РП Человек и общество 7

Рабочая программа курса «Человек и общество» – 7 класс.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует
учебному плану школы на 2025 - 2026 учебный год.
1.

Пояснительная записка

Анализ состояния современного общества и уровня знаний молодого
поколения о своей стране, позволяет утверждать, что молодежи просто
необходимы элементарные знания особенностей нашей страны, требований
законодательства и объема гарантированных государством прав и свобод.
Знание не только прав, но и обязанностей гражданина позволит молодому
поколению придерживаться правомерного поведения и уверенно выступать
субъектом деятельности на рынке труда.
Программа курса включает в себя так необходимые сегодня знания о
символике нашего государства, правах и обязанностях человека и
гражданина, ребенка, а так же знания о требованиях российского и
окружного законодательства, что должно способствовать осознанному
выбору правомерного поведения. Это соответствует поставленной сегодня
перед системой образования задачей создания условий для формирования
гуманистически ориентированной, законопослушной личности, обладающей
гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства,
адаптированной к условиям быстро меняющейся жизни, умеющей отстаивать
свои права и не нарушать права других.
Целесообразность ознакомления учащихся с правовыми нормами
объясняется их особой актуальностью к усвоению и формированию у них
социально-значимых личностных качеств. Поэтому содержание
факультативных занятий «Человек и общество» направлено на создание
условий для освоения учащимися базовых знаний, способствующих
формированию у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства
собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других
людей.
Цель курса: создание условий для формирования правовой культуры

учащихся.
Задачи:


познакомить учащихся с символикой и правовыми нормами РФ,

сформировать ценностное отношение к ним;


содействовать становлению у учащихся гражданской

ответственности, формированию чувства собственного достоинства,
привитию уважения к закону, правам и свободам других людей;


пробудить у учащихся стремление к осознанному выбору

способов своего поведения, основанных на нравственно-правовой позиции.
2.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Россия. Символы России.
Россия – многонациональное государство с богатой историей и
традициями. История флага России. История гимна и герба России.
Раздел II. Права и обязанности гражданина.
Человек. Естественные права. Обязанности человека и гражданина.
Права ребенка. Конвенция ООН.
Раздел III. Человек и закон
Конституция Российской Федерации. Кодекс об административных
правонарушениях РФ. Исполнение законодательства об административных
правонарушениях. «Комендантский час». Ответственность за сквернословие.
Закон об ограничении курения табака. Ответственность
несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних. Особенности трудоустройства несовершеннолетних.
Документы гражданина РФ. Соблюдение пешеходами и пассажирами ПДД.
Ответственность велосипедистов, водителей мопедов и скутеров за
нарушение ПДД.
3.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса обучающиеся должны:


знать символику своей страны;



знать роль права в жизни каждого человека;

иметь представление о своих правах, обязанностях и



ответственности за неправомерное поведение;


иметь представление о правовых нормах государства;



получить опыт применения рассматриваемых нравственно-

правовых норм при выборе способов собственного поведения.
4.

Учебно-методическая литература

Законы и нормативные документы
1.

Конституция Российской Федерации.

2.

Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013),(с изм. и доп.,
вступающими в силу с 01.09.2013).
3.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-

ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
4.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-

ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации".
5.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-

6.

Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994

ФЗ.
г. N 52-ФЗ.
7.

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-

8.

Кодекс Российской Федерации об административных

ФЗ.
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция от
01.09.2013).
9.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013

г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака".
10.

Постановление Правительства Российской Федерации "О

правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090.

Литература
1.

Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в

средней школе [Текст] / А. М. Егорова // Теория и практика образования в
современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,
февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.
2.

Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое

регулирование и литература. – [Электронный ресурс]-URL:
http://pish.ru/articles/articles2009/201/
3.

Зайцева И.А. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] -

URL:http://zaitseva- irina.ru/html/fl093455595
5.

№

Тематическое планирование
Тема

Изучение

Контроль

материала

знаний

1

Россия. Символы России

4

1

2

Права и обязанности гражданина

7

1

3

Человек и закон

23

3

Итого: 34 часов

Календарно - тематическое планирование курса
«Человек и общество» в 7 классе
Общее кол-во часов: 34 часа (1 час в неделю)
Дата
Кол№
во
план
факт
уро
часо
ка

Тема урока

Понятийный аппарат

в
Раздел I. Россия. Символы России – 4 часа
1
1 Введение.
Россия –
многонациональное
государство с богатой
историей и традициями.
2
1 История флага России.

3-4

2

Российская Федерация,
многонациональное
государство, суверенитет
Символика государства,
триколор

История гимна и герба Герб, гимн
России.

Раздел II. Права и обязанности гражданина –7 часов
5-6
2 Человек. Естественные Право, права человека
права.
7-8

2

Обязанности человека и Права человека,
гражданина.
обязанности человека

9

1

Повторительнообобщающий
Викторина.

1011

2

Права ребенка.

урок.

Планируемый результат Домашнее
задание

Выучить
материалы
конспекта.
Знают
историю
государственного флага
России и исторических
деятелей, причастных к
ней.
Знают
историю
создания
государственного гимна
и герба России.

Выучить
материалы
конспекта.

Знают
все
понятия
раздела. Рассуждают о
правах и обязанностях
гражданина,
делают
выводы.

Выучить
материалы
конспекта.
Подготови
ться
к
викторине.

Воспроизводят учебный
материал,
отделяют
главное
от
второстепенного,
показывают
знание
содержания изученных
тем.
Конвенция ООН, ребенок Знают все понятия.
Определяют
сущностные
характеристики
изучаемого
объекта,
самостоятельно
выбирают критерии для
сравнения
и
сопоставления прав

Выучить
материалы
конспекта.

Ответить
на
вопросы в
тетради.

Раздел III. Человек и закон – 24 часа
122 Конституция
Закон,
конституция, Знают
все
понятия Составить
13
Российской Федерации. демократия, референдум раздела,
историю кроссворд
создания Конституции «Конститу

1415

2

16

1

17

1

18

1

1920

2

2122

2

2324

2

РФ и её основные
разделы.
Кодекс об
Административное
Знают
все
понятия
административных
правонарушение,
раздела, основания для
правонарушениях РФ
административная
привлечения
к
ответственность,
административной
презумпция
ответственности
и
невиновности, равенство возраст.
перед законом
ПовторительноВоспроизводят учебный
обобщающий
урок.
материал,
отделяют
Викторина
главное
от
второстепенного,
показывают
знание
содержания изученных
законов.
Исполнение
Субъект
Знают
содержание
законодательства об
административных
закона, определяют вид
административных
правонарушений, цели и ответственности
в
правонарушениях
виды наказания.
зависимости
от
правонарушения, умеют
применять полученные
знания при решении
задач.
«Комендантский час»
Ночное время, места, Знают
основные
темы,
нахождение
детей
в понятия
которых не допускается, различают дозволенное
и
недозволенное
экспертная комиссия
поведение
несовершеннолетних,
умеют
применять
полученные знания при
решении задач.
виды
Ответственность за
Мелкое
хулиганство, Знают
ответственности
за
сквернословие
нецензурная брань
употребление
нецензурной брани
Табачные
изделия, Знают существующие
Закон об ограничении
табачный
дым, требования
курения табака
пропаганда
и законодательства
об
потребление табака
ограничении
курения
табака,
умеют
применять полученные
знания при решении
задач.
Знают и различают
Ответственность
Виды ответственности
виды ответственности,
несовершеннолетних.
несовершеннолетних,
умеют применять
полученные знания при

ция РФ»
Подготови
ться к
викторине.

Подготови
ться
к
устному
опросу по
теме.

Выучить
материалы
конспекта.

Выучить
материалы
конспекта.
Выучить
материалы
конспекта.

Подготови
ться к
викторине

решении задач.

25

1

2627

2

2829

2

30

1

31

1

3233

2

34

1

Повторительнообобщающий
Викторина.

Воспроизводят учебный
урок.
материал, отделяют
главное от
второстепенного,
показывают знание
содержания изученных
законов.
Особенности уголовной Виды
уголовных умеют применять
Выучить
ответственности
наказаний
полученные знания при материалы
несовершеннолетних
несовершеннолетним,
решении задач.
конспекта.
применение
принудительных
мер
воспитательного
воздействия,
срок
давности
Особенности
Трудовой договор,
умеют применять
Ответить
трудоустройства
испытательный срок,
полученные знания при на
несовершеннолетних
неполный рабочий день, решении задач.
вопросы в
тетради.
легкий труд
Документы гражданина Свидетельство о
Знают процедуру
Выучить
РФ
рождении, паспорт
получения паспорта
материалы
гражданина РФ,
гражданина РФ в случае конспекта.
государственная
его первого или
повторного получения.
пошлина,
Обязанность, штраф
Соблюдение
Знают
обязанности Выучить
пешеходами и
пешеходов
и материалы
пассажирами ПДД
пассажиров, соблюдают конспекта.
их
Ответственность
Водитель, транспортное Знают ПДД для
Подготови
велосипедистов,
средство, велосипед,
велосипедистов,
ться к
мопед, механическое
итоговой
водителей мопедов и
водителей мопедов и
игре
скутеров за нарушение транспортное средство
скутеров. По
ПДД
характерным признакам
различают имеется ли
правонарушение.
ПовторительноВоспроизводят учебный
обобщающий урок.
материал,
отделяют
Игра «Я – гражданин»
главное
от
второстепенного,
показывают
знание
содержания изученных
законов,
умеют
применять знания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».