Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»
Утверждено
Приказом Директора
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Е.В. Лемешевой
№ ____ от _________2025 г
«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № ___от _______2025 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Творческая мастерская»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год (35 часов)
Автор-составитель:
Галанова А.В.
учитель технологии
Троицкий, 2025г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………….…………….3
1.2. Цель и задачи………………………….…………………………….....................4
1.3. Содержание программы…………………………………………...…………….6
1.4. Содержание учебного плана……………………………………...…..................9
1.5. Планируемые результаты……………………………………………………....10
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ…………………………….………………………………………..14
2.1 Календарный учебный график…………………………………………...…...14
2.2 Условия реализации программы…………………………………....………...14
2.3 Кадровое обеспечение………………………………………………...………14
2.4 Формы аттестации/контроля………………………………………………….15
2.5 Оценочные материалы…………………………………………………...........15
2.6 Методические материалы……………………………………………………..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...........16
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Творческая
мастерская» разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О
внесении
изменений
в
Федеральный
закон
«Об
образовании
в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых".
10 . Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12. Письмо
«О
Минобрнауки
методических
России
от
рекомендациях»
28.08.2015
(вместе
с
№
АК-2563/05
«Методическими
рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
15. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от от 25.08.2023 г. № 963-Д «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 г. №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеобразовательных программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Программа «Творческая мастерская» рассчитана для детей 10-12 лет.
Актуальность программы.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего
потенциала новых образовательных стандартов.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции
декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся в течение года с
несколькими
видами
декоративно-прикладного
искусства.
Использование
инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет
работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель
или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее
подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает
организацию
самостоятельной
работы
школьников
в
виде
выполнения
индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Практическая значимость.
Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа
после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих
интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно
проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения
окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их
неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Планируя работу по программе, невозможно обойтись без связи с
учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в
проведении выставок, праздников. Поэтому планируется участие детей в городских и
областных конкурсах.
Возрастные особенности. Программа внеурочной занятости «Творческая
мастерская» рассчитана для детей 10-12 лет. Программа построена с учетом
возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа доступности и
посильности изучаемого материала.
Уровень программы: базовый.
Объем программы, срок освоения программы: программа рассчитана на 1
год обучения: 35 учебных недель, 35 часов.
Форма обучения очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее
количество часов в каждой группе в год – 35, количество занятий в неделю – 1,
количество часов в неделю – 1. Продолжительность учебного часа – 40 мин.
1.2.
Цель
программы:
Цель и задачи программы
развитие
художественно-творческих
способностей
учащихся в процессе создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Учить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
-
Учить
основам
технологии
вышивки,
бисероплетения,
художественного
изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутное шитье, изготовления мягкой
игрушки;
- Знакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными
народными праздниками.
Развивающие:
- Развивать чувство эстетического восприятия прекрасного;
- Развивать образное и пространственное мышление;
- Развивать творческие способности и фантазию учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;
- Воспитывать умение преодолевать неудачи.
1.3.
Содержание
программы
Содержание программы
представлено
различными
видами
трудовой
деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с
бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми
в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами,
изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.
Учебный план
№
Тема
п/п
Всего
часов
Теоретическ
их
Практическ
их
Формы аттестации
/контроля
1
Вводное занятие
1
1
-
Вводный контроль
Устный опрос
2
Работа с бумагой и
картоном
8
1
7
Текущий контроль
Изготовление изделий
3
Работа с бисером
8
1
7
Текущий контроль
Изготовление изделий
4
Работа с
природными
материалами
5
1
4
Текущий контроль
Изготовление изделий
5
Поделки из
бросового
материала
7
1
6
Текущий контроль
Изготовление изделий
6
Сухое валяние
5
1
4
Текущий контроль
Изготовление изделий
7
Итоговое занятие
1
1
-
Подведение итогов,
выставка работ
Итого
35
7
28
1.4.
1.
Содержание учебного плана
Вводное занятие – 1 час
Теория: Знакомство с произведениями народного искусства и современного
декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Экскурсия в музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими
образцами народного творчества.
2.
Работа с бумагой и картоном – 8 часов (1 час-теория, 7 часов-практика)
Теория: Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами,
аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций
обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные
способы соединения деталей изделия.
Практика: Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам,
рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров
изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру;
складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием;
сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия
относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией,
прорезным орнаментом, окрашиванием.
3.
Работа бисером – 8 часов (1 час-теория, 7 часов-практика)
Теория: Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций
обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и
приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.
Практика: Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление
плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с
учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и
раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям
разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными
швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой,
фурнитурой.
4.
Работа с природными материалами – 5 часов (1 час-теория, 4 часа-
практика)
Теория: Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с
природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и
обработки природных материалов (последовательность, инструменты и
приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практика: Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных
материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их
поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных
отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином,
клеем, на шипах; сборка изделия.
5.
Поделки из бросового материала – 7 часов (1 час-теория, 6 часов-
практика)
Теория: Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов
(последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.
Свойства бросового материала.
Практика: Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное
оформление изделия окрашиванием.
6.
Сухое валяние – 5 часов (1час – теория, 4 часа – практика)
Теория: Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой.
Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы.
Разновидности пуговиц. Цветные пластиковые бутылки. Старые журналы. Техника
безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки
материалов (последовательность, инструменты и приспособления).
Практика: Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, листьев,
бутылок, перчатки, из старых журналов. Декоративное оформление изделия
окрашиванием.
7. Итоговое занятие – 1 час
Теория: Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников.
Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение
авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно
отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия
учащихся с выполненными работами.
1.5.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять
расширенный
поиск
информации
в
соответствии
с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными
видами и областями применения;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою
собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
- Сформировать систему универсальных учебных действий.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность
учебных занятий – 35 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме – 4
недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно
устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом
директора учреждения.
2.2 Условия реализации программы
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям
техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.
Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо
наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Для реализации программы необходимо материально техническое
оснащение:
учебный кабинет на 20 посадочных мест.
Минимальная модель электронно-программного обеспечения:
один компьютер на рабочем месте учителя;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети
Интернет;
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы «Творческая мастерская» необходимы следующие
условия:
материально-технические:
рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен;
набор бумаги для занятий, материал;
карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки,
тонкая проволока, картон и т.д.;
в качестве дополнительного оборудования – компьютер для просмотра и
работы совместно с имеющимися internet- материалами по различным техникам
работы с бумагой, работа пластическим материалом.
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр,
занятий, бесед и т.п.);
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры,
угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с
закругленными концами, кисточка для клея и красок, Материалы: бумага цветная для
аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом,
бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин,
тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные,
мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер,
стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные,
спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки
от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
2.3 Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования с высшим или
средне-специальным педагогическим образованием, соответствующий требованиям
профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
2.4 Формы аттестации/контроля
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, текущий,
тематический, и контроль в конце учебного года.
Вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение
и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в
форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий.
Текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на
закрепление технологических правил решения изучаемой задачи. Тематический
контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного
опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Контроль в конце учебного года - по окончании изучения всей программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
2.6 Методические материалы
Методы обучения:
1) словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.
2) наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют
развитию мышления детей;
3) практические методы: изготовление поделок и изделий. Практические
методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют
развитию навыков и умений детей.
Технологии обучения:
– технология развития обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- проектная технология;
- информационные технологии.
Формы организации образовательного процесса: программа разработана
для индивидуального и группового обучения, работа в парах.
Формы организации учебного занятия: лекция, беседа, демонстрация,
практика, творческая работа, проектная деятельность, соревнование.
Алгоритм учебного занятия:
организационный момент.
объяснение задания.
практическая часть занятия.
подведение итогов.
рефлексия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, использованная при составлении программы:
1. Е. Колесникова «Фантазия из природного материала»
2. И.Г. Майорова, В.И. Романова « Дидактический материал по трудовому
обучению»
Интернет ресурсы, рекомендуемые для детей и родителей:
1. www.vashtchudo.ru - сайт «Ваш чудесный ребенок»
2. www.detsad-kitty – сайт « Детсад»
3. www.nashi-detochki.ru – сайт «Наши деточки»
4. www.lisichka.TV – сайт «Лисичка»
5. www.pochemu4ka.ru – сайт «Почемучка»