ОБЖ-2 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом об
образовании РФ N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Данная рабочая программа раскрывает содержание коррекционнопедагогической работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Реализация рабочей программы предусматривается во 2–4 классах
коррекционной школы VIII вида.
Рабочая учебная программа составлена на основе тематического
планирования и примерного содержания занятий для учащихся 1 – 4 классов
для обучения детей имеющих нарушения с нарушением интеллекта:
Тематическое планирование и примерное содержание занятий для учащихся 1–
4 классов специальных коррекционных школ. – Омск, 1998, 112с. Автор: Л. И.
Аношкина (воспитатель школы – интерната № 3).
Проблема обеспечения личной безопасности человека приобретает
особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и
неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий
уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его
здоровья.
Введение курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» в
учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями
современной жизни:
травматизме

детей

удручающими данными статистики о гибели и
на

дорогах

страны,

усугублением

криминогенной

обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети.
Цель программы:
•

формирование

отношения

к человеку

и его здоровью

как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в
социуме.

Основными задачами преподавания ОБЖ являются:
- изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и
здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- выработать практические навыки по оказанию первой медицинской
помощи в чрезвычайных ситуациях.
Формы

занятий

данной

программы

определяются

возрастными

психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в
основном в виде бесед, практических работ и викторин, направленных на
выработку навыка самостоятельной работы.
Программа

предполагает

использование

разнообразных

наглядных

средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных
средств обучения (компьютер, медиапроектор).
Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:
•

провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью

загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;
•

сюжетно-ролевые игры;

•

активные паузы (проведение физкультминуток).

На занятиях дается право высказаться всем желающим учащимся и
поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к
искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с
самораскрытием и публичными выступлениями.
Результаты обучения учащихся оцениваются в форме опроса и
выставлением итоговых отметок за четверть и за год.
Так как в данную программу включен здоровьесберегающий компонент,
то необходимо соблюдать следующие
здоровьесбережения:

требования к уроку с позиций

•

Обстановка

и гигиенические

условия

в классе

(кабинете):

температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.
•

Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо,

слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы
и др. Норма: 4—7 видов за урок.
•

Средняя продолжительность и частота чередования различных

видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7—10 минут.
•

Количество

видов

преподавания:

словесный,

наглядный,

самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
•

Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—

15 минут.
•

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих

активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор
способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая
игра, дискуссия, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
•

Место

и

длительность

применения

ТСО

(в

соответствии

с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования обсуждения.
•

Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально

за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
•

Наличие,

место,

содержание

и продолжительность

оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж

активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм
работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут
по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого.
•

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со

здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих
связей.

Выработка

формирование

понимания

потребности

к

сущности
здоровому

здорового
образу

образа

жизни;

жизни;

выработка

индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся
о возможных последствиях выбора поведения и т. д.
•

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя

мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.
•

Психологический

климат

на уроке.

Наличие

на уроке

эмоциональных разрядок.
•

Плотность

урока,

т.

е.

количество

времени,

затраченного

школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 80%.
•

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной

активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и
пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: 35—40
минут в начальной школе.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- фронтальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- практические работы.

Технологии обучения: проблемное обучение; концентрированное
обучение; развивающее обучение; дифференцированное обучение; игровое
обучение.

Механизмы

формирования

ключевых

компетенций:

-

самостоятельная работа учащихся в процессе обучения; - деловые, ролевые и
имитационные игры; - совместная деятельность на уроках; - обучение
монологической и диалогической речи.
Виды и формы контроля:
•

наблюдение;

•

беседа;

•

фронтальный опрос;

•

самостоятельная работа;

•

тестирование.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
•
материала,

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание
может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно

сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
•

Оценка

«4»

ставится,

если

ученик

дает

ответ,

в

целом

соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает
некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
•

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и

понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
•

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей

или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в

формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает
грубые ошибки, не использует помощь учителя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС (34 Ч, 1 Ч В НЕДЕЛЮ)

Разделы
I

I
четверть

II
четверть

III
четверть

IV
четверть

II
III
четверть
III
I
четверть
II
четверть
III
четверть

Название темы
Безопасность и правила поведения учащихся на улице
1. Условия безопасного поведения учащихся
Наш посёлок, город.
Дом, где я живу.
Приходите ко мне в гости.
Какой транспорт в нашем посёлке, городе?
Движение пешеходов по улице и дороге.
Сигналы светофора.
Пешеходы правила знают, а знаки дорожные им помогают.
Азбука безопасности для пешеходов.
Движение и погода во все сезоны года.
Наши пассажиры правила знают и строго их соблюдают.
Улицы города, посёлка.
Безопасный Новый год.
Природа и дорожное движение.
Знаки информационно-указательные и знаки сервиса.
Знаки запрещающие и предписывающие.
Знаки предупреждающие.
Если дома я один.
Правильное и безопасное поведение в цирке, театре,
кинозале.
Как себя вести, если ты потерялся.
Что может привести к пожару.
Чтобы с тобой не случилась беда, правила помни всегда.
Правила поведения в общении с природой.
2. Основы здорового образа жизни
Чистота – залог здоровья.
Вкусные лекарства.
Правильный уход за больным.
Зубы очень всем нужны, с детства их беречь должны.
Практические занятия
Построим улицу зверюшкам.
Целевая прогулка по улице.
Целевая прогулка к автобусной остановке.
Весёлая прогулка.
Советы Айболита.

Количество часов
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1

IV
четверть
Итого:

Маленький повар. (Экскурсия в школьную столовую)
Культпоход в театр (сюжетно-ролевая игра).

1
1
34ч

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
• опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
• безопасные участки улиц и дорог;
• типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к
несчастным случаям и авариям;
• места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
• название и назначение дорожных знаков.
• Правила:

перехода проезжей части дороги по сигналам светофора и

пешеходным переходам;
движения по тротуару, пешеходной дорожке;
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного,

вежливого

и

безопасного

поведения

в

транспорте;
поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
• переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и
пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
• правильно обходить транспортные средства;
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при
движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
• дисциплинированно вести себя на посадочных площадках при входе,
выходе и в салоне маршрутного транспорта;
• правильно ухаживать за собой, за больным

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№

Тема
урока

Дидактическая цель

Речевой материал

Часы

Дата
по плану фактически

I четверть (9 часов)
1

2

3

4

5

6

Наш
посёлок,
город.

Расширить знания о
посёлке
(городе),
главных
улицах,
достопримечательнос
тях.
Дом, где Расширить знания о
я живу.
том, что улицы имеют
своё название, а дома
определённый номер.
Закрепить
знания
домашнего адреса.
Закрепить знания о
частях
Построи
улицы, величине и высоте
домов.
м улицу
зверюш
кам
(практи
ческое
занятие)
.
Уточнить
Приходи представления
о
те ко
необходимости
и
мне в
важности
знания
гости.
домашнего адреса.
Какой
Дать знания о том,
транспо что
каждое
рт
в транспортное
нашем
средство
имеет
городе,
определённое
посёлке назначение.
?
Целевая
прогулк
а по
улице.

Дополнить знания о
дорожной разметке,
видах
дорожного
движения.

Посёлок, город Омск,
омич, омичка,
полтавчанин, сквер,
площадь.

1

3.09

Адрес, улица, название,
номер.

1

10.09

Улица, тротуар, газон,
ряд домов.

1

17.09

Адрес, маршрут, гость,
приглашение.

1

24.09

Грузовой,
пассажирский, трамвай,
троллейбус, автобус,
мотоцикл.

1

1.10

Дорожная разметка,
одностороннее
движение.

1

8.10

7
Движен
ие
пешехо
дов по
улице и
дороге.
8

9

Дать знания о том,
кого
называют
пешеходом. Уточнить
правила
для
пешеходов.

Закрепить знания о
Сигналы цветовом
значении
светофо каждого
сигнала
ра.
светофора.
Уточнить
и
Пешехо систематизировать
ды
знания о правилах
правила безопасного перехода
знают, а дорог.
знаки
дорожн
ые им
помога
ют.

Середина, обочина,
пешеход, инвалидная
коляска, зебра.

1

15.10

Светофор для
пешеходов, водителей.

1

22.10

Зебра, середина,
островок безопасности.

1

29.10

II четверть ( 7 часов)
10

Азбука безопасности для
пешеходов.

Закрепить знания правил для пешеходов.
Уточнить, как правильно обходить
транспортные средства.

11

Движение и погода во все
сезоны года.

Уточнить знания о том, что погодные
условия в различные сезоны года могут
создавать опасную ситуацию на дорогах
для пешеходов и водителей.

12

Целевая
прогулка
автобусной остановке.

к

Уточнить и систематизировать знания о
правилах для пешеходов: где ожидают
транспорт и как его обходят.

13

Наши пассажиры правила
знают
и
строго
их
соблюдают.

Уточнить знания правил при посадке и
выходе из транспорта, поведение в
салоне.

14

Улицы города, посёлка.

Закрепить знания о движении
транспорта и пешеходов по городским
улицам и улицам посёлка.

Арка,
пустырь,
середина
улицы,
пешеход.
Дождь,
метель,
снегопад,
гололёд,
лобовое
стекло,
дворники.
Остановка,
посадочная
площадка,
пассажир.
Салон,
сиденья,
контролёр,
билет,
багаж.
Улица,
транспорт.

1

12.11

1

19.11

1

26.11

1

3.12

1

10.12

15

Безопасный Новый год.

16

Природа и дорожное
движение.

Систематизировать знания о том, что
ёлочные
игрушки,
электрические
гирлянды
при
неправильном
пользовании могут вызвать пожар или
порезы.
Уточнить
знания
о
правильном
поведении на загородных дорогах.

Ель, сосна,
1
гирлянда,
серпантин,
бенгальские
огни.
Пересечение 1
дороги,
переезд,
грунтовая,
асфальтирова
нная.

17.12

Сервис,
информацио
нноуказательны
е знаки.
Запрещающ
ие,
предписыва
ющие знаки.
Ремонтные
работы,
скользкая
дорога.
Регулировщ
ик, жезл.
Микробы,
чистота,
пылесос,
дуршлаг,
чистоплотны
й.
Ссадина,
заноза,
соринка,
витамины,
йод, зелёнка,
крапива,
алоэ.
Мёд,
шиповник,
изюм,
виноград,
курага,
клюква,

1

14.01

1

21.01

1

28.01

1

4.02

1

11.02

1

18.02

1

25.02

24.12

III четверть (10 часов)
17

Знаки
информационноуказательные
и
знаки
сервиса.

Расширить представления о знаках
информационно-указательных и сервиса.

18

Знаки запрещающие
предписы-вающие.

Расширить знания о запрещающих и
предписывающих знаках.

19

Знаки предупреждающие.

Расширить
знания
о
предупреждающих знаках.

20

Весёлая
прогулка.
(Практическое занятие).
Чистота – залог здоровья.

Расширить знания о сигналах
регулировщика.
Уточнить знания о том, что в пыли и
грязи
множество
микробов.
Дать
практические советы, как бороться без
лекарств.

22

Советы Айболита
(практическое занятие).

Учить применять полученные знания в
определённых жизненных ситуациях.

23

Вкусные лекарства.

Расширить знания о том, что цветы,
плоды и семена некоторых растений
являются не только целебными для
человека, но даже вкусными.

21

и

некоторых

малина.
24

Правильный уход за
больным.

Дать знания о мерах предосторожности
при уходе за больным.

25

Зубы очень всем нужны, с
детства их беречь должны.

Дать знания о важной роли зубов в
жизни человека.

26

Маленький
(Экскурсия в
столовую).

Дать знания о некоторых молочных
продуктах и сроках их реализации.
Расширить
представления
о
приготовлении
простых
блюд:
бутербродов, яичницы.

повар.
школьную

Больной,
1
градусник,
таблетки,
микстура,
грелка,
капли,
дезинфекция
, аптека.
Кариес,
1
резцы,
клыки,
коренные
зубы.
Молоко,
1
творог,
сметана,
майонез,
сковорода,
морозильная
камера,
пониженная
температура

4.03

11.03

18.03

IV четверть (8 часов)
27

Если дома я один.

Расширить знания о правильном
поведении
дома
при
отсутствии
взрослых и мерах предосторожности.

28

Правильное и безопасное
поведение в цирке, театре,
кинозале.

Уточнить правила культурного и
безопасного поведения в общественных
местах.

29

Культпоход
в
театр
(сюжетно-ролевая игра).

Учить применять в игре знания
этикетных правил.

30

Как себя вести, если ты
потерялся.

Научить учащихся находить выход из
ситуации, когда потерялись.

31

Что может привести к
пожару.
Правила поведения при

Дать знания о том, что пожар очень
опасен.
Уточнить
причины
его
возникновения и правила поведения при

Щеколда,
замок,
глазок,
воры,
милиция.
Кинозал,
цирк, театр,
билет,
билетёр,
фойе,
гардероб.
Вестибюль,
антракт,
спектакль,
действие.
Телефон,
милиционер,
смотритель
парка.
Пожарная
часть,
пожарная

1

1.04

1

8.04

1

15.04

1

22.04

2

29.04
6.05

возникновении пожара.

пожаре.

машина.

32

Чтобы
с
тобой
не
случилась беда, правила
эти помни всегда.

Уточнить
знания
о
том,
что
неправильное поведение у водоёмов в
различное время года опасно для жизни.

Родник,
озеро, пруд,
река, омут,
полынья,
спасатель.

33

Прогулка. (Обобщение
материала.)

Закрепить знания о том, что безопасная
прогулка зависит часто от самого
человека.

Всего:

2

13.05
20.05

1

27.05

3
4
ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».