ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........ 5Ошибка! Закладка не определена.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ошибка! Закладка не определена.9
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………11
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
медицинских
знаний»
адаптированной
по
учебному
составлена
основной
на
предмету
основе
«Основы
Федеральной
общеобразовательной
программы
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее ФАООП
УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с
учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы медицинских знаний» относится к
предметной области «Естествознание»» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Основы медицинских знаний» в5- 9 классы
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Основы
медицинских знаний».
Цель
программы:
Формирование
у
обучающихся
сознательного и ответственного отношения к сохранению и
укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни;
Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и
умений оказывать первую доврачебную помощь;
Задачи обучения:
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1. Заинтересовать и направить учащихся на ведение здорового
образа жизни, борьбу с вредными привычками.
2. Познакомить учеников со строением и основными
функциями человеческого организма.
3. Познакомить учащихся с различными видами травм и
неотложных состояний.
4. . Научить приемам оказания первой доврачебной помощи
при закрытых и открытых травмах.
5. . Обучить методам оказания реанимационной помощи. 6.
Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации,
способствующую сохранению жизни и здоровья. Рабочая программа
дисциплины «Основы медицинских знаний» составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта . Курс «Основы медицинских знаний »
составляет для изучается в течение 1 года с 5-9 класс. Личностные,
метапредметные, предметные результаты освоения курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 класс
Окружающая среда Единство человека и природы. Зависимость
здоровья от окружающей среды и умение человека противостоять
вредным экологическим факторам. Экологическая ситуация 2.
Основы безопасности в быту и на природе Факторы опасности в
быту, в собственном жилище. Огонь — фактор повышения
опасности. Термические ожоги, оказание первой помощи
пострадавшим. Химические ожоги, первая помощь при ожогах
кислотой, желчью, негашеной известью. Отравления газом, первая
помощь пострадавшим. Предупреждение утечки газа и отравления
им. Как избежать пищевых отравлений. При знаки пищевого
отравления, первая помощь по страдавшим. Вред самолечения.
Ядовитые грибы, их отличительные особенности. Отравления
грибами, их признаки и по следствия несвоевременного обращения к
врачу. Ядовитые растения , их отличи тельные особенности.
Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями.
Опасность подстерегает во дворе, на улице при неправильном
поведении. Ссадины, порезы, раны и их опасность. Дезинфекция
ран. Вывихи, переломы, растяжения, их симптомы. Первая помощь
пострадавшим. Демонстрация наложения шины фиксирующей
повязкой. Травмы головы. Сотрясение головного мозга, признаки
сотрясения и его последствия. Кровотечения. Виды кровотечений,
способы их остановки. Демонстрация наложения давящей повязки,
закрутки, жгута. Неожиданная опасность на прогулках, экскурсиях,
на отдыхе. Ядовитые насекомые, их опасность. Что делать при
укусах мошек, в случае, когда ужалила пчела, оса, шмель, шершень.
Клещи — опасные переносчики энцефалита. Что делать, если
присосался клещ, как одеваться и вести себя, чтобы этого не
случилось. Комары. Вред, который они приносят людям и
животным. Малярийный комар — переносчик малярии, борьба с
комарами. Комнатные мухи — опасные переносчики возбудителей
инфекционных заболеваний и яиц глистов. Домашние животные,
правила общения с ними. Болезни, которые передаются от животных
человеку или переносятся животными. Что делать, если поцарапала
кошка, укусила собака. Необходимость прививок от бешенства.
Солнце, воздух и вода — жизненно необходимые экологические
факторы. Последствия их неумелого использования: солнечные
ожоги, солнечные и тепловые удары, отморожения. Первая помощь
пострадавшим.
Последствия
переохлаждения.
Простудные
заболевания. Профилактика простудных заболеваний. Несчастные
случаи на воде. Помощь утопающим. Понятия о реанимации;
искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Природные
катаклизмы. Как вести себя в экстремальной ситуации, как помочь
себе и пострадавшим. Стрессы, их причины, характеристика,
влияние на организм. Методы противострессовой помощи. Причины
развития стойких неврозов и их профилактика. Закаливание,
факторы закаливания. Правила закаливания. Основные правила
приема воздушных и солнечных ванн для закаливания организма.
Хождение босиком — древнейший способ закаливания. Основные
методы закаливания водой. Растения и здоровье. О пользе
комнатных растений. Опасные соседи (о ядовитых и колю чих
комнатных растениях).
7 класс
Введение. Полезные и вредные привычки. 1. Влияние
наркотических средств на организм человека Понятие о
наркогенных веществах. Свойства наркотических веществ. Краткий
обзор наркотиков. Влияние наркотиков на организм. Первые
признаки употребления наркотиков у подростков. Факторы высокой
скрытности наркоманов. Особенности психики и поведения
наркоманов. Общедоступные «лекарства» от наркотической
зависимости. Наркотики и закон. Токсикомания и здоровье.
Отдаленные последствия токсикомании. 2.Влияние никотина на
организм человека Табак завоевывает мир. История табакокурения.
Почему люди курят. Причины приобщения подростков к
табакокурению. Химический состав табака, табачного дыма.
Никотин — наркогенное вещество. Общее действие табачного дыма
на организм, на здоровье. Влияние курения на нервную систему.
Механизм появления никотиновой зависимости. Курение и болезни
органов дыхания. Рак неизбежное последствие длительного курения.
Влияние курения на сердечнососудистую систему, на органы
пищеварения. Вред курения для красоты и здоровья девушек,
женщин. Влияние на потомство. Общественный вред курения.
Опасность, которая подстерегает потенциальных курильщиков,
окружающих настоящих курильщиков. Курить можно бросить!
Курить надо бросить! 3.Влияние алкоголя на организм человека
Алкоголь — наркотическое вещество. Древние истоки пьянства. Что
люди пьют. Этиловый спирт — основа всех алкогольных напитков,
его свойства. Общетоксическое действие алкоголя на организм.
Влияние алкоголя на половую функцию и потомство. Опыты над
животными. Алкоголиками становятся незаметно. Стадии
алкоголизма. Алкоголизм и психические болезни. Белая горячка —
последствие алкоголизма. Алкоголизм и семья. Алкоголизм и
общество. Экскурсия в наркологическое отделение психиатрической
больницы.
8 класс
Строение и функции организма человека. Костно-мышечный
скелет человека. Дыхательная система и ее функции. Сердечнососудистая система и ее функции. Пищеварительная система и ее
функции. Мочеполовая система и ее функции. Эндокринная
система и ее функции. Центральная нервная система. Органы
чувств и их назначение. Основы здорового образа жизни. Понятие
о здоровье и болезни. Факторы риска для здоровья. Занятия
физкультурой, спортом, закаливание. Инфекционные болезни и их
профилактика. Вредные привычки и борьба с ними. Половое
воспитание . Первая медицинская помощь Понятие о первой
помощи. Средства оказания первой помощи Понятие о травме.
Закрытые, открытые травмы. Раны и кровотечения. Ожоги и
обморожения. Электротравма Укусы животных, насекомых, змей.
Отравления ядовитыми растениями, грибами Утопление, удушье,
отравление угарным газом Инородные тела дыхательных путей и
помощь при них .Способы транспортировки пострадавших.
Понятие о неотложных состояниях и помощь при них. Понятие о
терминальных состояниях. Сердечно-легочная реанимация .
9 класс
1.Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них.
Раны. Десмургия. Первая помощь при ранениях. «Оказание первой
помощи при ранениях. Перевязка» Кровотечения. Оказание первой
медицинской помощи при них. Кровотечения и их характеристика.
Гомеостаз. Остановка кровотечений. «Оказание первой помощи при
кровотечениях» 2.Переломы. Оказание первой медицинской
помощи при них. Переломы, их основные признаки.
Иммобилизация. Первая помощь при переломах . «Оказание первой
помощи при переломах» 3. Реанимация Состояния клинической и
физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение
сердечной деятельности. Способы реанимации: искусственное
дыхание и непрямой массаж сердца. «Оказание первой помощи при
остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания»
4.Ожоги и обморожения. Ожоги: термические и химические.
Степени и симптомы. Обморожения. Общее обморожение
организма.
«Оказание первой помощи при ожогах и
обморожениях» Травматический шок и противошоковые
мероприятия. 5.Инфекционные болезни. Инфекционные болезни:
возбудители, группы, причины. Дезинфекция и профилактические
мероприятия. Пищевые инфекции: дизентерия, сальмонеллез,
холера и другие. Инфекции, предающиеся половым путем. СПИД.
6.Функциональные характеристики и пробы как показатель
состояния здоровья человека. Соматоскопия и соматометрия.
«Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на
дозиро- ванную нагрузку».. Итоговое занятие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения курса. Личностные результаты: У учащегося будут
физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа
жизни,
осознанно
выполнять
правила
безопасности
сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как
к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные
результаты: Регулятивные универсальные учебные действия
понятия о безопасности; анализировать причины возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных
ситуациях,
выбирать
средства
реализации
поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в
воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
Познавательные универсальные учебные действия Учащийся
поиска, анализа и отбора информации в области безопасности
жизнедеятельности с использованием различных источников и
свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное
от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха,
стрессов, инфекционных и
аргументировать основные правила поведения в природе; основные
принципы здорового образа жизни ,рациональной организации
одимости безопасного
значимости
современной
культуры
безопасности
жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения
и нанесения иного вреда здоровью; Учащиеся получат возможность
ументировать в отношении поступков других
гут презентовать
результаты собственной деятельности;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 5 класс
ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
№
п/п
Название разделов, тем
.
1.1
1.2
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Окружающая среда
Единство человека и природы. 1
Зависимость
здоровья
от
окружающей среды и умение
человека противостоять вредным
экологическим факторам.
Экологическая ситуация .
1
1
Основы безопасности
быту и на природе
24
.
2.1
Кол-во часов
всего
теория
2
2
в 32
Факторы опасности в быту, в
собственном жилище. Огонь —
фактор
повышения
опасности.
Термические
ожоги,
оказание
первой помощи пострадавшим.
Химические ожоги, первая помощь
при ожогах кислотой, желчью,
негашеной известью.
Отравления газом, первая помощь
пострадавшим.
Предупреждение
утечки газа и отравления им.
Как избежать пищевых отравлений.
При знаки пищевого отравления,
первая помощь по страдавшим. Вред
самолечения.
Ядовитые грибы, их отличительные
особенности. Отравления грибами,
их признаки и по следствия
несвоевременного обращения к
врачу.
Ядовитые растения , их отличи
тельные особенности. Оказание
первой помощи при отравлениях
ядовитыми растениями.
Опасность подстерегает во дворе, на
улице при неправильном поведении.
Ссадины, порезы, раны и их
опасность. Дезинфекция ран.
Вывихи, переломы, растяжения, их
симптомы.
Первая
помощь
Дата
практика
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
3
8
1
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
пострадавшим.
Демонстрация
наложения шины фиксирующей
повязкой.
Травмы
головы.
Сотрясение 1
головного
мозга,
признаки
сотрясения и его последствия.
Кровотечения. Виды кровотечений,
способы
их
остановки.
Демонстрация наложения да вящей
повязки, закрутки, жгута.
Неожиданная
опасность
на
прогулках, экскурсиях, на отдыхе.
Ядовитые насекомые, их опасность.
Что делать при укусах мошек, в
случае, когда ужалила пчела, оса,
шмель, шершень.
Клещи — опасные переносчики
энцефалита. Что делать, если
присосался клещ, как одеваться и
вести себя, чтобы этого не
случилось.
Комары.
Вред,
который
они
приносят людям и животным.
Малярийный комар — переносчик
малярии, борьба с комарами.
Комнатные мухи — опасные
переносчики
возбудителей
инфекционных заболеваний и яиц
глистов.
Домашние
животные,
правила
общения с ними. Болезни, которые
передаются от животных человеку
или переносятся животными. Что
делать, если поцарапала кошка,
укусила собака. Необходимость
прививок от бешенства.
Солнце, воздух и вода — жизненно
необходимые
экологические
факторы. Последствия их неумелого
использования: солнечные ожоги,
солнечные и тепловые удары,
отморожения.
Первая
помощь
пострадавшим.
Последствия
переохлаждения.
Простудные
заболевания.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Несчастные
случаи
на
воде.
Помощь утопающим. Понятия о
1
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
реанимации;
искусственное
дыхание, непрямой массаж сердца.
Природные катаклизмы. Как вести
себя в экстремальной ситуации, как
помочь себе и пострадавшим.
Стрессы,
их
причины,
характеристика,
влияние
на
организм.
Методы
противострессовой помощи.
Причины развития стойких неврозов
и их профилактика.
Закаливание, факторы закаливания.
Правила закаливания. Основные
правила приема воздушных и
солнечных ванн для закаливания
организма.
Хождение босиком — древнейший
способ
закаливания.
Основные
методы закаливания водой.
Растения и здоровье. О пользе
комнатных
растений.
Опасные
соседи (о ядовитых и колю чих
комнатных растениях).
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
34
Тематическое планирование 7 класс
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
№ п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Название разделов, тем
Кол-во часов
всего
теория
Введение. Полезные и вредные 1
1
привычки.
1.
Влияние
наркотических 8
8
средств на организм человека
Понятие
о
наркогенных 1
1
веществах.
Свойства
наркотических веществ.
Краткий
обзор
наркотиков. 1
1
Влияние нар котиков на организм.
Первые признаки употребления 1
1
наркотиков у подростков.
Факторы высокой скрытности 1
1
наркоманов.
Особенности
психики
и 1
1
поведения наркоманов.
Общедоступные «лекарства» от 1
наркотической зависимости.
1
Дата
практика
1.7
Наркотики и закон.
1
1
1.8
Токсикомания
и
здоровье.
Отдаленные
последствия
токсикомании.
2.Влияние
никотина
на
организм человека
Табак завоевывает мир. История
табакокурения.
Почему люди курят. Причины
приобщения
подростков
к
табакокурению.
Химический
состав
табака,
табачного дыма. Никотин —
наркогенное вещество.
Общее действие табачного дыма
на организм, на здоровье.
Влияние курения на нервную
систему. Механизм появления
никотиновой зависимости.
Курение и болезни органов
дыхания.
Рак
неизбежное
последствие длительного курения.
Влияние
курения
на
сердечнососудистую систему, на
органы пищеварения.
Вред курения для красоты и
здоровья
девушек,
женщин.
Влияние на потомство.
Общественный вред курения.
Опасность, которая подстерегает
потенциальных
курильщиков,
окружающих
настоящих
курильщиков.
Курить можно бросить! Курить
надо бросить!
3.Влияние
алкоголя
на
организм человека
Алкоголь — наркотическое
вещество.
Древние
истоки
пьянства.
Что люди пьют. Этиловый спирт
— основа всех алкогольных
напитков, его свойства.
Общетоксическое
действие
алкоголя на организм.
Влияние алкоголя на половую
функцию и потомство. Опыты над
животными.
1
1
11
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
14
14
1
1
1
1
1
1
2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
3.1
3.2
3.3
3.4
1
3.7
Алкоголиками
становятся 1
незаметно. Стадии алкоголизма.
Алкоголизм
и
психические 2
болезни. Белая горячка —
последствие алкоголизма.
Алкоголизм и семья.
1
3.8
Алкоголизм и общество.
1
3.9
наркологическое
отделение 4
психиатрической больницы.
Итого
34
3.5
3.6
1
2
1
4
34
Тематическое планирование 8 класс
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
№
п/п
1
Название разделов, тем
Строение и функции организма человека
Кол-во часов
всего теория практика
9
6
1.1
Костно-мышечный скелет человека.
1
1
1.2
Дыхательная система и ее функции.Сердечно-сосудистая система и 2
ее функции.
Пищеварительная система и ее функции. Мочеполовая система и ее 2
функции.
Эндокринная система и ее функции.
1
1
Органы 2
1
1.6
Центральная нервная система.
чувств и их назначение.
Основы здорового образа жизни.
1
1
2
Понятие о здоровье и болезни. Факторы риска для
4
4
2.1
Занятия физкультурой, спортом, закаливание.
1
1
2.2
Инфекционные болезни и их профилактика.
1
1
2.3
Вредные привычки и борьба с ними.
1
1
2.4
Половое воспитание
1
1
3
Первая медицинская помощь
21
21
3.1
Понятие о первой помощи. Средства
помощи
Понятие о травме. Закрытые, открытые
кровотечения.
Ожоги и обморожения.Электротравма
1.3
1.4
1.5
3.2
3.3
здоровья.
оказания
травмы.
первой 2
Раны
1
1
1
и 2
2
2
2
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
Укусы животных, насекомых, змей. Отравления
растениями, грибами
Утопление, удушье, отравление угарным газом
Инородные
тела
дыхательных
путей
них
Способы
пострадавших
Понятие о неотложных состояниях и
них
Понятие о терминальных состояниях
и
ядовитыми 2
2
2
2
при 2
2
транспортировки 2
2
помощь
помощь
при 2
2
2
2
3
2
34
34
3.10 Сердечно-легочная реанимация
Итого
Тематическое планирование 9 класс
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
№
п/п
1.1
Кол-во часов
всего
теория
4
1.Ранения. Оказание первой 4
медицинской помощи при них.
Раны. Десмургия.
1
1
1.2
Первая помощь при ранениях.
1
1
1.3
«Оказание первой помощи при
ранениях. Перевязка»
Кровотечения. Оказание первой
медицинской помощи при них.
Кровотечения
и
их
характеристика. Гомеостаз.
Остановка кровотечений.
3
3
5
5
1
1
1
1
«Оказание первой помощи при 3
кровотечениях»
2.Переломы. Оказание первой 5
медицинской помощи при них.
3
Переломы, их основные признаки. 1
Иммобилизация.
1
1.4
1.5
1.6
2.1
Название разделов, тем
5
Дата
практика
2.2
Первая помощь при переломах
1
1
2.3
«Оказание первой помощи при 3
переломах»
3. Реанимация
5
3
Состояния
клинической
и
физиологической
смерти.
Остановка дыхания и прекращение
сердечной деятельности.
Способы
реанимации:
искусственное
дыхание
и
непрямой массаж сердца.
«Оказание первой помощи при
остановке сердечной деятельности
и прекращении дыхания»
4.Ожоги и обморожения.
1
1
1
1
3
3
4
4
Ожоги:
термические
и
химические. Степени и симптомы.
Обморожения.
Общее
обморожение организма.
«Оказание первой помощи при
ожогах и обморожениях»
Травматический
шок
и
противошоковые мероприятия.
Травматический
шок
и
противошоковые мероприятия..
5.Инфекционные болезни.
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
5
5
Инфекционные
болезни:
возбудители, группы, причины.
Дезинфекция и профилактические
мероприятия.
Пищевые
инфекции:
дизентерия, сальмонеллез, холера
и другие.
Инфекции, предающиеся половым
путем.
СПИД.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6.Функциональные
5
характеристики и пробы как
показатель состояния здоровья
человека.
Соматоскопия и соматометрия. 2
Практическая работа в парах.
5
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6.1
5
2
6.2
6.3
«Функциональная проба. Реакция 1
сердечно-сосудистой системы на
дозиро- ванную нагрузку.».
1
медицинские учреждение.
Итоговое занятие
1
Итого
34
1
1
34