УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
ТАЛИЦКОГО МУНИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50»
Принята на заседании
Педагогического совета
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
Утверждаю:
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
_______________Е.В. Лемешева
Приказ № 2908-01-О от 29.08.2025г.
Дополнительная общеразвивающая
программа технической направленности
«Квадро-точка»
возраст обучающихся: 10-16 лет
срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Учитель информатики
Стафеева У.Е
п. Троицкий
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы………..………………..3
1.1. Пояснительная записка…………………..…………………...............3
1.2. Цель и задачи программы………….....................................................9
1.3. Содержание программы……………………………………………..11
Учебный (тематический) план 1 год обучения…………………..…..….11
Планируемые результаты 1 года обучения……………………………...13
Учебный (тематический) план 2 год обучения…………………..…..….14
Планируемые результаты 2 года обучения……………………………...16
2. Комплекс организационно – педагогических условий.............................18
2.1. Календарный учебный график……………………….......................18
2.2. Условия реализации программы……………….…………..….........18
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………19
Список литературы……………………………………………………….........26
Приложения...………………………………………………………………… 29
2
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы техническая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Квадро-точка»
разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
6. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
3
9. Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№
1678
«Об
утверждении
правил,
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О
методических
рекомендациями
по
рекомендациях»
организации
(вместе
с
образовательной
«Методическими
деятельности
с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
15. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 № АБ -3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
программы в субъектах Российской Федерации»).
4
общеобразовательные
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
17. Письмо
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
20. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
Актуальность
программы.
Современные
тенденции
развития
роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде
беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время наблюдается
лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному
направлению развития современной техники, хотя история развития этого
направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и
перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным
аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им
недоступны или выполнялись другими силами и средствами. Благодаря росту
возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования
их в разных сферах экономики стремительно растѐт. Это создало
необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача
5
курса
состоит
в
подготовке
специалистов
по
конструированию,
программированию и эксплуатации. Настоящая образовательная программа
позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА,
но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над
разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить
осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.
Новизна программы заключается в практической направленности
деятельности обучающихся. Программа включает в себя последовательность
работ исследовательского характера, направленных на решение учебных
задач, выполнение практических работ и экспериментов на дронной трасе.
Педагогическая
целесообразность:
заключается
в
том,
что программа «Квадро-точка» направлена на воспитание и разностороннее
развитие обучающихся, расширение их кругозора, наблюдательности,
исследовательских навыков с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей.
Отличительные
особенности
программы:
Программа
имеет
техническую направленность в области конструирования, моделирования и
беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей
знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными
системами (БАС). Программа позволяет создавать благоприятные условия
для развития технических способностей школьников. Настоящая программа
соответствует
общекультурному
уровню
освоения
и
предполагает
удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его
информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем,
а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной
деятельности в освоении программы.
Целесообразность программы выражена в подборе интерактивных и
практик ориентированных форм занятий, способствующих формированию
основных компетенций (информационных, коммуникативных, компетенций
личного развития и др.).
6
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации
программы от 10 до 16 лет, 5-9 классы.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Квадро-точка»
предназначена для детей в возрасте 10–16 лет, проявляющих интерес к
информационно-коммуникационным
технологиям
и
современным
авиационным технологиям. Учащиеся представляют собой разнообразную
группу по возрасту и социальному статусу. Комплектование групп
осуществляется
на
основании
заявлений
законных
представителей
обучающихся (или самих обучающихся с 14 лет). Группы формируются из
школьников разного возраста на добровольной основе без проведения
конкурсного отбора. Количество обучающихся в группе – от 6 до 10 человек.
В
рамках
программы
учащиеся
смогут
изучить
основы
проектирования, управления и эксплуатации беспилотных летательных
аппаратов
(БПЛА).
Программа
включает
теоретические
занятия,
практические тренировки по пилотированию, а также проекты, связанные с
созданием и применением БПЛА в различных сферах, таких как мониторинг
окружающей среды, сельское хозяйство и безопасность. Участники получат
возможность развивать технические навыки, работать в команде и применять
полученные знания в реальных условиях.
Возрастные особенности. Детский возраст (от 10 до 16 лет) является
ключевым периодом для развития различных способностей и навыков,
которые закладывают основу для дальнейшего обучения и самоопределения.
В
центре
психологического
развития
в
этом
возрасте
находится
формирование интересов и увлечений, что особенно актуально в контексте
программ, таких как «Квадро-Точка».
В этом возрасте дети начинают активно исследовать окружающий
мир, проявляя любопытство и стремление к новым знаниям. Их отношение к
учебной
деятельности
становится
более
целеустремленным
и
мотивированным, что позволяет им осваивать новые навыки и технологии.
Учащиеся становятся более самостоятельными в обучении, начинают
7
принимать участие в проектах и коллективных заданиях, что способствует
развитию командной работы и социальных навыков.
Дети в возрасте от 10 до 16 лет характеризуются высокой
эмоциональной восприимчивостью, что делает их открытыми к новым идеям
и экспериментам. Однако в этот период также может наблюдаться
изменчивость настроения, что требует от педагогов гибкости и понимания.
Учащиеся могут проявлять как повышенную чувствительность к оценкам
своих достижений, так и критичность к окружающим, что может проявляться
в их взаимодействии с учителями и сверстниками.
Важной задачей программ, таких как «Квадро-Точка», является
создание
среды,
способствующей
самовыражению
и
развитию
индивидуальных интересов. Учащиеся этого возраста стремятся найти свое
место в мире, и именно через практические занятия, проектную деятельность
и творчество они могут лучше понять себя и свои возможности. Поэтому
активное участие в программе не только развивает технические навыки, но и
помогает детям разобраться в своих интересах и целях, формируя
уверенность в собственных силах и желаниях.
Уровень программы базовый.
Объем программы, срок освоения программы: Объѐм программы
105 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения - 35
учебных недель, 70 часов. Второй год обучения-35 учебных недель, 35 часов.
Особенности организации образовательного процесса. Режим
занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность учебного часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
1 год обучения. Общее количество часов в неделю - 70 часов. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения. Общее количество часов в неделю - 35 часов. Занятия
проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения очная.
8
Форма организации образовательного процесса: групповые – при
изучении теоретического материала для проведения исследований; работа в
парах – при постановке экспериментов (опытов); индивидуально-групповые
– при проведении практических занятий.
Формы проведения занятий:
- рассказ;
- беседа;
- практическое занятие;
- исследования.
Формы подведения итогов реализации программы:
- мониторинг развития качеств личности;
- мониторинг результативности обучения по программе;
- фото, видео отчеты
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и
hardskills по следующим направлениям: работа в команде, аэродинамика и
конструирование беспилотных летательных аппаратов, лѐтная эксплуатация
БАС (беспилотных авиационных систем).
Задачи:
обучающие:
формировать
представления
о
истории
и
перспективах
пилотирования БПЛА в режиме FPV;
формировать
представления о основных видах БПЛА и
сферах их использования;
формировать представление о основных компонентах комплекта
для FPV полѐта;
формировать знания основ теории полета, практических навыков
дистанционного управления БПЛА мультикоптерного типа;
формировать знания о законодательстве Российской федерации в
9
области использования БПЛА;
формировать знания техники безопасности при пилотировании
формировать знания по предполетной подготовке БПЛА;
формировать
БПЛА;
умения
и
навыки
пилотирования
БПЛА
мультироторного типа;
формировать умения подключать и настраивать аппаратуру
управления для пилотирования в авиасимуляторе;
развивающие:
поддержать
самостоятельность
в
учебно-познавательной
деятельности;
развить способность к самореализации и целеустремлѐнности;
сформировать техническое мышление и творческий подход к
работе;
развить
навыки
научно-исследовательской,
инженерно-
конструкторской и проектной деятельности;
расширить ассоциативные возможности мышления.
воспитательные:
сформировать коммуникативную культуру, внимание, уважение
к людям;
воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки,
расширить
политехнический кругозор и умение планировать работу по
реализации замысла,
предвидение результата и его достижение;
сформировать способности к продуктивному общению и
сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
10
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 год обучения
Цель:
обучение пилотированию и знакомство с устройством
беспилотных летательных аппаратов, и формирование начальных знаний
сверхлегких
летательных
дистанционно
пилотируемых
летательных
аппаратов.
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
1.
Знакомство с БПЛА
10
6
4
Наблюдение, опрос,
практическая работа
2.
Сборка БПЛА
8
4
4
Наблюдение, опрос,
практическая работа
3.
Настройка БПЛА
6
3
3
Наблюдение, опрос,
практическая работа
4.
Пилотирование
БПЛА
40
11
29
Наблюдение, опрос,
практическая работа
5.
Итоговый контроль.
Подведение итогов
6
1
5
Наблюдение, опрос,
практическая работа
70
25
45
Итого
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
РАЗДЕЛ 1: Знакомство с БПЛА 10 ч.
Теория: организация занятий и основные требования. Вводный
инструктаж по охране труда, технике безопасности и правилам поведения на
занятиях.
Определение
БПЛА.
Историческая
справка.
Беспилотные
аппаратов России и в мире. Перспективы развития БПЛА. Классификация
БПЛА по принципу полета: самолетного типа с гибким крылом, вертолетного
типа с машущим крылом, аэростатического типа.
Практика: выполнение теста по изученному материалу
11
РАЗДЕЛ 2: Сборка БПЛА 8 ч.
Теория: работа с аккумуляторами 7.4В 1300мАч 9,62Втч. Техника
безопасности при обращении с аккумулятором. Зарядное устройство. Зарядка
и разрядка аккумуляторных батарей (далее АКБ). Звуковые и световые
сигналы
уровня
зарядки
аккумулятора.
Балансировка
и
хранение
аккумуляторов.
Практика: зарядка аккумулятора квадрокоптера. Сборка рамы и
основания, стоек, дуг и перемычек защиты коптера. Сборка и закрепление
отсека АКБ. Установка аккумулятора на раме.
РАЗДЕЛ 3: Настройка БПЛА 6 ч.
Теория: установка на компьютере программы. Настройка связи пульта
с приемником – привязка. Меню настроек пульта/ вкладка SYSTEM/ пункт
RxBind/ кнопка BIND. Нажатие кнопки с одновременным подключением
аккумулятора.
Практика: установка программы. Настройка пульта управления.
Настройка связи пульта управления с приемником.
РАЗДЕЛ 4: Пилотирование БПЛА 40 ч.
Теория: подключение пульта FlySkYi6S к компьютеру Интерфейс
программы. Основы работы в программе. Карта пилотирования. Анализ
полетов, ошибок пилотирования. Удержание заданной высоты и курса в
ручном режиме. Взлет. Зависание. Удержание заданной высоты и курса в
ручном режиме. Посадка. Техническое обслуживание квадрокоптера. Анализ
ошибок пилотирования
Практика: отработка в симуляторе. Установка полетной зоны.
Установка на коптер бортового модуля навигации в помещении. Управление
квадрокоптером в полетной зоне.
РАЗДЕЛ 5: Итоговый контроль. Подведение итогов 6 ч.
Теория: решение итогового теста по теории.
Практика: соревнование по пилотированию на симуляторе и
полетной зоне.
12
Планируемые результаты первого года обучения
Личностные: у обучающегося
сформированы познавательные интересы, интеллектуальные и
творческие способности;
сформирована самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
стремление к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
развита способность работать с информацией в глобальных
компьютерных сетях.
Предметные: обучающиеся
умеют проводить настройку и отладку квадрокоптера;
владеют навыками управления квадрокоптером в помещении, на
улице и аэрофотосъемкой;
знают устройство и принцип действия квадрокоптеров;
умеют
обновлять
программное
обеспечение
полетного
контроллера;
умеют
докладывать
о
результатах
своего
исследования,
использовать справочную литературу и другие источники информации;
умеют рационально и точно выполнять задание.
Метапредметные: Ученик научился
соблюдать правила безопасного управления беспилотными
летательными аппаратами;
понимать принцип действия и устройство квадрокоптера;
понимать конструктивные особенности различных моделей
квадрокоптеров;
понимать конструктивные особенности узлов квадрокоптера;
13
самостоятельно решать технические задачи в процессе работы с
квадрокоптером;
планировать ход выполнения задания;
производить аэрофотосъемку.
Учебный (тематический) план 2 год обучения
Цель: формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills
по
следующим
направлениям:
работа
в
команде,
аэродинамика,
усовершенствование навыков полета БАС (беспилотных авиационных
систем).
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы контроля
1.
Теория
мультироторных
систем. Основы
управления.
4
3
1
2.
Сборка и настройка
БПЛА
6
2
4
Наблюдение, опрос,
практическая работа
3.
Пилотирование дрона
в авиасимуляторе
11
4
7
Наблюдение, опрос,
практическая работа
4.
Пилотирование
БПЛА
12
3
9
Наблюдение, опрос,
практическая работа
5.
Итоговый контроль.
Подведение итогов
2
-
2
Наблюдение, опрос,
практическая работа
35
12
23
Итого
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
РАЗДЕЛ 1: Теория мультироторных систем. Основы управления
4 ч.
14
Теория: знакомство с правилами техники безопасности на занятиях.
Изучение истории возникновения мультироторных систем, их развитие и
применение в настоящее время. Изучение основ управления летательным
аппаратом.
Практика: занятия на компьютерном симуляторе полѐтов для
выработки навыков и понимания процессов пилотирования.
РАЗДЕЛ 2: Сборка и настройка БПЛА 6 ч.
Теория: работа с аккумуляторами 7.4В 1300мАч 9,62Втч. Техника
безопасности при обращении с аккумулятором. Зарядное устройство. Зарядка
и разрядка аккумуляторных батарей (далее АКБ). Звуковые и световые
сигналы
уровня
зарядки
аккумулятора.
Балансировка
и
хранение
аккумуляторов.
Практика: зарядка аккумулятора. Сборка рамы и основания, стоек,
дуг и перемычек защиты коптера. Сборка и закрепление отсека АКБ.
Установка аккумулятора на раме.
РАЗДЕЛ 3: Пилотирование дрона в авиасимуляторе 11 ч.
Теория: методы работа с различными видами авиасимуляторов и их
применением. Плюсы и минусы авиасимуляторов.
Практика: работа на ноутбуках в авиасимуляторах. Подключение
джостика к ноутбуку.
РАЗДЕЛ 4: Пилотирование БПЛА 12 ч.
Теория: подключение пульта FlySkYi6S к компьютеру Интерфейс
программы. Основы работы в программе. Карта пилотирования. Анализ
полетов, ошибок пилотирования. Удержание заданной высоты и курса в
ручном режиме (2 ч.) Теория. Взлет. Зависание. Удержание заданной высоты
и
курса
в
ручном
режиме.
Посадка.
Техническое
обслуживание
квадрокоптера. Анализ ошибок пилотирования
Практика: отработка в симуляторе. Установка полетной зоны.
Установка на коптер бортового модуля навигации в помещении. Управление
квадрокоптером в полетной зоне.
15
РАЗДЕЛ 5: Итоговый контроль. Подведение итогов 2 ч.
Теория: решение итогового теста по теории.
Практика: соревнование по пилотированию на симуляторе и
полетной зоне.
Планируемые результаты второго года обучения
Личностные: у обучающегося
сформированы познавательные интересы, интеллектуальные и
творческие способности;
сформирована самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
стремление к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
развита способность работать с информацией в глобальных
компьютерных сетях.
Предметные: обучающиеся
умеют проводить настройку и отладку квадрокоптера;
владеют навыками управления квадрокоптером в помещении, на
улице и аэрофотосъемкой;
знают устройство и принцип действия квадрокоптеров;
умеют
обновлять
программное
обеспечение
полетного
контроллера;
умеют
докладывать
о
результатах
своего
исследования,
использовать справочную литературу и другие источники информации;
умеют рационально и точно выполнять задание.
Метапредметные:
Ученик научился
16
соблюдать правила безопасного управления беспилотными
летательными аппаратами;
понимать принцип действия и устройство квадрокоптера;
понимать конструктивные особенности различных моделей
квадрокоптеров;
понимать конструктивные особенности узлов квадрокоптера;
самостоятельно решать технические задачи в процессе работы с
квадрокоптером;
планировать ход выполнения задания;
производить аэрофотосъемку.
17
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
– 4 недели.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- столы для компьютера;
- компьютерные стулья;
- шкафы для дидактических материалов, пособий;
- специальная и научно-популярная литература;
- канцтовары
Информационное обеспечение:
- персональный компьютер (на каждого участника);
- мультимедийный проектор;
- видеоматериалы разной тематики по программе;
- оргтехника; выход в сеть Internet
Аппаратное обеспечение:
- процессор не ниже Core2 Duo;
-объем оперативной памяти не ниже 4 ГбDDR3;
- дисковое пространство на менее 128 Гб;
- монитор диагональю на мене 15’;
- квадрокоптеры Aquila16 FPR
Программное обеспечение:
- операционная система Windows 7 Профессиональная или выше;
18
- пакет офисных программ;
- пакет офисных программ.
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного
образования
с
высшим
или
средне-специальным
педагогическим
образованием, соответствующий требованиям профессионального стандарта
педагога дополнительного образования.
Методические материалы
Методы обучения. Изучение тем предусматривает организацию
учебного процесса с использованием следующих методов обучения:
познавательного,
коммуникативного,
преобразовательного,
систематизирующего, контрольного.
Формы
организации
образовательного
процесса:
программа
разработана для группового обучения, работа в парах.
Формы
демонстрация,
организации
практика,
учебного
творческая
занятия:
работа,
лекция,
проектная
беседа,
деятельность,
соревнование.
Педагогические
индивидуализация
обучения,
и
технологии
технологии:
обучение
дифференциация
использования
обучения,
в
обучении
в
сотрудничестве,
проектные
методы
игровых
методов,
информационно-коммуникационные технологии.
Алгоритм учебного занятия:
организационный момент.
объяснение задания.
практическая часть занятия.
подведение итогов.
рефлексия.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года. Цель − определить исходный уровень знаний
19
обучающихся, определить формы и методы работы с обучающихся.
Форма контроля: тестирование.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела
программы.
В
практической
деятельности
результативность
оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору
необходимого материала, умению работать с различными источниками
информации. Они активизируют, стимулируют работу обучающихся,
позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия
учебного года. По итогам полугодия и по итогам года заполняется
«Диагностическая карта», в которой проставляется уровень усвоения
программы каждого обучающегося. Форма контроля: контрольный тест,
работа в авиасимуляторе и прохождение дронной трассы.
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется
методом наблюдения, анкетирования.
Итоговый контроль: соревнования по пилотированию на симуляторе и
полетной зоне.
Критерии оценки знаний, умений и навыков для определения
уровня подготовки обучающегося по Программе при проведении
итоговой диагностики (Итоговый контроль)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Баллы
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические
знания (по основным
разделам программы)
Соответствие
теоретических знаний
ребенка
программным
требованиям
20
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
1
Средний уровень (объем
усвоенных знаний составляет
3
более 1/2)
5
Максимальный уровень
(ребенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период)
1.2. Владение
специальной
терминологией
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией
Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные термины);
1
Средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой)
3
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)
Вывод:
5
Уровень
Низкий
До 2
теоретической
Средний
3-6
подготовки
Высокий
7-10
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2, предусмотренных умений
и навыков);
2
Средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более 1/2)
3
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебно-тематического
плана программы)
Соответствие
практических умений
и навыков
программным
требованиям
Максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период)
2.2.Владение
специальным
Отсутствие
затруднений в
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
21
7
2
оборудованием и
оснащением
2.3.Творческие
навыки
использовании
специального
оборудования и
оснащения
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога)
3
Максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
7
Креативность в
Начальный (элементарный
2
выполнении
уровень развития
практических заданий креативности (ребенок в
состоянии выполнить лишь
простейшие задания педагога);
3
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Вывод:
7
Уровень
Низкий
До 6
практической
Средний
7-14
подготовки
Высокий
15-21
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
3
Средний уровень (работает с
литературой с помощью
педагога или родителя)
6
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
Самостоятельность в
подборе и анализе
литературы
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Максимальный уровень
(работает с литературой
самостоятельно, не
22
8
испытывает особых
трудностей)
3.1.2.Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
Самостоятельность в
пользовании
компьютерными
источниками
информации
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
3.2.Учебнокоммуникативные
умения:
Адекватность
восприятия
информации, идущей
от педагога
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
3.2.3. Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии
Самостоятельность в
построении
дискуссионного
выступления, логика
в построении
доказательств
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
3.3. Учебноорганизационные
умения и навыки:
Способность
самостоятельно
готовить свое рабочее
место к деятельности
и убирать за собой
Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2 объема навыков
соблюдения ПБ,
предусмотренных
программой);
3.2.1. Умение слушать
и слышать педагога
3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией
3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности правил
безопасности
3
7
10
2
6
8
3
6
9
3
7
10
3
6
8
3
6
Средний уровень (объем
усвоенных навыков составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
23
3.3.3. Умение
аккуратно выполнять
работу
Вывод:
Заключение
Аккуратность и
ответственность в
работе
Уровень общеучебных умений и
навыков
Результат обучения
ребенка по
дополнительной
образовательной
программе
(ребенок овладел практически
весь объем навыков,
предусмотренных программой
за конкретный период)
8
Удовлетворительно
3
Хорошо
6
Отлично
8
Низкий
До 24
Средний
25-50
Высокий
51-69
Низкий
До 46
Средний
47-89
Высокий
90-100
АННОТАЦИЯ
Направленность программы «Квадро-точка» техническая.
Основное внимание уделяется формированию критического мышления,
творческого подхода и навыков командной работы через практическое
взаимодействие и проектную деятельность. Занятия охватывают различные
аспекты личностного и социального развития, включая навыки общения,
лидерства и сотрудничества, что позволяет участникам углубить свои знания
и опыт в этих областях.
Программа включает в себя разнообразные формы обучения, такие как
мастер-классы, интерактивные занятия и экскурсии, что делает процесс
обучения увлекательным и практико-ориентированным. Учащиеся будут
работать над реальными проектами, что даст им возможность применять
полученные знания на практике и развивать навыки планирования и
организации. Особое внимание уделяется сотрудничеству с местными
специалистами и предпринимателями, что позволяет школьникам получить
24
представление о различных профессиях и карьерных возможностях.
Программа «Квадро-Точка» подходит как для начинающих, так и для
тех, кто уже имеет определенные навыки и желает их углубить. В ходе
обучения учащиеся смогут реализовать собственные проекты, что поможет
закрепить полученные знания и развить навыки, необходимые для будущей
профессиональной
деятельности.
Завершив
обучение
по
программе,
учащиеся будут готовы к решению реальных задач, используя все
преимущества,
которые
предоставляет
современное
образование
и
практический опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - от 10 до 16 лет,
5-9 классы.
Объѐм программы 105 часов.
Программа рассчитана на 2 года
обучения: 1 год обучения - 35 учебных недель, 70 часов. Второй год
обучения-35 часов.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых soft-skills
и hardskills по следующим направлениям: проектная деятельность, теория
решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и
конструирование
беспилотных
летательных
аппаратов,
основы
радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров,
лѐтная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем).
Сведения о разработчике:
ФИО: Стафеева Ульяна Евгеньевна, учитель информатики МКОУ
«Троицкая СОШ № 50». Образование – среднее профессиональное ГАПОУ
СО «Камышловский педагогический колледж».
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
6. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно – нравственных ценностей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
8. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление правительства Российской Федерации от 11.10.2023
№
1678
«Об
утверждении
правил,
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
26
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
27
Литература, использованная при составлении программы:
1. Буров, А. В. Квадрокоптеры: устройство, принцип работы и
применение / А. В. Буров. — М.: Техносфера, 2020. — 256 с.
2. Кузнецов, И. С. Основы управления беспилотными летательными
аппаратами / И. С. Кузнецов. — СПб.: Питер, 2021. — 320 с.
3. Сидоров,
М.
П.
Квадрокоптер
Aquila16
FPR:
технические
характеристики и возможности / М. П. Сидоров. — Казань: Издательство
Казанского университета, 2022. — 180 с.
4. Федоров, В. Н. Применение квадрокоптеров в образовательном
процессе / В. Н. Федоров // Образование и технологии. — 2023. — № 4. — С.
45-50.
5. Алексеев, Д. Р. Беспилотные летательные аппараты: от теории к
практике / Д. Р. Алексеев, Т. В. Иванова. — Екатеринбург: УралГТУ, 2019.
— 210 с.
6. Мартынов, Е. А. Инновационные технологии в обучении с
использованием квадрокоптеров / Е. А. Мартынов // Научные исследования в
образовании. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 78-83.
7. Тихонов, С. Л. Квадрокоптеры в сельском хозяйстве: новые
горизонты / С. Л. Тихонов // Агроинновации. — 2021. — № 2. — С. 34-38.
8. Петров, А. И. Квадрокоптеры: от хобби до профессии / А. И.
Петров. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2020. —
300 с.
9. Коваленко,
Н.
В.
Программирование
и
управление
квадрокоптерами / Н. В. Коваленко. — М.: Наука, 2022. — 150 с.
10. Лебедев, Ю. А. Квадрокоптеры в образовании: методические
рекомендации / Ю. А. Лебедев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. — 120 с.
28
Приложение
Календарно тематическое планирование 1 год обучение
№
п/п
Дата
Тема занятия
Форма занятия
Количество
часов
Форма контроля
Знакомство с БПЛА - 10ч
1
Вводное занятие.
Беспилотный летательный
аппарат: история и
перспективы.
Фронтальная,
индивидуальная
3
2
Классификация БПЛА.
Фронтальная,
индивидуальная
3
3
Принципы полета БПЛА
Фронтальная,
индивидуальная
2
4
Применение БПЛА в
различных сферах.
Проектная работа с БПЛА.
Фронтальная,
индивидуальная
2
Опрос, беседа
Наблюдение,
беседа
Опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Сборка БПЛА -8ч
5
6
7
8
Детали и узлы
квадрокоптера «DJI Tello».
Аккумулятор.
Детали и узлы квадрокоптера
«DJI Tello».
Бесколлекторные двигатели.
Детали и узлы квадрокоптера
«DJI Tello». Приемник.
Пульт
Управления.
Детали и узлы квадрокоптера
«DJI Tello». Базовая плата.
Плата установки
дополнительных
модулей. Первое включение.
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
опрос
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
опрос
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
практическая
работа
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
опрос
Настройка БПЛА -6 ч
9
Настройка пульта управления Фронтальная,
квадрокоптера.
индивидуальная
2
10
Настройка связи пульта
управления с приемником
квадрокоптера.
2
Фронтальная,
индивидуальная
29
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
№
п/п
11
Дата
Тема занятия
Настройка параметров
автопилота квадрокоптера.
Работа с логами автопилота.
Форма занятия
Количество
часов
Фронтальная,
индивидуальная
2
Форма контроля
Наблюдение,
практическая
работа, беседа
Пилотирование БПЛА- 40ч
12
Виртуальный симулятор.
Фронтальная,
индивидуальная
13
Система навигации в
помещении.
Фронтальная,
индивидуальная
2
14
Первый взлет. Зависание на
малой высоте.
Фронтальная,
индивидуальная
4
15
Первый взлѐт. Зависание на
малой высоте. Привыкание к
пульту управления. Проверка
работ всех узлов
квадрокоптера.
16
Удержание заданной
высоты и курса в ручном
режиме
Фронтальная,
индивидуальная
2
17
Полет на малой высоте по
Траектории
Фронтальная,
индивидуальная
2
18
Выполнение упражнений
«вперед-назад», «влевовправо»
Фронтальная,
индивидуальная
4
19
Выполнение упражнения
«облѐт по кругу»
Фронтальная,
индивидуальная
4
21
Увеличение площади и
высоты полета.
Фронтальная,
индивидуальная
4
22
Удержание квадрокоптера
вручную в заданных
координатах.
Фронтальная,
индивидуальная
4
Фронтальная,
индивидуальная
30
10
2
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
№
п/п
Дата
Тема занятия
Форма занятия
Количество
часов
Техническое обслуживание
квадрокоптера. Анализ
Фронтальная,
2
полетов, ошибок
индивидуальная
пилотирования.
Итоговый контроль. Подведение итогов-6ч
23
Проведение соревнований на
симуляторе и дронной
трассе.
24
Фронтальная,
индивидуальная
6
Форма контроля
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Календарно тематическое планирование 2 год обучение
№
п/п
Дата
Тема занятия
Форма занятия
Количество
часов
Форма контроля
Теория мультироторных систем. Основы управления - 4ч
1
Теория БПЛА. История
создания, разновидности,
применение БПЛА. Виды
коптеров
Фронтальная,
индивидуальная
2
Опрос, беседа
2
Основные базовые
элементы коптера.
Полѐтный контроллер.
Контроллеры двигателей.
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
беседа
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
опрос
Фронтальная,
индивидуальная
2
Наблюдение,
опрос
Фронтальная,
2
Наблюдение,
Сборка и настройка БПЛА -6 ч
3
4
5
Знакомство с
квадрокоптерами
DJI, Изучение
компонентов.
Зарядка аккумуляторных
батарей, установка.
Установка, снятие
защитной клетки. Замена
пропеллеров
Теория ручного
визуального
пилотирования. Техника
безопасности при лѐтной
эксплуатации
Рассмотрение возможных
31
№
п/п
6
7
8
Дата
Тема занятия
Форма занятия
Количество
часов
неисправностей
индивидуальная
квадрокоптера и путей
устранения неисправности
Пилотирование дрона в авиасимуляторе – 11 ч
Изучение программ и
настройка дрона в
Фронтальная,
2
авиасимуляторе.
индивидуальная
Установка.
Подключения джойстика к
Фронтальная,
программе. Выполнение
2
индивидуальная
упражнений.
Отработка трассы в
Фронтальная,
авиасимуляторе.
3
индивидуальная
9
Отработка трассы в
авиасимуляторе.
Фронтальная,
индивидуальная
2
10
Отработка трассы в
авиасимуляторе.
Фронтальная,
индивидуальная
2
Форма контроля
практическая
работа
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
практическая
работа
Пилотирование БПЛА-12 ч
11
12
13
14
15
Первый взлет. Зависание
на малой высоте.
Фронтальная,
2
Привыкание к пульту
индивидуальная
управления.
Полѐты на коптере. Взлет.
Висение. Полѐт в зоне
Фронтальная,
2
пилотажа. Вперед-назад,
индивидуальная
влево—вправо. Посадка.
Полѐт по кругу, с
Фронтальная,
удержанием и изменением
3
индивидуальная
высоты. Посадка.
Полѐт по кругу, с
Фронтальная,
удержанием и изменением
3
индивидуальная
высоты. Посадка.
Полет с использованием
функции удержания
Фронтальная,
высоты и курса.
2
индивидуальная
Произведение
аэрофотосъемки.
Итоговый контроль. Подведение итогов-2ч
Выполнение итогового
Фронтальная,
2
теста. Выполнение
индивидуальная
32
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
опрос,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа, беседа
Наблюдение,
практическая
работа, беседа
Наблюдение,
практическая
работа, беседа
Наблюдение,
опрос
№
п/п
Дата
Тема занятия
Форма занятия
упражнений.
33
Количество
часов
Форма контроля