ДОП Топография

Управление образования и молодѐжной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

Принята на заседании
Педагогического совета
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 1 от «27» августа 2025г

Утверждаю
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
______________Е.В. Лемешева
Приказ № 2908-01-О от «29» августа 2025г

Дополнительная общеразвивающая
программа туристско-краеведческой направленности
«Основы топографии и ориентирования»
возраст обучающихся: 10-14 лет
срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Тарасюк Лариса Владимировна

п. Троицкий

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы………..…………...3
1.1. Пояснительная записка…………………..…………………............. 3
1.2. Цель и задачи Программы………….................................................. 8
1.3. Учебный (тематический) план …………………..…..…………..... 10
1.4. Содержание учебного (тематического) плана …………………… 11
1.5. Планируемые результаты …………………………………………. 13
2. Комплекс организационно – педагогических условий......................16
2.1. Календарный учебный график……………………….......................16
2.2. Условия реализации программы……………….…………..….........16
2.3. Формы аттестации/контроля……………………………..................17
2.4. Оценочные материалы …….………..................................................18
Аннотация………………………………………….……………......…..............22
Список литературы………………………………………………………........ 24

2

1. Основные характеристики программы
1.1.Пояснительная записка
Современная топография – это увлекательная познавательная наука,
исследующая посредством карт пространственное размещение явлений
природы и хозяйства, их связи, динамику. Особое значение приобретает
картография и топография в связи с развитием геоинформационных
технологий. Топография – это научная дисциплина, предметом которой
является изучение способов измерения местности и изображение ее на
бумаге в виде планов, карт и схем, изучение местности по ним,
ориентирование на местности.
Топографическая карта - крупномасштабная общегеографическая
карта, передающая с большой точностью и подробностью основные
пригодные

и

социально-экономические

объекты

(рельеф,

воды,

растительность, населенные пункты, дорожную сеть и т.п.). Много усилий
приложили картографы, чтобы исследовать отношения между картографией
и теорией передачи информации. Карта не только накопитель, но и мощный
источник информации. Для людей разных профессий в наше время важно и
необходимо пользоваться картами разного содержания, уметь получать из
них разнообразную информацию. Поэтому необходимо в школьном возрасте
заложить основы топографической культуры.
Направленность программы: туристско-краеведческой
Актуальность программы.
Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится сегодня без
применения географических карт. Требуются они и в повседневной и в
профессиональной
изображения

деятельности.

необходимо

Умение

современному

читать
человеку.

картографические
Из

многообразия

направлений практического использования географических карт следует
выделить главные: общее ознакомление и изучение территорий по картам,
ориентирование по картам — на суше и океане, в походах и экспедициях, при
3

движении войск, транспорта и т. д.; в качестве инженерного проектирования
в строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций; для
разработки планов развития экономики и культуры; освоения территории, их
целенаправленного преобразования. Карты необходимы при разведке и
эксплуатации

природных

богатств,

планировании

и

размещении

производительных сил, для отображения результатов научных исследований
и практической деятельности географии, геологии и других наук о Земле.
Программа разработана в соответствии с нормативной базой
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О

внесении

изменений

в

Федеральный

закон

«Об

образовании

в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
6. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
4

8. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№

1678

«Об

утверждении

правил,

применения

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ».
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О

методических

рекомендациями

по

рекомендациях»
организации

(вместе

с

образовательной

«Методическими
деятельности

с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ -3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов на базе образовательных
5

организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные

программы в субъектах Российской Федерации»).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных

образовательных технологий»
17. Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
20. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Новизна программы. Данный курс носит прикладной характер и
ориентирован на обучающихся, увлекающихся туризмом. Так же имеет
практическую направленность и научит школьников в жизненных условиях
определять своѐ местонахождение на карте и местности, оценивать
пройденный путь и прокладывать дальнейший маршрут среди ландшафтов.
Педагогическая

целесообразность.

Занимаясь

по

программе «Основы топографии и ориентирования», обучающиеся имеют
возможность

не

только

овладеть

теоретическими

знаниями,

но

и

практическими умениями: правилами ориентирования в карте и на местности
в различных условиях. Занятия по программе воспитывают сплоченность,
6

дружбу, ответственность.
Отличительные

особенности:

основной

формой

организации

образовательного процесса являются практические занятия, как в учебном
классе, так и на местности.
Адресат программы. Программа адресована обучающимся от 10 до
14 лет. Набор обучающихся на дополнительную общеразвивающую
программу «Основы топографии и ориентирования» осуществляется без
предъявления требований к уровню подготовки. Заниматься могут все
желающие, кто проявляет интерес, без медицинских противопоказаний.
Возрастные особенности. Особенностью детей этого возраста
является то, что в этот период происходит главное в развитии мышления –
овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к
высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом
возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы
морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к
другу.
Уровень обучения: стартовый.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1
года обучения - 35 учебных недель, 35 часов.
Форма обучения: очная
Особенности

организации

образовательного

процесса.

Традиционная модель реализации программы. Обучающие составляют
разновозрастную группу, состав группы постоянный, количество детей в
группе от 5 до 20 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проходят один раз в неделю по 1 (академическому) часу.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Формы организации образовательного процесса:
- групповые – при изучении теоретического материала;
7

- работа в парах – при отработке практических навыков;
- индивидуально-групповые – при проведении практических занятий.
Основные методы и формы работы:
При реализации программы используются следующие методы:
1.Словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при
объяснении теоретического материала.
2.Наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при
объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых
действий.

Используются

электронные

презентации,

видеоматериалы,

наглядные пособия и другие дидактические материалы.
3.Практическая

работа

(выполнение

упражнения

по

образцу,

самостоятельная отработка навыков работы с картами, отработка навыков
действий на местности).
Формы проведения занятий:
- беседа;
- практическое занятие в помещении;
- практическое занятие на местности;
- игра, квест;
- соревнование.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы:
- мониторинг личностных результатов;
- мониторинг результативности обучения по программе;
- тестирование.
1.2.

Цель и задачи Программы

Цель программы: овладение обучающимися знаниями и умениями
ориентирования на местности по карте и без карты, чтения карты и
практической работы с ней.
Задачи программы:
Обучающие:
8

-овладение основами картографической грамотности, элементарными
практическими умениями применения простых приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов
природы своей местности;
-распознавание различных видов изображения земной поверхности:
карту, глобус, план, атлас, аэрофотоснимок, условных знаков планов
местности и карт;
-ориентирование на местности, по планам и топографическим картам,
чтение топографических карт, знание условных знаков.
-составление планов местности;
-определение

координат

и

местоположения

объектов

на

топографических и географических картах; определение расстояний между
объектами, нанесение условных знаков на топографический план;
-описание маршрута по плану местности с помощью чтения условных
знаков.
Развивающие:
-способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к
объектам и процессам окружающего мира;
-способствовать развитию внимания, памяти;
-способствовать

развитию

конструктивного

мышления

и

сообразительности;
-способствовать развитию самоконтроля.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию социально значимых черт характера:
ответственности, отзывчивости и чувства долга;
-способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей
природной среде;
-способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели,
терпения и упорства;
-способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия;
9

-способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу
жизни.
1.3.
№
п/п

Учебный (тематический) план
Формы
аттестации/
контроля

Количество часов
Название разделов/тем
Всего

Теория

Практика

Тема 1. Понятие о топографии. Значение топографии (3 часа)
1.1
1.2
1.3

История картографии и
топографии
Топография об изучении
местности.
Значение топографии в
народном хозяйстве, военном
деле, в работе геологов,
археологов и строителей.

1

1

1

1

Собеседование
Собеседование
Собеседование

1

1

Тема 2. Топографические условные знаки (14 часов)
2.1
2.2
2.3

2.4
2.5

2.6
2.7
2.8

Виды условных знаков.
Масштабные или контурные
условные знаки.
Внемасштабные условные
знаки. Пояснительные
условные знаки.
Начертание топографических
знаков, цвет, размер.
Топографические условные
знаки растительности, болот
и грунтов, гидрографии,
дорожной сети, населенных
пунктов, промышленных,
сельскохозяйственных и
других объектов, ограждений
и различных отдельных
местных предметов.
Решение задач по
топографической карте.
Практическая работа:
«Определение расстояний по
плану местности»
Практическая работа:
«Построение профиля по

2

1

1

2

1

1

2

1

1
2

2

2

1

1

2
10

Практические
задания
Практические
задания

1

1
1

1

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания

топографической карте».

2

Тема 3. Рельеф местности и его изображение на карте (7 часов)
3.1
3.2

3.3

3.4

Способы изображения
рельефа горизонтами.
Высота сечения. Виды
горизонталей. Отметки
высот. Определение
направления ската.
Типовые формы рельефа:
гора, котловина, хребет,
водораздел, седловина,
лощина, водослив. Примеры
изображения их на карте.
Понятие о крутизне склона и
оценка местности при выборе
маршрута движения.

1

1
2

1

1

Практические
задания
Практические
задания

Практические
задания

2

1

2

1

2

Практические
задания

Тема 4. Ориентирование на местности (10 часов)
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5
5

Компас и его устройство.
Виды компасов: школьный,
Адрианова, туристический.
Правила пользования и
хранения. Определение
пригодности компаса к
работе.
Ориентирование на
местности

1

Практические
задания

1
1

1
2

2

Азимут. Азимутальный ход.

2

Решение практических задач

4

4

Итоговое занятие

1

1

Итого
1.4.

35

1

11

1

Практические
задания

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания

24

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Понятие о топографии. Значение топографии (3часа)
Теория. История картографии. Имена древних ученых, составителей
первых карт. История эволюции карты. Топография об изучении местности.
Современные способы составления и уточнения карт местности. Значение
топографии в народном хозяйстве для планов землепользования, в работе
геологов, археологов и строителей. Значение топографии в военном деле.
11

Тема 2. Топографические условные знаки (14 часов)
Теория. Виды условных знаков. Масштабные или контурные условные
знаки. Внемасштабные условные знаки. Пояснительные условные знаки.
Начертание топографических знаков, цвет, размер.
Топографические условные знаки растительности, болот и грунтов,
гидрографии,

дорожной

сети,

населенных

пунктов,

промышленных,

сельскохозяйственных и других объектов, ограждений и различных
отдельных местных предметов.
Практика. Определение расстояний по плану местности. Построение
профиля по топографической карте. Решение задач по топографической
карте, выполнение заданий в контурной карте.
Тема 3. Рельеф местности и его изображение на карте (7 часов)
Теория. Способы изображения рельефа горизонтами. Высота сечения.
Виды горизонталей. Отметки высот. Определение направления ската.
Типовые формы рельефа: гора, котловина, хребет, водораздел,
седловина, лощина, водослив. Примеры изображения их на карте.
Понятие о крутизне склона и оценка местности при выборе маршрута
движения.
Практика. Решение задач по топографической карте, выполнение
заданий в контурной карте.
Тема 4. Ориентирование на местности (10 часов)
Теория. Компас и его устройство. Виды компасов: школьный,
Адрианова, туристический. Точность измерения компасами различной
конструкции. Правила пользования и хранения.
Буссоль и астролябия. Их устройство, правила пользования и
хранения. Определение направления на заданный предмет. Условия,
повышающие точность определения направлений.
Практика.

Определение

пригодности

компаса

к

работе.

Ориентирование на местности без компаса, ориентирование на местности с

12

помощью компаса. Определение азимута, азимутального хода. Решение задач
по топографической карте.
Тема 5. Итоговое занятие (1 час)
Практика.

Квест-игра.

Решение

задач

на

местности

и

по

топографической карте.
1.5. Планируемые результаты обучения
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- объяснять значение понятий курса;
-работать с различным картографическим материалом самостоятельно
и под руководством учителя;
-называть отличия географических карт и топографических планов;
-объяснять, для чего изучают картографию и топографию;
-называть основные способы построения карт;
-объяснять связи топографии с другими науками: математикой,
геодезией, географией, геологией, техникой и автоматикой, архитектурой;
-решать практические задачи по картам и планам с использованием
приборов - циркуля, транспортира,
-называть и объяснять современные методы и компьютерные
технологии, используемые при создании топографических планов и
географических карт;
-объяснять различия основных видов картографических проекций равновеликих, равнопромежуточных и произвольных;
-находить и называть сходства и различия в изображении элементов
градусной сети на глобусе и карте;
-работать с компасом и измерительными приборами;
-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных
признаков;

13

-работать с различными источниками информации, в том числе
интернет;
-строить профиль;
-определять азимуты;
-определять направления и расстояния по топографическим картам;
-строить простейшие планы и карты;
-решать задачи, в том числе олимпиадного уровня.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
-организовывать свою познавательную деятельность определять ее
цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их,
оценивать результаты своей деятельности;
-вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее
преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной
задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения
учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с еѐ
целями, задачами и условиями;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать и структурировать информацию;
-владеть навыками анализа и синтеза;
-представлять информацию в различных формах (письменной и
устной) и видах;

14

-использовать различные виды моделирования географических и
картографических объектов, исходя из учебной задачи.
Личностные результаты
-развита мотивация к получению новых знаний, ответственного
отношения к учению, труду;
-сформировано

целостное

мировоззрение,

соответствующие

современному уровню развития картографической науки и общественной
практики;
-сформирована коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-воспитано

бережное

отношения

к

природе,

сформировано

экологическое сознание;
-развито признание высокой ценности жизни, здоровья своего и
других людей.

15

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель.
Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В
течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Учебный кабинет:
- столы – 12 шт.
- стулья – 24 шт.
- магнитно-маркерная доска – 1 шт.
Оборудование:
- компьютер – 1шт.
- мультимедийный проектор – 1шт.
- звуковая система – 1 шт.
Приборы:
- секундомер – 2 шт.
- компасы – 20 шт.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Презентации, видеоматериал по темам программы.
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Учебные пособия: топографические карты, атласы, контурные
карты, плакаты.

16

Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать
педагог

дополнительного

образования

со

средним

или

высшим

педагогическим образованием.
Методические материалы
При реализации программы используются следующие методы:
-словесный метод (рассказ, лекция, беседа) применяется при
объяснении теоретического материала;
-наглядный метод (показ, демонстрация) применяется как при
объяснении теоретического материала, так и для демонстрации изучаемых
действий. Используются электронные презентации, наглядные пособия и
другие дидактические материалы;
-практическая

работа

(выполнение

упражнения

по

образцу,

самостоятельная практическая работа, отработка навыков действий на
местности).
Структура занятия:
1. Организационное начало - приветствие обучающихся;
2.Подготовка рабочих мест, проверка соответствия материалов и
инструментов теме занятия;
3. Повторение основных правил работы, инструктаж;
4. Теоретический блок (терминология, основные правила и методики);
5.Практика

(тема

практических

занятий

определяется

приобретаемыми навыками).
6. Выполнение работы;
7.Отслеживание

правильности

выполнения,

оказание

помощи

обучающимся;
8. Рефлексия.
2.3. Формы аттестации/контроля
Для подведения итогов обучения по Программе используются
разнообразные формы и средства контроля:
17

Входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью
выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей
обучающихся при поступлении на обучение. Форма проведения: опрос,
беседа.
Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после
прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и
развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала.
Формы

проведения:

педагогическое

наблюдение,

опрос,

выполнение

практического задания, анализ качества выполнения практической работы,
беседы с элементами викторины, конкурсные программы, практические
задания.
Промежуточный контроль проводится 2 раза в год в форме зачета;
прежде всего учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их
личный успех освоения программы на определенном этапе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения и позволяет
оценить уровень результативности освоения программы за весь период
обучения. Форма проведения: выполнение практического задания.
Способы организации контроля:
- Индивидуальный
- Фронтальный
- Групповой
- Коллективный.
2.4 Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические
знания (по основным
разделам программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
18

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных

1

требованиям

1.2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

19

программой);
Средний уровень (объем
усвоенных знаний
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины);
Средний уровень
(ребенок сочетает
специальную
терминологию с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

3
5

1

3

5

До 2
3-6
7-10

Минимальный уровень
2
(ребенок овладел менее
чем 1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний уровень (объем 3
усвоенных умений и
навыков составляет
более 1/2)
Максимальный уровень 7
(ребенок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за

2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Уровень
Вывод:
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

3.1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.2. Учебнокоммуникативные
умения:

Самостоятельность
в подборе и
анализе
литературы

конкретный период)
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения
пр работе с
оборудованием);
Средний уровень
(работает с
оборудованием с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Низкий
Средний
Высокий

Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения
при работе с
литературой, нуждается
в постоянной помощи и
контроле педагога);
Средний уровень
(работает с литературой
с помощью педагога
или родителя)
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Самостоятельность Уровни - По аналогии с
в пользовании
п. 3.1.1.
компьютерными
источниками
информации
Уровни - По аналогии с
Адекватность
п. 3.1.1.
восприятия
20

2

3

7

До 6
7-14
15-21
3

6

8
3
7
10
2
6
8

3.2.1. Умение слушать
и слышать педагога
3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией

информации,
идущей от педагога
Свобода владения
и подачи ребенком
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести
Самостоятельность
полемику, участвовать в построении
в дискуссии
дискуссионного
выступления,
логика в
построении
доказательств
Способность
3.3. Учебносамостоятельно
организационные
готовить свое
умения и навыки:
3.3.1. Умение
рабочее место к
организовать свое
деятельности и
рабочее место
убирать за собой
3.3.2. Навыки
Соответствие
соблюдения в
реальных навыков
процессе деятельности соблюдения правил
правил безопасности
безопасности
программным
требованиям

Уровни - По аналогии с 3
п. 3.1.1.
6
9
Уровни - По аналогии с 3
п. 3.1.1.
7
10

Уровни - По аналогии с 3
п. 3.1.1.
6
8

3.3.3. Умение
аккуратно выполнять
работу

Аккуратность и
ответственность в
работе

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2 объема навыков
соблюдения ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок овладел
практически весь объем
навыков,
предусмотренных
программой за
конкретный период)
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично

Вывод:

Уровень
общеучебных умений
и навыков
Результат обучения
ребенка по
программе

Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий

Заключение

21

3

До 24
25-50
51-69

6

8

3
6
8

До 46
47-89
90-100

Аннотация к программе «Основы топографии и ориентирования»
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы топографии и
ориентирования»

является

программой

туристско-краеведческой

направленности.
Уровень обучения: стартовый.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1
года обучения - 35 учебных недель, 35 часов.
Форма обучения: очная
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проходят один раз в неделю по 1 (академическому) часу.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Цель программы: овладение обучающимися знаниями и умениями
ориентирования на местности по карте и без карты, чтения карты и
практической работы с ней.
Задачи программы:
Обучающие:
-распознавание различных видов изображения земной поверхности:
карту, глобус, план, атлас, аэрофотоснимок, условных знаков планов
местности и карт;
-ориентирование на местности, по планам и топографическим картам,
чтение топографических карт, знание условных знаков.
-составление планов местности;
-определение

координат

и

местоположения

объектов

на

топографических и географических картах; определение расстояний между
объектами, нанесение условных знаков на топографический план;
Развивающие:
-способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к
объектам и процессам окружающего мира

22

-способствовать

развитию

конструктивного

мышления

и

сообразительности;
- способствовать развитию самоконтроля.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию социально значимых черт характера:
ответственности, отзывчивости и чувства долга;
-способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей
природной среде;
-способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели,
терпения и упорства;
-способствовать приобщению обучающихся к здоровому образу
жизни.
Результатом освоения программы являются формирование активной
жизненной

позиции

и

самоопределения

подростков

в

процессе

интеллектуального и физического развития.
Оценка качества реализации программы осуществляется по 10
балльной шкале. Формы: опрос, наблюдение, практическая работа, анализ
практического задания.
Сведения о разработчике
Тарасюк

Лариса

Владимировна,

педагог

дополнительного

образования МКОУ «Троицкая СОШ №50». Образование – высшее,
Уральский государственный педагогический университет. Педагогический
стаж – 24 года.

23

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
6. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№

1678

«Об

утверждении

правил,

применения

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

образовательных программ».
24

при

реализации

10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
17. Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
20. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50».
Литература, использованная при составлении программы:
1. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. «Внеурочная работа
по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.
2. География 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
[А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И.Алексеева;
Рос. акад.наук, Рос. акад. Образования, Издательство «Просвещение».-М.:
Просвещение, 2012.-192 с.
25

3. Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по
физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г.
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития
познавательных

способностей

учащихся

5-8

классов,

Москва,

«Просвещение», 2012 год (работаем по новым стандартам, ФГОС).
5. Крылова О.В. «Интересный урок географии», М., «Просвещение»,
2003г.
6. Максимов

Н.А.

«Методическое

пособие

по

физической

географии», Москва, «Просвещение», 2001г.
7. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В.
Карпов, М., «Просвещение», 2004г.
Литература для обучающихся:
1.География 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
[А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И.Алексеева;
Рос. акад.наук, Рос. акад. Образования, Издательство «Просвещение».-М.:
Просвещение, 2012.-192 с.
2. География. Начальный курс. 5 кл.: Атлас.-М.: Дрофа; Издательство
ДИК, 2021
3. География. Начальный курс. 5 кл.: Контурная карта.-М.: Дрофа;
Издательство ДИК, 2021.
Интернет-ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru/
3. http://school-collection.edu.ru/
4. https://sites.google.com/site/serbakovaulia/
3. http://www.openclass.ru/
4. http://2berega.spb.ru/
5. http://www.it-n.ru/

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».