
2
2
18 ч.
9 ч.
9 ч.
7
входной
контроль
текущий
общественных зданиях.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1.
5
5.1
5.2
Особенности современного
жилья. Чем оно опасно для
человека. Виды опасных и
вредных
факторов
современного жилища
Причины
возникновения
бытовых пожаров. Условия
возникновения
пожара.
Поражающие
факторы
пожаров
(температура,
ядовитый газ, дым, копоть,
потеря
видимости).
Способы тушения огня
подручными средствами
Человек как проводник
электрического тока.
Меры
пожарной
безопасности
при
использовании предметов
бытовой химии изделий в
аэрозольных упаковках
Меры
пожарной
безопасности
при
эксплуатации
газовых
приборов,
отопительных
печей
Основные
правила
поведения
при
возникновении
пожара.
Способы
эвакуации
из
горящего здания (в том
числе высотного)
Участие в фестивале
«Звезда спасения»
Участие в фестивале «Звезда
спасения»
Основные
причины
пожаров
и
меры
предосторожности
в
окружающей среде.
Пожары на транспорте.
Причины
транспортных
пожаров.
Правила
поведения
пассажиров
городского
4
2
2
текущий
4
2
2
текущий
2
1
1
текущий
2
1
1
текущий
2
1
1
текущий
4
2
2
текущий
5 ч.
5 ч.
5
5
участие в
фестивале
14 ч.
7 ч.
7 ч.
4
2
2
текущий
2
1
1
текущий
8
5.3
5.4
5.5
6
6.1
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
8.
транспорта
(автобус,
трамвай,
троллейбус,
маршрутное
такси).
Правила
поведения
пассажиров
на
междугородном транспорте
(воздушном,
железнодорожном, водном)
Лесные пожары. Правила
поведения в лесу.
Виды костров и способы их
разведения
Молниезащита.
Меры
предосторожности
от
поражения молнией
Участие в районном этапе
конкурса дружин юных
пожарных «Лучшая
дружина юных пожарных
России»
Участие в районном этапе
смотр-конкурса дружин юных
пожарных «Лучшая дружина
юных пожарных России»
Противопожарный режим
в учреждении
Противопожарная
безопасность в школе
План эвакуации детей при
пожаре.
Эвакуационные
выходы. Пути эвакуации
школьников при пожаре.
Предупреждение пожаров в
кабинетах физики, химии,
учебных мастерских, на
детских
праздниках
и
утренниках.
Первичные
средства
пожаротушения
(огнетушители, внутренние
пожарные краны, щиты с
набором
пожарного
инвентаря).
Места
их
установки,
правила
содержания
и
порядок
применения на пожаре
Участие в конкурсе
4
2
2
текущий
2
1
1
текущий
2
1
1
текущий
5 ч.
5 ч.
5
5
участие в
конкурсе
8 ч.
4 ч.
4 ч.
2
1
1
текущий
2
1
1
текущий
2
1
1
текущий
2
1
1
текущий
2 ч.
2 ч.
9
«Неопалимая купина»
8.1
Участие в конкурсе
«Неопалимая купина»
2
9.
Пожарная техника и
костюм пожарного.
8 ч.
4 ч.
4 ч.
9.1
Виды пожарной техники
(Пожарные автомобили,
самолёты и вертолёты, суда,
поезда), их назначение
2
1
1
текущий
9.2
Общее устройство пожарных
автомобилей, размещение на
них пожарного оборудования
2
1
1
текущий
Боевая одежда, снаряжение и
средства защиты органов
дыхания пожарного. Виды
пожарных костюмов, область
применения,
материалы,
применяемые
для
изготовления
4
2
2
текущий
9.3
2
10.
Творческое представление
итогов работы ДЮП за год.
4 ч.
4 ч.
10.1
Творческое
представление
итогов работы ДЮП за год.
4
4
70 ч.
27 ч.
участие в
конкурсе
концерт
43 ч.
1.3. Содержание учебного (тематического) плана первого года
обучения:
Вводное занятие (2 ч.): теория (1 ч.), практика: 1 ч.
I.
1.1. Цели задачи и план работы школы юных пожарных
-
теория (1 ч.) – Презентация кружка. Положение об отрядах ДЮП.
Обязанности и права члена кружка.
Формирование отряда ДЮП. Выбор
названия и командира. Инструктаж по технике безопасности во время
проведения занятий.
-
практика (1 ч.) – Анализ целей
и задачей юных пожарных.
Составление примерного плана работы школы юных пожарных.
II.
Историческая справка о развитии пожарной охраны в России
(4 ч.): теория (2 ч.), практика (2 ч.)
10
2.1. Пожарная охрана России, история её возникновения и развития.
Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина
-
теория (2 ч.) - Опустошительные пожары на Древней Руси.
Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.
История создания противопожарной службы в РФ и Свердловской области.
Взаимодействие с сотрудниками
Талицкого районного отделения ВДПО,
инструкторами пожарной безопасности.
-
практика (2 ч.) – Тестирование по пройденному материалу, анализ
допущенных ошибок.
III.
Причины возникновения пожаров в жилье и общественных
зданиях (18 ч.): теория (9 ч.), практика (9 ч.)
3.1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека.
Виды опасных и вредных факторов современного жилища
-
теория (2 ч.) – Лекция по теме «Особенности современного жилья.
Чем оно опасно для человека». Лекция по теме «Виды опасных и вредных
факторов современного жилища».
-
практика (2 ч.) – Викторина по теме «Виды опасных и вредных
факторов современного жилища», анализ допущенных ошибок.
3.2. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения
пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ,
дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными
средствами.
-
теория (2 ч.) – Лекция по теме «Причины и условия
возникновения пожаров». Лекция по теме: «Поражающие факторы пожаров.
Способы тушения огня подручными средствами».
-
практика (2 ч.) – Практические задания по пройденному
материалу, анализ допущенных ошибок.
3.3. Человек как проводник электрического тока.
11
-
теория (1 ч.) - Беседа по теме «Меры пожарной безопасности при
эксплуатации электробытовых приборов. Действие электрического тока на
организм человека»
-
практика (1 ч.) -
Тестирование по пройденному материалу,
анализ допущенных ошибок.
3.4. Меры пожарной безопасности при использовании предметов
бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках
-
теория (1 ч.) – Рассказ о мерах пожарной безопасности при
использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных
упаковках».
-
практика (1 ч.) – Электронное тестирование по изученному
материалу, анализ допущенных ошибок.
3.5.Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов,
отопительных печей.
-
теория (1 ч.) – Просмотр и прослушивание презентации на тему:
«Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов,
отопительных печей».
-
практика (1 ч.) -
Электронное тестирование по изученному
материалу, анализ допущенных ошибок.
3.6.Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы
эвакуации из горящего здания (в том числе высотного)
-
теория (2 ч.) – Беседа по теме «Основные правила поведения при
возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе
высотного)». План эвакуации и требования к нему.
-
практика (2 ч.) – Индивидуальное задание по изученному
материалу, анализ допущенных ошибок. Изучение места расположения
запасных выходов в МКОУ «Троицкая СОШ №50». Эвакуация.
Участие в фестивале «Звезда спасения» (5 ч.): практика (5 ч.)
IV.
4.1. Участие в фестивале «Звезда спасения»
-
практика (5 ч.) – Подготовка к фестивалю «Звезда спасения».
12
Основные причины пожаров и меры предосторожности в
V.
окружающей среде (14 ч.): теория (7 ч.), практика (7 ч.)
5.1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров
-
теория (2 ч.) – Беседа на тему: «Пожары на транспорте. Причины
транспортных пожаров».
Беседа
«Особенности тушения
пожаров на
транспорте».
-
практика (2 ч.) - Экскурсия на пожарно-техническую выставку.
Фоторепортаж с места событий (анализ).
5.2. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус,
трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров
на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном)
-
теория (1 ч.) – Беседа «Алгоритм действий при пожаре в
транспортном средстве».
-
практика (1 ч.) - Электронное тестирование по изученному
материалу, анализ допущенных ошибок.
5.3. Лесные пожары. Правила поведения в лесу
«Лесные
теория (2 ч.) – Прослушивание и просмотр презентации на тему:
пожары.
Правила
поведения
в
лесу»
.
Катастрофические пожары на территории Свердловской области.
-
практика (2 ч.) - Практическое задание с последующим анализом
допущенных ошибок.
5.4. Виды костров и способы их разведения
-
теория (1 ч.)
– Беседа на тему: «Виды костров. Способы их
разведения. Правила разведения костров».
-
практика (1 ч.) – Практическое занятие «Совершенствование
навыков разведения костра»
5.5. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией
-
теория (1 ч.) – Беседа на тему: «Молниезащита. Меры
предосторожности от поражения молнией».
13
-
практика (1 ч.) - Электронное тестирование по изученному
материалу с последующим анализом допущенных ошибок.
Участие в районном этапе конкурса дружин юных пожарных
VI.
«Лучшая дружина юных пожарных России» (5 ч.): практика (5 ч.)
6.1. Участие в районном этапе конкурса дружин юных пожарных
«Лучшая дружина юных пожарных России»
-
практика (5 ч.) – подготовка к районному этапу конкурса дружин
юных пожарных «Лучшая дружина юных пожарных России».
Противопожарный режим в учреждении (8 ч.): теория (4 ч.),
VII.
практика (4 ч.)
7.1. Противопожарная безопасность в школе
-
теория (1 ч.) – Беседа по теме «Противопожарная безопасность в
школе»
-
практика (1 ч.) – Индивидуальное практическое задание.
7.2. План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути
эвакуации школьников при пожаре
-
теория (1 ч.) – Беседа на тему: «Пути эвакуации школьников при
пожаре. Требования к эвакуационным выходам».
-
практика (1 ч.) - Изучение места расположения планов эвакуации
и запасных выходов в МКОУ «Троицкая СОШ №50». Эвакуация.
7.3. Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных
мастерских, на детских праздниках и утренниках
-
теория (1 ч.) – Беседа на тему: «Предупреждение пожаров в
кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и
утренниках»
-
практика (1 ч.) - Разработка памятки на тему «Предупреждение
пожаров» для кабинетов физики, химии, учебных мастерских».
7.4. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние
пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их
установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
14
-
теория (1 ч.) – Час общения на тему: «Первичные средства
пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с
набором пожарного инвентаря)».
-
практика (1 ч.) – Изучение правил содержания, порядок
применения и места установки первичных средств пожаротушения в МКОУ
«Троицкая СОШ №50».
VIII. Участие в конкурсе «Неопалимая купина» (2 ч.): практика (2 ч.)
8.1 Участие в конкурсе «Неопалимая купина»
-
практика (2 ч.) – Подготовка к конкурсу «Неопалимая купина» .
IX. Пожарная техника и костюм пожарного (8 ч.): теория (4 ч.),
практика (4 ч.)
9.1.Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и
вертолёты, суда, поезда), их назначение.
-
теория (1 ч.) – Просмотр и прослушивание презентации, видео на
тему: «Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолёты и
вертолёты, суда, поезда), их назначение».
-
практика (1 ч.) – индивидуальное задание с последующей
проверкой и анализом допущенных ошибок.
9.2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них
пожарного оборудования
-
теория (1 ч.) – Беседа на тему: «Общее устройство пожарных
автомобилей, размещение на них пожарного оборудования».
-
практика (1 ч.) – Экскурсия в пожарную часть 13/4 п. Троицкий.
9.3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания
пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы,
применяемые для изготовления
-
теория (2 ч.) – Час общения «Боевая одежда, снаряжение и
средства защиты органов дыхания пожарного». Беседа «Виды пожарных
костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления».
15
-
практика (2 ч.) Практическое занятие по изготовлению ватно-
марлевой повязки своими руками. Практическое занятие «Укладывание и
надевание костюма пожарного».
X. Творческое представление итогов работы ДЮП за год. (4 ч): 4 ч –
практика.
10.1 Творческое представление итогов работы ДЮП за год.
-
практика (4 ч.) – Подготовка к творческому представлению итогов
работы ДЮП за год.
1.4.Планируемые результаты первого года обучения:
Личностные результаты:
- активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
- проявляет положительные качества личности и управляет своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявляет
дисциплинированность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении поставленных целей;
- оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам, находит с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
- характеризует явления, действия и поступки окружающих, даёт им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находит ошибки при выполнении практических заданий, отбирает
способы их исправления;
- обеспечивает защиту и сохранность имущества от огня личного и
общественного, природных объектов;
- организовывает самостоятельную деятельность с учётом требований
её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
16
- планирует собственную деятельность, анализирует и объективно
оценивает её результаты, находит возможности и способы их улучшения;
- управляет эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохраняет хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные результаты.
К завершению обучения каждый обучающийся знает:
- основные правила пожарной безопасности;
- причины возникновения пожаров;
- первичные средства пожаротушения;
- меры предосторожности при обращении с огнём;
- правила поведения в экстремальных ситуациях;
- главные исторические события становления пожарной охраны
России, Свердловской области.
Умеет:
- выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
- работать с пожарным инвентарём;
- выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
1.5. Учебный (тематический) план второго года обучения
Цель: углубление знаний о пожарной безопасности, проведение
профилактических
мероприятий,
способствующих
повышению
уровня
безопасности.
№
Наименование
раздела темы
1.
Вводное занятие
1.1
Цели задачи и план работы
дружины юных пожарных.
Огнетушители
и
их
предназначение.
Назначение,
устройство,
принцип
действия
и
порядок
применения
ручных огнетушителей
2.
2.1
Количество часов
раздела,
Формы
Практика аттестация
1 ч.
ВСЕГО
2 ч.
Теория
1 ч.
2
1
1
8 ч.
4 ч.
4 ч.
4
2
2
17
входной
контроль
текущий
2.2
3.
3.1.
4.
4.1
4.2
5
5.1
6.
6.1
6.2
6.3
Виды
огнетушителей.
Огнетушитель химический
пенный.
Углекислотные
огнетушители. Порошковые
огнетушители.
Правила
эксплуатации
огнетушителей.
Участие в фестивале
«Звезда спасения»
Участие в фестивале «Звезда
спасения»
Знаки
пожарной
безопасности.
3наки
пожарной
безопасности:
запрещающие,
предупреждающие,
указательные,
предписывающие. Примеры
их применения и места
установки
Укомплектование
здания
школы знаками пожарной
безопасности,
изготовленными
своими
руками
Участие в районном этапе
конкурса дружин юных
пожарных «Лучшая
дружина юных пожарных
России»
Участие в районном этапе
смотр-конкурса дружин юных
пожарных «Лучшая дружина
юных пожарных России»
Основы
медицинских
знаний.
Общая
характеристика
повреждений
и
их
последствий для здоровья
человека.
Основные правила оказания
первой
медицинской
помощи при различных
видах повреждений.
Ожог.
4
2
2
5 ч.
5 ч.
5
5
текущий
участие в
фестивале
10 ч.
5 ч.
5 ч.
6
3
3
текущий
4
2
2
текущий
5 ч.
5 ч.
5
5
участие в
конкурсе
34 ч.
12 ч.
22 ч.
2
1
1
текущий
4
2
2
текущий
4
2
2
текущий
18
Характеристика и причины
термических ожогов.
Оказание
помощи
при
ожоге
Практическая работа ПМП
при ожогах
Оказание помощи человеку
при
поражении
электрическим током
Практическая отработка по
оказанию
медицинской
помощи пострадавшему
Противопожарная
профилактика.
Изготовление
стенда
«Уголок
пожарной
безопасности».
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
7.
Участие в конкурсе
«Неопалимая купина»
7.1
Участие в конкурсе
«Неопалимая купина»
8.
8.1
2
1
1
текущий
4
2
2
текущий
4
-
4
текущий
4
2
2
текущий
6
-
6
текущий
4
1
3
текущий
2 ч.
2 ч.
2
2
Творческое представление
итогов работы ДЮП за год.
4 ч.
4 ч.
Творческое
представление
итогов работы ДЮП за год.
4
4
70 ч.
21 ч.
участие в
конкурсе
концерт
49 ч.
1.6. Содержание учебного (тематического) плана второго года
обучения:
Вводное занятие (2 ч.): теория (1 ч.), практика: 1 ч.
I.
1.1. Цели задачи и план работы дружины юных пожарных
-
теория (1 ч.) – Положение об отрядах ДЮП. Обязанности и права
члена кружка. По необходимости выбор названия и командира. Инструктаж
по технике безопасности во время проведения занятий.
-
практика (1 ч.) – Анализ целей
и задачей юных пожарных.
Составление примерного плана работы школы юных пожарных.
II.
Огнетушители и их предназначение (8 ч.): теория (4 ч.),
практика: 4 ч.
19
2.1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения
ручных огнетушителей
-
теория (2 ч.) – Просмотр и прослушивание презентации на тему:
«Назначение, устройство ручных огнетушителей». Просмотр видео «Принцип
действия и порядок применения ручных огнетушителей».
-
практика
(2
ч.)
-
Практическое занятие "Работа
с огнетушителем на модельном очаге пожара». Изготовление памятки для
учителей «Алгоритм применения ручного огнетушителя».
2.2.
Виды
Углекислотные
огнетушителей.
огнетушители.
Огнетушитель
Порошковые
химический
огнетушители.
пенный.
Правила
эксплуатации огнетушителей
-
теория (2 ч.) – Беседа на тему « Виды огнетушителей». Видео на
тему: «Правила эксплуатации огнетушителей».
-
практика (2 ч.) – встреча с ответственным за пожарную
безопасность в МКОУ «Троицкая СОШ №50». Электронное тестирование по
изученному материалу с последующим анализом допущенных ошибок.
III.
Участие в фестивале «Звезда спасения» (5 ч.): практика (5 ч.)
3.1. Участие в фестивале «Звезда спасения».
-
практика (5 ч.) – Подготовка к фестивалю «Звезда спасения».
Знаки пожарной безопасности (10 ч.): теория (5 ч.), практика:
IV.
5 ч.
4.1. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие,
указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки
-
теория (3 ч.) – Просмотр и прослушивание презентации «3наки
пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные,
предписывающие». Час общения на тему: «Применение сигнальных цветов.
Изучение цветовой схемы». Беседа на тему: «Порядок применения и места
установки знаков пожарной безопасности».
-
практика
(3
ч.)
–
Практическое
задание
на
карточке
«Классификация знаков пожарной безопасности» с последующим анализом.
20
Изучение знаков пожарной безопасности в МКОУ «Троицкая СОШ №50».
Тестирование.
4.2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности,
изготовленными
своими
руками.
Соблюдение
правил
пожарной
безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках
культуры и отдыха
-
теория (2 ч.) – Видео «Правила пожарной безопасности в
кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха» с
последующим анализом. Фоторепортаж о недопустимости пожароопасного
поведения.
-
практика (2 ч.) – Изготовление знаков пожарной безопасности
своими руками. Размещение знаков пожарной безопасности в
МКОУ
«Троицкая СОШ №50» с разрешения администрации.
Участие в районном этапе конкурса дружин юных пожарных
V.
«Лучшая дружина юных пожарных России» (5 ч.): практика (5 ч.)
5.1. Участие в районном этапе конкурса дружин юных пожарных
«Лучшая дружина юных пожарных России»
-
практика (5 ч.) – подготовка к районному этапу конкурса дружин
юных пожарных «Лучшая дружина юных пожарных России».
XI. Основы медицинских знаний (34 ч.): теория (11 ч.), практика: 23
ч.
6.1. Общая характеристика повреждений и их последствий для
здоровья человека
- теория (1 ч.) – Беседа на тему: «характеристика повреждений и их
последствий для здоровья человека»
- практика (1 ч.) – Практическая работа на компьютере с последующим
анализом допущенных ошибок.
6.2. Основные правила оказания первой медицинской помощи при
различных видах повреждений
21
- теория (2 ч.) – Просмотр и прослушивание презентации на тему:
«Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных
видах повреждений». Беседа с сотрудниками Талицкой ЦРБ.
- практика (2 ч.) – Практические занятия совместно с родителями,
имеющими медицинское образование.
6.3. Ожоги
- теория – 2 ч. – Круглый стол на тему «Ожоги». Прослушивание
докладов заранее подготовленными учениками.
- практика – 2 ч. – Тестирование с последующим изучением
допущенных ошибок.
6.4. Характеристика и причины термических ожогов
- теория (1 ч.) – Беседа «Характеристика и причины термических
ожогов».
- практика (1 ч.) – Интерактивная игра на тему: «Характеристика и
причины термических ожогов».
6.5. Оказание помощи при ожоге
- теория (2 ч.,) – Лекция мед. работника школы «Виды ожогов и их
различные степени тяжести». Час общения с мед. работником «Оказание
помощи при ожоге».
- практика (2 ч.) – Практическое занятие по определению вида ожога и
степени тяжести». Тестирование.
6.6. Практическая работа ПМП при ожогах
- практика (4 ч.) - Мастер-класс на тему «Оказание помощи при ожоге»
(медицинский работник школы) Практическое занятие по оказанию первой
помощи при ожогах. Просмотр и анализ видео о лечении ожогов.
6.7. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током
(теория – 2 ч., практика – 2 ч.)
6.8. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи
пострадавшему
22
- практика – (6 ч.) – Проведение мастер-классов для обучающихся
школы и учителей. Разработка буклетов.
6.9. Противопожарная профилактика. Изготовление стенда «Уголок
пожарной безопасности». Экскурсия в пожарную часть
- теория (1 ч.) – Беседа на тему «Противопожарная профилактика».
- практика (3 ч.) -
Изготовление стенда «Уголок пожарной
безопасности». Составление картотеки игр по пожарной безопасности для
воспитанников детского сада. Экскурсия в пожарную часть.
XII. Участие в конкурсе «Неопалимая купина» (2 ч.): практика (2
ч.)
7.1 Участие в конкурсе «Неопалимая купина»
- практика (2 ч.) – Подготовка к конкурсу «Неопалимая купина» .
XIII. Творческое представление итогов работы ДЮП за год. (4 ч): 4
ч – практика.
10.1 Творческое представление итогов работы ДЮП за год.
- практика (4 ч.) – Подготовка к творческому представлению итогов
работы ДЮП за год.
1.7.Планируемые результаты второго года обучения.
Личностные результаты:
- активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
- проявляет положительные качества личности и управляет своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявляет
дисциплинированность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении поставленных целей;
- оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам, находит с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
23
- характеризует явления, действия и поступки окружающих, даёт им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находит ошибки при выполнении практических заданий, отбирает
способы их исправления;
- обеспечивает защиту и сохранность имущества от огня личного и
общественного, природных объектов;
- организует самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
- планирует собственную деятельность, анализирует и объективно
оценивает её результаты, находит возможности и способы их улучшения;
- управляет эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохраняет хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные результаты.
К завершению обучения каждый обучающийся знает:
- виды огнетушителей и область их применения;
- знаки пожарной безопасности и места их размещения;
- правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и
поражении электрическим током.
Умеет:
- пользоваться огнетушителями;
- различать знаки пожарной безопасности;
- оказывать первую медицинскую помощь.
1.8.Примерный календарный учебный график
Продолжительность учебного года без учета каникул - 35 учебных
недель.
Учебный
процесс
реализуется
по
четвертям,
разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
4 недели.
24
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.Организационно–педагогические условия реализации программы
2.1.Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение.
Презентации, видеоматериал по темам программы.
- слайды по темам: «История создания пожарной охраны», «Задачи и
обязанности членов ДЮП», «История пожарной машины», «Знаки пожарной
безопасности», «Огнетушитель» (устройство), «Схема эвакуации из здания»
(детали),
«Кто
такой
пожарный?»,
«Отработка
учащимися
навыков
пользования простейшими средствами защиты органов дыхания».
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Столы
2. Стулья
3. Бумага, карандаши, ластик, линейки, ножницы, картон, цветные
карандаши, клей карандаш
4. Компьютер
5. Мультимедийный проектор
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать
педагог
дополнительного
образования
педагогическим образованием.
Методы и приёмы ведения занятий:
объяснительно-иллюстративный;
практический;
самостоятельная работа;
теоретический;
проблемный;
обсуждение результатов;
25
со
средним
или
высшим
демонстрация
видеороликов
и
использование
презентаций
по
основным темам;
дискуссия, конференция.
Структура занятия:
1. организационное начало - приветствие обучающихся;
2. подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и
инструментов теме занятия;
3. повторение основных правил работы;
4. теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
5. практика (тема практических занятий определяется приобретаемыми
навыками).
6. выполнение работы;
7.
отслеживание
правильности
выполнения,
оказание
помощи
обучающимся;
8. подведение итогов занятия, обсуждение результатов.
2.2.Формы аттестации
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы:
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- участие в конкурсах различного уровня.
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с
26
элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания,
тестирование.
Итоговый контроль.
Способы организации контроля:
индивидуальный
фронтальный
групповой
коллективный.
2.3.Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения
уровня
подготовки
обучающегося
по
дополнительной
общеобразовательной программе при проведении итоговой аттестации
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические
Соответствие
знания (по основным
теоретических знаний
разделам программы) ребенка программным
требованиям
1.2.Владение
специальной
терминологией
Вывод:
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией
Уровень
Степень выраженности
оцениваемого качества
Баллы
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период)
Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины);
Средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)
Низкий
1
27
3
5
1
3
5
До 2
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические
Соответствие
умения и навыки,
практических умений
предусмотренные
и навыков
программой (по
программным
основным разделам
требованиям
учебно-тематического
плана программы)
2.2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
2.3.Творческие навыки Креативность в
выполнении
практических заданий
Вывод:
Уровень
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
Самостоятельность в
3.1. Учебноподборе и анализе
интеллектуальные
литературы
умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
Средний
Высокий
3-6
7-10
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2, предусмотренных
умений и навыков);
Средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок овладел
практически всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период)
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения пр
работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога)
Максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Начальный (элементарный
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнить лишь
простейшие задания
педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий
2
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
3
28
3
7
2
3
7
2
3
7
До 6
7-14
15-21
специальную
литературу
3.1.2.Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.2.Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1. Умение слушать
и слышать педагога
3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией
Самостоятельность в
пользовании
компьютерными
источниками
информации
Адекватность
восприятия
информации, идущей
от педагога
Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести
Самостоятельность в
полемику, участвовать построении
в дискуссии
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств
Способность
3.3. Учебносамостоятельно
организационные
готовить свое рабочее
умения и навыки:
3.3.1. Умение
место к деятельности
организовать свое
и убирать за собой
рабочее место
3.3.2. Навыки
Соответствие
соблюдения в
реальных навыков
процессе деятельности соблюдения правил
правил безопасности
безопасности
программным
требованиям
3.3.3. Умение
аккуратно выполнять
Аккуратность и
ответственность в
педагога);
Средний уровень (работает с
литературой с помощью
педагога или родителя)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
6
8
3
7
10
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
2
6
8
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
3
6
9
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
3
7
10
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
3
6
8
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2 объема навыков
соблюдения ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок овладел
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период)
Удовлетворительно
Хорошо
3
29
6
8
3
6
работу
Вывод:
Заключение
работе
Уровень общеучебных умений и
навыков
Результат обучения
ребенка по
дополнительной
образовательной
программе
Отлично
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
8
До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100
Формами отслеживания результативности являются:
1) тестирование;
2) собеседование;
3) качество выполнения творческих и исследовательских проектов;
4) выполнение практических работ;
5) участие в выступлениях с агитбригадой;
6) рефлексивный контроль.
Аннотация к программе
«Школа юных пожарных»
Разработчик: Пешкова Вероника Владимировна учитель начальных
30
классов.
Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет социально
–
гуманитарную
направленность,
ориентирована
на
пропаганду
пожаробезопасного поведения среди обучающихся и населения в населенном
пункте.
Адресат программы: программа адресована обучающимся от 10 до 14
лет.
Уровень: стартовый
Срок реализации программы и режим занятий.
Программа «Школа юных пожарных» рассчитана на 2 года обучения –
140 часов (2 раза в неделю).
Срок реализации -2 года.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для обучающихся 1014 лет.
Цель программы: организация деятельности школьников по изучению
правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды
пожаробезопасного поведения среди обучающихся и населения в населенном
пункте.
Задачи программы:
- обучать правилам пожарной безопасности;
- формировать представления об
особенностях
спецсредств пожаротушения, оборудования,
приборов,
применения
инструментов,
приспособлений;
- развивать инициативу и эрудицию детей в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать чувство коллективизма;
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам
личной безопасности и безопасности окружающих.
31
Результатом освоения программы являются знания обучающимися
основных правил пожарной безопасности, причин возникновения пожаров,
знания первичных средств пожаротушения, видов огнетушителей и областей
их применения, знания знаков пожарной безопасности и мест их размещения,
знания мер предосторожности при обращении с огнём, правил поведения в
экстремальных ситуациях; правил оказания первой медицинской помощи при
ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении
электрическим током. Также результатом освоения программы являются
умения обучающихся выявлять нарушения правил пожарной безопасности,
пользоваться огнетушителями, работать пожарным инвентарём, различать
знаки пожарной безопасности, оказывать первую медицинскую помощь,
выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10
балльной
шкале.
Формы:
опрос,
наблюдение,
тестирование,
анализ
контрольного задания, выставка.
Сведения о разработчике:
ФИО: Пешкова Вероника Владимировна, учитель начальных классов
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Образование – среднее профессиональное ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж», высшее ФГАОУ ВО «РГППУ».
Педагогический стаж – 6 лет
Нормативно-правовое обеспечение:
Нормативно-правовой
базой
создания
программы
послужили
следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
32
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее —
СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г, № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление
Правительства
Российской
Федерации
от
11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
33
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
13.
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
14.
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
15.
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
16.
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
07.05.2020
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
№
ВБ-976/04
«Рекомендации
по
реализации
внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
образовательных технологий».
34
применением
дистанционных
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
35
Список литературы
Список литературы для педагога
1. «Юный пожарный» сборник методических материалов в помощь
руководителю дружины юных пожарных. Благовещенск, 2009 г.
2. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль»,
1998.
3. Конституция Российской Федерации
4. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970.
5. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988.
6. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01 Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ;
9. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005.
Список литературы для обучающихся
1. Латчук В. Н., Мишин Б. И., Петров С. В. Личная безопасность
школьника: памятка / В. Н. Латчук, Б. И. Мишин, С. В. Петров. – 2-е изд.,
перераб. – М.: ЭНАС, 2007. – 64 с.
2. Попок Е. А. Осторожно – огонь!, 1987 г.
3. Школьнику о пожарной безопасности: пособие по курсу ОБЖ.
Тамбов, 2002 г.
4. Самойлов А. Пожарная команда: зачем? отчего? почему? / А.
Самойлов. - изд: Урал ЛТД, 2005 г.
36
Список литературы для родителей
1. Михайлов, Ю.М. Пожарная безопасность в офисе / Ю.М. Михайлов.
— М.: Альфа-Пресс, 2013. — 120 c.
2. Михайлов, Ю.М. Пожарная безопасность учреждений социального
обслуживания / Ю.М. Михайлов. — М.: Альфа-Пресс, 2013. — 120 c.
3. Саво, И.Л. Пожарная безопасность в детском саду / И.Л. Саво… —
СПб.: Детство Пресс, 2013. — 224 c.
4. Смирнов, С.Н. Противопожарная безопасность / С.Н. Смирнов. —
М.: ДиС, 2010. — 144 c.
5. Соломин, В.П. Пожарная безопасность: Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования / Л.А.
6. Михайлов, В.П. Соломин, О.Н. Русак; Под ред. Л.А. Михайлов. —
ИЦ Академия, 2013. — 224 c.
37