РП Математика вокруг нас 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

Приложение №
к основной образовательной
программе
основного общего образования
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»,
утвержденной приказом
от 29.08.2025г. № 2908-01-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
8 класс

Программу составил и реализует
Алкина Ольга Викторовна
учитель математики

2025 год

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ......................................................................... 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА................................................................... 9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............................................................. 10
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................... 12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по математике «Математика
вокруг нас» для 8 класса создана на основании Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, в соответствии с Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»
Актуальность данной программы обусловлены тем, что она позволяет
устранить противоречия между требованиями программы предмета
«математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по
математике и применении полученных знаний на практике; условиями
работы в классно-урочной системе преподавания математики и
потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС третьего поколения –
развитие способностей ребѐнка и формирование универсальных учебных
действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе
предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на
обеспечение понимания ими математического материала и развития
интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности.
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Цель программы – создание условий для повышения уровня
математического развития учащихся, формирования логического мышления
посредством освоения основ содержания математической деятельности.

3

Цели изучения учебного курса
 в направлении личностного развития: формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и
современного общества; развитие интереса к математическому
творчеству и математических способностей;
 в метапредметном направлении: формирование общих способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
 в предметном направлении: создание фундамента для математического
развития, формирование механизмов мышления, характерных для
математической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
 развивать математические способности у учащихся и прививать
учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера;
 знакомить детей с математическими понятиями, которые выходят за
рамки программы;
 выработать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с
учебной и научно-популярной литературой;
 научить применять знания в нестандартных заданиях.
Развивающие
 развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное
воображение, способности к преодолению трудностей;
 выявлять и развивать математические и творческие способности;
 формировать математический кругозор, исследовательские умения
учащихся.
Воспитательные
 воспитать устойчивый интерес к предмету «Математика» и ее
приложениям;
 расширить коммуникативные способности детей;
 воспитать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать
индивидуальную работу с коллективной;

4

 воспитать понимание значимости математики для научно – технического
прогресса.
Формы и виды учебных занятий
Основной формой учебного занятия является урок, однако существуют
и другие виды, такие как лекции, лабораторные и практические работы,
консультации, творческие мероприятия (например, конкурсы, викторины).
Выбор конкретных видов занятий зависит от дидактических целей, учебного
предмета и его структуры, а также от установленных школой рабочих
программ.
Основные виды учебных занятий
 Урок. Традиционная и основная форма учебного занятия, цель
которого — изучение нового материала, его закрепление или проверка
знаний.
 Лекция. Более углубленное изложение теоретического материала
учителем, часто используется для введения в новую тему.
 Лабораторная и практическая работа. Используются для освоения
практических умений и навыков.
 Консультация. Индивидуальные или групповые занятия для
разъяснения непонятных вопросов или оказания помощи в подготовке.
 Творческие занятия. Викторины, конкурсы, олимпиады, которые
развивают познавательную активность и интерес к предмету.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности на
изучение курса «Математика вокруг нас» в 8 классе отводится 34 часов (1
часа в неделю).

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учѐных в
развитие мировой науки;
 формирование умения контролировать процесс и результат учебной и
математической деятельности;
развитие ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 развитие критичности мышления, внимательности, находчивости,
настойчивости, целеустремленности, любознательности;
 развитие инициативы, активности и сообразительности при
выполнении разнообразных заданий, при решении математических
задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
 развитие умения преодолевать трудности ориентации в системе
требований при обучении математике.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать
в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
 сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
 совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные
критерии оценки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
6

 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории);
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.
Познавательные универсальные учебные действия:
 развивать представление о математической науке как сфере
человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
определять
возможные
источники
необходимых
сведений,
анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
 использовать компьютерные и коммуникационные технологии для
достижения своих целей; создавать и преобразовывать математические
модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления; формировать навыки реализации проектно-исследовательской
деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность:
 повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного
курса математики;
 освоить основные приемы решения задач различного уровня
сложности;
 овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения
поставленной задачи;
 познакомиться и использовать на практике нестандартные методы
решения задач;
7

 повысить уровень своей математической культуры, творческого
развития, познавательной активности;
 познакомиться с возможностями использования электронных средств
обучения, в том числе интернет-ресурсов.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Числа и вычисления (11ч).
Натуральные и дробные числа. Стандартный вид числа. Проценты. Действия
с рациональными числами. Сравнение рациональных чисел. Нахождение
процента от числа. Нахождение числа по данной величине его процента.
Нахождение процентного отношения двух чисел. Модуль числа. Степень
с натуральным показателем. Квадратный корень. Свойства степени.
Свойства квадратного корня.
Выражения и преобразования (12).
Буквенные выражения. Область определения буквенного выражения.
Разложение на множители
многочлена.
Сложение,
вычитание
и
умножение
многочленов.
Формулы сокращенного
умножения.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими
дробями. Преобразование рациональных выражений. Свойства квадратных
корней и их применение в преобразования.
Уравнения и неравенства (7ч).
Решение уравнения. Решение неравенства. Линейное уравнение. Линейное
неравенство. Квадратное уравнение. Квадратное неравенство. Параметр.
Уравнения с параметрами.
Функции (4ч).
Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во
часов

1

Числа и вычисления

11

2

Выражения и преобразования

12

3

Уравнения и неравенства

7

4

Функции

4

Общее количество часов по программе

10

34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8

Поурочное планирование
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Кол-во
часов

Тема

Степень с натуральным показателем
Свойства степени с натуральным показателем
Свойства степени с натуральным показателем
Запись числа в десятичной позиционной системе счисления
Делимость целых чисел. Свойства делимости
Простые и составные числа. Чѐтные и нечѐтные числа
Признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3,6, 9, 10, 11
Признаки делимости суммы и произведения целых чисел
при решении задач
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное
двух чисел
Алгоритм Евклида. Деление с остатком
Сравнения целых чисел по модулю натурального числа
Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень
одночлена
Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень
многочлена
Сложение и вычитание многочленов
Сложение и вычитание многочленов
Умножение и деление многочленов
Умножение и деление многочленов
Преобразование целого выражения в многочлен
Преобразование целого выражения в многочлен
Корни многочлена
Тождество. Тождественные преобразования алгебраических
выражений
Тождество. Тождественные преобразования алгебраических
выражений
Доказательство тождеств
Числовые промежутки
Расстояние между двумя точками координатной прямой
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения
Свойства уравнений с одной переменной
Равносильность уравнений
Число корней линейного уравнения
Линейное уравнение, содержащее знак модуля
Линейная функция, еѐ свойства
График линейной функции
График функции y = | x |
Кусочно-заданные функции
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ЛИТЕРАТУРА
1. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей.
М.: Просвещение, 2000. – 79с.
2. Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи.
Под ред. В. О.Бугаенко. (4-е изд., стереотип.). М.: МЦНМО, 2008. – 96c.
3. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. М.: Просвещение.
2012. – 117с.
4. Кордемский

Б.А.,

Ахадов

А.А.

Удивительный

мир

чисел:

(Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для
учащихся. М.: Просвещение, 1996. – 144с.
5. Решение сложных и нестандартных задач по математике. Голубев В.И.
М.: ИЛЕКСА, 2007. – 252с
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС);
2. http://www.yaklass.ru/ — страница образовательного проекта «Я-класс»
3. http://nsportal.ru/ — страницы учительского портала Социальной сети
работников образования;
4. http://www.rosolymp.ru/

—

Всероссийская

материалы, результаты.

12

олимпиада

школьников


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».