ДОП Моя история

Управление образования и молодѐжной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»

Принята
на заседании методического
(педагогического совета)
МКОУ «Троицкая СОШ №50»
Протокол № 1 от 27 августа 2025 г.

Утверждаю:
Директор
МКОУ «Троицкая СОШ № 50»
________________Лемешева Е.В.
Приказ № 2908-01-0
от «29» августа 2025 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско – краеведческой направленности
«Моя история»
Возраст обучающихся: 6 - 7лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)

Автор – составитель:
Наконечная Мария Викторовна
учитель начальных классов

п. Троицкий

1. Содержание

2. Основные характеристики .................................................................... 3
2.1. Пояснительная записка ...................................................................... 3
2.1.1. Направленность (профиль) общеразвивающей программы:
туристско – краеведческая .................................................................................. 3
2.1.2. Актуальность .................................................................................... 5
2.1.3. Отличительные особенности .......................................................... 6
2.1.4. Адресат общеразвивающей программы ........................................ 6
2.1.5. Объем и срок освоения программы ............................................... 6
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса ............... 6
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы ................................. 7
2.3. Планируемые результаты................................................................... 8
2.4. Содержание общеобразовательной программы ............................ 12
3. Организационно – педагогические условия...................................... 16
3.1. Календарный учебный график ........................................................ 16
3.2. Условия реализации программы ..................................................... 16
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ................. 17
4. Список литературы .............................................................................. 18

2

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
2.1.1. Направленность (профиль) общеразвивающей программы:
туристско – краеведческая
Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Моя

история»

представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести
учащихся в мир истории и культуры наших предков, предназначена для
работы

в

1-х

классах.

Программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.
ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации».
3.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
3

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27

июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12.
«О

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05

методических

рекомендациями

рекомендациях»

по

организации

(вместе

с

образовательной

«Методическими
деятельности

с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
13.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
14.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
15.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
4

16.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 25.08.2023 № 963-Д «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
17. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50».
Программа разработана на основе авторской программы Е.Г.Лютовой
«Край, в котором я живу» (Примерные программы по внеурочной
деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/
авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б.
Погребова; рец.: А.Ф.Золотухина, Н.Б. Ромаева, – Ставрополь: СКИПКРО,
2010).
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения
духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и
настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для
формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют
значительную роль в жизни каждого человека. Школа должна привить
учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус,
воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему
народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение
к

другим народам

разностороннему

и

и

их

национальным культурам;

гармоничному

развитию

способствовать

младших

школьников,

нравственной,

социальной,

раскрытию их творческих способностей.
2.1.2. Актуальность
Формирование
общекультурной

мировоззренческой,

личности,

а

также

воспитание

патриотизма

и

гражданственности. Содержательным стержнем предлагаемой программы
5

является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина
России.
2.1.3. Отличительные особенности
Отличительные особенности программы «Моя история» заключаются в
том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с
учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного
воспитательного пространства, организация совместной деятельности.
2.1.4. Адресат общеразвивающей программы
Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе
развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа
рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми
6 – 7 лет в течение года обучения.
2.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем программы – 34 часа.
Программа рассчитана на год обучения.
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность

одного

академического

часа

соответствует

требованиям САНПИН.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная. Предусмотренные программой занятия
проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при
участии учащихся шефствующего класса, социальных партнѐров, родителей
учащихся. На изучение курса выделено 34 часа на один год обучения,
который предполагает организацию определѐнного направления историко –
краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана
на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю
продолжительностью, обозначенной в САНПИН. Программа реализуется
6

образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном
сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации –
партнерами школы: краеведческим музеем, библиотеками города.
В программе учтѐн возрастной принцип. Для соблюдения возрастного
принципа использован линейно-концентрический подход к распределению
учебного материала по году обучения. Согласно возрастному принципу
строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют
возможность сочетать различные направления деятельности и формы
занятий с учетом их интересов и свободного времени.
Программа предполагает использование следующих форм занятий:
коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов
деятельности

(познавательный,

творческий)

вызывает

активность

и

заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст
условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии
- практическая работа
- работа с картой России, области, города
- сообщения учащихся на различные темы
- конкурсы, игры, праздники
- встречи с интересными людьми
- компьютерные презентации и др.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Целью программы является углубление и расширение знаний учащихся
по истории родного города, района, края, страны, развитие у них творческих
способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить к
поисковой – исследовательской деятельности.
Решаются следующие задачи:
Образовательные:
7

- учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих
его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
-

обучать

активным

формам

деятельности

в

обстановке

информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и
практическом использовании полученных знаний;
- обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам
экскурсионной методики;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры
края, района, города.
Развивающие:
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой
самореализации;
-

способствовать

активизации

собственного

опыта,

ценностно-

ориентированного поведения;
- развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к
подготовке и проведению экскурсий;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам
жителей;
- воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным
методом, самореализации, самосовершенствовании;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия.
2.3. Планируемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить
место и значение родного края в развитии области, России в целом, а также
овладеть следующими умениями и навыками: самостоятельно подбирать
8

литературу по теме; работать в читальном зале библиотеки; готовить и
выступать с докладами и сообщениями; работать в семейных архивах; уметь
анализировать и синтезировать необходимую информацию; сравнивать и
обобщать факты; воспитывать бережное отношение к своему городу, к
школе. Воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих
земляков.
Основные принципы, положенные в основу программы:
• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя
и ученика;
• научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
• систематичности и последовательности – знание в программе даются
в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их
на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
В

результате

сформированы

реализации

личностные,

программы

у

регулятивные,

обучающихся

будут

познавательные

и

коммуникативные универсальные учебные действия.
Планируемые

Критерий сформированности

личностные
результаты
Сформированность

Обучающийся

принимает

традиции

активной

исторические

гражданской позиции

принимает нарушения правовых норм, идеологию
9

своего

культурноОтечества;

не

экстремизма, дискриминации человека.
Обучающийся

владеет

общественно-

политической терминологией; развивает активную
гражданскую позицию на основе опыта деятельности
(участвует в школьном самоуправлении).
Социально-

Обучающийся приобретает знания о принятых

культурный опыт

в обществе нормах отношения к природе, о
памятниках истории и культуры, о традициях памяти
событий Великой Отечественной войны; о правилах
конструктивной групповой работы; о способах
самостоятельного поиска и нахождения информации
в справочной литературе.

Осознание своей

Обучающийся осознаѐт себя членом общества

гражданской

и государства (самоопределение своей российской

идентичности

гражданской идентичности); испытывает чувство
любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
природе, сопричастности к еѐ истории и культуре, в
желании

участвовать

в

делах

и

событиях

современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной
принадлежности в контексте единого и целостного
Отечества

при

всѐм

разнообразии

культур,

национальностей, религий России;
уважение к истории и культуре всех народов
Земли на основе понимания и принятия базовых
общечеловеческих ценностей.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут
сформированы

следующие УУД

(регулятивные,

коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
10

познавательные,

Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем
мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений,
устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек
зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
с ними;
11

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнѐрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности
(эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
•

формирования

коммуникативной,

этической,

социальной,

гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений
и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной
среде).
2.4. Содержание общеобразовательной программы
Учебный план
№ п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего

1.

2.

3.

4.

Вводное
занятие
«Моя
Родина»
Государствен
ные символы
нашей
страны: герб,
гимн, флаг.
Конституция
РФ. Права и
обязанности
родителей,
детей
Культурное
наследие нашей
страны. Москва

Формы аттестации/
контроля

Теория

Практи
ка

2

1

1

2

1

1

Анализ работ

2

1

1

Анализ работ

2

1

1

Анализ работ

12

– столица нашей
Родины.
Московский
Кремль.
СанктПетербург.
Эрмитаж.
Петергоф
(Петродворец).

5.

6.

7.

8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.

Мой край на
карте
Родины
Я и моя
семья
Профессии
моих
родителей
Моя
родословная
Праздники
Традиции
проведения
семейных
праздников.
Дом, в котором я
живу
Моя улица
Наша школа
Моя малая
Родина
Знаменитые
люди нашего
края
Моя малая
Родина.
Достопримечательные места
родного края
Природа
Нашего края.
Растения и
животные.
Объекты и
памятники
природы.
Итого

2

1

1

Анализ работ

2

1

1

Анализ работ

2

1

1

Выставка работ

2

1

1

Анализ работ

2
2

1
1

1
1

Анализ работ
Игра

2

1

1

Выставка работ

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Взаимоанализ работ
Анализ работ
Анализ работ

2

1

1

Анализ работ

2

1

1

Анализ работ

2

1

1

Анализ работ

34

17

17

Содержание учебного плана
№

тема

теория

практика
13

Воспитательные

темы
1.

Вводное занятие
«Моя Родина»

Знакомство с
целями, задачами
кружка, правилами
поведения.

2.

Государственные
символы нашей
страны

3.

Конституция РФ.
Права и
обязанности

4.

Культурное
наследие нашей
страны. Москва

Знакомство с
символами
государства: флаг,
герб, гимн России.
Понятия «правовое
государство»,
«гражданское
общество», «закон
и правопорядок».
Знакомство с
правами ребѐнка.
Ознакомление с
народами России,
городами,
особенностями их
культуры и быта.

5.

СанктПетербург.
Эрмитаж.
Петродворец

Ознакомление с
народами России,
городами,
особенностями их
культуры и быта.

6.

Мой край на
карте Родины

Географическое
положение
области и района;
изучение местной
топонимики.

7.

Я и моя семья.
Профессии моих
родителей

Профориентация.
Знакомство с
миром профессий.

8.

Моя родословная

Знакомство с
историей
родословной,
составление
генеалогического

Беседа,
знакомство,
создание
ситуации
понимания.
Воспитание
любви к родной
школе, краю,
стране.
Рисование
«Символы
России».
Составление
альбома «Моя
родословная».

Занятиепутешествие,
игра,
практическая
работа,
творческая
мастерская.
Занятиепутешествие,
игра,
практическая
работа,
творческая
мастерская.
Карта
Свердловской
области.
Творческая
работа
«Загадочный
мир названий».
Выставка
творческих
работ «Все
работы
хороши».
Творческая
работа «Моя
родословная».

14

задачи
Воспитание любви к
родной школе,
краю, стране.

Воспитание любви к
России, к своему
народу, малой
родине.
Воспитание
гражданина,
патриота своего
села, страны.

Воспитание
гражданина,
патриота своей
страны.

Воспитание
гражданина,
патриота своей
страны.

Воспитывать
бережное
отношение к
природе,
экологическую
культуру.
Воспитание
почтения и любви к
родителям,
положительного
отношения к труду.
Формирование
ценностного
отношения к семье,
еѐ традициям.

древа.
Понятие
«праздник».
Знакомство с
зимними русскими
народными
праздниками,
обычаями,
традициями.
Ознакомление с
особенностями
проведения
семейного
праздника.

9.

Праздники

10.

Традиции
проведения
семейных
праздников

11.

Дом, в котором я
живу

12.

Моя улица

13.

Наша школа

14.

Моя малая
Родина.
Знаменитые
люди нашего
края

15.

Моя малая
Достопримечатель
Родина.
ные места родного
Достопримечател края.
ьные места

Творческие
работы «Сердцу
милый уголок».

16.

Природа нашего
края

Актуализация
представлений о
птицах,
перелѐтных птицах
своего края.

17.

Объекты и
памятники
природы

Пополнение
представлений об
экологических

Анализ
фенологических
наблюдений,
работа по
определению
птиц.
Красная книга
Свердловской
области.

Человек — верный
сын природы.
Положительное и
отрицательное
влияние человека
на природу.
Знакомство с
названием улиц,
расположением
домов.
Знакомство с
традициями
школы.

Знаменитые люди
нашего края —
герои Советского
Союза.

Участие в
проведении
праздника
«Осень, славная
пора!»,
«Рождество».

Формирование
интереса к
государственным
праздникам,
духовнонравственным
качествам.

Игра «К нам
гости пришли»,
кроссворды,
конкурсы.
Изготовление
подарков.
Составление
моделей,
показывающих
место человека
в природе.

Формирование
ценностного
отношения к семье,
еѐ традициям.

Экскурсия по
улицам города.
Экскурсия по
школе, стенд
«Гордость
школы»,
встреча с
выпускниками.
Экскурсия в
районную
библиотеку.

15

Воспитывать
бережное
отношение к
природе,
экологическую
культуру.
Воспитание любви
и чувства гордости
к родному краю.
Способствовать
развитию
стремления активно
участвовать в делах
класса, школы.
Воспитание
истинного патриота
своей страны,
чувства гордости за
народ и великую
силу духа.
Воспитание
нравственной
культуры через
художественную
выразительность.
Воспитывать
бережное
отношение к
природе,
экологическую
культуру.
Воспитывать
бережное
отношение к

связях неживой и
живой природы.

природе,
экологическую
культуру.

3. Организационно – педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№

Основные характеристики

п

образовательного процесса

/п
1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

34

3

Количество часов в неделю

1

4

Общее количество часов

34

5

Недель в I полугодии

15

6

Недель во II полугодии

19

7

Начало занятий

1 сентября

8

Каникулы

9

Выходные дни (новогодние)

1

Окончание учебного года

25–02 ноября
31декабря–11 января
26 мая

0
3.2. Условия реализации программы
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы
способствуют

обогащению

теоретических

знаний

детей,

являются

источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального

обследования

объектов,

дополняют

словесные

методы,

способствуют развитию мышления детей;
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические

работы.

Практические

методы

позволяют

воплотить

теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
16

детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей,
специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами,
практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать
их

причастность к

культурному

наследию

народа,

его

ценностям.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является
динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока
заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту
среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей,
улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.) как можно больше экскурсий,
целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на
воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными, в программе используются

современные

технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний,
умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по
экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Вид контроля

Входной контроль

Текущий контроль

Цель проведения

Диагностический
Инструментарий
(формы,
методы
диагностики)
Определение
уровня Беседа,
наблюдение,
развития обучающихся, прослушивание,
выявление интересов, тестирование
творческих
способностей
Оценка
качества Опрос,
контрольное
освоения
учебного задание, тестирование,
материала пройденной открытое занятие и др.
темы:
отслеживание
активности
17

обучающихся,
их
готовности
к
восприятию
нового,
корректировка методов
обучения
Промежуточный
Определение
контроль
успешности развития
(промежуточная
обучающегося
аттестация)
усвоения
им
программы
на
определенном «этапе»
обучения
Итоговый
контроль Определение
(итоговая аттестация)
успешности освоения
программы
и
установления
соответствия
достижений
обучающихся
планируемым
результатам

Зачет,
конкурс,
соревнование,
конференция и др.

Защита
проекта,
демонстрационный
экзамен,
публичное
выступление и др.

4. Список литературы
Нормативные правовые акты:
16.

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
17.
ФЗ

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации».
18.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
19.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
20.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
18

21.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН).
22.

Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
23.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
24.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
25.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27

июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
26.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
27.
«О

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05

методических

рекомендациями

рекомендациях»

по

организации

(вместе

с

образовательной

«Методическими
деятельности

с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
28.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
19

29.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
30.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
16.

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 25.08.2023 № 963-Д «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
18. Устав МКОУ «Троицкая СОШ № 50».
Литература, использованная при составлении программы:
1. Богданова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия. 1–11 классы / И. А. Богданова, М. А. Давыдова. —
Москва: Вако, 2019. — 208 с.
2. Гражданское образование в российской школе: сборник / сост.
Т. И. Тюляева. — Москва: Астрель, 2019. — 176 с.
3. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной
школы (Из опыта работы по апробации ФГОС) / авт.-сост.:
Н. Б. Погребова, О. Н. Хижнякова, Н. М. Малыгина; науч. ред.
Н. Б. Погребова; рец.: А. Ф. Золотухина, Н. Б. Ромаева. — Ставрополь:
СКИПКРО, 2010. — 120 с.

20

Литература для обучающихся и родителей:
4. Клиентов, А. Е. Города России: [для среднего школьного возраста] /
А. Е. Клиентов. — Москва: Белый город, 2018. — 128 с.
5. Права человека в свободной стране: учебное пособие. — СанктПетербург: [б. и.], 2018. — 144 с.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».